Учебник по основам маркетинга от практика-руководителя с двадцатилетним стажем. Минимально необходимая теория и примеры из жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетинг – это просто! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ТОВАР
Жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара — последовательные этапы нахождения товара на рынке, каждый из которых характеризуется определенным состоянием внешней среды.
Перед этапом внедрения иногда выделяют этап разработки товара, на котором продаж нет, существуют только опытные образцы.
Важно понимать, что у каждого товара — свой жизненный цикл. У муки он длится столетия, у тамагочи — пару лет. Даже внутри товарной категории товары постоянно появляются и исчезают. Механические телевизоры, электронные, цветные, с дистанционным управлением, плоские, плазменные, жидкокристаллические…
Чем дальше, тем быстрее товары сменяют друг друга. Посмотрите на свой телевизор или телефон. Возможно, их уже не производят.
Даже хлеб и молоко, скорее всего, вы потребляете не те, что пять лет назад. Изменились состав, или развес, или упаковка, или ваши потребности в еде.
Ни одна компания не может быть уверена, что ее товар будет продаваться вечно в том виде, в котором он продается сейчас.
Перед тем как рассмотреть этапы жизненного цикла товара, дам следующую статистику по покупателям:
1. Новаторы — 2,5%.
Их характеризует склонность к эксперименту, риску, они социально динамичны, коммуникабельны.
2. Ранние последователи — 13,5%.
Формируют основной костяк «лидеров мнений»: именно к ним больше всего обращаются за советом и консультацией. Как правило, ранние последователи служат ролевой моделью для других.
3. Раннее большинство — 34%.
Эти лица занимают определенное социальное положение, внимательны к информации. Они охотно следуют за другими в процессе восприятия инноваций, однако редко возглавляют это движение.
4. Позднее большинство — 34%.
Скептики, они воспринимают новинку после «среднестатистического» члена социальной системы. Это восприятие может объясняться экономической необходимостью или их реакцией на все увеличивающееся социальное давление. Это могут быть лица более низкого социального положения, люди среднего или пожилого возраста.
5. Консерваторы — 16%.
Представители традиционной, консервативной ориентации; последние, кто воспринимает новизну, и чаще всего отказываются от восприятия.
Попробуйте определить, на каком этапе жизненного цикла товара подключается следующая группа.
Этапы жизненного цикла товара
1. Этап разработки товара.
Цель маркетинга — выявить потребности рынка или сформировать их. Товар существует в виде опытного образца. Цена — базовая. Сбыт отсутствует. Продвижение — информационное. Товар новый, о нем никто не знает.
Для новых тортов и хлеба мы выпускали листовки и проводили дегустации.
2. Этап внедрения.
Цель — привлечь к товару людей, которым нравится пробовать все новое. По ценовой политике здесь уже возможны, например, решения по акционным скидкам, но это зависит от товара. Количество точек продаж пока невелико. Продвижение — по-прежнему информационное.
Как правило, продажи новой продукции мы начинали в собственной торговой сети.
3. Этап роста.
Цель — расширение сбыта. Товар «обрастает» улучшениями. Появляются несколько вариантов цен. Резкий рост числа торговых точек. Продвижение — агрессивное, убеждающее.
Мы делали к удачному торту весом 1 кг разновидности весом 0,7 кг и 1,5 кг.
4. Этап зрелости.
Цель маркетинга — поддержание преимуществ товара. Здесь уже работает торговая марка. Полный ассортимент товара. Полный диапазон цен. Сбыт растет, но уже с меньшей скоростью. Продвижение — конкурентное, объясняющее, почему товар компании лучше других.
Мы использовали в рекламе слово «праздник», пытаясь «уронить» конкурентов на будничный уровень.
5. Этап спада.
Цель маркетинга — оживить спрос. Из товарного ассортимента остаются товары, пользующиеся наибольшим спросом. Снижается диапазон цен. Сокращается число торговых точек. Продвижение — снова информационное, чтобы о товаре совсем не забыли.
На каждый отдельный вкус, например, торты с кремом из сгущенного молока, мы разрабатывали сразу пять-шесть тортов. И наблюдали за их продажами. Со временем их оставалось один-два, но это уже были хиты.
Этапы жизненного цикла слоеных тортов
1. Разработка товара.
Разрабатываем четыре-пять наименований тортов в соответствии с тенденциями рынка, проводим внутреннюю дегустацию, отбираем два-четыре понравившихся, считаем цену с учетом предложения на рынке у других производителей, заказываем тестовую партию листовок для размещения в точках продаж.
2. Внедрение.
Поставляем товар в собственную торговую сеть. Проводим дегустации, собираем мнения покупателей и продавцов магазинов. Они не всегда совпадают. Часто покупатель просит подсказать что-нибудь, и здесь роль продавца недооценивать нельзя.
Если у компании нет торговых точек, можно выбрать в качестве «собственной» торговую сеть одного из партнеров.
3. Рост.
На стадии роста, когда торты уже опробованы в домашнем регионе, они направляются в соседние области. Это действие подкрепляется в точках продаж необходимыми информационными материалами: буклетами, листовками, плакатами, обновлением сайта, а также серией дегустаций в крупных магазинах. Развитая сеть обеспечивает быстрый и широкий охват регионов, в которых работает компания. Здесь возможно добавление новых единиц товара, созданных по опросам потребителей или продавцов. Например, слоеное тесто в сочетании с кремом из сгущенного молока.
4. Зрелость.
На этом этапе уже набрана достаточная статистика продаж по нескольким параметрам. В качестве основных выделяются объем продаж, рентабельность каждого вида изделия и процент возвращаемой из магазинов продукции. По анализируемым параметрам из выпускаемого ассортимента на стадии зрелости отсеивается до 40% продукции. Остальные изделия, как правило, приобретают устойчивый покупательский спрос. Рекламная поддержка торговой марки укрепляет позиции новой группы тортов, а новая группа, в свою очередь, помогает укреплению имиджа торговой марки.
По мере роста объема продаж продукция выдвигается на различные конкурсы, такие как «Сто лучших товаров России» и аналогичные ему. Медали укрепляют имидж товара.
5. Спад.
На стадии спада подогреть интерес к продукту могут новинки, которые отражают вкусовые предпочтения потребителей. Слоеное тесто компонуется с новыми видами крема, наполнителями и так далее. Например, становятся популярными медовые торты — пробуем слоеное тесто соединять с медом. Старый ассортимент оптимизируется, сокращаясь до одного-двух наименований, рассчитанных на истинных фанатов этого вида тортов. Широкий охват розничной сети региона помогает поддерживать приемлемый уровень продаж, в то время как конкуренты постепенно уходят с рынка из-за падения спроса. В случае резкого спада покупательского интереса продукт снимается с производства и заменяется новыми разработками из других товарных ниш.
Торговая марка
Марка — название, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для того, чтобы отличать товар компании от продукции других фирм.
Марка может включать в себя не только марочное название и марочный знак, а также звуковые сочетания, например, позывные радиостанций, и объемные формы. Фирменную бутылку «Кока-колы» вы узнаете и без наклейки, и в темноте.
Критерии выбора марочного названия и его оформления:
1. Адекватность содержания.
Соответствие торговой марки целям и имиджу фирмы. Яркий пример — «Киндер-сюрприз», сразу понятно, для кого этот товар и в чем его фишка. Назвать автомастерскую «Веселый малыш» можно, но не нужно.
2. Уместность в различных ситуациях.
Знак может быть отпечатан, отштампован на разных материалах, увеличен или уменьшен. Однозначность понимания содержания — отсутствие двусмысленности. Последнее особенно актуально при переводе на другие языки.
«Жигули» за границей решено было продавать под другой маркой в связи с тем, что «жигули» ассоциировалось с «жиголо». В то время как «Лада» звучало нейтрально.
Также могу вспомнить, как выводили на российский рынок бутилированную воду Blue Water и детское питание Bledina.
3. Легкость произношения и запоминания.
Название «Минтяжсевмашпромпродстройуправление», естественно, все расскажет о сфере деятельности фирмы, но клиент по телефону может просто не дослушать, кто же ему звонил.
4. Практичность.
Например, количество цветов. Компания заказала логотип в рекламном агентстве, и он сияет всеми цветами радуги. Тогда даже печать простых визиток для сотрудников обернется лишними затратами.
5. Надежность (охраноспособность).
Бизнес идет в гору, товар начали узнавать. Не пора ли зарегистрировать торговую марку? Здесь компанию может ждать неприятный сюрприз, особенно если такое название уже использует другая фирма для других товаров.
6. Индивидуальность.
Определяет способность марки отличаться от знаков других компаний по оригинальному сочетанию написания и цветового решения. Не случайно у нас «МТС» застолбил красный цвет, «Мегафон» — зеленый, а «Билайн» — желтый. Покупателям труднее запомнить фирму, если цвет ее торговой марки совпадает с цветом логотипа сильного конкурента.
7. Положительное ассоциации.
Иногда глаз клиента видит в логотипе не то, что хотела сказать компания. Ссылка на неудачные примеры логотипов на сайте shublog.ru: bit.ly/simplemarketing-1. Слабонервных прошу не смотреть!
Конкурентоспособность товара
Конкурентоспособность товара — комплекс его свойств и стоимостных характеристик: цена, затраты на обслуживание, ремонт и так далее, которые определяют его успех на рынке.
Конкурентоспособный товар — товар, выгодно отличающийся от аналогов по качественным и социально-экономическим параметрам.
Параметры конкурентоспособности товара делятся на жесткие и мягкие.
Жесткие параметры включают технические и нормативные характеристики, которые точно измеряются и регламентируются. Например, производительность механизма, моторесурс двигателя, количество каналов телевизора, класс экологической безопасности и другие.
Мягкие параметры характеризуют эстетические (дизайн, цвет, упаковку…) и психологические (престижность, привлекательность, доступность…) свойства товара.
Привожу описание простой методики оценки конкурентоспособности товара на примере тортов.
Сначала мы определяли характеристики, на которые смотрит потребитель при покупке товара. Первичный список составлялся в результате «мозгового штурма» силами сотрудников фирмы. В дальнейшем список корректировался опросами покупателей и продавцов, которые непосредственно продают товар потребителю. В случае с тортами — продавцы кондитерских отделов продуктовых магазинов.
Наш конечный список характеристик выглядел так: дизайн торта, дизайн упаковки, название торта, цена торта, состав торта, марка производителя, качество исполнения торта, рекомендации знакомых и реклама в средствах массовой информации (СМИ).
Далее потребители и продавцы оценивали важность каждого фактора при принятии решения о покупке. В результате вычислялась степень влияния каждого фактора на покупку в конкретной цифровой форме. У нас получалась следующая картина:
— цена торта — 19%;
— дизайн торта — 19%;
— состав торта — 17%;
— качество исполнения торта — 12%;
— марка производителя — 10%;
— дизайн упаковки — 9%;
— название торта — 7%;
— рекомендации знакомых — 5%;
— реклама в СМИ — 2%.
Влияние факторов со временем может как уменьшаться, так и увеличиваться. Поэтому мы проводили ежегодные исследования и следили за динамикой.
Затем мы опрашивали покупателей в магазинах с просьбой оценить эти параметры по десятибалльной шкале для наших тортов и для тортов других фирм. Пример средних баллов оценки для нашей продукции:
— цена торта — 9,5;
— дизайн торта — 9,5;
— состав торта — 8,9;
— качество исполнения торта — 9,4;
— марка производителя — 9,3;
— дизайн упаковки — 9,3;
— название торта — 9,6;
— рекомендации знакомых — 9,5;
— реклама в СМИ — 9,2.
С помощью этих оценок рассчитывается индекс конкурентоспособности товара. Он показывает, на сколько процентов покупатели удовлетворены товарами фирмы и конкурентов. Индекс равен сумме произведений показателей важности параметра и его балльной оценки. По приведенным выше показателям индекс конкурентоспособности тортов фирмы составляет 9,35 по десятибалльной шкале.
Интересные факты происхождения товаров
1. Просто нарежьте потоньше.
Считается, что чипсы случайно придумал Джордж Крам. Это случилось в США 24 августа 1853 года, на курорте Саратога-Спрингс, где он работал шеф-поваром ресторана гостиницы Moon’s Lake Lodge.
По легенде, одним из фирменных рецептов ресторана Moon’s Lake Lodge был картофель фри. Однажды на ужине железнодорожный магнат Корнелиус Вандербильт вернул жареный картофель на кухню, пожаловавшись на то, что он слишком толстый. Шеф-повар, решив подшутить над магнатом, нарезал картофель буквально бумажной толщины и обжарил. Но блюдо понравилось магнату и его друзьям. Рецепт прозвали «Чипсы Саратога». Через некоторое время чипсы стали самым популярным фирменным блюдом ресторана.
2. Просто заморозьте.
Популярное фруктовое мороженое на палочке появилось в начале XX века в Америке. Рассказывают, что однажды одиннадцатилетний Фрэнк Эпперсон случайно оставил вечером стакан с лимонадом на крыльце дома. В стакане была палочка для перемешивания. В ту ночь ударил мороз. Забывчивый Фрэнк обнаружил утром ледяной цилиндр с вмерзшей палочкой. Так, по легенде, в 1905 году было изобретено мороженое на палочке.
3. Просто растопите.
Пьетро Ферреро делал конфеты и продавал их на местной ярмарке. Однажды он так долго собирался на работу, что из-за жары сладости превратились в бесформенную горку шоколада. Чтобы продать хоть что-то, Пьетро намазал получившуюся массу на хлеб и… стал изобретателем шоколадной пасты Nutella.
Сегодня компания, названная по фамилии ее основателя, — одна из самых прибыльных в мире. А перед началом особо ответственных дел или переговоров Пьетро всегда молился: «Да поможет нам Святая Нутелла!»
4. Просто закрепите.
1678 год, британское правительство прекратило торговлю с Францией, английские торговцы вином оказались на грани банкротства. Правда, имелся вариант возить алкоголь из Португалии. Но дорога была длинная, вино быстро портилось. Попробовали добавить в бочки бренди. Получилось крепленое вино, которое назвали портвейном, — по названию города Порто, где закупали товар.
5. Просто подсмотрите у природы.
В 1941 году швейцарский инженер Джордж де Местрал решил прогуляться по горам со своей собакой. Вернувшись, увидел на своей одежде множество семян, которые были покрыты маленькими крючками… Джордж по достоинству оценил, насколько плотно природные липучки пристали к ткани. Тогда и был создан материал, который известен в англоговорящей среде как Velcro. Популярность «липучки» выросла после того, как текстильный элемент был применен в форме NASA. Она стала широко использоваться при изготовлении гражданской одежды и обуви.
6. Просто скооперируйтесь.
В 1904 году на ярмарке в Сент-Луисе у продавца мороженого закончились бумажные стаканчики. На помощь пришел сосед, который торговал вафлями. Он начал сворачивать вафельные рожки, куда и помещали мороженое. Очень скоро изобретение стало настоящим хитом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетинг – это просто! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других