Мои воспоминания. Том 2. 1842-1858 гг.

Андрей Иванович Дельвиг

Второй том новой, полной – четырехтомной версии воспоминаний барона Андрея Ивановича Дельвига (1813–1887), крупнейшего русского инженера и руководителя в исключительно важной для государства сфере строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений, искусственных сухопутных коммуникаций (в том числе с 1842 г. железных дорог), портов, а также публичных зданий в городах, начинается с рассказа о событиях 1842 г. В это время в ведомство путей сообщения и публичных зданий входили три департамента: 1-й (по устроению шоссе и водяных сообщений) под руководством А. И. Рокасовского, 2-й (судоходство и публичные здания), до этого существовавший 2 года при исполнительном директоре статском советнике Владимирове и как раз в 1842 г. преобразованный в Департамент хозяйственных дел, и Департамент железных дорог, директором которого был назначен К. И. Фишер. Отрасль возглавил граф Петр Андреевич Клейнмихель, остававшийся на этом посту до конца царствования императора Николая I (1855 г.); все это время А. И. Дельвиг числился чиновником по особым поручениям при главноуправляющем. Значительными событиями этого периода жизни Андрея Ивановича стало пребывание с 1844 по 1848 г. в Нижнем Новгороде и знакомство со службой и частной жизнью новгородских должностных лиц; путешествие по западноевропейским странам в 1847 г.; обследование работ по устройству судоходства в районе днепровских порогов в 1848 и 1849 гг.; участие в действиях русского экспедиционного корпуса в Венгрии в 1849 г. в качестве инспектора военных сообщений. С 1852 по 1858 г. под руководством А. И. Дельвига велась фундаментальная реконструкция Московского водопровода. Книга предназначена для историков-профессионалов, студентов, любителей российской истории. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мои воспоминания. Том 2. 1842-1858 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От составителя

Второй том «Моих воспоминаний» Андрея Ивановича Дельвига содержит 3 главы (V–VII) и охватывает период жизни автора с 1842 по 1858 год. Оригинальный рукописный текст содержится во 2-й и 3-й тетрадях рукописи[2]. В полном послужном списке инженер-генерал-лейтенанта барона Дельвига[3] можно найти следующие записи, соответствующие данному отрезку времени (предыдущее воинское звание капитана он получил 6 декабря 1837 г.):

За отличное исполнение поручения по устройству постоянной переправы чрез р. Кубань у Варениковой пристани Всемилостивейше награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. — 29 авг. 1842. Приказом по корпусу переведен в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, с назначением состоять при главноуправляющем — 19 окт. 1842. Назначен для перестройки участка Нижегородского шоссе, пролегающего по Нижегородской губернии, с оставлением при главноуправляющем — нояб. 1842. Заведовал дирекцией шоссе от Померанья до Едрова, с оставлением при главноуправляющем — 30 июля 1843.

Майором — 6 дек. 1843. Высочайшим приказом назначен начальником работ по устройству Нижнего Новгорода с оставлением заведующим означенным участком Нижегородского шоссе и при главноуправляющем — 21 июня 1845.

Подполковником — 7 апр. 1846. За составление проекта на устройство водопроводов и фонтанов в Нижнем Новгороде и самое приведение этого проекта в исполнение объявлено Монаршее благоволение — 20 нояб. 1847. Всемилостивейше награжден орденом Св. Анны 2-й ст. — 4 апр. 1848. Награжден знаком отличия беспорочной службы за XV лет — 22 авг. 1848. От должности начальника работ Нижнего Новгорода отчислен и от заведования участком Нижегородского шоссе освобожден, с оставлением при главноуправляющем — 2 дек. 1848. Приказом г. главноуправляющего 30 мая 1849 назначен инспектором военных сообщений действующей армии — 30 мая 1849. Прибыл в Главную квартиру, находившуюся в г. Мишкольце в Венгрии — 20 июня 1849. Назначен состоять при исправляющем должность дежурного генерала армии — 24 июня 1849. За отлично усердную и ревностную службу в бытность инспектором военных сообщений действующей армии во время похода в 1849 в Венгрии Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 2-й ст. с Императорскою короною — 6 дек. 1849. Пожалована серебряная медаль за участие в войне против венгров 1849. Приказом главноуправляющего назначен членом комитетов: учебного Главного управления путей сообщения и по сооружению постоянного чрез р. Неву моста и технической комиссии при Департаменте железных дорог — 18 марта 1850. За удовлетворительное производство работ постоянного чрез р. Неву моста объявлено Монаршее благоволение — 11 апр. 1850. При окончании устройства моста объявлено Монаршее благоволение и удовольствие — 21 нояб. 1850.

За отличие по службе произведен в полковники — 8 апр. 1851. Назначен начальником Московских водопроводов, с оставлением при главноуправляющем — 25 июня 1852. По Высочайше утвержденному положению комитета г.г. министров назначен председателем архитектурного совета комиссии. Для построения храма во имя Христа Спасителя в Москве, с оставлением при главноуправляющем — 28 июля 1852 награжден знаком отличия за беспорочную службу за XX лет — 22 авг. 1852. Предписанием главноуправляющего за № 5343 назначен членом комитета Высочайше утвержденного для надзора за устройством фабрик и заводов в Москве и ее уезде с оставлением в прежних должностях — 19 окт. 1852. Всемилостивейше пожалован бриллиантовый перстень с вензелевым изображением Высочайшего Его Величества имени — 11 апр. 1854. В награду отлично усердной службы Всемилостивейше пожалован орденом Св. Владимира 3-й ст. — 26 авг. 1856. Пожалована бронзовая медаль в воспоминание войны 1853–1856 г. — 26 авг. 1856.

За отличие по службе произведен в генерал-майоры {с оставлением в настоящих должностях} — 30 авг. 1858.

Немногословные трочки послужного списка с полной ясностью свидетельствуют о том, что, без сомнения, этот этап жизни автора был насыщен самыми разнообразными событиями, а также отражают поистине блестящий карьерный рост барона Дельвига. Сам же он смотрел на свое продвижение по службе как бы со стороны: «Служебные награды я считал ступенями лестницы, которые необходимо пройти, чтобы взойти на ее верх, а потому только те из служебных наград были полезны, которые составляли необходимые ступени этой лестницы» (Гл. VII). В полном соответствии с этим жизненным кредо он и описывает все, что с ним и вокруг него происходило, без аффектации, спокойно и выдержанно. Иногда кажется, что он не способен потерять присутствие духа, разговаривая на равных со всеми: от простого лоцмана на днепровских порогах до самых высокопоставленных особ, а также многократно находясь в буквальном смысле слова на волоске от смерти.

Лаконичность и кажущаяся неэмоциональность автора, помноженные на прагматичность и выдержку, дают в результате уникальный по своей реалистичности текст, почти хронику, которая требует разно образного и многоаспектного вспомогательного и дополнительного материала. Автор сам понимал это, и в рукописи имеются следующие авторские приложения:

Приложение 1 к главе VI (разъяснения А. В. Головнина по поводу барона Фиркса).

Приложение 3 к главе VII (разъяснения А. В. Головнина по поводу графа A. А. Закревского).

Приложение 5 к главе VII (речь Н. С. Толстого на дворянских выборах Нижегородской губернии в начале 1862 г.).

Учитывая особенности текста и личности автора, а также для более полного понимания его характера, эпохи и некоторых событий, отстоящих от читателя приблизительно на полтора столетия, составитель счел необходимым дополнить вспомогательный текстовой материал, добавив также вступительную статью «Дельвиг, барон Андрей Иванович», внеся, кроме того, следующие дополнительные приложения:

Приложение 2 к главе VI (Письмо генерала Гёргея командиру 3-го пех. корпуса, генералу от кавалерии графу Ридигеру от 11 августа 1849 года). В самом деле, автор размышляет над значением этого письма в свете внутри политического и международного контекста, не приводя его полностью. Мы решили исправить это упущение.

Приложение 4 к главе VII (Воспоминания об участии при защите г. Севастополя бывшего в то время полковым адъютантом Владимирского [61-го] пехотного полка поручика, ныне отставного майора Наума Александровича Горбунова). Составитель счел уместным поместить эти воспоминания как приложение к VII главе, где А. И. Дельвиг вспоминает тяжелое для России время Крымской войны, когда при обороне Севастополя его брат Николай Иванович вновь, после экспедиции в Дарго, был тяжело ранен. Н. А. Горбунов был очевидцем и участником героической обороны «русской Трои», и его свидетельство было дорого Андрею Ивановичу как память о безвременно ушедшем из жизни брате, чьих жизненных сил после участия в двух неудачных для нашей армии военных операциях хватило ненадолго.

* * *

Безусловно, послужной список, внушительный перечень наград Андрея Ивановича Дельвига во многом говорят сами за себя. Но, вчитываясь в строки V–VII глав его воспоминаний, мы начинаем видеть ту эпоху, зенит XIX века, глазами зрелого, опытного, нашедшего свое место в жизни человека — «не мальчика, но мужа». Кроме привычки добиваться результата упорным трудом, данной в поддержку таланту, судьба не делала Андрею Ивановичу подарков, в отличие от его непосредственного руководителя Петра Андреевича Клейнмихеля, сызмала ею избалованного. Настоящим испытанием для А. И. Дельвига стала более чем пятнадцатилетняя служба под началом своенравного и деспотичного главноуправляющего, и не только «азиатские аллюры» графа Клейнмихеля, как выразился также хорошо знавший его сенатор К. И. Фишер, были «отягчающим обстоятельством» службы и жизни Андрея Ивановича. В обществе того времени сложилось мнение (конечно, неспроста) о взяточничестве и казнокрадстве путейцев. Известный острослов А. С. Меншиков даже сочинил историю о том, как на исповеди священник допытывался, не берет ли он взяток и не грабит ли казну, а потом, разглядев хорошенько мундир Меншикова, якобы повинился: спутал, дескать, с путейским. Конечно, Андрею Ивановичу были известны приемы незаконного обогащения сослуживцев, он пишет об этом. Но видел он и то, как мало ценит государство их труд, как равнодушно к их нуждам, а проще сказать — к нужде. Сложно определить чувство, которым продиктованы его слова: «Одна и та же история с инженерами путей сообщения повторяется во всех губернских городах: они не хотят кланяться губернаторам и другим лицам, имеющим значение в губернии, хотя их служебная деятельность большею частию так же не бескорыстна, как и других чиновников» (Гл. VI). Многое видится за этими стороками: значит, угол зрения выбран правильно. Эта способность охватывать взглядом все, имеющее значение в происходящем, — не детали, а обстоятельства — и позволила автору «Моих воспоминаний» создать достоверный образ своего времени.

* * *

Как и в первом томе «Моих воспоминаний», во втором томе использованы следующие условные обозначения:

— в {фигурных скобках} помещен текст, исключенный цензором / редактором издания Румянцевского музея 1912–1913 гг.,

— в <ломаных скобках> — текст, вычеркнутый в рукописи,

— в [квадратных скобках], курсивом даны уточнения, включенные составителем.

Переводы с французского языка выполнены П. А. Дельвигом, с немецкого — А. А. Дельвигом.

Алексей Александрович Дельвиг

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мои воспоминания. Том 2. 1842-1858 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

1) Мои воспоминания. Записки барона А. И. Дельвига за 1813–1876 гг. В 5 т. Российская государственная библиотека. Музейное собрание. Ф. 178.1 (русская и славянская часть); № 3018.1–6; штрих-код 50-13274905; размер рукописи 36x24 см; общая толщина около 40 см. Здесь и далее цифрой-номером с закрывающей скобкой обозначены примечания автора.

3

2) РГИА. Ф. 207. Оп. 10. Д. 819.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я