Миф о «золотом сечении». О канонах пропорций человеческого тела

Андрей Владиславович Радзюкевич

Монография представляет собой критический анализ аргументов основоположников и сторонников гипотезы «золотого сечения» с привлечением большого количества исторических и антропометрических документов.Предназначена для специалистов и студентов архитектурных, дизайнерских, художественных а также медицинских ВУЗов и факультетов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миф о «золотом сечении». О канонах пропорций человеческого тела предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ПРОПОРЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА

РАННИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРИОДОВ

На сегодняшний день имеется достаточно большое количество исследований постулирующих присутствие пропорции «золотого сечения» в произведениях искусства ранних исторических периодов. Наиболее цитируемые монографии относятся к работам Н.А.Померанцевой [4] и Фурнье де Кора [12]. Предложенный ими подход для поиска канона пропорций очень показателен. Помимо пропорции «золотого сечения» привлекается большое количество так называемых золотопроизводных пропорций, количество которых никто не ограничивал. Например для анализа одной из фигур, авторы используют более десятка различных золотопроизводных величин (Рис.4).

Рис.4.

Имея такой гибкий инструмент анализа, можно «озолотить» практические любой анализируемый объект.

В 2001 году Ф.И.Куликовым была написана обобщающая академическая статья по поводу канонов пропорций в искусстве Древнего Египта. Автор постулирует, что «несмотря на признание большинством исследователей существования особых правил, служивших египетскому художнику в качестве руководства для построения пропорциональной фигуры, сам механизм этого построения и общую закономерность метрического соотношения частей изображений до сих пор найти не удается. Складывается во многом парадоксальная ситуация: все тематические справочники, специальная и научно-популярная литература говорят о существовании канона пропорций, дают ему историческую оценку, но сам канон обнаружить не удается, и каждый исследователь предлагает свое понимание его сущности» [13]. Поэтому, рассмотрим без обобщений, нужный нам материал, доступный для анализа. Так, в начале прошлого века в Саккаре археологи обнаружили склеп древнеегипетского зодчего Хеси-Ра. Там было найдено одиннадцать деревянных досок панелей с изображением древнеегипетского зодчего Хеси-Ра (Рис.5).

Рис.5.

Архитектор И. А. Шмелев [14] попытался доказать, что изображенные в его руках жезлы содержат информацию о пропорции «золотого сечения». Однако исследователь почему-то не обращает внимания такую важную для всех ценителей «золота» деталь, как место расположения пупка на теле зодчего. Если попытаться просто измерить фигуру зодчего и вычислить пропорцию А/Б, то она получается примерно равной дробям 10/7 или 7/5 (Рис.5).

Кроме того, по исследованию Шарля Бланка, на фризе одной из могил в Мемфисе изображенного с сетью квадратов и на изображении одного из алтарей великого храма в Карнаке представлены пропорции также весьма далекие от «золота» [15]. У одной фигуры полная высота содержит 19 модулей, а высота пупка находится на отметке в 11 модулей. Следовательно, соотношение А к В получается равным 11/8 = 1,375. Любопытно, что эта же пропорция используется в трактате Скамоцци. Вторая фигура дает другую пропорцию 22/14 = 1,57, что также весьма далеко от «золота» (Рис.6).

Рис.6.

В фундаментальных работах египтологов Р. Лепсиуса и Э. Иверсена выдвигается гипотеза о том, что было два канона пропорций [16,17]. По первому канону пупок делит высоту фигуры в соотношении 11/8 (Рис.7).

Рис.7.

По второму канону пропорция получается несколько иной 22,5/13 (Рис.8).

Рис.8.

Поиски канона особо наглядно видны в исследованиях французского египтолога Эмиля Присса Д'Авена [18]. По одной и той же фигуре он пробует два разных канона с разными модульными сетками (Рис.9).

Рис.9.

Он пытается также найти каноны для разных исторических периодов (Рис.10).

Рис.10.

В любом случае, во всех этих реконструкциях о «золотом сечении» говорит не приходится.

Следует отметить, что вопрос с модульными сетками является не совсем однозначным. Есть предположение, что модульные сетки наносили сверху на готовый рельеф с целью его копирования [13].

Кроме того, если внимательно изучить иллюстрации всех 12 альбомов Р. Лепиуса, то можно найти совсем «приземистые» фигуры, в которых пупок располагается очень близко к середине высоты фигуры (Рис.11).

Рис.11.

Более того, можно даже поставить под сомнение роль пупка в композиции фигур, так как можно найти массу рельефов в которых пупка нет. Тем не менее, рассмотрим еще одно изображение, которое, вероятно, может дать некий метод исследования пропорций (Рис.12).

Рис.12.

С левой стороны видно фрагмент рамки рельефа, которая делится на части горизонтальными полосками. Можно предположить, что эти части служили художнику модулями для определения вертикальных пропорций фигуры (Рис.13).

Рис.13.

Любопытно, что этим же модулем можно определить положение элементов в верхней части фрагмента рельефа. В итоге получается модульная сетка (Рис.14).

Рис.14.

Высота фигуры получается равной 24 модулям (витрувианский человек делится по высоте на 24 ладони). Следует отметить, что ширина прямоугольника, в который вписаны две фигуры равна 18 модулям и, следовательно, мы имеем соотношение сторон как соотносятся катеты египетского треугольника — 4 к 3.

Кроме того, стоит отметить, что пупок делит высоту фигур также как и на панели с изображение зодчего Хеси-Ра. Возможно, мы имеем дело с еще одним каноном?

Для дополнительной апробации данного подхода, рассмотрим высококачественное изображение рельефа из храмового комплекса Дендера с изображением римского императора Траяна (98—117 гг. н.э.) который совершает подношение египетским богам [18] (Рис.15).

Рис.15.

На этом рельефе никаких сеток нет, но в верхней и нижней части можно увидеть множество одинаковых элементов, которые, вероятно были сделаны предположительно, с помощью единой шкалы мер (Рис.16).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миф о «золотом сечении». О канонах пропорций человеческого тела предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я