Благодать

Андрей Ронский

Иногда мы воспринимаем благодать как некое возвышенное чувство, но благодать – это то, что исходит от Бога и кардинально преображает жизнь человека.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Благодать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

БЛАГОДАТЬ И СПАСЕНИЕ

Бог, любя человека, видя его неспособность мудро управлять своей жизнью и ложность всех его устремлений, желает изменить жизнь человека таким образом, чтобы она была исполнена истинного смысла и не была бесплодной для вечности. Для этого великий Бог готов дать человеку абсолютно все, что ему действительно необходимо и, поскольку благодать Божия многоразлична (1Пет.4:10), то проявляет себя во всех областях человеческой жизни (семья, работа, общение, служение ближним и др.): «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Пет.1:3). Казалось бы, обретя такую возможность, человечество должно измениться с приходом в мир Иисуса Христа и желать жить в единении с Богом. Но этого не происходит и люди, в своем большинстве, несмотря на возможность обретения Божьей милости, как и прежде стремятся жить по своим собственным стандартам, своими силами и умом. Почему так происходит? Почему только часть людей принимает спасение Божие руководство, а другая, часть это спасение отвергает? В силу того, что Бог является благим, никто не может сказать, что Свою благодать Бог дает только лишь некоторым, лишая других возможности обретения Его благоволения — человек сам несет всю полноту ответственности за то, что живет по своему усмотрению, отвергая Бога.

Наивысшим проявлением Божьей благодати к человеку является для него спасение через возрождение Святым Духом и дар вечной жизни: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати» (1Пет1:10). Пророки предсказывали ранее о благодати, предназначенной для верующих, подразумевая под благодатью их спасение и жизнь в Иисусе Христе. Жертва Иисуса Христа является абсолютно достаточной для спасения любого человека, как бы глубоко он ни был порочен и именно таковым является желание Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2:4—6). Благодать Бога, явленная миру в Иисусе Христе, имеет в себе силу спасти любого человека (Тит.2:11). Евангелие, — Благая Весть, — является Евангелием Божьей благодати (Деян.20:24), потому что Весть, содержащаяся в нем, — это Весть о благодати, даруемой людям в Иисусе Христе. Кому же должно проповедоваться это Евангелие? Всем людям, или же только избранным? Повеление Господа Иисуса Христа не оставляет на этот счет никаких сомнений: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). Бог хочет, чтобы Евангелие было проповедано всему миру и Его Церковь на земле должна свидетельствовать о Нем и о Его благодати всем людям без исключения, нести в мир Его учение.

Все люди в равной степени виновны перед Богом, — нет деления на грехи незначительные, средней тяжести и очень тяжкие, — любой грех есть преступление против Бога, восстание против Его абсолютной власти, — «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Мир, в котором мы живем — это мир разобщенных людей и только грех объединяет всех без исключения — людей объединяет в одно целое общая для всех греховная природа. Вот почему нет смысла делить людей на категории — кто достоен обрести Божью благодать, а кто нет. У Бога нет лицеприятия (Деян.10:34), Он не делит людей на тех, кто лучше, и кто хуже. Божьей благодати недостойны все в равной степени и по этой причине человек может получить прощение Богжие только как дар, а не как награду за достойное поведение, «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:24). И все же, несмотря на вседостаточность жертвы Иисуса Христа, подавляющее большинство людей не обретают спасения и идут в погибель. В чем причина? Неужели у Бога что-то не получилось и в Его плане спасения обнаружился какой-то недостаток? Но это невозможно, потому что Бог силен исполнить любое Свое намерение и никто и ничто не может помешать Ему в этом. Значит ли это, что в намерения Бога не входило дать Свою благодать всем людям, а оправдать только часть из них?

Призыв Иисуса Христа, хотя и обращен ко всем людям без какого-либо исключения, находит отклик в сердцах только одной категории людей — тех, кто жаждет: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин.7:37—39). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр.16:16). Таким образом, именно отклик на Божий призыв определяет будущее человека, но откликнутся на этот призыв только те, кто жаждут. Отвечая на Божий призыв верой, человек обретает спасение, потому что спасение невозможно без наличия в человеке веры — именно именно вера человека в искупление, совершенное Иисусом Христом, становится для него его спасением. Но почему так сравнительно мало людей обретают эту веру и идут по пути, проложенному Иисусом Христом и ведущему в Его вечное Царство? Почему другие, слыша те же самые слова о спасении, которое Бог предлагает человеку абсолютно бесплатно, не видят в Иисусе Христе ничего драгоценного для себя и не идут к Нему, предпочитая и дальше идти своим собственным путем, почитая слово о Христе и о спасении в Нем от власти греха глупостью? Может, именно потому — что бесплатно? И каким образом в сердце человека возникает вера? Притча о сеятеле приоткрывает нам причины различного отношения к Евангелию людей (Лк.8:5—15), и эти причины — состояние человеческого сердца, привязанности человека, его приоритеты. Одно и то же Слово Бога возвещается людям, находящимся в абсолютно равной степени отчуждения от Него, но, при всей одинаковости вины перед Богом, в различных сердцах Слово Божие производит различную реакцию, и люди по разному откликаются на весть о спасении. Притча представляет нам четыре различных реакции людей на Благую Весть о спасении в Иисусе Христе:

1). Человек слышит слово Божье, но не понимает его смысла; оно не представляет для него никакой ценности и, более того, такой человек считает глупостью вообще все, что имеет отношение к вере. Сердце такого человека тверже гранита, поэтому неудивительно, что семя не имеет возможности пустить корень в этой утрамбованной почве. Дьявол похищает Слово потому, что оно не скрыто в сердце, а валяется, как зерна, нечаянно просыпанные у дороги, где птицы свободно клюют его, чего не могли бы делать, если бы оно было, как ему и положено, посеяно в землю, то есть — проникло в сердце человека.

2). Человек слушает Слово и с радостью тут же принимает его. На первый взгляд может показаться, что благодать Божья коснулась сердца человека, но на самом деле здесь имеют место только лишь чувственные эмоции, не имеющие ничего общего с верой. Именно наличие эмоций определяет степень веры таких людей, а не наоборот. Такие люди верят только до тех пор, пока чувствуют, что все у них идет хорошо. Но как только они встречают на своем пути проблемы или гонения за веру в Иисуса Христа; когда начинают понимать, что, следуя за Ним, неминуемо придется чем-то жертвовать, то они с легкостью отрекаются от своей веры, предпочитая ей спокойную и безопасную жизнь. Сердце таких людей никогда не привязывается к чему-либо надолго и любой даже слабый ветерок может склонить их помыслы в любом направлении. Такие люди никогда не имеют твердых убеждений и предпочитают всегда плыть по течению, а не бороться с ним.

3). Человек слышит слово и принимает его, но оно не становится для него главным приоритетом в жизни. Такой человек стремится к тому, чтобы его вера не мешала улучшению его благосостояния, стремление к богатству нисколько не меньше его стремления к Богу. Другие пожелания, заботы, наслаждения житейские подавляют в его сердце ростки истины, потому что «никто не может служить двум Господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24). Сердце таких людей подобно сундуку с золотом, в котором вечно не хватает всего лишь одной монеты, чтобы он был наполнен полностью. Желание пополнить этот сундук становится всепоглощающей страстью и уже ничто не способно отвратить от нее человека.

4). Человек слышит Слово и его сердце откликается на него верой — человек осознает, что он является грешником и что Благая Весть ему это спасение, — он принимает эту весть, хранит ее в добром и чистом сердце, свободном от страхов, обольщений и забот века сего, и в терпении приносит плод на протяжении всей своей жизни. Сердце такого человека подобно хорошо вспаханной и удобренной почве, которая только того и ждет, когда в нее будет брошено семя.

В Нагорной проповеди (Мф.5—7) Сын Божий говорит и о причине, по которой люди предпочитают не откликаться на призыв Бога: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13—14). Человеку гораздо легче жить, не отказывая себе ни в каких удовольствиях и желаниях, чем сознательно ограничивать себя, приводя свою жизнь в соответствие с Истиной. Врата, ведущие в жизнь, тем не менее, не настолько узки, чтобы через них не мог пройти любой желающий, но и не настолько широки, чтобы пропустить более чем одного человека. Решение следовать по пути, проложенному Иисусом Христом — глубокое личное переживание, не зависящее от мнения окружающих людей. Конечно же, врата, ведущие в жизнь не настолько заметны, в сравнении с вратами широкими, через которые даже не обязательно проходить поодиночке, а можно идти толпой, не отвлекаясь при этом от веселья. Но войти в узкие врата человеку мешает вовсе не их узость, а неспособность увидеть их за сребролюбием, суетой и гордостью. Широким путем идут те люди, для которых просто не существует иного пути, так как они просто не способны увидеть этот другой путь, даже если он всегда будет перед их глазами; даже видя его, они не способны увидеть в нем единственно верный путь, ведущий в жизнь, — настолько их сердце привязано к греху. Но для кого-то именно эти узкие врата становятся желанным выходом из тупика, они с радостью входят в них, как только их увидят и становятся на этот, хотя и нелегкий, но ведущий к истинной цели (которую они теперь ясно видят перед собой) путь и желание освободиться от рабства греха для них так же велико, как велико желание греха у тех, кто отвергает истину. Узкие врата — это Сам Христос, ставший для одних посмешищем, для других — спасением; для одних — юродством, для других — силой Божьей и путем, ведущем в жизнь: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Иоан.10:9); «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).

«Много званых, а мало избранных» (Мф.22:2—14). Почему в притче о брачном пире те, кто был приглашены на этот пир, отказались на него прийти? — «Они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (Мф.22:5). В их глазах их собственные заботы настолько важны, что ради них они не колеблясь отвергают даже царское приглашение на участие в пире в честь бракосочетания его сына. Причина — они не увидели в приглашении царя ничего для себя особенного и свои собственные дела посчитали намного более достойными их внимания, чем приглашение на царский пир. Можно ли нанести большее оскорбление царю, чем открыто выраженное пренебрежение его приглашением? «Брачный пир готов, а званые не были достойны» (Мф.22:8). Что же теперь? Отменить пир из-за того, что не пришли приглашенные на него? Отменить свадьбу сына? Царь из притчи решает эту проблему очень просто — он посылает своих слуг с приказанием: «Итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (Мф.22:9—10). На пир были собраны те, кто не были этого достойны и которые даже не помышляли о том, что могут когда-нибудь быть удостоенными того, чтобы быть приглашенными в царский дворец и возлежать на брачном пире в честь сына царя. Могло ли прийти в голову хотя бы одному из них отказаться от приглашения? Были ли сердца этих недостойных людей благодарны царю за такую возможность пиршествовать с ним за одним столом? — Безусловно. Радовалось ли сердце царя, видя искреннее удивление и благодарность к нему этих людей? — В этом нет никакого сомнения, так же, как нет сомнения и в том, что это был самый радостный и веселый пир в жизни царя. Для него совсем неважно было то, кем были эти люди, — ведь он заранее знал, кого он зовет. Возможно, соседние царьки и его собственные вельможи и осудили бы царя за то, что он так унизил свое царское достоинство, пируя с отбросами общества, но для него первостепенное значение имело то, что сердца людей, приглашенных им на этот пир, были наполнены искренней благодарностью к нему за его приглашение, потому что никто так хорошо не понимал, что они не были достойны царского приглашения, как они сами.

Как похожи фарисеи и законники, слышавшие слова Иисуса Христа, но которых Его слова не коснулись, а лишь еще больше ожесточили их, на тех людей, которые были приглашены на пир царя, но отвергли это приглашение: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» (Лк.7:29—30). Воля Бога относительно фарисеев и законников была точно такой же, как и в отношении всего народа и даже мытарей — признать свои грехи и креститься крещением покаяния. Говорил ли когда Бог, что спасение не нужно фарисеям и законникам, лицемерам и лжецам? Но простой народ и мытари осознали себя перед Богом людьми грешными; фарисеи же, в своей гордости, посчитали крещение покаяния вместе с худшими из грешников оскорблением своего личного достоинства, потому что им тогда нужно было бы признать и себя самих точно такими же грешниками, ничуть не лучше других. Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4) и в отношении абсолютно каждого грешного человека в этом мире есть воля Божья, чтобы он желал спасения и обрел его, но спасение невозможно без признания себя человеком худшим из грешников, без его сердечного раскаяния, независимо от того, насколько лучше в сравнении с явными грешниками этот человек выглядит. Для того, чтобы подвергнуть суду человека, Бог сравнивает его не с другими грешниками, но с Самим Собой и кто сможет устоять? Но, несмотря на то, что Бог действительно желает их спасения, люди отвергают Его волю о себе, так и не пожелав преодолеть свою гордость. Могут ли такие люди обрести благодать от Бога? Конечно нет, ведь они сами ее отвергают, несмотря на то, что Бог мог бы давать им Свою благодать в неограниченном количестве, если бы они только поверили Ему

В своем греховном состоянии все люди схожи, — никто не может претендовать на особое отношение к нему Бога, никто не имеет перед Ним заслуг. Апостол Павел был откровенным врагом Иисуса Христа и ярым гонителем Его Церкви, о чем он сам же и свидетельствует: «Я… недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор.15:9). Но когда по дороге в Дамаск он услышал голос гонимого им Христа, то единственное, что он мог сказать в тот момент, было: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян.9:6). Из врага Бог делает величайшего проповедника Евангелия без какой-либо заслуги в этом со стороны самого Павла. Павел признает, что только лишь Божья благодать совершила в нем такую перемену: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1Кор.15:10). Тот же Апостол напоминает верующим (говоря при этом и о самом себе), кем они были до того, как благодать Божия еще не оказала на их сердца своего воздействия: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит.3:3). В другом своем Послании он также говорит верующим о тех, кого спасает Бог Своей благодатью: «Вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф.2:1—3). Человек пал настолько низко, что у него нет, да и не может быть ни малейшего шанса хотя бы в чем-нибудь оправдаться перед Богом: «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:12). «Когда же явилась благодать и человеколюбие спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит.3:4—5). «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены… через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение» (Еф.2:5,8—9). Характеристика людей, спасенных благодатью Бога такова, что можно только удивляться, — почему Бог захотел спасти таких отвратительных чудовищ? И разве удивительно то, что спасение, явленное именно таким образом, вызывает во многих «праведниках» чувство справедливого негодования? Разве такие мерзкие грешники достойны помилования? Разве нет людей, которые гораздо лучше и достойнее этих воров, убийц, пьяниц и развратников? Но Бог не ищет для Себя тех, кто лучше. Ему нужны те, кто, обретя спасение, будут от всего сердца благодарны Ему за это спасение и Он готов простить человеку абсолютно любое перед Ним преступление и, более того, Он Сам вносит плату за преступление — отдает Сына Своего как жертву за всякое преступление человека, каким бы оно тяжким и отвратительным ни было: «Кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7:47). На практике те, кто почитает себя более достойными, чем другие, так никогда и не приходят к вере в Иисуса Христа полностью, потому что их мнимое достоинство делает их самодостаточными в своих глазах и не позволяет им унизить себя до того, чтобы отождествить себя с другими грешниками. Они, глядя на других, не способны ощутить себя такими же погибшими грешниками и не испытывают нужды в спасении как в безвозмездном даре, но были бы не прочь получить спасение как награду за свои заслуги. Человек способен осознать любовь Бога и даруемую Им благодать только тогда, когда, получая оправдание даром, он при этом ясно осознает, насколько велика его вина перед Богом и что для него нет никакой возможности оправдаться, кроме как по Божьей благодати. Когда такой человек видит себя прощенным, а свою совесть — освободившейся от тяжести вины, то нет ничего удивительного в том, что сердце такого человека ликует и неустанно воздает хвалу Богу за дарованное Им спасение. Разве не таких поклонников ищет Себе Бог?

«Посмотрите, братия, кто вы, избранные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:26—29). «Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак.2:5). Люди, являющиеся в мире мудрыми, сильными, имеющие вес и значение — настолько упоены своей значимостью среди людей, что им некогда думать о том, как они выглядят в глазах Божьих. Богатому человеку трудно войти в Царство Божие (Мф.19:23—24) не потому, что вход в это Царство закрыт для него из-за его богатства, а потому, что он любит свое богатство больше, чем все остальное и по причине того, что в его сердце нет места для другой любви, то он не способен полюбить Бога. Он гордится своей житейской мудростью, силой и величием и единственное, о чем он может помышлять, — это возвыситься еще более. Он не способен познавать Бога — проповедь о Христе, в Котором Бог открывает Себя человеку, для него является юродством, камнем, который строители выбрасывают из-за его непригодности и поэтому «когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор.1:21). Но кем оказались эти верующие? Это как раз те, кто в глазах мира являются людьми никчемными, немудрыми, не способными возвысить себя над другими; к их мнению мало кто прислушивается потому, что их голос не имеет влияния и значимости. Но именно эти люди открывают для себя в проповеди Евангелия ту значимость, которую они имеют в глазах Божьих — можно ли удивляться тому, что и они любят Бога в ответ на Его милость к ним. Бог на деле доказал Свою любовь к виновному перед Ним человеку и теперь можно только или принять эту любовь, или отвергнуть. Для одних спасение становится неизбежным, единственным выходом, потому что они видят также и неизбежность суда над собой в случае отказа от спасения. Во Христе они видят единственный путь, по которому им только и возможно идти. Отлично зная, что это такое — широкие врата и пространный путь, ведущие в погибель, — они в ужасе бегут от них к узким вратам — к Иисусу Христу, — потому что осознание тяжести их вины не дает им спокойно и беззаботно следовать к широким вратам погибели после того, как они увидели в Иисусе Христе свое искупление,. Они глубоко смиряются перед Богом, потому что осознают, что только в Его власти спасти их и что только Его милость способна дать им прощение. Гордый человек всегда будет требовать от Бога признания его заслуг, но вместо этого Бог Своею силой возвышает немудрое мира, незнатное, немощное и уничиженное — возвышает по той причине, что таким людям абсолютно нечем возвысить себя самих даже в собственных глазах, а не то, что перед другими людьми: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5—6, Пр.3:34). Без смирения перед Богом невозможно обрети Его благодать, потому что гордое сердце никогда не будет иметь благодарности к Богу и оно не способно любить Его за все то, что Он делает для человека. На пире у Царя могут возлежать только те, кто будет не только искренне благодарен Ему за приглашение на пир, но почтет для себя это приглашение величайшей честью и возлюбит Царя, пригласившего его, всем своим сердцем, понимая, что присутствует на царском пире не потому, что достоин этого, а только потому, что Царь милостив и что таково было Его благоволение.

Человек виновен перед Богом и это — реальная вина, которая влечет за собой реальное наказание. Преступление уже совершено и справедливый приговор уже вынесен, поэтому наказания избежать невозможно. Спасение от неизбежности наказания есть только одно — помилование, причем это помилование нельзя заслужить хорошим поведением и обещанием впредь совершать только добрые поступки. Осознав реальность бытия Бога, человек понимает при этом, что никогда и ничем не сможет оправдать себя перед Ним. Ощущение неотвратимости Божьего справедливого возмездия — единственно правильное состояние души грешника, которое одно способно просветить грешное сердце жаждой помилования. Грешник обречен, но вдруг каким-то образом обреченного на наказание грешника достигает весть о том, что Бог в Своей милости не требует от него совершения каких-то дел для искупления своей вины и, более того, Бог даже не тратит время на то, чтобы ждать исправления грешника, а «Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8)

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Благодать предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я