Шхуна «Чава». Гафельное вооружение

Андрей Попович

Это третья книга из серии «Шхуна Чава», которая посвящена парусному вооружению гафельной шхуны, его деталям и особенностям. В первую очередь она будет полезна строителям яхты по проекту Дадли Дикса Hout Bay 40, однако «в сердце каждого человека есть гавань с маленькой шхуной». Это слова Генри Миллера, и мне по душе эти слова. И если вдруг у вас появилось желание выяснить, как поднять паруса и пуститься в путь – эта книга для вас.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шхуна «Чава». Гафельное вооружение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Гафельная шхуна

Описание и терминология

О романтике

Красота — это высшая степень целесообразности в природе, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме.

Иван Ефремов

Парусная шхуна, идет галфвинд правого галса

Парусная шхуна родилась в 17 веке. Классическое определение для шхуны — «парусник с двумя или более мачтами с косым вооружением». Эти мореходные и легкие в управлении суда быстро получили широкое распространение во всем мире и совершенствовались на протяжении трех сотен лет поколениями мореходов. Шхуны использовались для рыбной ловли и промысла морского зверя, на шхунах перевозили грузы и совершали полярные экспедиции и пиратские набеги. «Призрак» из романа Джека Лондона «Морской Волк», «Пилигрим» Жюля Верна, шхуна «Пекод» Германа Мелвилла в его романе «Моби Дик», наконец, «Испаньола» Роберта Льюиса Стивенсона — все это шхуны, любимые моряками и писателями-маринистами за мореходность, неприхотливость и стремительный силуэт.

Я не могу удержаться от небольшой серии фото нашей гафельной шхуны, для погружения в тему

паруса

Паруса: 1 — грот, 2 — фок, 3 — кливер, 4 — стаксель, 5 — топсель, 6 — фишерман.

Лодка получила при постройке парусное вооружение двухмачтовой гафельной шхуны. В отличие от современного подхода, паруса на шхуне разделены на основные и дополнительные.

На фото выше на лодке поставлен основной комплект парусов, включающий грот, фок, стаксель и кливер. Погода позволяет нести и дополнительные паруса — топсель и фишерман.

В парусном гардеробе шхуны есть также солидный передний парус, который ставится в определенных условиях взамен кливера со стакселем. В шхунерской традиции это «мул», но современники называют его «генуей».

В качестве материала для гафельных парусов довольно часто используют специальные сорта полиэстера, имеющие традиционный вид, например «duradon», либо используют «круизный» дакрон с хорошей защитой от солнечного ультрафиолета.

Это двухмачтовое вооружение позволяет нести довольно эффективные паруса для легких ветров из найлона — голливоблер и небольшой генакер. Ниже мы рассмотрим типовые схемы несения парусов для различных ветровых условий.

Комплект парусов шхуны «Чава»

Голливоблер поставлен вместо фока с фишерманом. Впереди вместо кливера со стакселем поставлена генуя (мул).

Для очень плохой погоды предусмотрен штормовой парус — трисель, который используется со стакселем, либо индивидуально. Он имеет треугольную форму, передняя шкаторина пришнуровывается слаблинем к мачте, нижняя шкаторина свободная.

Трисель ставится на фок-мачту при попутном штормовании, и на грот — если лодка удерживается в дрейфе.

Каждая часть паруса имеет свое название. Кромки называются шкаторинами, нашитые усиления на углах — боуты.

Гафельный парус (грот шхуны): 1 — нижний галсовый угол, 2 — верхний галсовый угол, 3 — нок-бензельный угол, 4 — шкотовый угол, 5 — три полки рифов

Названия углов для разных типов парусов различаются.

Треугольный парус (генуя): 1 — шкотовый угол, 2 — фаловый угол, 3 — галсовый угол

Рангоут

Рангоут: 1 — грот-мачта, 2 — фок-мачта, 3 — бушприт, 4 — грот-стеньга, 5 — грота-гик, 6 — грота-гафель, 7 — фока-гик, 8 — фока-гафель, 9 — краспицы, 10 — мартин-гик.

В двухмачтовом варианте передняя мачта — фок, задняя — грот. Грот составной, со съемной стеньгой, которая крепится к гроту посредством эзельгофта и салинга. Для изготовления мачт использована стальная тонкостенная труба с оцинковкой. Эзельгофт и салинг также стальные, с горячей оцинковкой, и закреплены на мачте электросваркой.

Вид на салинг со степсом стеньги, краспицы и верхний узел крепления грота-ванты

Эзельгофт. Стеньга проходит через него и своим шпором вставлена в степс на салинге.

При установке мачты полость степса заполняется полиуретановым герметиком. После завершения операции излишки герметика удаляются, клеевой шов выравнивается, и, после отверждения окрашивается. (Отверстие в колонне мачты — глухое и не используется в этом варианте конструкции.)

Фок раскреплен в пяртнерсе деревянными клиньями, пяртнерс закрыт брюканцем из баннерной ткани для герметичности.

Детали рангоута, подготовленные к установке.

Солидные краспицы (труба из нерж. стали) закреплены электросваркой к грот-мачте и салингу, и имеют на ноках винтовые зажимы для грот-стень-вант, что позволяет без опасений стоять на краспице при работе на мачте.

Мартин-гик — отрезок толстостенной трубы из нерж. стали с винтовым зажимом на ноке для фиксации ватер-штага.

По всей верхней поверхности бушприта наклеено акриловое нескользящее покрытие

Грот-мачта установлена в степс на палубе. Фок-мачта проходит сквозь палубу в степс, установленный на киле. Фок раскреплен в пяртнерсе деревянными клиньями, пяртнерс закрыт брюканцем из баннерной ткани для герметичности.

Остальной рангоут — трубы из алюминиевого сплава АМГ5, кроме бушприта, набранного из отборной лиственницы.

Все детали рангоута сделаны из нерж. стали и установлены на свои места с применением электросварки и переходных электродов (на мачтах) или на резьбовых соединениях и полиуретановом герметике. Усы гафелей обшиты технической кожей, ракс-клоты выточены на токарном станке из капролона.

Стоячий такелаж

Стоячий такелаж: 1 — грот-штаг (штаг-карнак), 2 — грот-ванты, 3 — грот-стень-ванты, 5 — грот-стень-штаг, 6 — фока-штаг, 7 — фока-ванты, 8 — кливер-леер, 9 — ватер-штаг, 10 — ватер-бакштаг

Весь стоячий такелаж лодки организован единообразно. Каждый трос заканчивается огонами с коушами, заплетенными вручную. С одной стороны (сверху) огон крепится к рангоутному дереву через самодельную проставку, с другой стороны — к талрепу, который позволяет регулировать длину и настраивать всю систему. Талрепы самодельные, разных типоразмеров в соответствии с диаметрами тросов такелажа, их размеры и чертежи есть в первой книге о постройке.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шхуна «Чава». Гафельное вооружение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я