Путешествие по Библии. Новый Завет

Андрей Евгеньевич Блинков, 2020

Книга состоит из кратких обзоров 27-ми посланий Нового Завета. Обзоры позволяют посмотреть на каждое послание «с высоты», увидеть главные темы, призывы и структуру. Автор старался писать кратко и просто с целью выделить самые важные истины, поскольку увидев общую картину, намного проще потом разобраться с деталями. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, интересующихся истинами Св. Писания. Андрей Евгеньевич Блинков имеет степень доктора христианского служения от Теологической Семинарии Asbury, автор многих книг, пресвитер церкви.

Оглавление

Евангелие от Иоанна

Автор, датировка, особенности

Имя Иоанна не упоминается в этом Евангелии. В таких случаях, особенно важно свидетельство отцов Церкви. Так согласно письмам одного из ведущих богословов II века Иринея Лионского, именно ап. Иоанн написал эту книгу. Апостолу принадлежит также авторство книги Откровения и трех посланий, вошедших в состав Нового Завета.

Из того же источника известно, что семья Иоанна была довольно состоятельной и богобоязненной. А мать апостола — Саломия — вместе с другими женщинами служила Христу своим имением.

В Евангелии упоминается история о том, как Саломия просила Иисуса об особом положении для своих сыновей. Позднее она оказалась в числе свидетелей распятия Христа.

Интересно, что Иисус на кресте поручил заботу о Своей матери не братьям по плоти, а молодому ученику Иоанну. Есть предание, что Мария и Саломия — родные сестры. Если это так, тогда становится понятно, почему именно Иоанну Господь поручил попечение о Своей матери.

У Иоанна был брат Иаков. Братьев называли «сынами грома», возможно, из-за вспыльчивого характера. Пример их гневливости находим в истории о самарянском селении, где местные жители не приняли учеников и Христа. Тогда Иаков и Иоанн предложили Иисусу свести огонь с Неба (Лук. 9:54). Несмотря на характер братьев, Иисус доверял сынам Зеведеевым и особо приблизил их к Себе. Очевидно, Господь видел их духовный потенциал и готовил к апостольскому служению.

В дальнейшем Иаков, брат Иоанна, стал одним из первых мучеников за веру во Христа (Деян.12:2).

Как свидетельствует Писание, Иоанн на момент встречи со Христом был совсем молодым человеком. Его ум еще не был обременен житейским опытом, и потому мог открыто воспринимать учение Спасителя. В противоположность Петру, Иоанн более созерцательная натура. Юноша умел слушать и понимать Учителя, и был, как он сам выражался, «учеником, которого любил Иисус» (13:23, 20:2,21:7,20).

Упоминание о том, что Иисус любил Иоанна встречается в Евангелии пять раз. Интересно, что почти всегда при этом говорится и о другом ученике — Петре. Пётр публично заявлял, что любит Иисуса больше всех других учеников, однако около Креста Петра не оказалось, а был только Иоанн.

Это говорит о том, что Иоанн умел принимать любовь Христа и понимал свою зависимость от Него, а Пётр больше полагался на собственные силы и в критический момент не устоял в вере. Писание предупреждает, что на человека полагаться нельзя, в том числе и на себя. Рано или поздно придет разочарование. Поэтому нам нужно полагаться только на Бога и Его любовь.

Рассказ ап. Иоанна о Спасителе особенно ценен для нас тем, что является свидетельством очевидца. Более того, апостол был особо приближенным учеником Христа. Так, мы знаем, что только Иоанн, Иаков и Петр были с Иисусом на горе Фавор. Они также оказались рядом со Спасителем при воскрешении дочери Иаира (Лука 8) и в Гефсимании.

Как говорит церковное предание, ап. Иоанн на протяжении многих лет трудился в Ефесской церкви, основанной ап. Павлом. Подтверждение этому находим и в книге Откровения 1:9-11. Будучи в ссылке на острове Патмос, он написал послания семи церквам, и первое из них адресовалось Ефесской церкви. Весьма вероятно, что именно в Ефесе им было написано Евангелие.

По мнению многих исследователей Библии, книга была написано до 70-го года, так как в тексте есть упоминание о купальне в Иерусалиме, которая позже была разрушена. Есть и другие мнения, однако, богословы согласны в том, что Евангелие от Иоанна составлено позже трех остальных, поэтому и расположено последним.

Климент Александрийский в конце II века писал, что Иоанн, ознакомившись с другими Евангелиями, нашел, что они слишком много внимания уделяют внешней, телесной жизни Христа и написал духовное Евангелие.

Из-за особой высоты евангельского учения и сообщаемых в нём божественных тайн символом апостола Иоанна является орёл.

Главная тема — вера в Сына Божьего

Сам апостол так определяет цель своей книги: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31). Без веры во Христа нет рождения свыше, нет спасения и жизни вечной.

Иоанн получил спасающую веру и утвердился в ней. Как это произошло, он и описывает с той целью, чтобы и другие могли уверовать. Не случайно Новый Завет рекомендуют начинать изучать именно с Евангелия от Иоанна.

С первых строк автор сразу заявляет о божественности Иисуса Христа: «В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1).

Апостол использовал здесь концепцию Логоса — Абсолюта во всех отношениях. Христос — абсолютная Личность, выше Которой нет никого и ничего. Удивительно, что необразованный рыбак говорил вещи, которые бросают интеллектуальный вызов самым великим умам всех времен. Как это может быть? Только благодаря откровению Святого Духа!

Далее, Иоанн пишет: «Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (1:2,3).

Логос не только выше всего, не только управляет всем, но и является Творцом всего.

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (1:14).

Это благая весть Рождества! Родился не просто великий человек или пророк — родился Логос, Сын Божий!

«Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (1:11-13).

Стать детьми Бога можно только, если уверовать и родиться духовно.

Мы видим, как часто Иоанн говорит о вере. Всего в Евангелии слово «вера» и его производные встречаются более 100 раз! Книга насыщена верой.

Четыре свидетельства божественности Христа

1. Личное свидетельство апостола Иоанна: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (19:35).

В своём послании апостол пишет: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1Ин.1:1).

Также в самых последних словах он говорит: «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство Его» (21:24).

Иоанн — документалист, он излагает факты. Апостол говорит о том, что сам видел, слышал и даже трогал руками.

2. Свидетельство Иоанна Крестителя: «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете» (1:7,8).

Вот слова самого Крестителя: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (1:34).

Иоанн Креститель также называл Христа Агнцем Божьим. Это пророческое свидетельство убедило двух учеников — Андрея и Иоанна.

Немного далее, подводя итог служения Иоанна Крестителя, апостол написал: «Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него» (10:41,42).

Почему они уверовали? Потому что удостоверились в свидетельстве Иоанна.

Когда Иоанн говорил о Христе, он сеял семена, которые позднее принесли плоды. Этот духовный принцип применим и к нашему свидетельству о Спасителе. Рано или поздно, слова Евангелия принесут добрый плод в сердцах многих слушающих нас людей.

3. Чудеса Иисуса. Первые три евангелиста пишут о множестве чудес, совершенных Иисусом. Иоанн же подходит иначе: он говорит о семи особых чудесах, а потом о еще одном наивысшем чуде — Воскресении Иисуса. Все эти примеры Божественной силы Христа должны помочь читателю обрести веру: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:30,31).

Упомянем семь чудес, о которых пишет Иоанн:

1) Превращение воды в вино (2 гл.). Ученики уверовали в Него.

2) Исцеление сына царедворца (4 гл.). Уверовал сам царедворец и весь дом его. Ап. Иоанн уточняет, что это второе чудо. Не вообще второе, а второе из тех, которые он решил привести.

3) Исцеление парализованного в течении 38-ми лет больного в Вифезде (5 гл.). Это великое чудо Иисус совершил в субботу, но религиозные лидеры не только не уверовали, но даже захотели убить Его.

4) Насыщение 5000 (6:5-15). Это чудо упомянуто во всех четырех Евангелиях. Иоанн говорит, что после такой демонстрации силы Божьей люди уверовали в Иисуса, как в Пророка и захотели сделать Его царем.

5) Хождение по воде (6:17-21). Люди искали Господа, но только потому, что они ожидали сверхъестественного получения хлеба: «Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (6:26).

Они могли бы удостовериться в Его божественности, но их интересовала только еда. Так и сегодня большинство людей ищут не Самого Господа, а того, что Он может им дать…

6) Исцеление слепорожденного в субботу (9 гл.). Христос спрашивает исцеленного: «Веруешь ли в Сына Божьего?… Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (9:35-39).

Фарисеи видели, но не веровали, а слепой уверовал. Зрячие физически были слепы духовно. Опять очень злободневные слова…

7) Самое яркое чудо — воскресение Лазаря. Оно описано подробнее, поскольку сильно повлияло на веру многих людей. Однако те, кто гнали Христа раньше, стали гнать еще сильнее: «Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (11:45,46).

Фарисеи видели факты, но отказывались верить в божественность Иисуса, подавляя истину неправдой: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (11:48).

Тот факт, что «все уверуют в Него», политически был не выгоден. Политика оказалась важнее Истины. «С этого дня положили убить Его», — пишет Иоанн (11:53). Более того, фарисеи решили убить и воскресшего Лазаря.

Учение Иисуса

1)

Истина о рождении свыше

Учение Христа распределено по всей книге вперемежку с описанием чудес.

Первое чудо описано во второй главе, а в третьей главе записана беседа Иисуса с Никодимом. Это очень важная история. Никодим был членом Синедриона.

«Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (3:2).

Никодим ожидал, что Учитель обрадуется тому, что у Него появились сторонники в религиозных «верхах». Однако, ответ Иисуса очень сильно удивил и разочаровал пожилого раввина. Спаситель говорил ему о рождении свыше, которого Никодим не имел: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух… должно вам родиться свыше» (3:5-7).

Рождение от воды — это указание на искреннее покаяние и крещение покаяния, которое тогда совершал Иоанн Креститель. Покаяние включает в себя радикальное изменение внутренних ценностей и переход от жизни в эгоцентризме к богоцентричной жизни. Известно, что фарисеи не считали покаяние чем-то для себя необходимым.

Иисус знал, что Никодим ещё не имел настоящей веры, потому что не принимал истины о божественности Христа (3:11). Возможно, Никодим принимал Иисуса за пророка, не понимая, что Он — Божий Сын.

Зная мысли и сердце человека, Спаситель указывает Своему собеседнику путь, на котором можно обрести веру: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (3:14,15). Вера приходит через доверие истинам Евангелия!

В конце 3-й главы читаем в высшей степени категоричное утверждение: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (3:36). Дорогой читатель, веруешь ли ты в Сына Божьего?

2)

Беседа с самарянкой

Далее, в 4-й главе, Иисус беседует с самарянкой и открывает ей глубокие истины: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (4:24).

Благодать Духа Святого действовала так мощно, что во Христа уверовала не только эта женщина, но и многие люди из её селения.

Удивительно, что первое массовое обращение ко Христу произошло именно в Самарии. Национальные и религиозные барьеры стираются. До этого во Христа веровали только ученики.

3)

Слово Христово рождает веру

5-я глава. Иисус исцелил парализованного человека, который был болен 38 лет. Кто такое может сделать, кроме Бога? После этого чуда Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (5:24). Вера приходит через Божье Слово, через Слово Иисуса. Верующий освобождается от грядущего суда!

«И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал» (5:38). Если люди не принимают Слова, то у них нет веры. Те, которые не веруют Писанию, не верят и Христу.

Например, есть люди, которые не верят посланиям ап. Павла. Верят ли такие люди во Христа?

«Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (5:46,47).

Если человек на самом деле верит Моисею, он не может не уверовать в Иисуса.

4)

Истинный хлеб

6-я глава. Проповедь об истинном хлебе. Люди, видевшие чудеса Иисуса, просили у Него хлеба физического, а Он говорил им о хлебе жизни, о вере в Его Слова.

После той проповеди многие соблазнились, потому что Господь призывал есть Тело Его и пить Его Кровь.

Кстати, Он не говорил о символах Тела и Крови. Мы не можем понять этого, но и не можем не верить тому, что сказал Господь.

«Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (6:67-69).

По какой причине ученики не соблазнились, но пошли за Иисусом дальше? Чудеса? Хлеб? Слава?

Петр говорит за учеников — мы уже уверовали в то, что Ты — Христос, Сын Божий. И теперь нам нужны слова вечной жизни!

Есть люди, которые вроде уверовали, но они довольно равнодушны к Библии, к проповедям. Это очень тревожный знак, ведь бывают люди, обманывающие себя, что они пережили рождение свыше.

Именно к таким людям Иисус обращался в восьмой главе: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (8:31,32).

Иисус всё время подчеркивал связь между верой и пребыванием в Слове, которое делает человека свободным.

Многие слушатели Христа на самом деле не покаялись, поэтому Он говорил им: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне» (8:44,45).

Здесь Иисус категорично утверждает, что духовно невозрожденные люди — дети дьявола. Глава заканчивается прямым заявлением Христа о Его божественности: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее» (8:56-59).

Иисус не просто видел Авраама, жившего за 2000 лет до происходящих событий, но и отнёс к Себе сокровенное имя Бога — Я есмь (Сущий). Упоминание этого личного имени Бога мы находим в книге Исход 3:14. Иудеи прекрасно поняли Иисуса и не веруя Ему, приняли Его слова за богохульство, поэтому и хотели побить Его камнями.

5)

Ненависть иудеев

10-я глава. Опять общение с толпой, в массе своей не верящей в Него: «Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (10:24,25).

Иисус уже всё прямо сказал и иудеи решили побить Его камнями. Теперь главный аргумент Господа — Его дела. Он продолжает: «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (10:26-28).

Вопрос духовной природы человека: овцы — это те, кто возродился духовно. Как следствие, овцы слушаются голоса Господа. Вспоминается разговор Иисуса с Никодимом. Заканчивается глава намерением иудеев схватить Иисуса, хотя многие из них всё же уверовали.

6)

Последние наставления

Самая длинная беседа Христа с учениками записана в главах 13-16. Там тоже много сказано о вере: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит Дела» (14:8-10). Вера основана на словах и делах Христа.

Служение Духа Святого тоже связано с верой: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (16:8,9). Неверие — это самый страшный грех. Если человек отвергает дар Божий в Иисусе Христе, фактически он таким образом оскорбляет Дарителя. Господи, помилуй!…

В конце книги записаны последние беседы с учениками: «Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (17:7,8). Ученики приняли слова Христа и уверовали. Результатом служения Иисуса была вера. Результатом нашего служения тоже должна быть вера, которая видна в отношении к Слову и в плодах духа — в том, как люди являют Христа в своей жизни.

«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (17:20). Иисус ходатайствует и сегодня за всех, кого интересует вопросы веры.

7)

Воскресший Христос

После воскресения Христа тоже продолжается разговор о вере. Кто из учеников был слаб в вере? Не только Фома. Другие тоже не сразу уверовали: «Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (20:8,9).

Ещё одна связь Писания и веры. Даже тогда ученики ещё не принимали верой пророчество Давида о воскресении Христа (см. Пс.15:10).

«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (20:27-29).

Иисус призывает верить Слову, а не физическим чувствам.

Основная часть книги кончается здесь: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:31).

Заключительная 21-я глава Евангелия повествует о явлении Иисуса Петру и другим ученикам на Тивериадском озере, когда трижды Господь спрашивает Петра: «Любишь ли ты Меня?». После положительного ответа Он трижды говорит: «Паси овец Моих». Этот вопрос и поручение относится к каждому ученику Воскресшего Господа.

IV. Вопросы перед молитвой:

Веруете ли вы в божественность Христа? Знаете ли вы тексты Ев. Иоанна, где Иисус говорил об этом?

Сокрушились ли вы перед Ним? Произошло ли покаяние?

Имеете ли вы веру в прощение грехов и жизнь вечную?

Родились ли вы от воды и Духа?

Что такое вера? Растет ли она в вашем сердце? Откуда вы это знаете?

Делитесь ли вы своей верой с другими людьми?

Любите ли вы Христа и Его слово? Пасёте ли вы Его овец?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествие по Библии. Новый Завет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я