Алхимия публичных выступлений. Как заворожить зрителя? #13принциповмагии

Андрей Ланд, 2020

Кем бы вы ни были: тренером по йоге, музыкантом в метро, топ-менеджером в серьезной компании, блогером, выходящим в эфир перед своей аудиторией, или преподавателем в вузе – с момента появления перед публикой вы артист. Вы на сцене, вы – центр события. И теперь ваша задача – удержать внимание «своих зрителей». Как это сделать? Автор этой книги Андрей Ланд – театральный актер с большим опытом публичных выступлений. Однажды он собрал весь свой опыт и сформулировал его в 13 принципов «магии сцены». У этой методики уже больше четырех лет успешных результатов! Каждый из принципов раскроет для вас один из аспектов уверенного поведения перед слушателями. Как себя готовить и настраивать? Как удерживать фокус аудитории? Стоит ли все время улыбаться и говорить громким голосом? А что, если жесты не всегда будут открытыми? Инструменты из этой книги понятны и универсальны. И неважно, выступаете вы в «Олимпийском» или в Zoom. Изучите советы, примените их и станьте хорошим спикером, которого будут внимательно слушать на любой «сцене». Станьте частью этой «магии»! В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Мастер сцены

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алхимия публичных выступлений. Как заворожить зрителя? #13принциповмагии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

0

1

Ты — главный

Лидер должен знать, что такое страх, но не должен его испытывать.

В. Панов «Анклавы»

Ответственность — это самый простой и легкий способ выразить свою собственную божественность.

Садхгуру «Внутренняя инженерия»

С места в карьер.

2016 год.

Театр «Арлекиниада» на гастролях в Новосибирске.

Играем спектакль «Закрой глаза и смотри» в зале старого советского кинотеатра им. Маяковского. Длинная, узкая сцена, мало предназначенная для театрального действа, тысячный амфитеатр веером расходится куда-то вверх, во тьму. Серые холодные стены. Сегодня этот зал предстоит прокачать и прогреть посредством «зримого слова».

У каждого зала есть собственная атмосфера, которая во многом влияет на то, как ощущает себя зритель. Замечал такое?

Ну, скажем, вспомни свои личные ощущения, когда ты входишь в зал филармонии, например… Или в конференц-зал какого-нибудь официального учреждения. Или в клуб. Абсолютно разные впечатления, верно? Если присмотреться еще внимательнее, то станет очевидно, что каждое пространство косвенным образом задает тебе вполне определенную манеру поведения: в консерватории или филармонии ты наверняка постараешься выглядеть и вести себя максимально «прилично», «интеллигентно», чтоб сойти за искушенного ценителя искусства. Наденешь что-нибудь «парадно-выходное». По окончании концерта, ты, как максимум, позволишь себе громкие аплодисменты и крики «браво».

Другое дело — какой-нибудь пивной бар с живой музыкой. Здесь можно расслабиться, перестать «держать лицо», одеться в любимое-удобное. Можно кричать, свистеть, громко смеяться. и т. д.

Более тонкий пример — возможно, у тебя был опыт посещения какого-нибудь старого, заслуженного, классического театра, а потом авангардного, экспериментального театра-студии… Вспомни свои ощущения от присутствия в одном и другом. Замечаешь разницу?

Хитрость в том, что у зрителя постепенно формируется устойчивый стереотип поведения в каждом конкретном зале. Так вот…

В кинотеатре им. Маяковского было вполне нормальным приносить еду и напитки, громко разговаривать по телефону, периодически входить/ выходить из зала, причем — в полный рост перед сценой прямо по ходу действия. Все это немедленно начало происходить с первых же минут спектакля.

Драматизм ситуации усиливался еще и спецификой нашего шоу.

На сцене только луч прожектора, микрофон, музыка и актер, читающий с листа монолог от лица того или иного знаменитого персонажа (кого там только не было: Сальвадор Дали, Пушкин, Эдит Пиаф, Булгаков, Вертинский, Тамерлан, Эйнштейн, Андрей Миронов, Жанна Д'Арк, Марлен Дитрих, Паганини.). Насчет листов я не пошутил — в этом одна из «фишек» спектакля: читать текст по бумаге и при этом добиваться полного зрительского погружения. Ни ярких декораций, ни зрелищных костюмов, ни огромных массовок, ни хитростей мультимедиа.

Пятно света, листы бумаги, микрофон и твоя собственная психофизика.

Все.

Мой выход был в конце первого акта. Я готовился к бою. Настраивался, собирал всю свою решимость, всю внутреннюю силу, чтоб переломить ситуацию, «собрать» внимание зала, заставить его сконцентрироваться и прожить историю Михаила Булгакова (именно этот текст я тогда читал). Выхожу. Через пару минут замечаю, что горящих дисплеев в зале все меньше, шорохи уходят, исчезает кашель, возникает та самая тишина, о которой мечтает любой артист. Тишина ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО слушающего тебя зала… Не успеваю я внутренне обрадоваться такому счастью, как вдруг от неосторожного движения рукой пачка листов с текстом, красиво кружась, летит на пол.

Все, что я дальше опишу, пронеслось в мозгу за одну-две секунды.

К моменту моего выхода сцена уже была завалена листами с текстами коллег[7].

Я близорук, читаю без очков. Нагнуться посреди монолога и, щурясь, рыскать по полу в поисках своих бумажек — это стопроцентный и безоговорочный провал на глазах у тысячного зала.

Попытаться оправдать наклон в пол и нащупать одной рукой листы, продолжая что-то говорить в зал? Полный бред.

Текста наизусть я не знаю. Что делать?!

В этот момент волна очень странного чувства накрывает меня. Чуть позже я назову его «спортивной злобой». В словах его можно оформить так:

«Я не могу позволить этой ситуации переиграть себя. НЕ МОГУ! Я 10 минут своей жизни вкладывал всю свою энергию и все свое внимание в то, чтоб заставить этого разболтанного, расфокусированного, жующего зрителя СЛУШАТЬ себя! Я это сделал. Вот они сидят, не дыша и не шевелясь, ловят каждое следующее слово…

ЭТОТ ЭФФЕКТ НЕЛЬЗЯ ПРО…ТЫ!!»

(здесь можешь вставить любое достаточно экспрессивное слово)

Случилась накладка? Да, случилась. Что теперь?

Кто решает — чем закончится эта история?

От кого зависит итог ситуации, от кого зависит финал монолога и результат моего выступления? Кто главный прямо сейчас? Зритель?

Нихрена подобного.

Я.

Я — Главный.

Я вышел к залу с четким намерением. Увлечь, донести, затащить в свою историю, заставить думать и чувствовать. Зритель отдал мне свое внимание, свою энергию, доверился и хочет продолжения. И значит — это я прямо сейчас решаю, что и как будет дальше происходить.

Я собираю всю свою концентрацию, внимание, память, энергию и продолжаю монолог наизусть. Еще два с половиной листа текста.

Шрифт Times New Roman, 14-й, мать его, кегль.

………….

Я не знал текста наизусть.

На внутреннем кураже я, как гвозди, заколотил эти два листа текста в плотную тишину зала без единой запинки. Ошалевший, покачиваясь, иду в кулису и вижу там своего худрука Вадима Демчог и коллег с отвалившимися челюстями, которые аплодируют мне вместе со зрителями…[8]

В тот момент я понял что-то очень важное не только о профессии, но и о жизни. Силу намерения.

Сколько раз и я сам, и коллеги оказывались в ситуации паники перед огромным зрительным залом, который, кажется, сметет тебя-пылинку, как только ты сделаешь что-то не так.

Big mistake.

Реши для себя — кто главный в процессе вашего со зрителем взаимодействия. Кто определяет? Кто решает — о чем, зачем и как будешь ты говорить?

Скажи себе однажды и повторяй потом, как мантру —

«В момент присутствия на сценея и только я решаю, что и как будет происходить. Я и только я отвечаю за то, КАКИМ уйдет зритель после моего выступления. Я знаюкуда и зачем иду. Я знаючто хочу сказать. Я знаюк какому результату хочу привести. Я знаючто сделать с той огромной энергией, которую Зритель принес в себе. Он не знает, куда ее деть. Язнаю».

Сила этого намерения действительно способна творить чудеса. Давать колоссальные ресурсы. Убеждать тебя самого и аудиторию.

…Через месяц я попытался на репетиции проговорить тот же текст по памяти. Сбился через 3 предложения. Не в «наизусть» было дело…:)

Принцип «Ты главный» напрочь перекраивает всю схему восприятия себя и окружающего пространства. Ты как бы переключаешься из позиции зависимого, вторичного, реактивного существа в позицию свободного, первичного и проактивного. Особенно это проявляется в мелочах!

Сколько раз я слышал от клиентов и учеников вопросы вроде: «А мне сейчас встать там или здесь?», «Говорить сидя или стоя?», «Пиджак снять или оставить?» и прочие в таком же духе… Отвечаю всякий раз одним и тем же образом: КОГО ты сейчас об этом спрашиваешь? КТО должен это за тебя решить? Это ТВОЯ сцена, ТВОЕ выступление, ТВОЯ тема, ТВОЕ время… Вперед!

Артист, оратор, спикер, который находится в проактивной позиции лидера, не будет спрашивать никого, кроме самого себя.

А вот вопросы, которые важно задать себе самому, есть.

— Какая у меня сегодня сцена?

— На какую тему выступление?

— Сколько у меня есть времени?

— Сколько зрителей?

— Кто они? (возраст/пол/род занятий/как связаны с темой)

— Какие технические условия? (микрофон, стойка, звук, свет, акустика, особенности устройства зала и сцены и т. д.)…

Когда все вышеперечисленное уже ясно, самое время прояснить следующие вопросы:

— Чего я хочу от этого выступления? Какой результат хочу получить?

— Как мне достичь здесь и в этих условиях максимального эффекта?

— Как мне лучше распорядиться ресурсами места и времени, как использовать технические особенности?

— Что будет играть мне на пользу, а что против меня?

По мере того, как ты разберешься с каждым из этих вопросов, весь лишний мусор из головы сдует. На смену ему придет кристальная ясность. Все без исключения мелкие технические детали будут подчинены твоему внутреннему режиссерскому взору: так, микрофон здесь не нужен, зал достаточно небольшой, пиджак лучше снять, чтоб не стеснял движений, трибуну убрать, чтоб не перекрывала меня от зрителя, свет в зале включить, чтоб я хорошо видел лица… и прочее, прочее, прочее.

Конец ознакомительного фрагмента.

0

Оглавление

Из серии: Мастер сцены

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алхимия публичных выступлений. Как заворожить зрителя? #13принциповмагии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

Это такой общий стиль: прочел листок — выбросил на пол, прочел — выбросил.

8

Ребята потом рассказали, что Демчог-зараза, увидев, как улетели листы, вломился в гримерку: «Ланд текст уронил, пошли смотреть, что будет делать!!!»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я