Забытый духовный закон

Андрей Евгеньевич Блинков, 2013

Книга содержит краткое библейское исследование духовных законов: закона возвышения через смирение и закона сеяния и жатвы. Особое внимание уделено добродетели смирения. В конце каждой главы приведены соответствующие молитвы. Книга рассчитана на широкий круг читателей. Андрей Евгеньевич Блинков имеет степень Доктора христианского служения (теологическая семинария Asbury), является автором многих книг и пресвитером церкви.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Забытый духовный закон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Закон смирения и возвышения

Все верующие хорошо знают — естественный мир — это далеко не все. Существует еще и мир духовный, где живут мириады личностей — ангелы, демоны, души ушедших людей и Сам Господь Бог. Мир духовный более реален, чем материальный, поскольку физический мир является производным от мира духовного. Духовный мир вечен, тогда как вся материя — это пища грядущего огня. Каждый мир имеет свои законы.

Даже ребенку известен закон гравитации или закон сохранения энергии. Он может не знать таких сложных терминов и даже вообще еще не говорить, но дети, как и нормальные взрослые, осторожно ведут себя, если находятся на большой высоте, или если, например, сильно разогнались на велосипеде. Дело в том, что мы понимаем — нарушение этих законов может очень дорого нам стоить.

Подобным образом действуют и законы духовного мира, о которых рассказывает удивительная Книга — Библия. Если ее не читать и не быть ей послушным, тогда негативных последствий от нарушений этих законов не избежать.

Духовные законы управляют событиями и явлениями тонкого мира духа, а опосредованно и вообще всего происходящего. В качестве примеров можно назвать закон Промысла Божьего, верховенства власти Божьего Слова, которое не возвращается тщетным, но всегда исполняет то, что угодно Богу (см. Ис.55:11) или закон сеяния и жатвы: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6:7-9).

Здесь же мы поговорим еще об одном фундаментальном духовном законе. Я называю его законом смирения и возвышения. Его трижды в Евангелиях провозгласил Христос:

«Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Матф.23:11,12).

«Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.14:10,11).

«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Матф.20:25-27). Этот текст встречается и у Марка — Мар. 10:42-44

Несмотря на то, что Иисус уделял большое внимание закону смирения, он оказался во многом забытым в современных евангельских церквах. Очень нечасто о нем вспоминают и проповедуют. Смирение непопулярно. Намного чаще мы хотим слышать о любви, благодати, силе, помазании, власти верующего и пр., не понимая, что вне закона смирения никогда не будет у нас ни благодати, ни силы.

Дело в том, что Слово Божье однозначно утверждает: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6б). Благодати достаточно для каждого, но только смиренные способны ее воспринять.

Возвышение благодатью

Что такое благодать? В своей сокровенной сути — это естество Самого Бога, действие и явление Духа Божьего. Благодать ведет нас ко Христу. Благодатью мы начинаем путь спасения посредством покаяния и духовного возрождения. Ею же мы продолжаем путь спасения души. Она делает человека по истине богатым. Она веселит сердце неизреченной и преславной радостью. Благодать символически была представлена Господом в образе живой воды: «…кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоан.7:37-39). Эта «вода» может превращаться в «вино», принося освобождение, радость, возможность взлететь над суетой и мелочностью жизни. Благодать продолжает изливаться на каждого верующего и жаждущего, но есть и еще одно условие, о котором мы и говорим здесь — смирение.

Закон смирения гласит: всякий унижающий себя возвышен будет. О каком возвышении идет речь? Мир проповедует тщеславие, карьерный рост, постоянно растущее материальное изобилие и пр. Господь, очевидно, говорит о другом возвышении — о возвышении благодатью. Чем больше благодати есть в жизни и служении человека, тем выше он в мире духа. Впрочем, возвышение в духовном измерении обычно сопровождается и увеличением влияния в этом мире. Целью является возможность послужить благодатью большему количеству людей.

Дорогой читатель, вы призваны Господом в жизнь Духа, в жизнь благодати. Это самое чудесное приглашение, поскольку если вы войдете в благодать, будете блаженными навсегда. Цена смирения и веры велика, но благословение Духа столь непостижимо велико, что стоит заплатить любую цену.

Искренно желаю вам научиться у Христа кротости, смирению и вере и войти в жизнь по благодати!

Люцифер

Библейские пророчества открывают нам не только будущее, но и далекое прошлое. Они также рассказывают о первом грехе, совершенном во вселенной. Это не был грех убийства или прелюбодеяния — это был грех гордости.

Пророк Иезекииль в двадцать восьмой главе предсказывал гибель возгордившемуся начальствующему в Тире, а потом он начинает говорить о неком «царе Тира»: «сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки» (Иез.28:12-19).

Ясно, что описанный царь Тира не мог быть человеком — речь идет о величайшем ангельском чине1 — помазанном херувиме. Этот херувим был сотворен с великой славой и властью. О чем говорит такое определение: печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты? Вполне возможно предположить, что мы здесь читаем о самом великом из всех сотворенных Богом существ.

Личное имя Люцифер впервые встречается в переводе Библии на латынь Иеронима Стридонского. С тех пор это имя используется в отношении дьявола до его грехопадения. Люцифер согрешил. Его первым грехом названа гордыня и тщеславие. Именно за этот грех Бог поверг его на землю и отдал на позор. За гордыню его еще ждет такой огонь, который окончательно уничтожит это изначально невероятно славное создание. Разве здесь мы не видим исполнения слов Господа: «возвышающий сам себя унижен будет»?

Пророк Исайя добавляет такое пророческое описание падшего херувима: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем:"взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14:12-15). Слово, переведенное в нашем тексте как «денница» Иероним перевел как имя собственное — Люцифер («светоносный», «свет несущий»).

С чего началось его падение? Я взойду на небо, я сяду в сонме богов, я буду подобен Всевышнему. Знакомо ли нам такое отношение? Очень даже. Современные гордецы правда не часто замахиваются на равенство с Богом — обычно аппетиты поскромнее. Впрочем, всякое бывает…

Подобное самовозвышение, которое можно назвать и современным термином — карьеризм, кончилось для светоносного херувима очень плохо: «ты низвержен в ад, в глубины преисподней».

Теперь уже мы редко используем имя Люцифер. Намного чаще другие — дьявол и сатана. Самое мерзкое, самое жестокое, самое чудовищное существо. Его грех не будет прощен. Дьявола вместе с теми, кто идет путем гордыни и бунта, ждет неминуемый конец — озеро, горящее огнем и серой. «Кто возвышает себя, тот унижен будет».

Адам

Есть такое предположение, сделанное учителем Библии Дереком Принсем, что Господь после падения Люцифера и трети ангелов, решил создать людей, чтобы заменить ими падших ангелов. Поскольку помазанный херувим пал через гордыню, то Бог в ответ проявил смирение, вылепив из праха земное тело человека, а потом, склонившись низко, вдохнул в него дыхание жизни. Таким образом, Божий ответ на гордость и бунтарство — смирение. Чем сильнее бунт, тем большим смирением он лечится.

Сотворенного человека должно было испытать, в том числе и в отношении гордыни, поэтому в Едем был допущен и сатана2.

Давайте внимательно прочитаем как он искушал Еву: «… И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:1-6).

Удивительная глубина сокрыта за простым и лаконичным библейским повествованием. Искушение началось с атаки на веру Евы в Божье Слово. Сначала пришло сомнение — «а подлинно ли сказал Бог?» Значит, возможно, Бог имел ввиду что-то другое? Возможно, что Он что-то недоговорил, или Его неправильно поняли?

Потом было небольшое на первый взгляд искажение Божьего Слова. Враг сказал так: «не ешьте ни от какого дерева в раю», хотя запрет был только на одно дерево. Вступив в этот лукавый диалог уже Ева добавила к словам Бога. Она сказала, что плодов дерева познания добра и зла нельзя не только есть, но и прикасаться к ним. Последнего Бог не говорил — это добавила Ева или Адам. Опасность заключалась в том, что прежде чем вкусить плод, женщина обязательно должна была его потрогать. Увидев, что ничего страшного не происходит, она допустила, что может пойти дальше и вкусить. Здесь мы видим пример той истины, что крайне опасно прибавлять что-либо к Слову Божьему.

Теперь, добившись небольшого отступления Евы от веры Богу на Слово, дьявол пошел в «лобовую атаку» — он прямо противоречит Богу: «нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Адам и Ева поддались искушению гордости и действительно узнали не только добро, но и зло. Они увидели как один их сын убил другого. Они познали, что такое болезни, проклятия, убийства, предательства, неверность, обман и море всякого другого зла. Причиной всему была гордость…

Последующая библейская история изобилует примерами как гордости, так и смирения.

Св. Писание содержит не только духовные принципы, но и многочисленные примеры их воплощения в жизни. Большинство принципов изложены Господом и Его апостолами, тогда как примеры обычно в большинстве своем находятся в Ветхом Завете. Если принцип не подтверждается примерами, тогда в нем можно усомниться.

Что касается духовного закона смирения и возвышения, то для него нетрудно найти огромное количество примеров. Фактически каждый герой духа открыл для себя смирение, как важнейший принцип роста в Царстве Божьем.

Авраам и Лот

Авраам любил и опекал своего племянника, хотя тот и не платил ему взаимностью. Когда возник спор между пастухами Авраама и Лота, Авраам имел все права выбрать для себя лучшую землю: он был старшим и по возрасту и по положению и по духовному росту. Последнее проявилось в его удивительной реакции: «не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт.13:9). Он имел право выбирать, но добровольно отдал его племяннику, в определенной степени унизив себя. Бог увидел смирение его сердца: «И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее» (Быт.13:14-17).

Обратите внимание, что это благословение было даровано патриарху только после того как отделился Лот, то есть когда закон смирения уже вступил в свое действие.

Иаков и Исав

Иаков начал свой жизненный путь, как человек хитрый и изворотливый. Он хитростью получил благословение своего слепого отца. Кстати, слепота физическая часто в Библии является следствием слепоты духовной. Воля Божья изначально была в том, чтобы благословение досталось Иакову, но душевная привязанность Исаака к старшему сыну Исаву, мешала ему различить и исполнить желание Бога.

Иаков сполна пожал то, что посеял. Трижды, а скорее всего и более того, его обманывал Лаван. Потом, возвращаясь в родную страну, Иаков узнал, что Исав собрал целую армию и движется ему навстречу, чтобы погубить обокравшего его брата.

И в этот критический момент Иаков проявил смирение. Прежде всего, оно проявилось в его молитвенной брани. Написано, что он всю ночь сражался с кем-то. В синодальном переводе говорится о сражении с Богом, но оригинальный текст можно перевести и как борьбу Иакова с могущественным духовным существом. Некоторые иудейские толкователи видят в сопернике Иакова не Бога, а злой дух, закрепленный сатаной за Исавом, который позднее «опекал» произошедших от него идумеев. Это толкование, на мой взгляд, лучше объясняет многие детали. Например, разве мог бы Иаков победить Бога? Исключено, но вот демонический дух в молитвенной борьбе он одолеть мог. Потом противник Иакова говорит: «отпусти меня, ибо взошла заря». В устах Бога это лишено смысла, тогда как ангелы на заре должны представать пред лицом Божьим. Ангел дал Иакову имя Израиль, а позднее уже Сам Бог подтвердил, что новое имя Иакова звучит именно так: «и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль» (Быт.35:10).

Итак, смирение Иакова проявилось в его готовности всю ночь перед решающей встречей с братом, провести в молитве и духовной брани. Борьба эта была настолько реальной и интенсивной, что после той ночи Иаков на всю жизнь стал хромым на одно бедро (Быт. 32:32).

А интенсивной и самоотверженной молитве было проявлено смирение патриарха перед Богом. На следующий же день он уже проявил публичное смирение перед человеком. Этим человеком был его брат: «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек. И разделил детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему» (Быт.33:1-3).

Это удивительная картина! Иаков — человек духовный. Он имеет благословение своего отца и деда. Он победил могучего ангела в великой духовной брани, он наконец весьма богат по земным меркам. Исав, наоборот, является прообразом плотского человека, для которого духовные ценности почти ничего не стоят, который живет только реалиями материального мира. При всем этом контрасте Иаков семь раз кланяется брату до самой земли! Вот истинное смирение — Иаков добровольно унизил себя, что привело к чудесному благословению. Вместо братоубийства произошло следующее: «И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали» (Быт.33:4).

Давид и Саул

Давид является еще одним добрым примером человека, который учитывал в своей жизни духовные законы. Конечно, как и все люди, Давид иногда делал и негативный греховный посев, пожиная потом огромные скорби особенно в отношениях со своими сыновьями. Однако, Писание содержит и много примеров смирения Давида.

Давид был еще мальчиком избран Богом и помазан, чтобы быть царем Израиля. Однако, это не вскружило ему голову. Давид продолжал смиренно служить своему отцу, а позднее царю Саулу. Давид не только не плел политических интриг, но абсолютно искренно служил и защищал царя Саула.

Саул же был в плане смирения противоположностью Давида. Он делал все возможное, чтобы правдой или неправдой физически уничтожить Давида, как возможную угрозу для своего трона. Саул относился к Давиду, как к заклятому врагу. Врагу не на жизнь, но на смерть.

В этих условиях Господь создал ситуацию, когда Саул по нужде зашел в пещеру, в которой прятался Давид и его вооруженные люди. Давид стоял так близко к Саулу, что смог отрезать край его одежды. Острый нож, которым пользовался Давид, мог бы с легкостью лишить царя Саула жизни. Именно к этому подталкивали его окружающие: «И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь:"вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно» (1Цар.24:5). Сделав так, все проблемы Давида решились бы одним махом, но будущий царь Израиля избрал другой путь — путь смирения: «И сказал он людям своим: «да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу» (1Цар.24:7,8).

Саул не вразумился. Он каялся на словах, но на деле продолжал преследовать Давида, чтобы лишить его жизни. Однажды, Саул отправился искать Давида во главе целой армии. Бог навел сон на Саула, всю армию и даже на часовых и под прикрытием тьмы Давид вместе со своим военачальником Авессой проник в стан врага. На этот раз Давиду и делать ничего не надо было: «Авесса сказал Давиду: предал Бог ныне врага твоего в руки твои; итак позволь, я пригвожду его копьем к земле одним ударом и не повторю удара». (1Цар.26:8). Один кивок головы Давида и противника нет. Путь к обещанному Богом трону открыт. Не для этого ли он и приходил ночью в стан Саула? Нет, Давид знал о законе смирения: «Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня» (1Цар.26:9,10).

Саул слишком долго нарушал духовные законы. Последней каплей было его обращение к оккультной практике, категорически запрещенной законом Моисея. На следующий день его сыновья были убиты, а сам он был ранен и покончил жизнь самоубийством. Над его мертвым телом надругались враги, выставив его на публичное осмеяние. За самовозвышением следует неизбежное унижение.

Не по причине ли послушания Давида закону смирения, он и был выбран Богом быть величайшим из всех царей Израиля? Более того, Давид сподобился войти в генеалогию Спасителя мира, Который назывался сыном Давида.

Когда Давид принял обличение в своем грехе, он также проявил смирение в своем публичном покаянии и исповедании. До сих пор пятидесятый псалом является примером молитвы покаяния для миллионов верующих: «Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:11,12). Каково было царю-самодержцу публично исповедовать свой грех?

Господь простил Давида, однако прощение не отменяет действия закона сеяния и жатвы. Царь посеял искру похоти и убийства, а пожал целый пожар в своем народе и своей семье, когда родной и любимый сын восстал на своего отца. Давид бежал из Иерусалима и в этот момент стало ясно кто был ему настоящим другом, а кто только пользовался его положением царя. Тайная вражда сразу стала явной. Так Семей из рода Саулова был настолько пропитан ненавистью, что невзирая на явную угрозу смерти вышел, чтобы публично злословить Давида и даже кидать камни в него и его людей. Люди у Давида были не робкие. Это были бывалые воины, наученные убивать врагов, поэтому их естественной реакцией было сильное желание убить кощунника. Один кивок головы и Семея бы не стало. Давид был абсолютным самодержцем и никто бы его не осудил. Поэтому реакция Давида удивила всех: «И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие. И шел Давид и люди его своим путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, шел и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью» (2Цар.16:11-13).

Давид добровольно решил испить чашу уничижения, утишая гнев своих людей. На что он рассчитывал? На то, что Господь увидит и оценит его смирение. Господь увидел и оценил. Авессалом был убит, причем проклятой смертью — вися на дереве. Его восстание кончилось трагически как для него, так для части Израиля, поддержавшей Авессалома. Давид вернулся царем в Иерусалим, упрочив за собой царство.

Семей кстати тоже проявил определенное смирение после победы Давида. Он первым пришел к царю с покаянием, за что Давид сохранил его жизнь. Только позднее, нарушив слово Соломона, Семей был казнен.

Унижающий себя возвышен будет, возвышающий же себя унизится…

Царь Ахав

Ахав был одним из самых нечестивых царей Израиля, а возможно и самым нечестивым: «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него» (3Цар.16:30). Его жену звали Иезавель. Ее имя стало нарицательным. До сегодняшнего дня верующие говорят о духе Иезавели, который действует через некоторых женщин. Речь идет о духе манипуляции, ненависти и коварства. Иезавель так ненавидела почитание Яхве, что физически уничтожала всех пророков Господа. Ахав же как минимум не противился ей. Оба они утверждали в Израиле культ Ваала. Казалось бы после таких дел Божий суд над Ахавом должен был быть быстрым и жестким. Так бы и было, если бы… Ахав не смирился.

Пророк Илия провозгласил грядущий Божий суд над Ахавом и его домом. Однако Илия после этого пророчества не расстался с жизнью, что было весьма вероятно. К радости всех в тот момент Ахав проявил смирение: «Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. И было слово Господне к Илии Фесвитянину, и сказал Господь: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его» (3Цар.21:27-29).

И все же смирение Ахава не было полным. В следующей главе мы читаем о его намерении идти на войну против Сирии. Божий пророк Михей предсказывает ему гибель, тем самым еще раз являя милость Божью даже нечестивому царю. Однако, Ахав не послушал, но самоуверенно решил двигаться наперекор слов пророка и был убит. Его кровь текла в колесницу. «И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек» (3Цар.22:38).

В этой в целом печальной истории есть и радостная весть. Если даже столь нечестивому царю помогло смирение, то сколь больших благословений удостоимся мы, если изберем путь смирения и послушания…

Елисей и Нееман

В четвертой книге Царств мы находим еще два ярких примера смирения и последующего благословения. Нееман, сирийский военачальник, услышал о том, что есть Божий пророк в Израиле. Узнал он об этом от маленькой девочки израильтянки, которую сирияне взяли в плен. Надо прославить Бога за сердце этой девочки, чье имя нам неизвестно. Скорее всего, ее родители погибли от рук неприятеля, но она не ожесточилась, не обозлилась на своих врагов. Наоборот, когда великая беда постигла ее нового хозяина, она указала ему единственный правильный путь, где найти ответ.

Благодаря девочке-рабыне Нееман пришел к пророку Елисею с большой свитой и очень богатыми поистине царскими подарками. Встреча, однако, была очень непривычной для великого полководца: «И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе» (4Цар.5:10-12).

Было отчего разгневаться — пророк не только не помолился с возложением рук, но даже не соизволил показаться — прислал слугу с каким-то несуразным поручением. Какая связь между исцелением от проказы и грязными водами Иордана? Такой связи действительно нет, зато есть тесная связь между послушанием, смирением и благословением. Как только Нееман смирился и омылся в Иордане, тело его обновилось как тело малого ребенка.

В этой истории можно найти и еще один пример смирения. Нееман, исполненный великой радости и благодарности, возвратился к Елисею. На этот раз они встретились лицом к лицу. Нееман сильно упрашивал Елисея принять огромные подарки (речь шла о миллионах долларов в переводе на современные деньги), но пророк был верен полученному им откровению: не время брать подарки. Представьте каким должно быть смирение человека, чтобы отказаться от таких денег и остаться верным Слову Божьему. Искушение было столь сильным, что Гиезий, слуга Елисея, не выдержал, побежал вслед Неемана и хитростью взял небольшое «благословение». За этот поступок Гиезий был чрезвычайно унижен: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег» (4Цар.5:27). Возвышающий себя унижен будет…

Наивысший пример смирения

Иисус Христос явил наивысший пример смирения, как, впрочем, и любой другой добродетели. Это отличает Его от всех других людей, включая и всех основателей религиозных учений.

Господь не только сотворил Адама, проявив смирение, но Он спас потомков Адама через неслыханное, нечеловеческое смирение.

Наиболее ярко, на мой взгляд, сказал об этом апостол Павел в послании к Филиппийцам: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8).

Иисусу, в отличие от Люцифера, не было нужды достигать положения равенства с Богом Отцом, поскольку Он был рожден в таком положении.

Павел приводит несколько шагов, которые Иисус добровольно сделал вниз, после которых последовало великое возвышение. Принцип такой — чем большее смирение, тем более великим будет возвышение.

Можно выделить пять последовательных «шагов вниз». Иисус принял образ раба или слуги. Слугами Божьими, в частности, являются ангелы. Если бы Господь спустился на уровень великого архангела — это уже было бы великое смирение, но Он пошел значительно ниже, став человеком. Господь Иисус мог бы стать человеком совершенным и бессмертным, каким был Адам до грехопадения, но Он решил стать таким как один из нас и это еще один «шаг вниз». В результате Его земное тело было подвержено закону смерти, только греховной плоти Агнец Божий не имел, чтобы мог принести Себя в совершенную жертву за грехи наши.

Наконец, Он неслыханно смирил Себя, приняв смерть, причем смерть, возможно, самую чудовищную из всех изобретенных извращенным умом падшего человечества. Таким образом, можно условно выделить пять «шагов вниз»: ангелы, совершенный человек, человек смертный, смерть тела, крестная смерть. И хотя Христос некоторые из данных шагов «переступил» (например, Он никогда не был ангелом), Он спустился до самого дна лестницы смирения.

Каждый из этих шагов смирения не был вынужденным. Иисус добровольно делал их, чтобы спасти нас, как видел это пророк за шестьсот лет до Голгофы: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7).

Далее в послании к Филиппийцам написано: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2:9-11). Слово «посему» говорит о причине возвышения Христа над всеми на небесах, на земле и в преисподней. Причина в Его непревзойденном никем смирении. Кто унижает себя, будет возвышен. Кто смиряется больше всех, в конечном итоге станет всех выше.

Одним из ярких проявлений смирения во время земного служения Христа было Его крещение от Иоанна. Возникает законный вопрос: в чем был смысл крещения Иисуса? Иоанн крестил в покаяние, а у Господа не было никакого повода каяться, поэтому понятна реакция Крестителя: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Забытый духовный закон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Есть также мнение, что величайшим чином являются Серафимы

2

Строго говоря, в книге Бытия говорится о змее, а не о сатане, но многие другие тексты Писания дают все основания считать, что змей был лишь орудием, которого использовал дьявол. Так он именуется «человекоубийца от начала» (Ин 8:44), является виновником появления зла на земле (1Ин 3:8) и прямо «древним змием» (Отк. 12:9–10).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я