В работе изложено краткое описание истории различных видов глиняных игрушек, а также рекомендации по их самостоятельному изготовлению и декорированию. Имеющиеся в приложениях материалы помогут организовать работу учащихся в увлекательной и познавательной форме.Данная разработка призвана оказать помощь педагогам, а также всем тем, кому интересна история народного декоративно-прикладного творчества и этнографии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Глиняная игрушка как элемент декоративно-прикладного творчества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Андрей Парачук, 2022
© Сергей Сергеенко, 2022
ISBN 978-5-0056-4796-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ВВЕДЕНИЕ
Испокон века, к чему бы ни прикасались
руки умельцев — к дереву или глине, металлу или
ткани, — они одухотворяли материал мотивами
реальности или фантазии, которыми их
питала родная природа.
Т. С. Дунашова,
мастер художественной керамики.
Как известно, глина — один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды — всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации.
Искусство глиняной игрушки — одно из древнейших. Детям близки и понятны игрушечные звери, птицы. Место и значение народной глиняной игрушки в системе эстетического воспитания детей обусловлено её художественными достоинствами. В каждом селе или городе, где живут мастера — игрушечники, педагоги стараются познакомить детей с глиняной игрушкой, вызвать у них интерес к процессу её изготовления и особенностям росписи. Поэтому игрушка становится не только объектом визуального восприятия, но и практической деятельности.
Актуальность данной работы состоит в создании микроклимата доброжелательности в детском коллективе через прикосновение к народным ремёслам, и духовным традициям. Целью работы является приобщение детей к миру прикладного творчества через привитие практических навыков работы с глиной, а также знакомство с истоками данного народного ремесла.
Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости, создания объёмного изображения в большей мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует усвоению целого ряда математических представлений.
Становится необходимым вовлечение ребёнка в прикладное творчество, посредством которого развиваются художественный, эстетический вкус. Детей учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками.
Данная разработка предназначена для решения ряда задач, среди которых можно выделить:
Обучающие:
— изучить историю развития глиняной игрушки, как части гончарного производства;
— обучить основам композиции и цветоведения;
— освоить народные орнаменты, применяемые при росписи игрушек и уяснить их смысловое значение;
— изготовить глиняную игрушку в определённой технике лепки.
Развивающие:
— развивать мелкую моторику рук и глазомер;
— содействовать развитию художественного вкуса;
— создать условия для развития способности самостоятельного образного мышления.
Воспитательные:
— воспитывать собранность и аккуратность при выполнении работы;
— воспитывать уважительное отношение к труду;
— формировать интерес к истории развития гончарного искусства.
Детское сердце чутко к призыву творить Красоту, важно только, чтобы за призывами следовал труд. А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребёнка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие — те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Глиняная игрушка как элемент декоративно-прикладного творчества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других