Субъективный взгляд тренера с 17-летним опытом на тренинги как явление в прошлом, настоящем и будущем. Публикация основана на беседе в апреле 2015 года.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тренинги от 1990 до 2050 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4. Как начинались тренинги в 90-е?
В 90-х годах в Украине появился формат тренинга как таковой. Можно сказать, что в это время родилось само понятие тренинга. Подобные формы обучения существовали и раньше, но назывались по-другому. «Тренинг» и «тренировка» — не только похожие слова, но и похожие понятия. Тренировка в спорте тоже является своего рода тренингом, правда, спортивным. Тренинг — это одна из форм обучения, тренировки.
Первыми тренерами, появившимися в наших краях, были тренеры личностного роста. Они являлись последователями так называемого Эрхардского тренинга, более известного как «Эст». Со временем появились технологи, и формат Эрхардского тренинга трансформировался в новые течения, сохраняя однако черты, присущие только этому формату коллективного обучения. Зачастую такие трансформации были не более чем пиратскими копиями оригинала. «Эст» дублировали американские тренеры, которых, в свою очередь, копировали украинцы. Таким образом, «Эст» получил мощный импульс, что привело его к лавинообразному распространению во всём мире, в том числе и в Украине.
Однако был ещё один фактор 90-х годов, способствующий быстрому развитию тренинговых технологий. В Украину стали заходить негосударственные организации. Эти компании реализовывали свои тренинги для общественных лидеров, и многие информационные форматы они приносили с собой. Тренинг личностного роста — это жесткая тренировка. В таких тренингах тренером должен быть человек, обладающий сакральными знаниями.
Изначально в тренингах информация передавалась от лектора к аудитории, но затем занятия приняли форму беседы, диалога. Слушатели получили возможность говорить, общаться и задавать вопросы. Однако эти занятия отличались большей демократичностью по сравнению с традиционными семинарами — слушателям давали возможность фантазировать, придумывать что-то свое, делиться на группы, творить что-либо своими руками и самостоятельно презентовать плоды своего творчества.
Со временем образовалось ещё одно направление — коммерческое. Его появление было обусловлено необходимостью обучения и тренингов персонала. В большинстве случаев людей отправляли обучаться за границу. В первую очередь топ-менеджеров и близких людей. Они получали западные знания, осваивали системные современные технологии управления.
Думаю, вы прекрасно помните, что 90-е были довольно смутным временем, хотя и с огромным потенциалом. В те годы люди осваивали тонкости ведения бизнеса больше по наитию, нежели путём обучения и практики. Сказывалось отсутствие квалифицированных кадров и отечественного института предпринимательства как класса. Крупные бизнесмены посещали тренинги личностного роста не потому, что чувствовали в этом необходимость, а скорее, отдавая дань моде. Они воспринимали это как своего рода развлечение, тусовку, на которой обсуждали свои вопросы и решали проблемы. В те времена замена понятия «спекулянт» на «бизнесмен» привела к тому, что бизнес сводился к банальной перепродаже: купить подешевле, продать подороже.
Время всеобщей растерянности и «нащупывания» ниточек ведения бизнеса позволило мне сделать ранний и быстрый старт. С технологиями тренингов личностного роста я познакомился еще студентом и впоследствии начал активно применять их в работе. Можно с уверенностью сказать, что МГО (межотраслевые негосударственные организации) и мультинациональные корпорации пришли к нам намного раньше, чем тренинги в украинский бизнес пришли. В 90-е годы в Украину приезжало очень много иностранцев, гораздо больше, чем сейчас. По умолчанию подразумевалось, что иностранный тренер — это бренд, своего рода знак качества. Наличие иностранного паспорта автоматически делало такого человека носителем сакральных, неведомых нам знаний. Отечественных тренеров в то время практически не было или же они были ассистентами на вторых ролях. С другой стороны, некоторым тренерам довольно успешно удавалось копировать тренинги зарубежных гуру. Можно сказать, что рынок постепенно приобретал более-менее понятные черты и насыщался необходимым продуктом. В то время успех тренинга в первую очередь напрямую зависел от личной харизмы тренера. Другими словами, приходил человек с загадочным выражением лица и таинственным взглядом, выдавал какие-то парадоксальные истины, и люди ему фанатично внимали.
Мультинациональные компании — это в первую очередь западные методики работы. То есть методики с хорошо проработанными материалами. Они были достаточно технологичны во всех аспектах. Единственная проблема заключалась в том, что некоторые вещи были практически не адаптированы к украинским реалиям. Это было связано с тем, что мультинациональные компании, обладая обучающими продуктами, адаптированными к переходным экономикам вообще, были слабо адаптированы к украинской экономике в частности. Ключевой аудиторией этих тренингов были топ-менеджеры крупных компаний. Профильные отечественные учебные заведения тогда практически отсутствовали, поэтому мультинациональные организации в качестве ресурса для развития использовали свои центральные офисы.
Что касается МГО, то, во-первых, общественные лидеры получили возможность учиться за рубежом, проходить там специализированные тренинги для тренеров, во-вторых, в Украину приезжали специалисты из-за границы. Формат обучения при этом отличался от традиционных тренингов. В их основе не было четкой и продуманной обучающей стратегии — подробных инструкций, чётких графиков, доступных раздаточных материалов. Это были тренинги, которые по формату носили креативно-дискуссионный характер.
Впервые я познакомился с форматом тренинга в 1995 году. Нельзя сказать, что это был тренинг личностного роста. Сюда приезжали такие гуру американской школы тренингов, как Деннис Перси и его команда. Это был трехдневный тренинг — интенсивная программа, которая называлась «Прорыв». Никто до конца не мог сформулировать, о чем пойдёт речь, хотя само название на то время звучало более чем заманчиво. Сейчас, оглядываясь назад, можно говорить о том, что тот тренинг не был глубоко психологическим. Скорее он был тренингом личностной эффективности. Но тогда его так никто не называл. На то время всё это было очень ново и интересно. Именно тогда впервые появилась возможность нарушать во время тренинга какие-то правила, которые раньше считались незыблемыми. Это наделяло всё происходящее каким-то особенным, сакральным смыслом. Например, 40-летний бизнесмен, серьезный респектабельный человек, которого мне можно было называть на «ты», рассказывал о проблемах со студентами, а я давал ему обратную связь в практических упражнениях.
Многих в этих тренингах привлекала в первую очередь продуманная презентация и контент. Не стоит забывать, что в 90-е годы не было такого неограниченного доступа к информации, как сейчас. Основным источником была переводная литература, самиздат. Интернет в наших краях ещё не был так развит, а постсоветские издательства не перешли на коммерческие рельсы работы. Во всех без исключения сферах деятельности происходило приобщение к новым знаниям и стандартам. Это было тяжёлое, но вместе с тем интересное время. В первую очередь потому, что про эффективность тогда никто не говорил. Всё происходящее в системе коллективного обучения привлекало как новинка.
Мне посчастливилось поработать с хорошими тренерами, такими как Геннадий Суровцев из «Тайм менеджмент интернэшнл» — компании, которая специализируется на тренингах по управлению временем.
В 1999 году стали появляться первые бизнес-школы. Западные технологии начали активно внедряться в Украине. В это время подходы к тренингам, их философия и программы стали меняться. Кто-то изменений не принял и до сих пор работает по тем шаблонам и форматам, по которым работал 20 лет назад. Кто-то начал меняться и развиваться вслед за бизнесом. По большому счету в 90-е бизнес не был проводником перемен. В первую очередь локомотивом перемен всей нашей жизни в то время были мультинациональные корпорации.
Сегодня можно говорить, что тренинги 90-х были направлены в большей степени на эмоции, а не на развитие каких-то конкретных компетенций. Тренер сам по себе являлся харизматичным человеком — недоступным, загадочным как медиум, обладающим какими-то таинственными знаниями и прошедшим определенный путь развития. Можно сказать, что программа любого тренинга туманна и расплывчата, но вместе с тем в любом тренинге присутствуют определённые правила и рамки. Например, все участники тренинга должны сдать мобильные телефоны тренеру, или встреча назначается в лесу. Такие и подобные им «фишки» выходили за рамки привычного и обыденного. Тренеры 90-х часто выводили людей из зоны комфорта, дабы встряхнуть команду.
В 90-е годы не было системы и системного подхода к обучению, построению, развитию бизнеса, а соответственно, системных компетенций и традиций. В то время в бизнесе было лишь много творчества и риска.
Как известно, одной из целей тренинга является командообразование в коллективе. Но тренеры в 90-е меньше образовывали, а больше вещали.
Довольно часто речь шла о парадоксальных основах, что позволяло понимать их каждому слушателю субъективно, как хочешь. Это было похоже на гадание цыганки на вокзале, когда вы сами, притягивая информацию за уши, начинаете в нее верить. Я не говорю, что это было плохо, скорее по-своему интересно.
В то же время в Украине появился так называемый веревочный курс. Он, как и все другие курсы и направления, модифицировался и со временем обрастал какими-то новыми деталями и упражнениями. Так или иначе он существует до сих пор. Веревочный курс представляет собой классический курс командообразования, когда люди, отрываясь от привычной зоны комфорта, выезжают в лес, поле или другое необычное для тренинга место и проходят цикл упражнений. На таких тренингах встречаются самые неожиданные задания. Например, из пункта «А» дойти в пункт «Б» по бревнам или по веревкам, перебраться через 4-метровую стенку и т. д. Это достаточно сильный инструмент командообразования. Но со временем многим компаниям он приелся. Люди из года в год проходили такие экстрим-курсы и в конце концов стали к ним просто привыкать, уже не получая от таких занятий желаемого эффекта.
Что касается меня, то я посещал определенное количество тренингов в 90-е. Затем начал ассистировать тренерам в каких-то простых вещах на том уровне, на котором это было возможно. Работая с аудиторией, я пробовал проводить свои тренинги. В основном просто копировал форматы, пытаясь разобраться, что работает, а что — нет. Ассистируя, у меня была возможность задать вопросы тренерам о нюансах работы, ошибках, больше углубиться в процесс. Фактически я нарабатывал шаблоны поведения, придумывал что-то свое. В будущем это позволило мне сделать свой первый тренинг для коммерческих компаний.
В первую очередь 90-е дали мне эмоциональную привязанность к формату тренинга. Он отличался от форматов обучения, которые были в школе, вузе, и тех бизнес-семинаров, которые мы посещали. Данный формат выгодно отличался тем, что был более эффективным и интерактивным, а также позволял включать людей в процесс.
Фактически все семинары являлись изложением прочитанного. В формате тренинга такого не было — в нем всегда рождалось что-то новое и это привлекало. Такая эмоциональная привязанность сохранилась до сих пор.
Также мне удалось тогда познакомиться с высокоуровневыми тренерами, когда они еще не были так знамениты, как сейчас. Мы сохраняем отношения до сих пор. И в этом ещё одна ценность хорошего тренера и тренинга. Тренер, развиваясь сам, развивает и свои тренинги, что, в свою очередь, помогает расти остальным людям. На разных этапах развития людям нужны разные тренинги. Мне как тренеру со стороны было очень интересно наблюдать за эволюцией этих людей, как меняются их подходы и взгляды.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тренинги от 1990 до 2050 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других