Самое правильное решение (сборник)

Андрей Демьяненко, 2015

Самое правильное решение – это путь обычного человека к счастью. Рассказики – это шажки на этом пути. Теперь я осознаю, что каждый шаг тоже был счастьем.

Оглавление

Механика обучения

Конечно, я вспоминаю добрым словом всех своих учителей, но как бы я их не вспоминал, русский язык я знаю плохо, хоть и писатель, математику — с трудом, физику — только отдельные разделы, и лишь механику — сносно.

И в данный момент от теоретической механики перешел к практической — работаю механиком.

Учителя своего первого по механике помню отлично. Фамилия Ланда… Имя-отчество… имя-отчество, признаться, не помню. Мы его за глаза Окунем звали.

Вначале первого семестра влетает он в аудиторию, руки потирает.

«Ребята, — говорит, — такой клёв! Я с утра встал — и на Неву. Окушков килограмма три наловил. Один за другим, один за другим. Приходите в гости, — пригласил он всех, но опомнился, что на всех тридцать крупных шестнадцатилетних подростков трех килограммов будет мало, и смутился, — По двое, по трое заходите, а я ещё наловлю… Окуней!»

Потом интересовался некоторое время, что же мы к нему не заходим.

На первое занятие он вошел серьезный. Небольшого роста, стройный, подтянутый. Лысенький с сединой на висках и затылке. В сером отутюженном костюме, жилетке, белой рубашке при галстуке — его повседневная одежда.

«Давайте знакомиться, — говорит. — Меня зовут Ланда… Анатолий Максимович (О, вспомнил!!!) Я буду преподавать у вас теоретическую механику. Занимался я боксом и шахматами…»

Мы шутили, что он боксом с шахматами занимался. Был у нас в группе Андрюха Цимбалов, боксер, так он с людьми мог боксом заниматься, Ланду головы на три выше был.

«Прошу извинить, — продолжал он, — это раньше у меня память была хорошая, а теперь — подводит. Так вот, прошу извинить, если всех вас не запомню с первого раза».

И он начал зачитывать фамилии по журналу, поглядывая в класс.

Запомнил. Всех запомнил. С первого раза.

Дядька мой узнал, что я в физико-механический техникум поступил и сообщает:

— Я тоже там учился, — и тут же спрашивает, — А кто у вас механику ведёт?

Не русский, не конструкционные материалы, не НВП, а механику!

— Да, — говорю, — такой прикольный, небольшой, лысенький…

— Ага! — подхватывает дядька. — С логарифмической линейкой постоянно ходит!

— Точно, — соглашаюсь я.

А у Окуня привычка была всё на логарифмической линейке считать, калькуляторами он принципиально не пользовался. И на линейке он вычисления быстрее делал, чем мы с вычислительной техникой.

— Ланда, — говорит дядька. — Ланда — его фамилия. Жив значит, — и улыбается.

Заходит как-то в аудиторию Окунь, довольный такой и говорит:

— Сегодня, ребята, праздник!

— Какой? — гудим мы, думая, не удастся ли пораньше домой уйти.

— Сегодня я понял, как работает волновая передача. Ну никак до меня не доходило! — и рисует на доске. Жесткое зубчатое колесо с внутренними зубьями, гибкий элемент с наружными зубьями и эксцентрик, в первом приближении это то ли на глаз похоже, то ли на пасть акулы. — Как? Как оно работает? Как движение передается? Непонятно! Так вот. Запихиваюсь я сегодня в автобус. Сотка, знаете? Он всегда переполненный. И в салон пролезаю. Люди, значит, по мне обкатываются. И вот думаю: я же, как эксцентрик в волновой передаче! Одного подвинул, тот другого!

Мы сидим притихшие, чувствуем, что-то важное происходит, и всё так живо перед глазами предстает, только всё равно непонятно.

Он выдохнул радостно, посмотрел на наши угрюмые лица и уже спокойнее сообщил:

— Тема сегодняшнего урока «Волновая передача».

А родной брат в мой техникум пошел учиться, правда, техникум уже колледжем называться начал. Разница в возрасте у нас с братом десять лет.

— И кто у вас механику ведет? — спрашиваю.

— Да такой смешной старикашка, маленький, лысенький…

— С логарифмической линейкой ходит?

— А ты откуда знаешь? — удивляется брат.

— Учился я у него, — отвечаю и улыбаюсь, а сам думаю: «Жив! Жив наш Окунь!»

И так хорошо-хорошо на душе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я