50 чашек кофе, чтобы создать свой бизнес

Андрей Мамонтов

Марк Цукерберг в своём выступлении сказал, что идеи не приходят к нам в готовом виде, что они приобретают форму, когда мы начинаем над ними работать. А Биллу Гейтсу приписывают слова: «Все мы нуждаемся в людях, которые могут дать нам обратную связь, поскольку это единственный способ найти лучшее решение». Знания формируются при взаимодействии с другими людьми. Книга – технология и мотивация для поиска осознанного решения. Она расставляет маячки, чтобы гладко пройти дистанцию создания бизнеса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 чашек кофе, чтобы создать свой бизнес предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как люди становятся предпринимателями

Чашка №1: Предпринимательская жилка

Бытует мнение, что предпринимательская деятельность требует определённого таланта. Вы наблюдаете за знакомыми активными людьми и невольно восхищаетесь их предпринимательской жилкой. Смотрите, как они крутятся, удивляетесь их энергии, упорству, идеям, пытаетесь примерить их действия на себя.

Вы уверены, что предпринимательство имеет некую волшебную формулу, набор личных качеств, которые могут привести к успеху в бизнесе. Вы пытаетесь отыскать её, для этого читаете истории успеха великих предпринимателей: Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга, Илона Маска и т.д., подписываетесь на их аккаунты в социальных сетях.

Вы считаете, что предприниматели сделаны из особого материала, крайне трудолюбивы, обладают уникальным характером и склонны к риску. Данный миф поддерживается статистикой, которая утверждает, что во всём мире не более 5% людей, склонных рисковать, что они и составляют основу предпринимательского движения.

Пришло время сказать вам правду. ЭТО НЕ ТАК!

Большинство людей начинали своё дело в силу обстоятельств, и порой вполне прозаичных, а не потому что они обладали даром предпринимательства. Если вы расспросите любого бизнесмена о том, как он начинал, то удивитесь, насколько там будет обыденная история, почти лишённая романтики. Это уже потом отдельные выдающиеся бизнесмены получили сценарную обработку от Голливуда.

Пока варится кофе… Опыт нашей страны 90-х годов — наглядный тому пример, когда челночным бизнесом занялось, кажется, полстраны. И хотя это не самый хитрый вид предпринимательства, но всё же многих из бывших челноков нельзя отнести к числу авантюристов.

Склонность к риску — так себе помощник. Решение о начале своего дела приходит легко к тем, кому либо нечего терять, либо то, чего они могут лишиться, затевая бизнес, далеко не последнее. Ещё проще решиться, если они рискуют не своими деньгами. Всё это говорит о том, что главный барьер на пути к предпринимательству не характер, не склонность к риску, даже не наличие денег для старта, а обычный страх перед неудачей.

Если вы способны преодолеть свою боязнь, чтобы выйти на свой старт, то у вас тоже есть предпринимательская жилка и шанс преуспеть в бизнесе.

О ЧЁМ ПОДУМАТЬ: что мешает открыть свой бизнес?

ЧТО ОБСУДИТЬ ЗА ЧАШКОЙ КОФЕ: были ли какие-то задатки, чтобы стать предпринимателем?

Чашка №2: Идея, безработица,

сам себе босс

Стечение внешних обстоятельств, которые подталкивали людей к определённому решению, породило немало бизнесов. Что может вас спровоцировать на размышления о предпринимательстве? Вот три причины:

ИДЕЯ, БЕЗРАБОТИЦА, САМ СЕБЕ БОСС.

Вполне тянет на название какого-нибудь киноэкшена от Гая Ричи. Упомянутые три причины следует рассматривать как спусковую пружину, которая накапливает неудовлетворение сложившейся ситуацией и заставляет чаще думать о самореализации в сфере предпринимательства. Прислушайтесь к себе и окружающей ситуации. Возможно, обстоятельства делают вам жирный намёк, что пора подумать о собственном деле.

1. Идея

Безусловно, бывают случаи, когда приходит озарение и приходит сногсшибательная бизнес-идея. Конечно, в этом случае надо хвататься за неё и искать возможности реализовать её. Но чаще обстоятельства прозаичнее, когда хороший профессионал накопил интересные наблюдения, которые ему не удаётся по разным причинам реализовать в качестве наёмного менеджера в компании, где он работает. Не наблюдая ничего подобного в среде конкурентов, рано или поздно он решается на свой самостоятельный путь. Только создав собственный бизнес, специалист обретает возможность воплотить и проверить свои идеи, поэтому он следует за ними и становится предпринимателем.

2. Безработица

Вполне возможно, что кто-то видит собственный бизнес как способ заработать миллионы или даже миллиарды. Истории предпринимателей, дело которых начиналось с мыслей о деньгах, звучат иначе. У них не так много вариантов было заработать, кроме как взять всё в свои руки и найти нишу для собственного бизнеса. Далеко не всем удаётся построить удачную карьеру в крупной компании, несмотря на свой профессионализм.

Правда жизни в том, что не всегда и не во всех сферах собственник бизнеса обязательно будет богаче любого наёмного сотрудника. Топ-менеджер с квалификацией, аналогичной вашей, может жить спокойнее и иметь больше и стабильнее доход. Тем не менее отсутствие возможности зарабатывать деньги иначе, как самостоятельно вести бизнес, часто подталкивает людей к данному решению, т.е. взять на себя ответственность за своё финансовое благосостояние.

3. Сам себе босс, или независимость

Как бы вам, возможно, ни нравилась идея бунтарства и неподчинения, но тема независимости у предпринимателей не всегда произрастает от простого нежелания подчиняться кому-либо в структуре компании. Среди бизнесменов много людей творческих профессий и хаотической организации, которым крайне тяжело было существовать в рамках корпоративной культуры компаний. Их бизнес — это способ решения их внутренней борьбы, которая, достигнув критического уровня, требует выхода из конфликта с самим собой.

Другая разновидность — это поиск самореализации, когда люди уходят от монотонности офисных будней, где они не чувствуют удовлетворения от труда и собственной значимости. Их бизнес произрастает от желания увидеть плоды своей деятельности, которая незаметна на их позиции винтика в большом корпоративном механизме.

И третий вариант поиска независимости в собственном деле возникает у людей из-за собственной неуверенности и желания доказать себе и, возможно, окружающим, что они на что-то способны. Среди таких предпринимателей много женщин, которые долгое время занимались домашним хозяйством. Поэтому собственное дело для них становится инструментом ломки себя и изменения течения своей жизни.

Реальные сценарии прихода к собственному бизнесу далеко не блещут оригинальностью. В этом предприниматели похожи на всех нас, обывателей, т.к. старт их дела — это всего лишь жизненная ситуация, а не какой-то особенный поступок, обставленный красивыми сопутствующими событиями.

Пока варится кофе… «Модульбанк» был придуман несколькими функциональными руководителями Сбербанка, где они не могли реализовать свою идею специализированного банковского сервиса для предпринимателей. Сначала магазины «Избёнка», а впоследствии «Вкусвилл» появились благодаря тому, что, уволившись, бывший финансовый директор производственной компании «Агама» долго не мог найти новое место работы. Сеть детских парков «Zамания» родилась потому, что топ-менеджер Tele2 понял, что корпоративный мир крупных компаний не приносит ему удовлетворения.

Так и в вашем случае внешние обстоятельства могут предложить вам одну или несколько причин из заголовка данной главы, которые подтолкнут вас к созданию собственного бизнеса. Хотя потом, возможно, когда люди будут расспрашивать, вы придумаете для них красивую героическую историю становления вас предпринимателем.

О ЧЁМ ПОДУМАТЬ: что из перечисленных выше причин есть в вашей жизни? Что заставляет вас думать о переменах в жизни?

ЧТО ОБСУДИТЬ ЗА ЧАШКОЙ КОФЕ: причины, которые привели к открытию бизнеса.

Чашка №3: Предпринимателями не рождаются, ими становятся

На тему «Как стать предпринимателем» существует множество статей и прочих публикаций. В каждой из них масса советов, но вам следует обратить внимание на четыре вещи. Вот они: наём, внутренняя культура, толстая кожа и бешеная вера в собственные силы. Именно они помогут вам стать настоящим предпринимателем. Почему они крайне важны?

Наём. Предприниматель не может быть профессионалом во всём, поэтому от правильного выбора сотрудников зависит, будет ли бизнес развиваться или он загнётся, даже не подняв голову. Как минимум в начале пути вам придётся самостоятельно нанимать людей; потом, возможно, вы найдёте специалистов, которым вы делегируете эту функцию, но даже их сначала придётся выбрать вам, чтобы уже они отбирали для вас правильных профессионалов.

Внутренняя культура (точнее, умение создавать эффективную среду в собственном бизнесе). Несмотря на стереотип, что предприниматель берёт на себя риск, на самом деле этот риск создаёте вы сами. По крайней мере, именно так вы воспринимаетесь в глазах наёмных сотрудников. Почему они должны пойти за вами, верить в вашу идею, а не предпочесть другую, более стабильную компанию, зависит напрямую от вас.

Даже не надейтесь, наняв правильных людей, что они сами разберутся и выстроят работу. Они смотрят на вас, ловят ваше настроение и реагируют в соответствии с вашими ожиданиями. Ваши модель поведения, стиль работы, манера взаимодействовать с другими и т. п. — всё впитывается и используется как образец для общения с коллегами, партнёрами, клиентами. Вы же вряд ли захотите быть той самой головой, с которой тухнет вся рыба, поэтому вы должны стимулировать и поддерживать тот климат в компании, который лучше соответствует поставленной вами цели.

Толстая кожа. Ошибок и разочарований будет много, особенно в начале пути, поэтому важно не принимать их близко. Нужно оставаться непробиваемым и относиться к неудачам хладнокровно, с рациональным анализом, чтобы не повторять их в будущем. Помимо этого, найдётся масса «доброжелателей», желающих вас обсудить, уколоть, посмеяться и сделать это не в самой деликатной манере.

Вера в себя (самоубеждение). Любому предпринимателю ничто человеческое не чуждо. Это значит, что на пути становления бизнеса обязательно будут минуты слабости, когда вы будете готовы бросить всё или попасть под влияние неконструктивной критики и перечеркнуть всё сделанное вами и вашей командой ранее. Очень важно, чтобы в эти мгновения ваш бизнес не оказался под ударом и не пострадал.

Вы должны безгранично верить, что ваше видение, ваша предпринимательская идея имеют право на существование и возможны. Что ваша ежедневная борьба в «окопах рынка» ведёт вас шаг за шагом к той цели, когда ваш бизнес станет чем-то большим, чем вы, и приобретёт независимость от вашего состояния, и сделает вас профессионально наполненным и счастливым.

И ещё один совет напоследок. Начиная собственный бизнес, следует приручить своего внутреннего ребёнка и научиться сначала думать, прежде чем произносить что-либо вслух.

О ЧЁМ ПОДУМАТЬ: готовы ли вы работать над собой?

ЧТО ОБСУДИТЬ ЗА ЧАШКОЙ КОФЕ: как происходило становление как предпринимателя? Ошибки и уроки, полученные в начале пути.

Чашка №4: Предпринимателями движут деньги

Нет, не так. Конечно, есть категория деловых людей, у которых главная цель — это деньги. Их организм вырабатывает эндорфины, когда они могут одну сумму превратить в ещё большую. Им всё равно, на чём зарабатывать, важнее дивиденды. Скорее, их следует назвать инвесторами. Они редко сами принимают участие в создании и развитии бизнеса. Они финансируют идеи или проекты, которые могут дать ожидаемый прирост, при этом сами чаще остаются за пределами управленческой команды.

Настоящий предприниматель одержим идеей. Если бриллианты — лучшие друзья девушек, то перемены — верные спутники бизнесмена. Ведь идея заняться бизнесом возникает из-за неудовлетворённости чем-то и желания это изменить. Никто не создаёт компанию точно такую же, как «за углом». Каждый стремится быть чем-то лучше. Основа конкуренции — это осязаемое отличие предложений в одной категории.

Пока варится кофе… Очень много внешне благополучных компаний на самом деле убыточны. Чем инновационнее их бизнес-идея, тем дольше они существуют затянув пояса. Прошло 8 лет, прежде чем доходы Amazon сравнялись с операционными расходами. «Утконос» 11 лет был убыточен. Вы можете ткнуть практически в любого популярного игрока e-commerce, которые сейчас активно рекламируются, и быть уверенным, что прибыль ожидает их когда-то в будущем, а пока — только расходы, не всегда компенсируемые существующим оборотом. Там же окажутся все вами любимые, наверняка, сервисы такси, каршеринга, стриминга видео — и аудиоконтента и аренды жилья для путешествий.

Перемены — это первое, на что реагирует предприниматель и использует их как возможности. Предпринимательская идея может быть разного масштаба: от «перевернуть всё с ног на голову и совершить революцию» до почти незаметных локальных изменений. Желание, если не сказать страсть, привести окружение, потребителей в тот мир, который более понятен предпринимателю, — вот что реально мотивирует его и движет сильнее, чем просто деньги. И чем революционнее задуманные изменения, тем выше готовность терпеливо ждать отдалённого момента, когда придёт прибыль.

О ЧЁМ ПОДУМАТЬ: готовы ли вы меняться и менять?

ЧТО ОБСУДИТЬ ЗА ЧАШКОЙ КОФЕ: что мотивирует собственников бизнеса? От чего возникает драйв и желание двигаться дальше?

Чашка №5: Предпринимательство —

удел молодых и энергичных

При взгляде на модные нынче стартапы может сложиться ощущение, что начинать бизнес надо молодым. В поддержку этой точки зрения наверняка у многих даже найдутся аргументы. Мол, молодым терять нечего, у них обилие энергии и оптимизма. У людей постарше уже появляются обязательства, семья, ипотека и т.п., и надо думать о стабильном доходе, а не об играх в предпринимательство.

Нет идеального возраста для начала своего бизнеса. У каждого возраста есть свои плюсы и минусы. У молодых в наличии чистый незамыленный взгляд и огромная жажда признания. Это может быть большим преимуществом на зарождающихся рынках, где правила не установлены и только формируются. Но с другой стороны, отсутствие опыта и финансовых возможностей может стать проблемой. А огромное эго вместе с концентрацией на себе, присущее молодым, может при создании продукта увести в сторону от потребностей целевой аудитории. Однако чем раньше начнёшь, тем больше шансов, что рано или поздно добьёшься успехов, т.к. есть возможность сделать больше попыток.

Люди постарше, возможно, уступают молодости в силе энтузиазма. Но безусловными плюсами является накопленный опыт, имеющиеся деловые связи и мудрость, чтобы отодвинуть свои личные амбиции на второй план и сфокусироваться на удовлетворении потребностей на выбранном рынке.

Пока варится кофе… В наше время сфера информационных технологий находится на пике внимания. Конечно, в ней есть герои, которые построили крупные международные компании. Это Билл Гейтс, Стив Джобс, Майкл Делл, Марк Цукерберг. Начинали они свои бизнесы, будучи студентами. При взгляде на них невольно возникает мысль, что молодые люди являются героями нашего времени, которые формируют ландшафт успеха в бизнесе.

Однако исследования 2,7 млн основателей американских компаний показывают, что самые результативные предприниматели — люди среднего возраста. В среднем 45 лет — возраст основателей самых быстрорастущих стартапов. А у 50-летних предпринимателей почти в два раза выше шансы создать успешную компанию, чем у 30-летних1.

Скорее, надо говорить о том, что там, где нужны новые решения в программировании, алгоритмах, велики шансы преуспеть у молодых. В областях, где опыт играет не последнюю роль, таких как медицина, биотехнологии, машиностроение и т.д., первенство за более старшими предпринимателями. Хотя всё это — возрастная предвзятость.

С увеличением продолжительности жизни и повышением пенсионного возраста не исключено, что в скором времени мы сможем увидеть новую волну предпринимателей — это «молодые шестидесятилетние». У них есть безусловные преимущества — это огромный опыт и почти как у молодых состояние рискнуть, т.к. уже почти не страшно что-либо терять.

На самом деле не так важно, сколько вам лет. В конце концов, не это будет определяющим фактором в достижении успеха, который приходит, как говорится, к тем, кто оказался в нужном месте с востребованным продуктом в правильное время. Лучший возраст стать предпринимателем — это тогда, когда вы приняли такое решение!

О ЧЁМ ПОДУМАТЬ: является ли возраст для вас препятствием для старта? Существуют страхи из-за отсутствия опыта или, наоборот, из-за необходимости начинать с начала?

ЧТО ОБСУДИТЬ ЗА ЧАШКОЙ КОФЕ: сколько было лет, когда вы зарегистрировали свою первую компанию? Когда пришёл успех?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 чашек кофе, чтобы создать свой бизнес предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Источник: https://www.nber.org/digest/jul18/w24489.shtml

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я