Осмысление

Андрей Козлов

Главные герои (преподаватель психологии, винный эксперт и силовик), проживающие в России 21 века в большом городе, ведущие разговор о модных, современных темах, но не поверхностно и упрощённо, а осмысленно и аргументированно. При этом не ставится задача заигрывать с общественным мнением и идти у него на поводу, а наоборот, помочь развить воображение и акцентировать внимание на повседневных ситуациях, требующих выбора и личностного отношения. Содержит обучающий курс по пониманию вина и виски.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Осмысление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Запись №1

Я начал этот эксперимент с прослушивания, ставшего родным названия ресторана, с оригинала — оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан {Don Giovanni}, или Наказанный развратник». Дон — Жуан и его слуга Лепорелло не раз избегали участи быть битыми, посредством переодевания один в другого, тем самым демонстрируя чудесные свойства одежды — перевоплощение и пускания пыли в глаза своим внешним видом). Можно по паре раз остановиться на ариях из 1 акта: «Dalla sua pace» и идущими подряд и чередующие друг друга мужской и женской тем: «Il mio tesoro intanto» и «In quali eccessi».

Музыка Моцарта для меня слишком уж оптимистична, и даже сцена в опере, где всё это общество проваливается в ад, звучит как — то не напряжённо и не трагично. Но вернёмся в зал.

Евгений — солировал.

— Сегодня, я подобрал два вина, которые обычно предлагаются неофитам, людям которые пытаются открыть для себя ощущения, приобщившись к чему — то новому, например — вину. Это чилийское белое вино из долины Касабланка, сорта винограда Шардоне и австралийское красное вино из долины Баросса, сорта винограда Шираз.

Когда мы опускаем нос в бокал с первым вином, то явно слышны сложные переплетения букета всевозможных тропических фруктов и ванили. Повертев бокал, для того, чтобы высвободить из вина летучие ароматы и насытить кислородом все слои, делаем первый подход, но не глоток, а задерживаем вино во рту, раскатывая его языком по всей полости, возбуждая вкусовые рецепторы, пытаясь понять его плотность, кислотность, крепость и собственно вкус. То, что оно будет очень маслянистым и концентрированным мы уже определили ранее, когда вращая бокал, видели медленно стекающие по стенкам струйки, «ножки», предполагающие жирную субстанцию напитка. И наконец, вкус со сладковатыми тонами ананаса, манго, персика и далее сливочного масла, орехов и поджаренных тостов. Это так проявляется эффект выдержки в дубовой бочке, создавая фирменное звучание стиля «чилийского Шардоне» с длительным послевкусием всего выше озвученного. Тонкие ценители и снобы, критикуют за чрезмерное заигрывание с дубом, ведь палитра самого винограда забивается мощными древесными элементами, но если за дело берётся талантливый винодел, а не ремесленник, то баланс будет найден и гармоничный продукт надолго займёт место на полке в Вашем винном шкафу и в сокровенных мыслях — и это как — раз один из таких образцов.

После такого экспрессивного монолога, на продолжительное время воцарялась тишина, и остальные участники этого трио вооружались своими бокалами, сохраняя торжество момента, понимая, что сейчас они станут приобщёнными к некоему таинству обряда и энологическому парадоксу. Они фиксировала в памяти эпитеты, названия фруктов и древесных пород, взывая к воспоминаниям свои рецепторы, как же это всё раскладывается на составные части и затем соединяется в общую композицию. И видимо нейро — лингвистическое программирование не было выдумкой, потому что во время паузы, заполнявшейся колыханием бокалов, опусканием носов в бокал, отхлёбывания вина маленькими глотками и закатыванием глаз, Олег с Виктором на выходе из нескольких минут молчания могли поклясться, что ощущают и тропические фрукты, и сливочное масло и орехи, и далее всё по списку.

Сначала, это было вино в чистом экспертном виде, затем оно же, но в сочетании с сырами и выставлением иерархических предпочтений и уместных совпадений, затем был подан лосось на гриле и где — то в этом месте благостно откинувшись на креслах затеялся разговор, поводом к которому явилась новая рубашка с коротким рукавом из чёрного льна от Джанфранко Ферре на Евгении.

Виктор. — Слушай, в чём смысл брендовых вещей, они имеют высокий ценник, при этом, такой же материал из которого строчат одежду, продающуюся в супермаркетах, и мало чем отличаются от простых и надёжных тряпок. К тому же, нужно тратить время, подбирая всё по стилю и некоему образу. Я вот понимаю, что стоимость моей одежды складывается из затрат на научные исследования по разработке высокотехнологичных тканей, которые приятны телу, имеют дышащие свойства и высокую практичность — не промокают во время дождя, не продуваются ветром и их можно не гладить после стирки.

Евгений. — А мне, просто нравится, так выглядеть!

Олег. — Это я вспомнил исторический анекдот, про философа Иммануила Канта, который то же любил хорошую одежду, и один виз — а — ви пытался его принизить, говоря что такое внимание одежде могут уделять только дураки, на что получил ответ, что лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде. Вы знаете, я рассматриваю одежду в широком смысле слова, как очень важный социально — культурный продукт. Во все времена — это была не просто тряпка, как ты Виктор пренебрежительно выразился, а доспехи, удерживающие и защищающие человека в рамках того социума, к которому он принадлежал или пытался принадлежать. Пытался — потому что много ярких примеров, как с помощью одежды негласно закреплённой за более высоким сословием человек мог идентифицироваться и приобретать соответствующие льготы и положение уже другой социальной страты. Если говорить про ценообразование, применительно к дизайнерской одежде, то дорого производить штучное творение, а не поставленное на конвейер, состоящем из суетящихся трудолюбивых китайских рук изделие. И вот ты идёшь, и твой образ, созданный тобой же в представление о себе, с широтой взглядов и эрудицией и не только в области моды, но и в искусстве — цветовые вариации увиденных на картинах изучаемых художников, дизайне интерьеров — с их комбинациями пропорций и сочетаемости элементов, воздействует на окружающих создавая стиль притяжения, в чём — то раздвигая границы допустимости и обычности. Тем самым, ты внёс конструктивные изменения в архитектуру повседневности, украсив её новым штрихом индивидуальности. Наконец, с помощью деталей одежды или реже цельности концепции, ты считываешься аудиторией, среди которой прибываешь и воспринимаешься как свой или чужой. Не в смысле друг — враг, а как субъект, для которого актуальны или нет близкие мне темы разговора, увлечения и приоритеты.

Виктор. — Ты упомянул о том, что редко можно встретить целиком гармоничный образ — соглашусь: полно деятелей выглядящих просто нелепо, и я сейчас не о застиранной майке, линялых шортах, резиновых шлёпанцах и просто тупой сумке наискосок через брюхо, и не о брюках одновременно с юбкой у их спутниц, а о деловом человеке в пиджаке с такими длинными рукавами, что закрываются костяшки пальцев, напоминающего Пьеро из балагана, брюками (типа до каблука) нижняя часть штанин которых подметает землю.

Евгений. — Не, тот тип в шлёпанцах — он то, как раз и гармоничен в своей лоховской эстетике, такие представители рода человеческого были всегда и останутся, сменив таких же только из раннего поколения в трениках, а до этого в фуфайках и вязанных бабайках. Я вспомнил один случай. Вечеринка, меня знакомят с владельцем одного из бутиков одежды. Мы разговариваем разговоры, пьём вино и легко структурируем время. Через некоторое время встречаю его на улице, здороваюсь, но адекватной обратной связи не получаю — человек не соотносит меня с каким — то событием в его жизни. И тут он опускает глаза на мои ботинки, и его взгляд меняется, он профессионально зацепляется за свою тему и дружелюбно восклицает — А, Артиоли! Для него, это был символ и пропуск в его мир. Поэтому, мелочи — не ерунда, а триггеры (в данном контексте, как события, вызывающие у человека внезапную реакцию, являясь частью переживания, чаще подавленного), стреляющие по цели незаметно, но эффективно.

Ну что, следующий номер в нашем списке — это австралийское красное вино из долины Баросса, сорта винограда Шираз. Удивительно, но практика дегустаций выделяет именно этот район для этого сорта винограда. Это вино можно перемещать по бокалу, а можно и не делать таких сложных манипуляций — пышный букет восточных пряностей с нотами чернослива всё равно будет выпрыгивать из него, густое по консистенции, со вкусом как бы ещё тёплого пирога из чёрной смородины и нюансами горького шоколада, которые, переплетясь с бархатистыми танинами, соткали невероятно соблазнительное вино.

Конечно же, под дичь.

Виктор. — Вот это моё вино! Мощь и всё ещё продолжающийся вкус! Раньше я относился к сухим винам, как к кисляку и цветной водичке с градусами, но это ведь сухое вино, и оно другое, такой сложный кисель!

Олег. — А я теперь могу сформулировать, почему вначале ты обозначил эту подборку, как вина для неофитов. Они понятны, сразу же ошеломляют и сильно отличаются от привычных нам вин без истории, здесь понимаешь за что платишь деньги: интенсивность цвета и вкуса, отчётливая ароматика, обволакивающее послевкусие — все черты яркости и узнаваемости налицо.

Кстати, про узнаваемость и стиль. Подавляющая часть людей не умеет подать себя, боится показаться неуместным и нелепым. И это действительно с ними произойдёт, потому что они не работают над собой ни в спортивных залах, ни в развитии собственного представления кто они есть в отрыве от стереотипов, мнений окружающих, заимствований ролей и переноса сценариев на своё поведение, из просмотренных сериалов и телешоу. Они начинают говорить, интонировать и проявлять реакцию, как те герои и героини с ходульными диалогами и наигранной экспрессией. Для некоторых из них расставлены готовые клише, эдакие стилевые проекты под ключ или всё включено, в которых разработаны костюмы, реплики, постановка голоса, места присутствия, ритуальные артикуляции и поведенческие рефлексы. Я говорю про любую социальную общность (готы, хипстеры, геи), в различные периоды времени, акцентированные по разным признакам, с разными названиями и проявлениями, но всех их объединяет задавленная индивидуальность и отсутствие умений выработки собственного стиля. Им для того, чтобы быть модными, позитивными и элитарными на помощь как раз и приходят эти конструкторы в одной коробке: шаг первый инструкции по сборке себя: надеть такие штаны, другие — нельзя, потому что в схеме только эти, шаг второй — отрастить бороду, удобно или нет — не считается — так положено, иначе ты не в образе… шаг 10 — галстук — бабочка. Всё понятно как тебя направляет разработчик, остаётся поставить галочки о выполнении и вот ты уже прошитый элемент референтной группы. Или если в какой — то момент стиль «гей» побеждает, а хипстеры уже не в фаворе, и те, кто носят бороду — лохи, то можно не внедряясь в сексуальную составляющую, тем не менее, в данном конструкторе на шаге, скажем 4 обязаны повесить себе серёжку в ухо или начать говорить голосом обиженной глупой куклы. Кстати, в эту же задавленность творчества и свободы духа, я бы отнёс бизнес — стратегии типа сетевого маркетинга или прочих тоталитарных версий, в которых потенциал сотрудников заталкивают в трубу, не имеющую ответвлений и примыканий, текстов в которых императивом звучат чьи-то бредовые мыслительные построения, подвергать сомнению которые нельзя — ведь так в книге написано.

Виктор. — Ты заговорил про строго иерархические организации, и я вспомнил про причину выбора женщиной работы в силовых структурах — это неумение одеваться. Она ссылается на инструкции про служебную форму и при любом удобном случае, с надеждой на обратное жёсткое возражение, возмущается что если бы не требования, то одевалась бы просто супер. Но в редких случаях, можно подглядеть что подразумевается под этим супер — это что-то вульгарное, с эффектом моментального воздействия на зрительный нерв, без намёков, загадочности, дорогой сдержанности и статуса.

Олег. — Помните про опасную мифологию Золушки. Я вся такая хорошая, милая порядочная и далее по списку комплементарных свойств, но полюбить, оценить и принять меня может только тот принц, которому важны во мне вышеперечисленные черты, и когда он их увидит, тут то я и расцвету, превратясь из грязнули, забитой падчерицы, бессловесной и безвольной служанки в принцессу красоты, стиля, обходительности, блистательную светскую даму. И это будет поощрительным призом тому, кто разглядел настоящую меня. А чтобы отфильтровать фальшивых ухажёров, которые хотят видеть рядом с собой красивую и блестящую игрушку, нужно претвориться бедняжкой, но с богатым внутренним миром. Затем эти привычки становятся настоящим образом, появляются отговорки, не пойду на тренировку, потому что там увидят мою привлекательную фигуру, пропущу модный вернисаж — ведь там нужно появиться в стильном виде, и пошли — поехали пропуски и отставания. Представьте себя на месте того самого принца — нормального парня, когда он видит вокруг замарашек, которые затаились в своих загадках, и справедливо понимает, что это не красивая волшебная тайна, а проявление болезненного рассудка, а я лучше пообщаюсь вот с этой, такой — же состоявшейся и нравственно зрелой девушкой. Золушка всё больше укрепляется в своём заблуждении, что им только и подавай богатых и успешных. И это история не средневековой давности, а актуальная и сейчас — недаром фильм «Красотка» Гарри Маршала, российские сериалы с вариациями на заданную тему, такие популярные среди современных синдерелл.

Да, среди мужиков подобные мысли тоже не редки. Ей нужны только мои деньги, связи, положение в обществе, «если ты хочешь любить меня, полюби и мою тень…».

Народная мудрость «что бог не дал, то в аптеке не купишь» — заблуждается! Не будем кривить душой, черты лица — это действительно данность, и у каждого она разная, и да — от рождения один человек может быть красив, а другой нет — и эта та часть поговорки, про «бог дал». Но больше факторов и свойств человек может приобрести, и тогда это будет не просто лицо, а личность. Выражение глаз — вы можете идти по улице и становиться объектом домогательств всяких антисоциальных элементов, собирающих мелочь, сигаретку или заводящих разговоры за жизнь и причиной может являться взгляд сквозящий от вас — рассеянный, глуповатый, потерянный, поникший, привлекающий собратьев по социальному дну. Этим или другим выражением вас бог не награждает, а является следствием жизненного опыта, или его отсутствием, ведь вы плывёте по волнам признания и успеха, а как много красивых матрёшек с деревянными глазами и кукол, умеющих надувать губки, и удивляющихся, что их воспринимают однобоко. Манера разговора — как черта личности, приходит не сама собой, а является компиляций сросшихся и ставших своими мыслями из прочитанных книг (у каждого свои учебники), пропетых музыкальных фраз, близких по замыслу фильмов с репликами ваших героев, понравившихся красивых фраз, произнесённых в жизни каким — нибудь лидером мнения, подслушанных и увиденных как эти фразы воздействуют на адресата, и конечно сказками услышанными от родителей в детстве и реальных советов, полученных от них же в процессе приёма — передачи семейных поколенческих гештальтов. То как разговаривает ваш герой, а затем и вы некритически купившись на «распальцовку» и засорённую междометиями речь, считывается вашими собеседниками и по принципу свой — чужой устанавливается/ отсекается контакт. А ещё жестикуляция — аффектация (кривляние) или сдержанность, мимика — вот уж точно что меняет лицо, располагая мимические мышцы сообразно задумке владельца головы, выбранный стиль одежды и степень отслеживания её чистоты, волосяной покров, парфюм — дают накопленный, а не отмеренный на небесных весах, незабываемый или лучше не вспоминаемый образ личности или налогоплательщика (когда у человека не удаётся определить какие — то достоинства и он бесцветный во всех отношениях — остаётся один важный фактор его присутствия в социуме — он налогоплательщик).

Евгений. — О, я услышал знакомое слово — «парфюм», и забираю мяч на свою сторону, пройдусь по символике ароматов. Между виноделом и парфюмером — много общего: оба создают свои композиции в голове, держат их в памяти, имеют коллекцию составных частей, для воспроизведения общего, находятся в постоянном поиске нового и дополняют своё творчество актуальными или фантастическими открытиями. И в виноделии и в парфюмерии есть разные уровни продукта: тот, чтобы сделать бизнес на парфюмерных жидкостях и выпить её, конечно роднит их, но данный сегмент не является предметом моего исследования, другой — чтобы чем — то заполнить полки магазинов и впарить толпе типа — вино и типа — одеколон имеет место быть, нанося урон здравому смыслу и не развивая внутреннюю культуру населения, наконец — ответственный и солидный подход настоящих профессионалов, в наших областях знаний, находит своё воплощение в специализированных местах для думающих, знающих и умеющих формулировать своё желание людей. Но существуют и такие, которые формируют мнение, не оглядываются на достоинства ремесленников, зная историю и предыдущие достижения, но уходя вдаль своих иллюзий, исканий, мечтаний, снов, откровений и свободных ассоциаций — и среди парфюмеров это те, которые выдают селективную, нишевую парфюмерию. Вам не нужны рекламные плакаты, демонстрирующие бренд, чтобы походить на брутальных красавцев или изысканных красавиц — вы и сами икона стиля, если дошли в понимании до такого уровня. Как упоминается в книжице к флакону одного из грандов упоминаемого движения — Сержа Лютанса аромат не осязаем, но ощутим, то есть мы его не можем потрогать, повертеть в руках или выставить на обозрение логотипом, но стоит нанести на себя и вы становитесь окружённым шлейфом собственного видения, производя впечатление собой и примагничивая открытые от восхищения глаза и аккумулируя положительный заряд, причём не феромонами, а интеллигентностью. Но нет предела в познании: существуют ещё и парфюмерные масла, которые уводят их обладателя, в практически сказочный мир намёков на бесконечную продолжительность образа, прошедшей мимо души, мир тяжёлых капель масла, стянувшихся из флакона на кожу, которые не смоешь и водой, мир композиций, сложно определяемых в ёмкости их заточившей, и требующих сродниться с вашим типом характера, и раскрывающиеся по разному на каждом человеке, озвучивающих на себе такие ноты.

Продолжая тему про ароматы, я заказал виски Макаллан 12 летний, выдержанный в бочке из — под хереса. Обосную свой выбор. Мне приходилось сравнивать 2 релиза этого односолодового виски: файн оук — выдержка в бочке из — под бурбона и шерри каск — в бочке из-под хереса. Отличается разительно, первый образец — просто цветной алкоголь, которого много везде и его пить можно до тех пор, пока вы не попробовали второй образец, темнее по цвету, сложнее в палитре ароматов, сочетающую жаренные орехи, мёд, сухофрукты и гораздо длительным в послевкусие — сладковатые, пряные тона. Этим образцом, я хотел бы закончить своё сегодняшнее выступление, упомянув, что Макаллан — величайший single malt, одинаково ценимый как экспертами, так и новой паствой.

Они посидели, откинувшись на креслах с многозначимым видом, в котором читалось довольство, расслабленность и позёрство, манерно подзывая к себе официанта для следующей порции шотландского напитка.

Виктор. — А я, завершу своё выступление, предложив и рассказав про чай. И раз уж у нас сегодня выставляются достойные, но понятные семплы, то здесь беспроигрышным вариантом будет — Да Хун Пао или красный халат — это северофудзянский сильноферментированный улун, он же бирюзовый китайский чай. Видимо в Китае есть 2 вещи неоспоримого качества — это чай и чайные аксессуары из исинской глины или фарфора — остальное требует компромисса с собственной совестью. Этот чай упомянут в известной песне нашего рэпера про чайных пьяниц, поднявшая продажи в салонах, и когда я открывал для себя это направление, и произносил название — владелец, с юморком обосновал коммерческую пользу от творчества для его бизнеса — стали приходить иссушенные парни, жонглирующие китайским терминами, для продолжения чайной церемонии тире поддержания «прихода». Не знаю, как они его там варят, я же завариваю для обычного чаепития. Вкус отличается от магазинных индийских и цейлонских образцов, создавая новый неизвестный ранее мир экспериментов и поисков, и мне стала понятной и интересной смежная тема про открытие чего — то неизведанного, например в вине, и я понял, что стоит копнуть глубже в любой области, даже упомянутых в сегодняшних наших разговорах, и про одежду, и про парфюмерию, и про работу над собой, и про вкусы — оказываешься перед открытой дверью в целый космос, и пропасть или полететь — это твой выбор.

Через 6 минут, закончив удивляться, как этот чай не требует десерта и дополняется своими же волнами, далеко забегающими на разные края рецепторов, и что пора поднять паруса и отправиться в ночное плавание в сторону своих домов, они странной, но твёрдой поступью покинули ресторан.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Осмысление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я