Архитектор-художник Александр Игнатьевич Владовский. Текст монографии

Андрей Пономарев

Биография архитектора-художника А. И. Владовского. А. И. Владовский (1876–1950) окончил в 1903 году Академию художеств (мастерская Л. Н. Бенуа), работал в России и в Эстонии. Произведения: особняк Н. В. Безобразовой, доходный дом Коммерческого училища в Петербурге, больница в Кренгольме, банкетный зал в Кадриорге, военный госпиталь в Таллине. По его проектам были построены доходные и частные дома, церкви и часовни. Он проявил себя как дизайнер интерьеров, педагог, публицист.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Архитектор-художник Александр Игнатьевич Владовский. Текст монографии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От автора

Наверное, нет в истории архитектуры первой половины XX столетия человека, который бы в большей степени принадлежал одновременно русской и эстонской культуре, чем Александр Игнатьевич Владовский (1876—1950).

Среди архитекторов своего времени он выделяется довольно длительным периодом активного творчества. Постройки по его проектам возводились в Российской империи, первой Эстонской Республике, Эстонской ССР.

После событий 1917 года он не только не отошел от архитектурной практики, но как представитель петербургской художественной школы принял активное участие в застройке Таллинна — столицы Эстонии.

Мощный напор со стороны критиков не заставил архитектора опустить руки: он продолжал много и продуктивно работать. А чтобы говорить со своими оппонентами буквально на одном языке, выучил эстонский — и отвечал им газетных и журнальных публикациях.

Репрессии обошли Александра Игнатьевича стороной, несмотря на дворянское происхождение и выполнение заказов, порученных ему лично президентом Эстонии Константином Пятсом, среди которых — перестройка Кадриоргского дворца и участие в застройке одного из парадных проспектов Таллинна — Пярну маантеэ.

Оставаясь по природе русским человеком, принадлежавшим традициям петербургской академической архитектурной школы, он вместе с другими архитекторами, работавшими в Эстонии в первой половине XX века, формировал новую эстонскую архитектуру. Порой может показаться, что Владовский был «баловнем судьбы», но это лишь видимость.

Сейчас имя А. И. Владовского оказалось практически забытым. До сих пор искусствоведы воспринимают его лишь как состоявшегося архитектора «второго плана». Несмотря на то что зодчий работал практически во всех стилевых направлениях современной ему архитектуры, среди его построек нет шедевров. Не оставил он заметного следа и в северном модерне, изучением которого активно занимаются в России и странах Балтии.

В путеводителях по Таллинну имя архитектора если и упоминали, то непременно в связи с «некорректной перестройкой» Кадриоргского дворца. Несмотря на большое количество статей в периодике и его попытки создать образ зодчего прошлого в романе «Вавилон», не воспринимался Александр Игнатьевич и как публицист. Время и обстоятельства играли против него, обрекая на забвение яркую и самобытную личность. Эстонские критики не могли простить Владовскому, что он был «слишком русским», а советские — что он всегда оставался собой и до конца жизни не принял тех социально-политических изменений, которые принес большевистский переворот 1917 года.

Архитектор Владовский не обошел своим вниманием ни одно крупное событие культурной жизни Таллинна 1920—1930-х годов. По его публикациям можно составлять хронику культурной жизни, больших и весьма скромных выставок, вернисажей. Александр Игнатьевич был скуп на похвалы. Чаще он мог высказать едкое замечание, сравнить очередное архитектурное новшество с корчмой, тюрьмой и будуаром или, говоря о новом здании Рийгикогу, написать, что его фасад «среди вышгородской симфонии бьет так же, как турецкий барабан, выбивающий джац-банд»1.

Немногие удостаивались высокой оценки архитектора. Неподдельное восхищение вызывали у него работы молодого эстонского архитектора Алара Котли, по проекту которого (в соавторстве с Олевом Сийнмаа) в 1938 году в Кадриорге была построена резиденция президента Эстонии, и творчество художника Н. П. Богданова-Бельского.

Единственная попытка систематизировать и описать биографию А. И. Владовского и его творческий путь была предпринята эстонским искусствоведом Лео Генсом четверть века назад2. А потом снова наступила многолетняя тишина, словно табу, наложенное на имя зодчего.

Между тем личность архитектора была настолько яркой, что его биография вошла в Эстонскую советскую энциклопедию3 и современные эстонские энциклопедии и справочники4.

Не обошел его вниманием и эстонский искусствовед Март Калм в работе, посвященной архитектуре Эстонии XX века5. В пятом томе «Истории искусства Эстонии»6 отдельная глава написана о творчестве академистов А. Х. Адамсона и А. И. Владовского.

Несмотря на то что большинство материалов об архитекторе было опубликовано на эстонском языке, архивы и библиотеки Санкт-Петербурга и Таллинна хранят еще много неопубликованных документов о жизни и творчестве Александра Игнатьевича. В Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, в фонде Академии художеств сохранилось личное дело А. И. Владовского, которое охватывает не только период его обучения, но и время до 1921 года. Отдельные изобразительные материалы хранятся в частных собраниях Эстонии и России.

Настоящее издание — скромная попытка приблизиться к личности А. И. Владовского, представить материалы для его творческой биографии. Исследование и осмысление наследия архитектора — дело будущего, времени, когда удастся собрать воедино все материалы из государственных архивов и из частных коллекций.

Цитирование первоисточников и архивных документов, часть из которых была переведена на русский язык, максимально соответствует оригиналу и лишь в некоторых местах приведено к правилам современной орфографии и пунктуации. Названия и заголовки статей эстоноязычных изданий приведены согласно нормам, существовавшим в эстонском языке в 1910—1940-е годы.

Отдельные повторы цитирования являются умышленными. Приведенные в разных контекстах, они обретают и разный смысловой оттенок, меняют акценты.

В настоящем издании принято написание названия столицы Эстонской Республики, города Таллинна, с удвоенной буквой «н». Данная форма употреблялась в большинстве русскоязычных изданий времени первой Эстонской Республики, ее использовал и А. И. Владовский.

За помощь в работе, ценные советы и предоставленные для публикации материалы автор благодарит Ирину Белобровцеву — профессора Института славянских языков и культур Таллиннского университета, Марию Бондареву — ученого секретаря Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Владимира Васильева — ведущего архитектора НИИ «Псковгражданпроект», Ульрику Йыэмяги — руководителя архива Эстонского художественного музея, Марта Калма — ректора Эстонской художественной академии, Анне Ласс — главного хранителя фондов Эстонского музея архитектуры, Аурику Меймре — директора Института славянских языков и культур Таллиннского университета, о. Евгения (Старцева) — настоятеля храма св. Николая Чудотворца в Копли, Мадиса Туудера — старшего инспектора по охране памятников старины Нарвского горуправления, Иви Тяхтсалу — руководителя Архива городского планирования и строительства Таллинна, Херки Хелвеса — специалиста музея Вильянди, Индрека Хинрикуса — заведующего исследовательским залом Таллиннского городского архива, авторов и редакторов сайта «Русская Эстония» (http://russianestonia.eu/) и лично Дарью Астахову, Геннадия Блиндманна, Надежду Валк, Тамару Вересову, Юлию Генс, Любовь Грушину, Дмитрия Когута, Зою Кузнецову, Харди Отса, Карин Паулус, Маре Пихо, Галину Пономареву, Монику Сало, Сийри Тоомик, Олега Филиппова, Майлис Худилайнен, Татьяну Шор.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Архитектор-художник Александр Игнатьевич Владовский. Текст монографии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Владовский А. «Профиль» Вышгорода // Вести дня. 1928. 15 октября.

2

Генс Л. Вечно живая традиция. О творческом пути А. Владовского // Таллинн. Таллинн, 1990. №1. С. 56—68; Gens, L. Arhitekt-kunstnik Aleksander Vladovski // Linnaehitus ja arhitektuur = Градостроительство и архитектура. ETUI ehitusalased uurimused. Tallinn, 1991. Lk. 109—140.

3

Vladovski, Aleksandr Ignatjevitš // Eesti nõukogude entsüklopeedia. 8. Tink — Yver. Tallinn, 1970. Lk. 460.

4

Gens, L. Vladovski (Vladovsky), Aleksander // Eesti kunsti ja arhitektuuri biograafiline leksikon. Tallinn, 1996. Lk. 599—600; Vladovski (Vladovsky), Aleksandr Ignatjevitš // Eesti entsüklopeedia. 10. Türi — Y. Tallinn, 1998. Lk. 474; Vladovski (Vladovsky), Aleksandr // Eesti entsüklopeedia. 14. Eesti elulood. Tallinn, 2000. Lk. 618.

5

Kalm, M. Aleksandr Wladovsky — akademismist art déco’sse // Eesti 20. sajandi arhitektuur = Estonian 20th century architecture. Tallinn, 2002. Lk. 220—225.

6

Kalm, M., Saar, J. Akademismi viimased kantsid. Amandus Adamson ja Aleksandr Wladovsky // Eesti kunsti ajalugu. 5, 1900—1940 = History of Estonian art. 5, 1900—1940. Tallinn, 2010. Lk. 83—94, 645—646.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я