Мой роман «Тёмное Пламя» (Книга о книге). Книга первая

Андрей Козлович

В творчестве Ивана Ефремова есть конспирологическая составляющая, которую я постарался снять в романе «Тёмное Пламя». Но, думаю, этого мало. За много лет работы на интернет ресурсах, я понял как много толкователей у И. Ефремова, и каждый приписывает ему своё. Сильно подозреваю, что толкователи могут появиться и у меня. В этом и причина появления данной книги.В ней я рассказываю, о чём мой роман «Тёмное Пламя». И у книги есть не только литературно-публицистическая, но и художественная часть.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой роман «Тёмное Пламя» (Книга о книге). Книга первая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

10. В. Итин, «Страна Гонгури» (отзыв на книгу)

Советская «Туманность Андромеды» 20-х годов, ХХ века, и куда более откровенная.

Литературная судьба небольшой фантастической повести «Страна Гонгури» это по-настоящему трудная и по-настоящему необычная литературная судьба. Впрочем, как и судьба её автора Вивиана Итина. Он был расстрелян 22 октября 1938 г., в разгар сталинских репрессий, но этот факт долго скрывался, по официальной биографии он умер 14 декабря 1945 года.

Первую версию повести он написал в 1916 г., под названием «Открытие Риэля». В 1917 г. он пытался его издать, и рассказом очень заинтересовался лично М. Горький и рекомендовал В. Итину продолжить работу в данном направлении, но из-за трудного времени, тогда, публикация не состоялась.

В 1922 г. В. Итин, пользуясь своим положением, он тогда занимал несколько довольно значительных постов в городе Канск, теперешний Красноярский край, издал эту повесть в типографии газеты «Канский крестьянин», издал в своей оригинальной авторской редакции, но от «Открытия Риэля» эта редакция уже отличалась достаточно существенно. Дальше повесть выдержала ещё два издания в 1927 г., в журнале «Сибирские огни» (№1, 1927) и в авторском сборнике «Высокий путь» (1927), но редакции уже сильно отличались от редакции 1922 г. Она была сильно «причёсана» в пользу официальной советской материалистической доктрины.

В отзыве на «Люди как боги», Г. Уэллса, я уже отмечал, что эту повесть можно смело назвать «советской „Туманностью Андромеды“ 20-х годов, ХХ века», и в издании 1922 г. есть масса деталей позволяющих легко понять, что мировоззрение автора, точнее, ноосферное мировоззрение, не материалистическое. В издании 1927 г. это всё «подправлено». И это выхолощенное издание вызвало серьёзную критику со стороны М. Горького. Но даже это издание, похоже, очень не нравилось «советской власти», и после 1927 г. книга больше не издавалась. В начале 80-х годов ХХ века, правда, эта книга вновь вернулась к советскому читателю, не знаю, чья это заслуга, но, понятно, в выхолощенном издании 1927 г. Именно это издание и я прочёл, когда прочёл книгу впервые.

Я прочёл её уже в довольно зрелые годы, и даже по этому изданию сразу понял, что за мировоззрение популяризируется в нём. С точки зрения концепции Роберта Бартини функция жизни разума в мироздании антиэнтропийна, и мне тогда сразу бросилась в глаза цитата, она, кстати, очень поэтична:

«С каждым взмахом маятника создаются, развиваются и умирают бесконечные бездны миров. Всегда и везде таинственный процесс жизни претворяет в себе низшие, обесцененные формы энергии, вечно сражаясь с холодным призраком энтропии, — с призраком безразличного, мёртвого пространства, всемирной пустыни, где нет даже миражей лучшего будущего. И над всем главенствует мысль. Мы ещё не знаем её действительной силы, — может быть, она зажигает солнца!».

А вот характерная цитата из «Сердца змеи» Ивана Ефремова, утверждающая, что эволюция это:

«Круговорот веществ, использующий лучистую энергию светила и позволяющий жизни существовать и накапливать энергию в борьбе с рассеянием энергии — энтропией».

Сюжет повести следующий, молодой человек — Гелий, революционер, а на момент действия повести красный партизан захвачен белыми, и утром должен быть расстрелян. У него есть друг — старый врач, тоже человек левых убеждений, и он тоже захвачен белыми, он был врачом партизанского отряда, но ему смертный приговор не грозит, поскольку он был врачом, и не захвачен с оружием в руках. И он, по просьбе Гелия, погружает его, в последнюю ночь в его жизни, в гипнотический сон. И Гелий оказывается в другом мире. В этом мире давно достигнута социальная справедливость, интересно, что на этой планете есть ни одно, а два социально справедливых общества, с несколько различным устройством. Мир полностью благополучен и счастлив, и уже начал космические исследования. И Гелий в этом мире оказывается другим человеком.

Теперь он молодой, талантливый учёный — Риэль, у которого, тем не менее, была очень трудная судьба, он принимал участие в экспедицию на другую дикую планету, и ему пришлось познать, что такое настоящие лишения, смерть и безысходность, и это описано. Его главное научное увлечение, если говорить современным языком, мир элементарных частиц. Он мечтает разобраться, есть ли граница у материи, есть ли неделимые частицы, из которых состоит мироздание. И он, не смотря на молодость, очень многого добился, и уже признан как величайший учёный.

Дальше ему приходится прийти к тому же выводу, что и Владимиру Ленину, хотя, понятно, в книге написано не так. В. Ленин написал в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна». Нильс Бор назвал его за эту мысль: «Великим физиком-ядернщиком нашего времени». Он тоже всё нагляднее видит, что у материи нет дна. И однажды открывает другой уровень вселенной. Он, скажем так, в глубине электрона открывает нашу Солнечную систему и нашу планету Земля, на которой на тот момент идёт Первая Мировая война, и видит все ужасы этой войны, которые ему, человеку живущему в намного лучшем мире, чем наш кажутся настоящим адом. Параллельно он так же интуитивно чувствует, что и его мир тоже в глубине электрона, но более высокого уровня, и на него тоже, из куда лучшего мира, чем даже его, смотрит некто, куда более совершенный чем он.

Мысль о таком устройстве вселенной, понятно, не нова, однако в научной фантастике я её ещё встречал только у Владимира Кузьменко, в «Древе жизни». Чётко же читающуюся между строк мысль в издании 1922 г., что Гелий — Риэль и, скажем так, кто-то ещё более высокий, чем Гелий это инкарнации одного человека, я больше не встречал ни у кого. Ещё одна очень интересная деталь, чётко показывающая не материалистичность ноосферного мировоззрения, в издании «Страны Гонгури» 1922 г., это то, что Риэлю, однажды, пришлось встретить душу женщины, погибшей во время экспедиции на дикую планету.

Кстати, важная деталь, прекрасная планета Риэля называется не Гонгури, это имя красавицы этого мира, которую он полюбил, и которая, не сразу, но ответила ему взаимностью. И пробудившийся от гипнотического сна Гелий понимает, что его смерть, в реальности Земли, похоже, означает возвращение в страну Гонгури. И очень может статься, что борьба за победу над кошмарной реальностью нашего мира для Гелия — Риаэля, только начинается всерьёз, и начинается на уровне, который и не снился материалистам.

В издании 1927 г., я, кстати, этой детали не заметил, да её, похоже, там и нет, даже между строк.

Важно так же отметить, что «Страна Гонгури» была издана в 1922 г., на год раньше «Люди как боги» Г. Уэллса, и на несколько месяцев раньше «Аэлиты» А. Толстого, а я согласен с Бузиновскими в том, что и Уэллс и Толстой тоже тайно популяризировали концепцию Роберта Бартини.

Ну и, думаю, для полноты картины, здесь не помешает мой отзыв на «Люди как боги» Герберта Уэллса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой роман «Тёмное Пламя» (Книга о книге). Книга первая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я