Почему граждане «надломленно живущей страны» (выражение писателя-фронтовика В. П. Астафьева) шли в ополчение? Как воевали экипажи первых в стране бронепоездов народного ополчения, построенных в 41-м в Киеве, и других броневых составов? Есть ли разница между «понад усе» и «убер аллес»? Ответы на эти и другие вопросы автор книги, наводя метафорические мосты в памятные периоды истории, находит в документах, воспоминаниях фронтовиков, людей, которым выпало общаться со Сталиным, судьбах своих родных.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мост. Про ополченцев, чекистов и бандеровцев предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Корректор Татьяна Исакова
© Андрей Дмитревский, 2019
ISBN 978-5-0050-2634-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ПЕРВЫЕ БРОНЕПОЕЗДА ОПОЛЧЕНЦЕВ
Бомбежка
21 июня Степан Голованев работал до глубокой ночи. Такой режим давно стал привычным для него, секретаря парткома Киевского железнодорожного узла, и других руководителей Юго-Западной железной дороги: они знали, что Сталин работает по ночам и позвонить из Москвы могут в любое время.
На часах, висевших под портретом вождя в служебном кабинете Голованева, было около четырех утра. Он оторвал листок настольного календаря за минувший день. Прилег на диван с мыслью: сегодня воскресенье, и хорошо бы днем, оставив «на хозяйстве» заместителя, сходить искупаться на Днепр, а вечером — на матч киевского «Динамо» с московским ЦДКА.
Задремав, проснулся от грохота взрывов и гула моторов. Подошел к окну и увидел в предрассветном небе самолеты. Рядом с ними вспыхивали белые облачка разрывов зенитных снарядов. Позвонил другу — начальнику пассажирского отделения станции Киев Леониду Василевскому:
Фото сайта topwar.ru
— Леня, что происходит?
— Немцы бомбят город и станцию.
— У нас же с ними Договор…
— Хотел тебя о том же спросить. Ты в политике лучше разбираешься.
— Шутишь? Меня в такие дела не посвящают.
Голованев положил трубку. Телефон тут же зазвонил:
— Степан Петрович? Из горкома. Срочно приезжайте.
На совещании в городском комитете партии сообщили, что немецкая авиация бомбит Дарницкий мост, электростанции, промышленные и железнодорожные предприятия. Есть убитые и раненые.
Разрушены горловины станции. Пассажирские, грузовые поезда, воинские эшелоны «заперты» на путях. Десятки составов встали на подходах к Киеву.
Степан Голованев приехал на станцию и вместе с ее руководителями организовал восстановительные работы. В них участвовали рабочие многих предприятий города.
К 8 утра движение поездов возобновилось.
В 12 часов горожане слушали выступление Молотова о нападении Германии на Советский Союз.
Войну ожидали, но не хотелось верить, что она уже началась. Люди продолжали жить обычной жизнью.
По воспоминаниям ветеранов-киевлян, 22 июня 1941 года на танцплощадках, как всегда по воскресеньям, было много народа. С аншлагом прошли концерт популярного в то время оркестра Эдди Рознера, спектакль «Неравный брак» Московского театра сатиры.
На следующий день
23 июня работники Киевского паровозо-вагоноремонтного завода (КПВРЗ) на митинге приняли решение во внерабочее время построить бронепоезд в дар Красной Армии.
5 июля работы были завершены. Бронепоезд включили в состав Юго-Западного фронта (ЮЗФ) под литером1 «А».
Экипаж состоял из добровольцев — работников Киевского железнодорожного узла. Это был первый в стране броневой состав народного ополчения2.
Командиром экипажа назначили заместителя начальника политотдела Юго-Западной железной дороги Анатолия Тихохода, его заместителем — Леонида Василевского, комиссаром — Степана Голованева.
Начальником штаба и командиром группы разведки стал начальник вокзала станции Киев-I-Пассажирский Константин Арефьев, впоследствии Герой Советского Союза.
Вскоре железнодорожники столицы Украины построили бронепоезда литер «Б» и литер «В» (его также называли «Дарницкий партизан»). Работники предприятий, где строились эти броневые составы, на них же и воевали.
В этой книге расскажем и о других бронепоездах, построенных позже на предприятиях Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), других ведомств, об участии в боях их экипажей.
Окопная правда
В книге публикуются Отчеты о боевых действиях экипажей бронепоездов литер «А» и литер «Б» в июле-сентябре 1941 года. Эти документы были подготовлены в 1963 году их бывшими бойцами и командирами по просьбе руководства министерства путей сообщения (МПС).
«Обшивка» броней паровоза.
Фото сайта http://www.73.odessa.ua/topic/166-odesskie-bronepoezda/
Отчеты я впервые читал в 1984 году, когда работал старшим редактором управления кадров и учебных заведений МПС и готовил материалы о бронепоездах железнодорожников страны для книги под редакцией министра путей сообщения Н. С. Конарева «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941—1945».
Книга была выпущена в 1985 году, к 40-летию Победы. В ней есть и краткая информация о бронепоездах киевских ополченцев-железнодорожников. Весь материал Отчетов из-за довольно большого объема в это издание не вошел.
Краткие сведения об этих броневых составах, которые использованы и в данной книге, приводятся также в книгах Александра Ефимьева, Александра Манжосова и Петра Сидорова «Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941—1945», Максима Коломиеца «Бронепоезда Великой Отечественной. Сухопутные броненосцы Красной Армии», в других источниках информации.
В этой книге Отчеты киевских ополченцев-железнодорожников, скорее всего, впервые публикуются в полном объеме, в том числе — списки личного состава бронепоездов литер «А» и литер «Б» с фотографиями многих членов экипажей.
Отчеты — это журналы боевых действий, хронологически точная и, как правило, эмоционально не окрашенная информация.
Ее достоверность можно, наверное, сравнить с тем, что писатель-фронтовик Василь Быков называл «окопной правдой». По его словам, она «чуждалась псевдоромантики, псевдолиризма, стилевых изысков, иллюстративности и была особенно чувствительной к фальши»3.
Правда о войне, как мы знаем, отражена также в произведениях Виктора Астафьева, Виктора Некрасова, Евгения Долматовского, Владимира Богомолова, Юрия Бондарева, Василия Гроссмана, Григория Бакланова, Бориса Васильева, Вячеслава Кондратьева, Юлии Друниной, Константина Симонова, Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, других замечательных авторов.
Вопросы
Готовя для этой книги материалы Отчетов, я заинтересовался и другими темами. Например, какая была обстановка на участках Юго-Западного фронта, куда направляли экипажи бронепоездов ополченцев-железнодорожников?
Что за человек был командующий Киевским Особым военным округом, затем Юго-Западным фронтом генерал М. П. Кирпонос, кто командовал армиями этого фронта и как они воевали?
Почему немцам хватило недели, чтобы оккупировать Минск, Львов, а на захват Киева они потратили почти три месяца?
Кто из советских руководителей несет ответственность за окружение и разгром армий Юго-Западного фронта?
Что происходило в Киеве летом и в Москве в октябре 41-го, где тогда жили и мои родители?
Как оценивают действия ЮЗФ, в том числе экипажей бронепоездов, советские военачальники, а также генералы вермахта, историки?
Какое мнение о Сталине было у известных военачальников, писателей-фронтовики, других участников войны?
Как на самом деле воспринимал вождя один из «сталинских наркомов» — народный комиссар, министр путей сообщения в годы войны и послевоенный период И. В. Ковалев, с которым автору этих строк довелось в свое время общаться?
Почему после разгрома нацистской Германии появились персонажи, считающие себя «понад усе»?
Постараюсь ответить и на вопросы, которые, возможно, возникнут у читателей-россиян.
Например: «А нужна ли сейчас книга, где речь идет о Киеве, Украине? Что связывает автора книги с Украиной, железнодорожным транспортом?»
Боевой путь экипажей бронепоездов ополченцев-железнодорожников — небольшой эпизод в масштабе Великой Отечественной, но тоже, на мой взгляд, важная и малоизвестная ее страница.
Книга — дань памяти и благодарности этим людям, всем бойцам и командирам Юго-Западного фронта, других фронтов, которые в 1941 году дали возможность выиграть время для подготовки обороны Москвы.
Немалый вклад в Победу внесли также работники железных дорог, Главного управления военно-восстановительных работ4, спецформирований НКПС5, Железнодорожные войска.
Они обеспечивали перевозки, восстанавливали и строили железные дороги, депо, мосты.
Так, мой отец Александр Васильевич Дмитревский, инженер-путеец, как и сотни других железнодорожников, участвовал в строительстве Дарницкого железнодорожного моста через Днепр в ноябре 1943 года, по которому пошли эшелоны с войсками, техникой для армий, продолжавших освобождение Правобережной Украины.
Написать эту книгу побудили и события 2014 года в Украине, где национальными героями были объявлены пособники гитлеровцев Степан Бандера, гаупштурмфюрер СС, замкомандира батальона Абвера «Нахтигаль» Роман Шухевич, другие члены Организации украинских националистов, Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА)6, каратели эсэсовской дивизии «Галичина», которых разгромили Красная Армия, ополченцы, наши отцы и деды.
Мой отец — инженер-путеец, почетный железнодорожник Александр Васильевич ДМИТРЕВСКИЙ. Фото из семейного архива.
Надеюсь, что книга станет, образно говоря, еще одним мостом, связывающим граждан Украины и россиян, у которых жива память о войне, своих родных, принимавших в ней участие.
Мои оценочные суждения не претендуют на некие исторические открытия. Так как у меня образование филологическое, то при необходимости буду ссылаться на военных историков, известных писателей, воспоминания участников войны, другие авторитетные мнения, высказывая и свою точку зрения.
Расскажу также о нескольких эпизодах жизни своей семьи в контексте некоторых периодов истории страны, о которых идет речь в книге.
Зачем сочинять небылицы?
Некоторые современные произведения о войне сочиняются в жанре фантастики.
Так, в фильме режиссера К. Шахназарова «Белый «Тигр» повествуется о некоем неуловимом и непобедимом немецком танке-монстре, который как орешки «щелкал» Т-34 и КВ, мог по дну болота пройти, аки по суху, двигаться без шума и пыли и обладал прочими волшебными качествами.
Из той же «серии», на мой взгляд, фильм Н. Михалкова «Цитадель». Читатель, возможно, помнит главную сцену этого кинопроизведения, когда толпа русских мужиков с песней под баян идет с дубинами на штурм мощных укреплений фашистов.
Успех наступления обеспечила мышка-норушка (или что-то в этом роде): она хвостиком махнула, задев свечу в немецком ДОТе, та упала на штабель снарядов, они и рванули, подняв неприступную цитадель на воздух. Посмотрел этот фильм какой-нибудь юный зритель и, возможно, подумал: оказывается, в войне-то победили благодаря мышкам-норушкам. Фантазия авторов подобных сюжетов, наверное, может соперничать с богатым воображением создателей «Звездных войн».
Но при всем уважении к предыдущим творческим удачам упомянутых режиссеров, напрашивается вопрос: зачем сочинять небылицы, если хорошо известны реальные события и герои войны, которым, казалось бы, и нужно посвящать свое творчество?
Среди них, например, подвиг экипажа танка КВ-1 под командованием старшего лейтенанта, командира роты тяжелых танков Зиновия Колобанова.
20 августа 1941 года в бою в районе Гатчины экипаж З. Г. Колобанова подбил из засады 22 танка противника. В общей сложности в тот день экипажи пяти КВ-1, которыми командовал Зиновий Колобанов, совместно с курсантами пограничного училища и ополченцами Ленинграда уничтожили 43 немецких танка.
Экипаж танка КВ-1 под командованием старшего лейтенанта Зиновия КОЛОБАНОВА (в первом ряду в центре) в одном бою уничтожил 22 немецких танка. Фото сайта http://forum.worldoftanks.ru
«После боя на танке Зиновия Колобанова насчитали более сотни вмятин, — рассказывал П. И. Пинчук, бывший командир танкового полка, в котором служил З. Г. Колобанов. — Я был на наблюдательном пункте укрепленного района и слышал канонаду этого боя. Затем выехал на место. У перекрестка дорог пылала груда немецких танков. Это был, пожалуй, беспрецедентный в истории войны бой. Колобановцы надолго задержали наступление противника на Ленинград»7.
Подбитые немецкие танки. Фото сайта http://itd2.mycdn.me/image?id=856973351298&t=20&plc=WEB&tkn=*g9yG52UHd1ktV7hGFX9pn6G1uvM
Советская, а затем российская власти в лице их чиновников проигнорировали представления З. Г. Колобанова к званию Героя Советского Союза или Героя России.
Безрезультатными, к сожалению, оказались также попытки снять фильмы об этом человеке и его подвиге.
А сейчас постараюсь ответить на вопросы, которые появились во время работы над книгой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мост. Про ополченцев, чекистов и бандеровцев предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Поезда, в том числе броневые составы, особое назначение которых обозначалось не номером, а так называемым литером (от лат. littera — «буква»).
4
Главное управление военно-восстановительных работ (ГУВВР НКПС) было организовано в январе 1942 года с целью объединения в системе НКПС людских и материальных ресурсов, используемых для восстановления железных дорог и других объектов. В подчинение этого главка были переданы Железнодорожные войска, ранее входившие в структуру Народного комиссариата обороны, спецформирования НКПС и другие подразделения. На фронтах были организованы управления военно-восстановительных работ.
5
Специализированные строительно-восстановительные и эксплуатационные организации, созданные в НКПС в годы Великой Отечественной войны.