Почему граждане «надломленно живущей страны» (выражение писателя-фронтовика В. П. Астафьева) шли в ополчение? Как воевали экипажи первых в стране бронепоездов народного ополчения, построенных в 41-м в Киеве, и других броневых составов? Есть ли разница между «понад усе» и «убер аллес»? Ответы на эти и другие вопросы автор книги, наводя метафорические мосты в памятные периоды истории, находит в документах, воспоминаниях фронтовиков, людей, которым выпало общаться со Сталиным, судьбах своих родных.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мост. Про ополченцев, чекистов и бандеровцев предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ОПОЛЧЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
Бронепоезд литер «А»
Во время Великой Отечественной вновь нашла свое воплощение известная метафора Л. Н. Толстого из романа «Война и мир»: «Дубина народной войны поднялась со всей своею грозною и величественною силой, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Из «Отчета о боевой деятельности бронепоезда литер „А“ киевских ополченцев-железнодорожников»:
«25—26 июня 1941 года на предприятиях узла сформировали два батальона народного ополчения численностью около 2000 человек.
Первыми в ополчение вступили секретарь парткома Киевского железнодорожного узла С. П. Голованев, заместитель начальника политотдела Юго-Западной дороги А. С. Тихоход, начальник пассажирского отделения станции Киев Л. В. Василевский, начальник административного отдела Управления Юго-Западной дороги Г. А. Чеканский, начальник энергохозяйства паровозной службы В. К. Мнышенко, инструктор по дефектоскопии дистанции пути №3 В. А. Лункевич, инженер СЦБ службы сигнализации и связи Б. И. Даньчевский, комсорг политотдела Л. П. Кощавцева, старший инспектор отдела приема и увольнений Юго-Западной дороги Д. М. Поплавский, начальник вокзала станции Киев-I — Пассажирский К. А. Арефьев и другие.
Вскоре они стали членами экипажей бронепоездов, построенных в Киевском железнодорожном узле.
Анатолий ТИХОХОД — командир бронепоезда литер «А». 36 лет. До войны работал заместителем начальника политотдела Юго-Западной железной дороги.
Первый в стране бронепоезд народного ополчения — литер «А» строили мастера котельного цеха КПВРЗ Кудряшов, Борщенко, Федотов, мастер тендерного цеха Сопуенко, газосварщик Семенов и многие другие работники завода.
Руководитель республиканского ЦК партии, член Военного совета ЮЗФ Н. С. Хрущев помог со снабжением бронелистами, которыми «обшили» паровоз и бронеплощадки27. Из 800 добровольцев в экипаж отобрали около 80 человек.
Это были жители Киева, Одессы, Черновцов, Казатина, Павлограда, Фастова, Москвы, Горького, других городов и сел страны.
Большинство из них имели техническую и военную подготовку.
Сформировали 24 пулеметных расчета, взвод саперов, отделение связи28, которым командовал сотрудник 2-й дистанции СЦБ и связи Юго-Западной дороги И. И. Котлярчук, взвод путейцев во главе с опытным инженером организации «Укрстройпуть» Я. Л. Кривицким.
Водили литер «А» машинисты первого класса паровозного депо им. Андреева И. Г. Кинница и И. Д. Крамар (на фото. — Авт.). Санитарное отделение поручили инструктору политотдела Юго-Западной дороги О. С. Ячменевой. В боях пригодилось также ее умение стрелять из пулемета.
С помощью военнослужащих Киевского артиллерийского училища на бронепоезд установили четыре орудия, пулеметы, средства связи и наблюдения.
Иван КРАМАР — машинист бронепоезда. 36 лет. До войны работал машинистом паровозного депо им. Андреева.
Командирами бронеплощадок назначили инженера вагонного участка станции Киев Н. П. Богданова, инструктора по дефектоскопии 3-й дистанции службы пути В. А. Лункевича, поездного вагонного мастера С. М. Пономаренко. Обязанности старшины бронепоезда выполнял слесарь Киевского вагонного участка М. И. Верник.
Политруками бронеплощадок стали начальник энергохозяйства паровозной службы Юго-Западной дороги В. К. Мнышенко, начальник Киевского вагонного участка В. А. Шаповалов и инструктор политотдела Коростенского отделения дороги В. Я. Гавлицкий.
Утром 7 июля 1941 года литер «А» вышел в пробный рейс. Испытания показали его высокие ходовые качества, надежность матчасти. Во второй половине дня личный состав разместился по боевым постам, принял вооружение».
Броневые составы войск НКВД
Экипажи литер «А» и других бронепоездов ополченцев-железнодорожников воевали совместно с бойцами бронепоездов войск НКВД под командованием майора Н. Панькова, о чем упоминалось выше, и капитана П. К. Ищенко.
Бронепоезд Н. Панькова вместе с соединениями Красной Армии с боями отходил от западной границы к Киеву.
Экипаж бронепоезда капитана П. К. Ищенко был сформирован 23 июня 1941 года в Киеве на базе учебного бронедивизиона войск НКВД. В тот же день экипаж отбивал воздушные атаки на станцию. В этом броневом составе были две бронеплощадки с четырьмя 76-мм орудиями и шестнадцатью станковыми пулеметами.
Первый бой
8—9 июля гитлеровские войска на ряде участков прорвали Новоград-Волынский укрепленный район29 и заняли Житомир30.
Две танковые дивизии вермахта быстро пошли на Киев. Противник стремился с ходу захватить город и плацдарм на левом берегу Днепра. 11 июля на реке Ирпень в бой с танковой разведкой фашистов вступили войска Киевского укрепрайона.
«Скан» сайта https://della.ua/distance/?cities=208,7041
Ставка Верховного Главнокомандования в помощь Юго-Западному фронту направила несколько соединений. Командование ЮЗФ перебросило на опасное направление резервы, в том числе бронепоезд литер «А».
Из Отчета: «В ночь на 8 июля бронепоезд получил приказ выйти к Новоград-Волынскому и огнем поддержать части 5-й армии генерала Потапова, оборонявшие Коростенский31 и Новоград-Волынский укрепрайоны. На этих участках уже вел бой бронепоезд НКВД майора Н. Панькова.
Командир бронепоезда ополченцев А. Тихоход определил с ним зоны ответственности: бронепоезд НКВД действует на участке Коростень-Яблонец32, литер «А» — на направлении Яблонец-Новоград-Волынский.
Ночью 9 июля литер «А» прибыл в Яблонец и встал в укрытие за станционными сооружениями. Установили связь с частями 5-й армии, которые держали оборону на этом участке.
На рассвете пехота противника после артиллерийской подготовки и бомбежки позиций красноармейцев двумя цепями пошла в очередную атаку.
Бойцы-наблюдатели бронепоезда докладывали Анатолию Тихоходу, находившемуся в командирской рубке33:
— Дистанция 400… 300… 200…100…
— Выходим, — приказал машинисту командир.
По пехоте в упор ударили пулеметы и орудия литер «А». Первая цепь была сметена, вторая залегла. Начался ответный артиллерийский и минометный обстрел. Осколки били по броне. Бронепоезд отошел в укрытие. В тот день отбили еще несколько атак фашистов. Они потеряли около 750 человек убитыми и ранеными.
Вечером начальник разведки бронепоезда Константин Арефьев доложил командиру:
— В восьми километрах к востоку немцы прорвали оборону и перерезали железную дорогу.
— Срочно идем туда, — сказал Тихоход. — Нам могут перекрыть отход к Киеву.
По радиосвязи он сообщил о ситуации майору Н. Панькову. Однако до места прорыва бронепоезду НКВД было гораздо дальше. Набрав максимальную скорость34, литер «А» через несколько минут появился на территории, занятой противником. Пулеметы ударили по гитлеровской пехоте. Оправившись от неожиданности, немцы несколько раз пытались атаковать бронепоезд с обеих сторон железнодорожного полотна. На литер «А» пошли пять фашистских танков. Артиллерийские расчеты прямой наводкой подбили два, остальные ушли из зоны обстрела. Совместно с подоспевшим бронепоездом Н. Панькова и стрелковыми частями прорыв немцев был ликвидирован».
Контрудар
10 июля части 5-й армии генерала Потапова и 6-й генерала Музыченко перешли в контрнаступление. Потапов «переиграл» немцев, обозначив масштабную атаку на фронте шириной до 50 км. Основные же силы армии ударили по уязвимым местам обороны гитлеровцев, которые выявила разведка.
Из Отчета: «Стрелковый и три механизированных корпуса 5-й армии при поддержке бронепоездов литер «А» и майора Н. Панькова контратаковали противника в направлении Червоноармейск-Каменный брод35. К исходу 14 июля фашистов отбросили на 15—20 километров. От гитлеровцев были очищены железная дорога на направлении Коростень-Новоград-Волынский и шоссе Новоград-Волынский-Житомир».
В тот день генерал Ф. Гальдер записал в дневнике: «Противник провел сильную контратаку и временно захватил стратегически важное шоссе». На этот участок гитлеровцы стали срочно перебрасывать с киевского направления шесть пехотных и две моторизированные дивизии.
Из Отчета: «Немцы возобновили наступление на Коростенский и Новоград-Волынский укрепрайоны.
Бронепоезда атаковали 18 танков, пехота, «юнкерсы». Но огонь артиллеристов вынуждал немецких летчиков сбрасывать бомбы куда придется — они рвались далеко в стороне от железнодорожного полотна. Один бомбардировщик подбили, он задымил, вошел в пике и рухнул на землю.
Бронепоезда поддержал огнем вовремя прибывший в этот район армейский артдивизион. Потеряв 5 танков, гитлеровцы откатились. На этом участке они 10 дней безуспешно пытались прорвать нашу оборону.
За успешное участие в боевых операциях личному составу бронепоезда литер «А» командованием Юго-Западного фронта была объявлена благодарность.
Пелагея ЛЕВЧУК — медсестра. 42 года. До войны работала проводницей Киевского резерва проводников.
Десант
В ночь с 14 на 15 июля на участке Коростень-Стремигород36 появился гитлеровский десант численностью до 250 человек. Кроме стрелкового оружия, у них было несколько орудий. Командир литер «А» Анатолий Тихоход получил приказ совместно с частями 5-й армии, оборонявшими Коростень, ликвидировать эту группу.
Утром 15 июля бронепоезд прибыл на станцию Стремигород. Там шел сильный бой. Командир бронеплощадки С. М. Пономаренко прямым попаданием подбил орудие противника, еще одно уничтожил артиллерийский расчет политрука А. В. Шаповалова. Артиллеристы и пулеметчики — И. А. Карпенко, А. А. Баклан, В. Е. Шовкун, Г. М. Лизякин, А. В. Степанов, И. М. Пешков плотным огнем не давали немцам головы поднять. Авиация, которую немецкие десантники, очевидно, вызвали по рации, попала под обстрел артиллеристов бронеплощадки Н. П. Богданова.
Виктор ЛУНКЕВИЧ — командир бронеплощадки. 32 года. До войны работал инструктором службы пути Юго-Западной железной дороги.
Один самолет подбили, остальные ушли. Наблюдатели заметили немецкий разведывательный аэростат.
Артиллеристы бронеплощадки В. А. Лункевича (на фото. — Авт.) взяли цель в «вилку», и после третьего выстрела аэростат вспыхнул и огненным шаром рухнул на землю.
Десантная группа была почти полностью уничтожена. В плен взяли 12 немцев. Трофеями стали 4 орудия, свыше 30 пулеметов и 200 автоматов.
На допросе фашисты сообщили, что планировалось внезапным ударом захватить город и станцию Коростень, чтобы вынудить советское командование перебросить туда часть войск от Новоград-Волынского.
Экипажу литер «А» была объявлена вторая благодарность командования ЮЗФ.
16 июля бронепоезд вернулся в Киев на ремонт.
К тому времени работники Киевского железнодорожного узла завершили строительство второго бронепоезда — литер «Б».
В пригороде Киева
30 июля три пехотные дивизии противника прорвали оборону 26-й армии генерала Костенко.
Наши части начали отход в Киевский укрепрайон. 1 августа немцы несколько раз прорывали позиции КиУР у хутора Мрыги, расположенного в нескольких километрах от Киева.
Пехотинцы, которые должны были держать оборону у долговременных огневых точек, из окопов сбежали.
Гарнизоны ДОТов и ДЗОТов гибли от снарядов тяжелой артиллерии, огнеметов и ручных гранат, которые немцы забрасывали в амбразуры.
Пулеметчики одного ДОТа заняли круговую оборону и продолжали отбиваться, понимая, что шансов выжить у них не оставалось.
Так и случилось бы, если бы не контратака нашей пехоты на этом участке».
Возможно, так было на самом деле
— Рус, сдавайся! — кричали гитлеровцы бойцам этого ДОТа.
Наступавшее затишье, когда те перезаряжали пулеметы, немцы воспринимали как согласие. Они приближались к ДОТу и вновь попадали под прицельный огонь.
Через неделю наша пехота фашистов с этой территории выбила.
— Ну что, окруженцы, скучали за нами? Э, да вы тут дали фрицам жизни, — говорили пехотинцы уставшим пулеметчикам, глядя на десятки трупов в форме мышиного цвета, лежавших вокруг ДОТа. — Что нужно? Спирт есть, вода, сухари, тушенка…
— Раненых в медсанбат отправьте. А нам покурить бы…
Пехотинцы протянули кисеты с махоркой. Закурив самокрутки, пулеметчики сели на склоне высотки, где стоял их ДОТ, и молча смотрели на перепаханное взрывами и гусеницами танков поле, на котором желтели редкие островки пшеницы.
Иван КОТЛЯРЧУК — командир отделения связи, пулеметчик. 41 год. До войны работал сотрудником дистанции связи №2 Юго-Западной железной дороги. Погиб в бою у станции Яготин.
Выручила бригада полковника А. И. Родимцева
Из Отчета: «В начале августа экипажи литер «А» и литер «Б» вели бои в районе Жулян (пригород Киева. — Авт.) и станции Боярка37. Бронепоезда обстреливали противника, атаковавшего 147-ю стрелковую дивизию и батальон народного ополчения. Литер «А» выпустил более трех тысяч снарядов.
Десятки фашистов ликвидировали пулеметчики бронепоездов А. П. Репин и И. И. Котлярчук (на фото. — Авт.).
Утром 8 августа немецкая пехота и несколько десятков танков прорвали оборону у Жулян. Фашисты просочились в городской район «Сталинки».
Положение защитников города стало критическим.
Штаб обороны направил на этот участок оба бронепоезда железнодорожников и 7 батальонов ополченцев.
Их поддерживали орудия кораблей Днепровской военной флотилии.
Когда подоспело подкрепление — 5-я воздушно-десантная бригада полковника А. И. Родимцева, в будущем — дважды Героя Советского Союза, одного из защитников Сталинграда, из пригорода Киева немцев выбили.
Вывезли эшелон с боеприпасами
18 августа фашисты вновь захватили станцию Жуляны, где стоял наш эшелон с боеприпасами. Командир литер «А» Тихоход, получив приказ вывезти этот состав, собрал штаб.
— Какие будут предложения? — спросил Анатолий Сафронович.
— Путь на станцию разбит, — сказал кто-то из командиров.
— Наши ремонтники ночью попытаются его восстановить, — ответил Тихоход. — Для их охраны попрошу у командира соседней части роту бойцов.
На рассвете бронепоезд, набрав скорость по восстановленному пути, ворвался на станцию. Спасаясь от пулеметного огня, немцы бросились врассыпную. Состав с боеприпасами прицепили к бронепоезду и доставили в расположение наших войск.
Командование Юго-Западного фронта за эту успешную операцию объявило экипажу литер «А» очередную благодарность.
Высшей наградой железнодорожного транспорта — знаком «Почетному железнодорожнику» приказом НКПС были отмечены А. С. Тихоход, политрук бронеплощадки В. К. Мнышенко, машинист И. Д. Крамар, боец артиллерийского расчета В. Я. Гавлицкий, старшина бронепоезда М. И. Верник.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мост. Про ополченцев, чекистов и бандеровцев предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
27
Усиленные четырехосные или двухосные железнодорожные платформы с бронированным корпусом. На них размещались артиллерийские башни, пулеметы. Конструкция предусматривала межвагонные и распашные двери в каждом борту, а также люк в полу.
28
Для внутренней связи на бронепоездах использовались рупоры (для коротких команд), телефоны, электрозвонки и другие сигнальные устройства. Внешняя связь обеспечивалась по радио, телефону, сигнальными фонарями, посыльными.