Книга, которую вы держите в руках, не похожа ни на какую другую. Это не обычная бизнес-литература, а захватывающий роман, который шаг за шагом научит вас передовым и действенным технологиям продаж. Почему вам стоит прочитать эту книгу: • Авторы – известные бизнес-тренеры и успешные предприниматели. • Книга написана в форме захватывающего романа, но при этом содержит профессиональные советы. Симпатичная девушка по имени Алиса, работающая менеджером по продажам, знакомится с Владимиром – профессиональным бизнес-тренером. Поначалу Алиса весьма скептически относится к новому знакомому: она считает, что знает о продажах все и Владимир не может научить ее ничему новому. Однако чем дольше они общаются, тем больше Алиса понимает, что с помощью новых знаний она способна выйти на совершенно новый уровень успеха. Владимир продолжает обучать Алису, и постепенно между ними зарождается романтическая связь. Увлекательная подача материала позволит читателю с удовольствием освоить эффективные и проверенные на практике секреты профессиональных продаж.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Технология продаж. Как зарабатывать неприлично много денег предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Шаг 1. Обязательство как цель
Если вы не идете вперед, вы остаетесь позади
Кафе оказалось небольшим и довольно уютным. Алиса с Владимиром выбрали столик у окна и заказали кофе.
— Ну что ж, продолжаем разговор! — весело сказал Владимир голосом Карлсона из детского мультика, так что Алиса невольно улыбнулась. Затем он снял с руки часы, положил их перед собой и добавил серьезно:
— У меня есть примерно два часа.
— Хорошо. Итак, по — твоему, все начинается с целей?
— Кивни головой, если ситуация покажется тебе знакомой, — начал Владимир. — Представь, что ты назначила первую встречу с очень перспективным клиентом (назовем его Иван Иванович). Ты наслышана о проблемах этой компании с текущим поставщиком и поэтому сделала вполне логичный вывод, что они готовы его сменить. Ты все о них знаешь. Ты уверена в себе. Ты собираешься зайти в офис к Ивану Ивановичу и продать ему свой продукт.
Алиса кивнула.
— Итак, ты приходишь к нему в офис, рассказываешь немного о себе, и почти сразу Иван Иванович говорит: «Скажите, что вы можете мне предложить?» «Отлично», — думаешь ты. Такая реакция собеседника позволяет тебе сразу перейти к презентации своего продукта, что ты, собственно, и делаешь. Иван Иванович тебя, кажется, очень внимательно слушает. Однако минут через двадцать он смотрит на часы и говорит, что у него другая встреча. Вы прощаетесь, и он просит тебя оставить брошюры. Ты выходишь из его офиса и думаешь: «Ну вот, все прошло хорошо. Я просто уверена в этом».
Алиса снова кивнула, но на этот раз как-то неуверенно. За исключением имени, Владимир почти один в один описал ее первую встречу с клиентом сегодня утром. Она и в самом деле шла на эту встречу, будучи абсолютно уверенной в том, что все выгорит, все получится как надо… Но в какой-то момент ощутила, что это чувство вот — вот исчезнет.
И, как это ни печально, оказалась права — клиент поскучнел, вспомнил про другую встречу, попросил оставить брошюры…
Алиса покосилась на Владимира. Ну откуда ему знать наиболее частый сценарий ее переговоров с клиентом? Можно подумать, он сам на них присутствовал!
— Итак, на чем вы остановились с Иваном Ивановичем? — спросил Владимир. — О каком следующем шаге вы договорились?
— Ну, я так думаю, что позвоню Дмитрию и назначу следующую встречу, — ответила Алиса, даже не заметив, что использовала реальное имя вместо вымышленного. — То есть как такового формального соглашения не было… Но он же попросил брошюры, а значит, был заинтересован, так ведь?
Владимир сокрушенно покачал головой.
— Знаешь, что бы я подумал, будь я этим Дмитрием? — спросил он. — Я бы подумал: Алиса кажется приятной девушкой, и ее продукт вроде бы неплох… Но все, чего нам удалось за сегодня, это получить ее брошюры. У меня нет на них времени. Если она перезвонит, мне, скорее всего, придется ей отказать.
Алиса горько вздохнула, вспоминая все встречи и звонки, которые заканчивались примерно так же — ничем. Помолчав немного, она спросила:
— И что, именно здесь нужно ставить цели?
— Именно, — с улыбкой подтвердил Владимир. — Цель встречи — это обязательство покупателя перед продавцом. То самое, что продвинет процесс продаж на один шаг вперед.
Он отхлебнул кофе и продолжил:
— Основная цель продавцов заключается в том, чтобы заставить покупателей связать себя обязательством. И то, что отличает эту цель от других, — это согласие покупателя.
Алиса слушала очень внимательно.
— Значит, эта цель — самая важная? — решила уточнить она. — А как же…
Но Владимир не дал ей договорить:
— У менеджера по продажам может быть несколько целей для встречи с клиентом: узнать о его бизнесе, конкурентах, выяснить, кто в фирме клиента принимает решение о покупке, и так далее. Но! — он поднял вверх указательный палец. — Ни одна из этих целей не может стать основной причиной для встречи или звонка, потому что они не требуют обязательств со стороны покупателя.
Владимир кивнул в сторону молодого человека лет двадцати, явно пытающегося завязать знакомство с девушкой за соседним столиком.
— Вот смотри: когда молодой человек пытается завязать отношения с девушкой, первое, что ему для этого нужно, — ее номер телефона. Без этого все остальные звенья цепи не будут работать.
Алиса и сама заметила эту парочку. Что-то ей подсказывало, что парень с девушкой уйдут из кафе вместе… Она вдруг с грустью подумала, что у нее самой давно уже не было никаких отношений, хоть отдаленно напоминающих романтические, — слишком много времени и сил отнимала работа…
А Владимир тем временем продолжал:
— Цель первого «касания» — взять номер телефона, а не просто поделиться своим хорошим настроением! В противном случае продолжения может и не быть. Когда ты позвонила Дмитрию, чтобы назначить утреннюю встречу, ты держала в голове совершенно четкую цель — получить согласие на встречу с тобой. И ты это согласие получила. Клиент обязал себя провести реальную встречу в назначенное время — ты достигла цели своего телефонного звонка.
Алиса кивнула. В самом деле, она возлагала такие надежды на эту встречу!
— Однако на саму встречу ты шла без какой-то конкретной цели, — продолжал молодой человек. — В итоге ты оставила несколько брошюр, которые вполне могла бы прислать по почте или передать с курьером. Тем самым ты заставила клиента поверить в то, что встреча с тобой — напрасная трата времени.
«Боже мой, какая же я дура!» — с горечью подумала Алиса.
— Не кори себя слишком сильно, — будто прочел ее мысли Владимир. — Большинство продажников совершают эту ошибку. Вот почему среди них так мало профессионалов.
Алиса подалась назад, прокручивая в голове свои последние встречи с клиентами. «Я все время совершала одну и ту же ошибку! — с горечью думала она. — Где бы я была сегодня, если бы мне кто-то сказал обо всем этом шесть лет назад… Похоже, этот Владимир знает, о чем говорит!»
— Для каждого взаимодействия с клиентом, — продолжал тем временем молодой человек, делая акцент на каждом слове, — ты обязана четко определить цель. И этой целью должно быть какое-то конкретное обязательство со стороны клиента. Какова будет цель твоей следующей встречи с Дмитрием, если тебе удастся о ней договориться?
— Это просто, — просияла Алиса. — Я бы хотела представить ему наше предложение, в деталях описав все его достоинства. Еще я хотела бы обсудить хотя бы приблизительную сумму сделки. И пусть на встрече присутствуют все, кто отвечает за принятие решений о покупке.
— Хорошо. Это ясные и конкретные цели, — отметил Владимир. Он как будто хотел добавить что-то еще, но в последний момент передумал. — Но если бы ты продумала все заранее, они стали бы целями твоего утреннего звонка, не так ли? И в ответ на заявление о другой встрече ты ответила бы Дмитрию что-то типа: «Мне бы хотелось представить наше предложение в деталях и рассказать о том, сколько вам нужно будет инвестировать в этот проект. Мы могли бы назначить встречу на следующей неделе?» Так бы ты попала на следующий этап процесса совершения сделки. Но поскольку ты не держала свою цель в голове, ты, скорее всего, упустила возможность закрыть сделку.
Алиса вздохнула. Владимир сочувственно улыбнулся:
— Повторяю: каждая продажа — это серия определенных шагов. И каждый шаг требует своей конкретной цели.
Он достал из портфеля лист бумаги и начал быстро что-то писать на нем.
— Допустим, у тебя есть возможность встретиться с человеком из какой-нибудь компании, в которой имеется некая проблема. Эту проблему можно решить с помощью продуктов и услуг, которые ты предлагаешь. То есть этот человек испытывает трудности, однако сам решений о покупке не принимает. Ты встречаешься с ним и определяешь его потребности. Потом он ведет тебя к лицу, принимающему решение, и ты делаешь для него презентацию. После этого ты, скорее всего, корректируешь свое предложение и представляешь его в окончательном виде. Значит, для тебя шаги цикла продаж выглядят так… — Владимир составил на листе бумаги список, а затем передал его Алисе.
Цикл продаж
Шаг 1. Звонок по телефону.
Цель: назначить встречу для определения потребностей.
Шаг 2. Встреча с определением потребностей.
Цель: назначить встречу с теми, кто принимает решение.
Шаг 3. Встреча с теми, кто принимает решение. Презентация продукта.
Цель: назначить встречу с окончательным предложением.
Шаг 4. Встреча с окончательным предложением.
Цель: получить продажу и закрыть сделку.
Алиса какое-то время внимательно изучала список, а затем радостно воскликнула:
— Но ведь именно это я и делаю! Хотя, признаю, никогда не воспринимала свою работу как систему шагов и целей… Однако, знаешь, на практике все далеко не так просто!
— Что именно тебе кажется сложным? — спросил Владимир.
— Ну, взять хотя бы переход от встречи с презентацией к встрече с окончательным предложением. В реальном мире после того, как я представлю наше предложение тем, кто принимает решение, они наверняка захотят еще раз все обговорить, в сотый раз споют мне старую песню об уникальности их компании — мол, решения, которые работают у всех, у них работать не будут… У них найдется куча причин, почему они не готовы выслушать обычное предложение. Не пойми меня неправильно, — поспешила добавить девушка. — Я вижу, где постановка целей ускорит весь цикл. Ты прав по поводу Дмитрия — я бы продвинулась гораздо дальше, если бы поставила цель еще до встречи. Я до сих пор недовольна собой из-за этого. Я просто говорю, что определение цикла продаж в моем случае — это не такая простая задача.
Владимир сделал несколько глотков кофе, обдумывая слова Алисы.
— Хорошо, добавлю только две вещи, — наконец произнес он. — Первое. Определение шагов в цикле продаж и постановка целей на каждом шаге уменьшит время всего цикла на 25 %. Это как если бы мы вычли из условного года продаж целых три месяца.
Глаза Алисы округлились от удивления, но Владимир оставался совершенно невозмутимым.
— И второе, — продолжал он как ни в чем не бывало. — Почему цикл продаж у тебя требует больше времени? Поправь меня, если я ошибаюсь. Даже после того, как ты завершила определение потребностей клиента во время первой встречи, возникает множество вопросов, так ведь?
— Ну да, в той или иной степени, — осторожно согласилась Алиса.
— А где было определение потребностей сегодня утром на встрече с Дмитрием?
Алиса не нашлась что ответить.
— Ты говорила, что Дмитрий дал тебе возможность сразу перейти к представлению продукта и избежать лишней болтовни, так?
Алиса кивнула.
— Так вот, я не думаю, что ты была готова представить хорошее предложение Дмитрию или обговорить с ним цену вопроса, потому что ты недостаточно информирована о его проблемах. А причина, по которой ты недостаточно компетентна в этом вопросе, очень проста — ты об этом не спрашивала!
«Так просто! Ну почему я сама не додумалась до этого?» — с тоской подумала Алиса.
— Ты позволила Дмитрию подтолкнуть тебя к презентации своей компании и своего продукта слишком рано, — продолжал Владимир. — Еще до того, как проанализировала его проблемы и выяснила, что уникального есть в его компании, по крайней мере в восприятии Дмитрия. А это может испортить весь процесс продаж на следующем этапе, например на встрече с теми, кто принимает окончательное решение о покупке. Ты поработала над презентацией своего продукта и все о нем знаешь. Соблазн состоит в том, что ты хочешь рассказать о своем продукте сразу же, как только клиент предоставит тебе возможность. И если ты поддашься этому соблазну, то выпадешь из алгоритма покупательских решений.
— Да, ты упоминал об этом раньше, — согласилась Алиса.
— И еще одно, — продолжал Владимир. — Ты начала продавать свой продукт прежде, чем смогла рассказать о себе. Это тоже ошибка. Никто не купит твой продукт, пока не почувствует доверие к твоей компании. А этого не произойдет, пока клиент не почувствует доверие к тебе.
Алисе захотелось выпить чего-нибудь покрепче, чем кофе.
— Не паникуй! — рассмеялся Владимир, увидев выражение ее лица. — Сейчас мы во всем разберемся.
Молодой человек достал из портфеля ламинированный лист бумаги и положил его на стол. Алиса успела заметить, что на нем была изображена какая-то схема. Затем Владимир достал другой лист бумаги и записал на нем шесть слов.
— Вот, смотри, — молодой человек показал список Алисе, — перед тобой пять решений, которые каждый покупатель принимает в процессе покупки.
✓ ПРОДАВЕЦ
✓ Компания
✓ Продукт
✓ Цена
✓ Время покупать
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Технология продаж. Как зарабатывать неприлично много денег предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других