Глиняная игрушка как элемент декоративно-прикладного творчества

Андрей Парачук

В работе изложено краткое описание истории различных видов глиняных игрушек, а также рекомендации по их самостоятельному изготовлению и декорированию. Имеющиеся в приложениях материалы помогут организовать работу учащихся в увлекательной и познавательной форме.Данная разработка призвана оказать помощь педагогам, а также всем тем, кому интересна история народного декоративно-прикладного творчества и этнографии.

Оглавление

  • ***
  • ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ – ГЛИНЯНЫЕ, РАСПИСНЫЕ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Глиняная игрушка как элемент декоративно-прикладного творчества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ — ГЛИНЯНЫЕ, РАСПИСНЫЕ

Да, из обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатиков войско цвет.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и Вам понравимся.

Из народного фольклора

Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение передаются традиции ремесла и искусства изготовления глиняных игрушек. Подобные игрушки — это воплощённое в глине отражение представлений народа о жизни, труде и красоте.

Рисунок 1 Роль глиняной игрушки

Игрушка по своей сути близка к фольклору. Она создаёт ощущение особенностей народного творчества и неразрывно связана с историей человечества [7, с.12].

Рисунок 2 У истоков народной игрушки

Данные археологических раскопок позволяют утверждать, что первые игрушки относятся ко II веку до нашей эры. В основном, до настоящего времени сохранились игрушки, датированные X—XV веками. Научное изучение данного вопроса относится к периоду конца XIX началу XX века.

В давние времена игрушки использовались как ритуальные фигурки, связанные с обрядами календарных сельскохозяйственных праздников, нередко сопровождавшихся свистом. Отсюда пошли глиняные игрушки-свистульки. Кроме свиста подобные игрушки выполняли также роль оберегов. По славянским поверьям, свист отгоняет нечисть и злых духов [3, c.20—24].

Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику, посвящённому Яриле — славянскому богу солнца и плодородия. В дальнейшем, когда свистулька перестала выполнять обрядовые функции, её развитие пошло по двум направлениям. Первое — это распространённый во многих странах духовой музыкальный инструмент. Второе — народная игрушка (чаще всего в виде птицы, как правило, петушок).

При создании игрушек широко использовались образы животных: коня, оленя, медведя, барана, козла. Рассмотрим сакральное значение некоторых фигурок зверей и птиц в мифологии славян.

Рисунок 3 Глиняные игрушки в виде фигурок животных

Птицы — вестники прихода весны. Козёл — покровитель урожая. Конь — символ благодати. Медведь — предвещал пробуждение природы от зимней стужи. Баран — символ плодородия и благополучия. Олень — символ изобилия.

Фигурка в виде птички являлась прародительницей всех свистящих игрушек. Женский образ стал основой многофункциональных композиций.

Рисунок 4 Многофункциональная композиция

Пластика и размеры глиняной игрушки были рассчитаны на ребёнка. Всё чрезмерное, лишнее отсекалось в процессе её создания. Так исторически, на протяжении долгого времени создавался лаконичный образ игрушки. С её помощью происходил своеобразный диалог-игра ребёнка со взрослыми [2, c. 30—40].

Взрослые объясняли, откуда взялся тот или иной образ, а дети сами придумывали с этими образами сказки, истории (Приложение 1).

По мнению В. В. Абраменковой, игрушка для ребёнка — не просто забава, а духовное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины [9, с.37].

В глиняных фигурках заложена многовековая культура славянского народа, широта его души. Цветовая гамма и орнамент игрушек также имеет своё назначение. Синий цвет — обозначает воду и небо. Белый цвет издавна считался символом чистоты и добра. Зелёный — символ возрождения и жизни. Орнамент, встречающийся на игрушках, несёт глубокую смысловую нагрузку (Приложение 2).

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Оглавление

  • ***
  • ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ – ГЛИНЯНЫЕ, РАСПИСНЫЕ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Глиняная игрушка как элемент декоративно-прикладного творчества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я