Разработка концепции информационной политики муниципалитета

Андрей Владимирович Мозолин, 2023

Предлагаемый ниже текст был подготовлен Центром «Аналитик» в 2012 году в рамках проекта, связанного с разработкой нормативно-правовой и технологической основы формирования и управления информационной политикой муниципального образования. Несмотря на изменения в законодательстве, произошедшие за последние годы, появления новых технологий взаимодействия с целевыми группами, основные подходы, разработанные Центром «Аналитик», не потеряли своей актуальности. В представляемом тексте можно познакомиться с алгоритмами, связанными с подготовкой и утверждением следующих документов:1. Концепция информационной политики администрации городского округа;2. Регламент обеспечения реализации информационной политики; 3. Алгоритмы разработки и согласования данных документов.Книга предназначена для руководителей и сотрудников органов местного самоуправления, политологам, а также бакалаврам и магистрам, обучающимся по специальностям «государственное муниципальное управление», «юриспруденция».

Оглавление

Информационная политика органов власти: основные подходы

Структура и содержание информационной политики органа власти

На сегодняшний день существует несколько определений «информационной политики». Все они достаточно интересны и в той или иной степени отражают суть понятия и представления своих авторов о данной сфере. В нашей работе, чтобы избежать разночтений, мы использовали следующую трактовку: информационная политика — это ряд целенаправленных действий, связанных с внедрением определенных информационных положений в сознание различных социальных групп и позволяющих сформировать и защитить положительный образ конкретного органа власти в целом, а также его руководства, и, в первую очередь, высшего руководящего лица.

Такое определение позволяет сформулировать структурно-функциональную модель информационной политики (см. Схему.). На наш взгляд, она включает несколько взаимосвязанных элементов, основным из которых является идеологический блок (или миссия) организации, выступающий содержательной базой для осуществления любой информационной деятельности. Следом за этим блоком, вырабатывающийся на стратегическом уровне управления, идет адаптация и постановка конкретных задач для различных целевых групп, являющихся объектами информационного воздействия.

Поскольку основная цель, которая ставится при формировании информационной политики, состоит в обеспечении эффективности управления, то, исходя из этого, отбор целевых групп строится на основе их влияния на достижения данной цели.

После постановки задач для различных целевых групп, информационная политика предусматривает определение форм контактов (и каналов коммуникации), которые позволили бы осуществить донесение необходимых сообщений до каждой из этих групп, а также адекватных методов воздействия.

Заключительным элементом является контрольно-координационная функция, основная задача которой состоит в распределении объемов внимания к каждой группе и оценки эффективности применяемых методов воздействия.

Такая модель позволяет выделить несколько функциональных и содержательных блоков, которые требуют достаточно жесткую регламентацию.

На уровне идеологического блока речь идет о четком оформлении, с одной стороны, ценностей, на основе которых строит свою работу орган власти (при этом речь может идти не столько об идеологии, сколько о том, какими чертами, имиджем должна обладать власть), а с другой — как эти ценности должны быть адаптированы к специфике различных целевых групп.

Следующие блоки фиксируют специфику тех видов деятельности, которые направлены на оформление и распространение этих ценностей (имиджевых характеристик) до различных целевых групп. При этом можно выделить отдельные функции, которые необходимы для реализации информационной политики. К их числу относятся «планирование», «производство сообщений», «распространение», «анализ эффективности», координация и контроль».

В самом общем виде систему реализации информационной политики можно рассматривать в виде повторяющихся циклов выполнения данных видов деятельности (см. Схему.).

Таковы были наши исходные представления об информационной политике органа власти, опираясь на которые мы проводили исследования и разрабатывали документы.

Результаты опросов о содержании и задачах информационной политики органов власти1

Подходы к определению

В первом блоке вопросов нам было необходимо выяснить, насколько совпадает наше представление об информационной политике органа власти с мнением экспертов. В связи с этим, предложив им свое определение, мы попросили участников опроса, если это необходимо, дополнить его. В итоге мы получили следующие результаты.

Сразу отметим, что большинство экспертов (57%) согласились с нашей точкой зрения (см. диаграмму). По мнению 43% данное определение отражает существующее положение дел лишь частично.

Эксперты предложили такие дополнения:

«Информационная политика — это комплекс мероприятий, призванный формировать у общественности желаемое представление о деятельности власти, о ее текущих и перспективных задачах, наиболее острых проблемах региона. Условиями достижения этого являются системность, постоянство и динамичный, изменяющийся в зависимости от условий, характер информационной деятельности.»

«Информационная политика-это ряд мероприятий, направленных на формирование имиджа территории, для позитивного социально-экономического развития района и привлечения инвестиций.»

«Возможность получить положительную ответную реакцию (действие) со стороны учителей района, каждого гражданина.»

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

«Повествование (разъяснение) о направлениях деятельности органов власти.»

«А также получение информации от различных социальных групп о деятельности органа власти, и выстраивание на этой основе дальнейших действий».

«Информационная политика должна также включать так называемую «обратную связь» — получение информации от общественности и ее дальнейший анализ.»

«Информационная политика — комплекс политических, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленных на обеспечение органами власти информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства».

«Без слов «а также его руководства, и, в первую очередь, высшего руководящего лица».

Задачи информационной политики

Перейдем к рассмотрению основных задач, которые должна решать информационная политика. Мы задали экспертам два вопроса, в которых, с одной стороны, фиксировались те проблемы, которые стоят сегодня перед муниципалитетами в информационной сфере, а с другой — формулировались основные направления деятельности информационных служб.

Отчасти они совпали с нашими гипотезами. Как можно заметить (см. диаграмму), основное внимание руководители и сотрудники муниципалитетов уделяют решению оперативных задач — сохранению социально-экономической и политической стабильности, а также формированию имиджа своей территории. В свете тех проблем, с которыми сегодня сталкиваются местные органы власти, такой результат вполне закономерен.

В связи с этим, логичным является и список тех задач, которые эксперты ставят перед структурой, которая должна отвечать за формирование и управление информационной политикой.

Первое место здесь делят «информирование целевых групп о деятельности органа власти» и «формирование и поддержка положительного имиджа органа власти» — по 67,4% (см. диаграмму).

Отдельно отметим, что большое внимание эксперты уделили и аналитическим задачам. Об этом свидетельствует включение в список «анализ полученной информации», а также «сбор информации о состоянии целевых групп».

На наш взгляд, это свидетельствует о серьезной нехватки информации о состоянии общественного мнения и механизмов его постоянного мониторинга.

Содержательная основа информационной политики

Ранее уже говорилось, что основу информационной политики определяет ее «идеологический» блок, т.е. та система ценностей (и \ или имиджевых характеристик), которая в адаптированном виде пропагандируется в целевых группах.

В рамках данного исследования мы не ставили задачу выяснить мнения экспертов относительно содержания этого блока. Основная причина состоит в том, что по нашему глубокому убеждению эта система должна быть сформулирована на федеральном уровне. Это позволит создать единую основу и для регионального (в т.ч. и муниципального) позиционирования, и для формирования единого ценностного пространства в стране.

Хотелось бы отметить, эта позиция в какой-то мере разделяется нашими экспертами. Поэтому неслучайно, что позиция, связанная с представлением системы ценностей информационной политики муниципалитета «в виде сформулированных государственных приоритетов» заняла второе место (см. диаграмму).

Тем не менее, сложно не согласиться и с другими мнениями участников исследования. Для решения сегодняшних проблем, определения действий в информационной сфере хотя бы в среднесрочной перспективе, эта система должна войти полноправным элементом стратегического плана развития муниципалитета.

Примечания

1

О результатам экспертного опроса руководителей и сотрудников местных органов власти. Опрос проходил в декабре 2011 — январе 2012 гг. и позволил нам охватить представителей 40 муниципалитетов. Добавим, что территориально были представлены 29 краев, областей и республик Российской Федерации.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я