Алтайские приключения в масках

Андрей Затонский

Приведены очерки, повествующие о семейном автомобильном путешествии на Алтай летом 2020 года. Маршрут путешествия охватывает практически весь «туристический Алтай», что позволяет использовать книгу и как справочник тоже. Фотографии автора. Информация в очерках актуальна на момент их написания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алтайские приключения в масках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Чудеса тюменские

Всякие я светофоры видал на своем веку. Тридцать лет за рулем, сложно удивить. Но когда на тюменском перекрестке загорелся «красный», а вместе с ним загорелись 190 секунд до переключения на «зеленый», такое даже меня впечатлило. И начал я присматриваться.

Не все ведь понимают, что светофор никогда не может ускорить работу перекрестка, то есть уменьшить пробки. Пробок не будет только в том случае, если достаточна пропускная способность улиц. Упрощенно говоря, если все желающие по ним проехать одновременно умещаются в существующие полосы. Сделаешь полосы по-дурацки, пробка будет постоянно, за примерами далеко ходить не надо: в нашем городе только что такое на Карла Маркса устроили. Светофор же только переключает потоки, не дает главной улице навсегда остановить движение на второстепенной. И неизбежно задерживает транспорт. Хотя бы из-за того, что машине надо остановиться, потом тронуться. Теоретически чем дольше горят «красный» и «зеленый», тем меньше этот эффект. Но при этом пробка может вырасти настолько, что перекроет следующий перекресток. Поэтому в каждом отдельно взятом городе наилучшие времена переключения подыскивают между очень коротким (меньше ждать, но меньше пропускная способность) и длинным значением.

Интересно, насколько по-разному решается эта задача в разных городах. Может быть, это особенность местного менталитета какая-то? В суетном Екатеринбурге (1,4 млн населения) светофоры переключаются очень быстро. Водители страгиваются с места почти одновременно, иначе очень многие из них не успеют проскочить перекресток. В Новосибирске (1,6 млн) светофоры горят немного дольше, а водители… звери там, а не водители. Только что на таран не идут, успевай отскакивать. Хорошо мне, на буханке, почти как на КамАЗе: какая дорога моя, та и главная… шутка, конечно. Но замечал, что к большой и страшной машине более боязливое отношение, чем к миниатюрной иномарке — причем везде, вне зависимости от особенностей менталитета.

Уютный обед на улице Тюмени

А в Тюменской области интервалы повсеместно — сотни секунд. И в Тюмени, и в Тобольске, где транспорта совсем немного. Вечерком проехать через центр города, это приключение, рядом с которым пермская толчея выглядит детской забавой. Сплошная железная лента подёргивается при переключении, растягивается, страгивается, потом снова замирает… Много машин в Тюмени, много.

Ведь каждый город охотно рассказывает о себе, если вслушаться и всмотреться. Фасады, окна, машины могут поведать о том, как здесь живется. Мелкие, не сетевые продуктовые магазинчики — насколько благоприятная в городе среда для предпринимательства (если их нет, дело швах). Размер главной городской церкви-новодела, соотнесенный с масштабом города, рассказывает о том, здесь ли живут хотя бы второстепенные бенефициары градообразующих предприятий. Качество спонтанных, одиночных памятников дает совершенно четкое представление об общем уровне культуры населения и управителей — сравните в этом смысле почти одинаковые по населению Березники и Батуми (то есть наши «солонку» или «дерево рода» — хоть с современными изваяниями Али и Нино, хоть с древней бронзовой девушкой с ангелами).

Так вот, население в Тюмени не бедное. Если Родина — мать, то Тюменская область — её грудь, щедро одаривающая Россию нефтью (порядка 60% добычи РФ), газом (около 90%), лесом и даже сельскохозяйственными продуктами. Едешь по федералке, и где не болота, там везде поля! На такой почве, разумеется, выросла масса перерабатывающих и сопутствующих предприятий типа машиностроительных или фармацевтических. То есть можно найти, где заработать, не вопрос. И денег много крутится. Наверное, поэтому в 800-тысячной столице области есть прекрасный аквапарк, а в миллионной Перми до сих пор спорят, нужен он или нет. И два Ашана в Тюмени, а не один, как в Перми или Воронеже. И совершенно нет мелких продуктовых магазинов, ну ни одного вообще нет…

Батуми, увы, пока недоступен

Область тоже забавная. Это один из последних сложноустроенных субъектов РФ. Раньше такой же была Пермская область, пока мы в едином порыве не проголосовали за несамостийность Кудымкара и не сотворили себе край. В Тюменскую область (население 3,4 млн) входят два автономных округа: Ханты-Мансийский (1,6 млн) и Ямало-Ненецкий (0,6 млн). То есть сама-то область меньше одного ХМАО что по площади, что по населению. Забавно, наверное, округа́м ощущать себя под владетельством областного центра, расположенного в крайнем нижнем левом углу региона. Центру тоже так себе. В своё время нынешний главный по борьбе с КВ был избран губернатором как раз решением автономных округов: в Тюмени выборы он проиграл, но в сумме набрал больше голосов, чем избранник тюменцев.

Живет почти все население области, кроме автономных округов, всего в пяти городах. И это почти всё население: миллион из 1,2 млн общей численности. Тем удивительнее множественные распаханные поля вокруг федеральной трассы, отчёркивающей южную границу области.

Трасса чем-то похожа на тюменский перекресток. По ней неторопливо, порядка 80 км/ч, ползет в две полосы непрерывный поток фур. Велика и могуча РЖД, но не каждый совладает отправить по ней вагон, оттого и много их, фур, свежих и потрепанных, отбегавших свой срок эксплуатации в Европе. Моторы и ходовую там делают на совесть: пробег в полтора миллиона для шведского дизеля далеко не предел. Это вам не лада гранта и не УАЗик. Трасса пустеет ночами, когда фуры зябко жмутся одна к другой на площадках вокруг кафешек, затерянных в безлюдье болот и корявых березок. В ночной прохладе ослабевают даже кровососы, коих здесь немеряно, куда как больше, чем в Прикамье. Не столько, конечно, как около стада оленей где-нибудь в ЯНАО, но все равно каждый вечер лобовое стекло приходится долго и нудно отскабливать от останков насекомых.

Гроза подходит к омской трассе

Летняя июльская ночь черная, чернильная. Суровая сибирская трасса расположена на три градуса южнее, чем Березники, белые ночи тут очень недолго. Могучие моторы фур дремлют, подогревая заползших погреться слепней, и иногда только вздрагивают в кошмарных снах — впереди-то Омская область, совсем-совсем не тюменская, безлюдная и депрессивная. А что ещё дальше на долгом пути до Иркутска, Хабаровска или Магадана… Бр-р-р. Нервно всхлипывает дизель топливным насосом высокого давления и старается припомнить добрые времена пробежек от Стокгольма до Тронсё. Но так уж устроена память, что хорошее в ней долго не держится, и только кошмары надежно оседают в специальном разделе флэшки видеорегистратора.

Ночь вокруг. Кромешная ночь. И впереди — следующая.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алтайские приключения в масках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я