Эта книга о внезапном семейном автопутешествии в Грузию и Турцию летом 2022 года, ставшем возможным после снятия ковидных ограничений. В ней рассказывается об интересных местах, где не так часто бывают туристы, и с не совсем туристической точки зрения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эскапада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Самарские недоступности
На пути из Пермского края в Турцию надо проехать по территории России около трех тысяч километров. Есть несколько вариантов, как добраться до пограничного с Грузией Владикавказа, но самый короткий путь лежит через Самару.
Считается, что население России больше, чем население Турции. До этого года было — 144 миллиона против 83. Однако, как ни странно, в Турции больше городов-милионников, чем у нас. Их суммарное население (59 млн. человек) почти в полтора раза больше, чем наших (34 млн.). Учитывая, что деревни в Турции на каждом шагу, а не через 20—40 километров тайги, начинаешь подозревать, что со статистикой что-то не так. Или здесь, или там. Недаром же за те десять лет, что мы по Турции путешествуем, с табличек, означающих въезд в города и поселки, там исчезли сведения о высоте над уровнем моря (Rakım) и численности горожан (Nüfus). Наверное, последняя все же и стала причиной засекречивания, а уж rakım попала под раздачу заодно.
В Турции прекрасная гражданская логистика, и все эти крупные города непосредственно связаны друг с другом автобусами и самолетами. У нас тоже так бывает: вон сколько за день автобусов из Екатеринбурга в Челябинск, обзавидуешься. Но совершенно другая ситуация у Перми как в отношении связанности с Екатеринбургом, так и с южным ближайшим миллионером — Самарой. В учебнике по автопутешествиям в Турцию (который я теперь навряд ли соберусь дописывать) я хотел давать развивающие задачки для читателей. Наподобие такой: доберитесь из Перми в Самару примерно к моменту заселения в гостиницу, то есть часов в 14—16. Или обратно — сразу после утреннего выселения из гостиницы в южной части города. Ну-ка, попробуйте их решить, если умеете пользоваться хотя бы яндекс-расписанием! Не получится… Да и из соседних Ижевска или Набережных Челнов добраться в Самару тоже не проще. Что поделать, у нас и билет в автобус в соседнюю область надо по паспорту покупать… Поэтому Самара для нас остается значительно более труднодоступным городом, чем Москва, Санкт-Петербург, Уфа или Челябинск. Тысячу километров туда по дороге прокрутить за день можно, если руки не отвалятся, а вот на общественном транспорте — совсем сложно.
В крошечном музейчике «Самара космическая»
всё же можно увидеть кое-что интересное
Четырнадцать часов в пути для нас не критично, но все же много. Хотя совершенно недостаточно, чтобы планировать после них продолжительную, многодневную остановку. Однако мы решили задержаться в Самаре на какое-то время, и вот почему. Самара — один из центров военного и гражданского машиностроения в стране. Рядом Тольятти, рядом с «Автовазом», если что. Раз тут всё этакое производят, поди-ка, и чинить хорошо умеют? А у нашего старенького и чёрного митсубиси работало почти всё, кроме кондиционера. В Березниках его не удалось отремонтировать, а в Самаре знакомые посоветовали вроде бы хороший автосервис — почему бы не попробовать? Как же в Турции — без кондиционера? По черному-черному раскаленному солнцем асфальту несется черная-черная раскаленная солнцем машина…
Памятник семье Аксаковых над развалинами
губернаторского дома
И кондей нам таки сделали за пару дней! Это оказалось довольно непросто, но сервис и в самом деле очень крутой оказался. Следующие сорок дней мы их почти непрерывно поминали добрым словом.
А пока машина чинилась, мы знакомились с городом. Он немного побольше Перми, как Воронеж, миллион триста. И, как и по Воронежу, по Самаре быстро не проедешь. Добраться с севера города до центра на автобусе или трамвае это час, а в пиковое время и все полтора. Но это единственный существенный недостаток, замеченный нами. А в остальном, простите, земляки, Самару с Пермью не сравнить (тем более, не сравнить с одним городком фанерных скворечников). Она красивая, ухоженная, тёплая. Заросшая цветами, яблонями, всякой ненашенской травой. Скверы тут и там, повсеместно. Красивые старые дома (и гигантские человейники на окраинах, конечно, как без них). Чистая, теплая Волга, прогулочные теплоходики туда-сюда бегают. На прекрасных общественных пляжах бесплатные туалеты, есть и где позагорать, и где искупаться — тут вам не Сочи.
Символ города, красующийся на гербе,
стоит также в Струковском саду
К вечеру везде включается очень красивая подсветка, в сквере Аксакова начинают светиться стеклянные страницы «Аленького цветочка» в рост человека. Уютно шумят небольшие водопады скверика, расположенного на месте снесенного революционерами дома и сада губернатора — сына писателя, сочинившего эту сказку. Как Вы уже поняли, наслаждаться шумом водопадов мешают многочисленные экскурсии. Или помогают, это кому как, мы с удовольствием подслушивали. У музея Алексея Толстого рядом с забором сидит бронзовый Буратино с носом, отполированным руками детей, и радостно всем улыбается даже после февраля 2022 года. Ну, он же деревянный, хоть и бронзовый, простительно. Самарцы, как нам показалось, вообще улыбчивее и снисходительнее наших земляков. И степеннее. Это ещё не тот юг, где эмоциональная беседа двух бабушек в трамвае может всерьез угрожать целостности остекления, и совсем не тот север, в культуре поведения жителей которого неизбежно прячется зонная настороженность. Или колониальная, кому какой термин больше нравится.
В городе Самара река Самара впадает в Волгу
Распиаренный здешний музей космонавтики, оказывается, так себе, а вот прогуляться — есть где. Вдоль Волги и вдоль плотных рядов кафе и ресторанов с уличными столиками, под вечер плотно заполненных людьми. Интересные у них тут традиции, однако. Набродившись по паркам и набережным, мы таки упустили последний трамвай в нашу сторону: он ушел всего-то в начале десятого часа. Рано тут транспорт засыпает. Неслись потом по полупустым улицам на такси и обсуждали с водителем, молодым мусульманином, каково оно здесь, и почему так. Ночи тут, оказывается, и в июле смеркаются стремительно. Вроде бы отъехали-то от дома всего ничего, а уже всё совсем по-другому, не как наши до-о-олгие белые летние сумерки. Фары беспомощно протыкают узенькими лучиками плотную тьму, прямо как у нас по ночам в предснежье. Вокруг, где не фонарь или магазин, черным-черно.
Завтра мы со второй попытки таки заберем машину, на всякий случай, купим на нее рейлинги багажник и покатим дальше. Рейлинги, кстати, тут почему-то почти вдвое дешевле, чем в Перми. Автобоксы вот дорогие, ну так пока не к спеху. Может, обойдемся, а может в Турции купим.
И не забыть бы снова в Самару на обратном пути зарулить. И погулять, и попросить того автоэлектрика ещё кое с чем покопаться…
Памятник князю Владимиру на набережной совсем новый, как и собор за ним
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эскапада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других