«На далекой Амазонке…». Книга первая. Путевые заметки двух врачей об Америке

Андрей Борисович Стрельченко, 2021

В книге мы собрали некоторые наши заметки о тех странах на Американском континенте, где нам довелось проработать в течение нескольких лет – о США и о Гватемале. Здесь вы найдете наши впечатления о жизни людей в этих странах, об особенностях нашей жизни там, и о тех интереснейших местах, в которых нам удалось побывать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На далекой Амазонке…». Книга первая. Путевые заметки двух врачей об Америке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая. Под созвездием Ориона. Три дня в Гватемале

Писано Андреем Стрельченко

Звездное небо отражалось в воде озера. Блики света из окон шале сливались с бликами ярких южных звезд.

— Пойдешь вечером купаться — посмотри на небо. Там, прямо над нами, очень хорошо видно созвездие Ориона, — сказала мне Галя Ершова, моя старинная приятельница, когда мы, преодолев обычную в этих местах многочасовую пробку, добрались наконец из аэропорта в ее Центр, расположившийся на берегу озера Аматитлан, прямо напротив вулкана Пакайя.

— Да, здорово! Я люблю смотреть в звездное небо. Правда, не особенно силен в астрономии, — ответил я. — А чем оно так замечательно? Ты же вроде антрополог, археолог, а не астролог?

— Это созвездие майя. Они считали, что их далекие предки прилетели оттуда…

Созвездие Ориона (фото из открытых источников)

Как все началось

Все началось недели за две до этого разговора. Обычная, ничего особо не значащая переписка, в основном через комментарии в Facebook старых знакомых: «Ты где, как, когда?..» Лайки, смайлики и прочая формально-эмоциональная атрибутика соцсетей… Правда, с Галиной переписываться было особенно приятно, так как она обладала изощренно острым умом, еще более острым языком и занималась всегда поразительно интересными вещами, объездив, наверное, весь земной шар.

Директор Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова, профессор РГГУ, доктор исторических наук, профессор Ершова Галина Гавриловна (фото из открытых источников)

Надо отметить, что Галина Гавриловна Ершова — достаточно известный в мире человек1. Она — доктор наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета, ученица всемирно знаменитого профессора Ю.В. Кнорозова, расшифровавшего письменность майя. Несколько лет назад она организовала Мезоамериканский центр имени своего учителя.

Ее лично знают президенты нескольких стран, не говоря уже о министрах. В.В. Путин персонально отчитывался ей о том, что «как она велела, он так все и сказал» в разговоре с президентом Гватемалы во время своего визита в эту страну.

— Галина Гавриловна, как Вы велели, я так все и сказал! (фото из архива Г.Г. Ершовой)

Ее усилиями Мезоамериканский центр — единственный на этот момент из российских научных центров — проводит археологические, антропологические и этнографические исследования в Центральной Америке. А благодаря своей активности она ведет еще и разнообразные гуманитарные проекты с общественностью Американского континента. Вот такая вот у меня приятельница.

Сошлись мы тоже интересно. Нас познакомил мой учитель, Леонид Павлович Гримак, — профессор, известный психотерапевт, гипнолог. Галина обратилась к нему как к эксперту-гипнологу, когда изучала шаманские практики на Севере. Кое-какие консультации давал ей и я. Так и подружились.

Так вот, в процессе нашей сетевой переписки выяснилось, что мы с Галиной теперь соседи по континенту — я в Вашингтоне, она в Гватемале. Гораздо ближе, чем раньше, когда я был в Москве, а она в той же Гватемале. Да и времени у меня стало чуть больше.

Вот она и предложила мне приехать в Гватемалу и выступить с какой-нибудь из своих публичных лекций в недавно открытом Университете им. Рафаэля Айяу.

Предложение было принято, согласована тема, программа и даты. День приезда, день отъезда и два дня работы. Первый день — лекция и встречи. Второй день — колдуны и Антигуа — древняя столица Гватемалы.

И вот день приезда уже на исходе. Я сижу уже за полночь и пью чай в Мезоамериканском центре им. Юрия Валентиновича Кнорозова на берегу озера у подножия вулкана в окружении моей знакомой и двух ее сотрудниц — очаровательных Оли и Гали.

Позади 9-часовой перелет из Вашингтона в Гватемалу, встреча в аэропорту — все, в общем-то, как обычно. Но вот с этой встречи в аэропорту и начинается вся необыкновенность этой поездки.

День приезда. Встреча

Приземлившись в Гватемале и созвонившись с Галиной, я узнал, что в аэропорту она встречает меня не одна, а с настоятельницей единственного в Гватемале православного Свято-Троицкого монастыря, игуменьей Инес Айау Гарсиа.

Вообще-то, сам по себе факт того, что тебя встречает духовное лицо столь высокого сана, уже знак особого к тебе внимания. И это меня, конечно, взбодрило, подняло мою самооценку, заставив расправить плечи и забыть о многочасовом перелете.

Надо сказать, что в Гватемале мужики почти столь же суровы, как и в Челябинске. В Челябинске, правда, мужики суровее, потому что оружия с собой не носят. Им оно ни к чему. Гватемальские мужики, очевидно, чувствуя себя не так уверенно, как их братья по гендеру из славного уральского города, всегда при оружии. Ну и, сами понимаете: если заряженный пистолет висит поперек живота, то он обязательно когда-нибудь должен выстрелить.

Вот они иногда и стреляют…

Гватемала — одна из самых криминогенных стран Центральной Америки. Почище в этом плане самого Гондураса будет!

Вот поэтому служители закона пытаются делать вид, что они полностью контролируют ситуацию… хотя бы в международном аэропорту. В аэропорту людей минимум, а те, кто есть, все в форме и при делах: с пистолетами и помпами. Ну, еще какие-то пассажиры залетные изредка попадаются. В общем, хорошо охраняемый рай на мятежной Гватемальской земле. Естественно, все встречающие маются за парапетом, стойко защищаемом хорошо вооруженной охраной.

Единственным человеком, который шел от парапета с колючей проволокой мне навстречу под завистливые взоры остальных встречающих и изумленные лица бдительной охраны, была, естественно, Галина!

После приветствий и объятий на мой вопрос: «Как же ты все это преодолела?..» Она, со свойственным ей профессорским цинизмом, лаконично произнесла: «Да задолбали они со своими правилами! Пусть только сунутся!»

Вот какая моя приятельница!

Это был воистину вечер удивлений.

На мой вопрос, где игуменья Инес, Галина ответила: «Да она за машиной пошла, сейчас подгонит».

Мадре Инес

Надо сказать, что перед поездкой я собрал кое-какую информацию об игуменье Инес и ее монастыре.

Настоятельница православного Свято-Троицкого монастыря Мадре Инес Айау Гарсиа (фото из открытых источников)

Игуменья Инес Айау Гарсиа — настоятельница единственного православного прихода в Гватемале — монастыря Святой Живоначальной Троицы «Лавра Мамбре» (Сербский Патриархат). Она принадлежит к известному в стране роду. В 36 лет сестра Инес ушла из католического монашеского ордена и перешла в православие. Сестра Инес основала Свято-Троицкую обитель в 1986 году.2 Обитель находится на берегу озера Аматитлан, рядом — один из самых активных вулканов Центральной Америки — Пакайя.

При монастыре находится детский приют, где живут, воспитываются и учатся дети, оставленные своими родителями.

В 2015 году по инициативе Матушки Инес был запущен уникальный образовательный проект — Дистанционный Университет-Облако «Институт Междисциплинарных исследований им. Рафаэля Айау», который дает даже бедным слоям населения Гватемалы и сопредельных стран возможность получить бесплатное высшее образование. Этот уникальный проект, действующий на благотворительной основе, поддержан UNESCO. С 2014 года она является ректором Института Междисциплинарных исследований «Рафаэль Айау». Она является почетным доктором РГГУ, награждена орденом Дружбы Президента РФ и медалью Министерства образования и науки РФ «За милосердие и благотворительность».

Личность легендарная, известная, и вдруг — «пошла машину подогнать»?!… Но это надо было знать Матушку, ну и Галину, конечно…

Как только вышли к парковке, перед нами резко затормозила Тойота-внедорожник, и из него вышла приветливая женщина небольшого роста в монашеском одеянии. У нее были большие внимательные глаза и теплые руки. Рукопожатие было крепким, энергичным. Вообще, она оказалась вся напружиненная, энергичная и очень простая в общении.

Сели в машину, и она резко рванула с места. Манера езды Матушки напомнили мне мою собственную езду в молодые годы. Она водит машину жестко, по-мужски, сильно не заморачиваясь формальным соблюдением правил движения, однако и избегая аварийных ситуаций. Профессиональная езда. Кстати, позже я убедился, что в Гватемале по-другому нельзя.

Ехали долго. Дорога идет через горы. Машин много. Пробки.

Мадре Инес все делает сама

Матушка Инес из богатого рода. Она не бедная монахиня. Она вкладывает очень большие деньги в социальные и образовательные проекты, но ездит за рулем всегда сама. Да и все, что можно, она старается делать сама. И делает она очень много.

Вот такая Матушка Инес!

Ночной храм

Ехали за 20 км от города, в монастырь на берегу озера Аматитлан. Когда подъехали к воротам, был уже поздний вечер, темно. Ворота открыл хорошо вооруженный охранник.

Тут Мадре Инес спросила через Галину, не хочу ли я прямо сейчас посмотреть на храм. Я, естественно, согласился. И ничуть не пожалел об этом. Уже потом, когда мы с Матушкой признались во взаимных симпатиях и восхитились друг другом, Галина мне сказала, что я был единственным гостем, который выразил желание посмотреть храм сразу, не заезжая куда-либо еще. И ей это очень понравилось.

Я не принадлежу к какой-либо конфессии. Из всех официальных религий мне ближе всего буддизм. В храмы я захожу очень редко, когда чувствую в этом какую-то настоятельную душевную потребность или когда они представляют какую-то историческую или культурную ценность. Заходя в храм, я выполняю свой персональный определенный ритуал, сильно отличающийся от канонических. Естественно, не нарушая при этом установленные в этом храме порядки. Я не являюсь поклонником христианства вообще и православия в частности. Я, скорее, отношусь к церкви и части ее служителей критически. Но познакомившись с Мадре Инес, я почувствовал, что и в ее Храме будет что-то необычное.

То, что я увидел, потрясло меня.

Во-первых. Темная тропическая ночь. Темно. Вокруг заросли экзотических растений. Звуки и запахи тропического леса. Вдруг за поворотом узкой дороги появляется белоснежный храм с куполами, устремленными в звездное небо. Внизу блестит озеро, а на его противоположном берегу возвышается вулкан, над вершиной которого небо озаряется тусклым красноватым свечением. Сюр!..

Храм православного Свято-Троицкого монастыря в Гватемале

Во-вторых. Никаких служек, сторожей, прислуги. Сама игуменья открыла двери храма и стала показывать его.

В-третьих. Смешение стилей и традиций. Внешне, снаружи — типичная архитектура православного храма. Внутри — византийский простор, православная роспись, католические лавочки для прихожан. Много воздуха, простора и необыкновенного смешения величественности и простоты. В этом храме ты не чувствуешь себя «рабом божьим». В этом храме тебе просто и радостно. В этом храме ты понимаешь, что пришел в этот мир для счастья и тебе в этом помогут Силы Небесные.

Ночной храм

В-четвертых. В храме, с его тыльной стороны, устроена усыпальница. Там похоронен отец Матушки Инес, умерший несколько лет назад. Сама Матушка живет в небольшой комнате в самом храме. Хотя у нее есть все условия и возможности жить с большими удобствами. Ей принадлежит значительная часть земли вокруг озера. А в этом месте живут одни из самых богатых людей страны.

В-пятых. Храм строился под неусыпным руководством и при непосредственном участии самой Матушки Инес.

Это ее Храм.

Вот такая Матушка Инес!

Через день нам удалось излазить храм вдоль и поперек, подняться на самый верх, к самому куполу, на высоту, откуда можно видеть, как ниже тебя парят орлы. Сама Матушка лазила с нами, шустро карабкаясь по отвесным лестницам на самую верхотуру.

Но все по порядку…

По узкой каменистой дорожке, резко тормозя и лихо вписываясь в повороты, после осмотра храма Матушка Инес отвезла нас на берег озера, в шале, где расположен Центр Галины.

В Центре нас уже ждали. И вот мы сидим, пьем чай с Галиной Ершовой и сотрудницами ее Центра, магистрантом Галей и доктором Олей, говорим о звездах, майя, колдунах и вулканах. И я понимаю, что это необычное место, и люди здесь необычные, и поездка будет необычной.

Профессор Галина Ершова с сотрудницами своего Центра — магистрантом Галей (слева) и доктором Олей (справа)

Вот такое оно — начало моей Гватемалы.

День первый

Сон в монастыре спокоен и сладок.

Особенно когда ты вроде бы в монастыре, а на самом деле находишься в благоустроенном шале со всеми удобствами.

И спишь ты не на утлом топчанчике в келье, а на ничего так себе, комфортной двуспальной кровати в уютной комнате с этническими статуэтками по углам.

Моя комната в Доме на озере

Но как бы ни был сладок сон, хочется исследовать окрестности.

Все хозяйки спят — девичий сон по утрам особенно безмятежен.

И этим надо воспользоваться, спокойно искупавшись, размявшись и поиграв с щенком.

Над озером дымка.

Вулкан на противоположном берегу практически не виден.

Тепло. Озеро тихо и прохладно. Как раз то что надо, чтобы накачаться драйвом этого Места Силы перед предстоящей лекцией.

Утро на озере Аматитлан

Университет Мадре Инес

Лекция будет проходить в Дистанционном Университете-Облаке «Институт Междисциплинарных исследований им. Рафаэля Айау» (IEIRA).

Это детище Матушки Инес. Она им очень гордится. И есть чем!

Во-первых. Он рассчитан на то, чтобы у самых беднейших жителей Гватемалы из самых удаленных ее уголков была возможность получить высшее образование.

Во-вторых. Обучаться в нем можно бесплатно. Матушка Инес сама финансирует работу Университета и даже платит стипендию некоторым категориям студентов.

Для Гватемалы это невиданное новаторство, ибо почти всё высшее образование платное.

В-третьих. Университет назван в честь прадеда Матушки Инес Рафаэля Айау — выдающегося просветителя Гватемалы.

В-четвертых. К работе в Университете она привлекла сильнейший профессорско-преподавательский состав не только из Гватемалы, но из других стран, в частности, из нашего РГГУ.

Моя лекция является не только моим дебютом на гватемальской земле, но и дебютом Матушки Инес.

Объявление о лекции

Она хочет сделать подобные выступления специалистов с публичными лекциями на территории Университета регулярными, чтобы Университет стал центром духовной и интеллектуальной жизни Гватемалы.

Поэтому-то мне и хочется напитаться утренним драйвом этого Места Силы, чтобы и Матушке Инес помочь, да и самому в грязь лицом не ударить.

Мадре Инес, профессор Галина Ершова и я на фоне логотипа Университета Мадре Инес

С Мадре Инес и моей командой поддержки во главе с профессором Галиной Ершовой перед зданием Университета в Гватемала-Сити

Лекция

Лекция была рассчитана на 45—60 минут.

С организатором и переводчиком моей лекции «Управление стрессом» профессором Галиной Ершовой

Продолжалась она больше 3 часов.

На мои неоднократные предложения завершить ее аудитория отвечала категорическим отказом.

Бедная Галина Гавриловна — ей-то за что так было мучиться?

Оправдывает меня только то, что я давал еще и практику — психорегулирующие упражнения.

В процессе лекции по ходу дела был излечен от плексита присутствовавший на ней священник — отец Антонио — помощник Мадре Инес.

Вопросов было много. Вопросы глубокие, правильные, интересные. Видно было, что публика мыслящая и подготовленная.

Обычно самые интересные темы обсуждаются после выступления

Встретили тепло, а провожали еще горячее.

Профессор Галина Ершова — моя очаровательная переводчица в процессе перевода сделавшая доклад еще лучше. Она же полностью перевела мою презентацию на испанский язык — за что ей большая благодарность!

После лекции пришлось еще долго отвечать на вопросы.

Потом Мадре Инес устроила торжественный обед в пафосном гватемальском ресторане.

Торжественный обед, устроенный Мадре Инес в знак гватемало-российского сотрудничества

Потом опять Университет, деловые переговоры, обмен презентами.

Обмен презентами, любезностями и хорошим настроением

И только уже темным вечером добрались до Центра Ершовой на озере.

Уф-ф-ф! Й-й-ес! Мы это сделали!

День второй

День задался с утра. Удалось встать, как и планировал — пораньше.

Над озером не было обычной утренней дымки. Небо было ясным. Солнце только показалось из-за гор. Поверхность озера была еще гладкой.

Очередное великолепное утро на озере Аматитлан

«Завхоза» Центра Чико, живущего неподалеку, который вчера утром глаз с меня не спускал, не было видно, но полив был уже включен. Значит, уже проснулся и, совершив обход с помповым ружьем вверенной ему территории, удалился по своим делам. Или прикорнуть чуток.

Он имеет способность неожиданно появляться, как будто из ниоткуда, со своей помпой в любое время дня и ночи, заслышав посторонний шум. А сейчас даже не вышел на громкий плеск от моего грузного тельца, погрузившегося в воду, посмотреть — что там такое булькает. Значит, признал во мне своего. А вчера, пока я купался и разминался, все время находился где-то поблизости, что-то делая.

Хорошо познакомившись с этой водной стихией вчера, сегодня я осмелился заплыть настолько далеко, что повернул обратно только тогда, когда почувствовал, что попал в течение. Девушки рассказывали, что здесь оно достаточно сильное, и их лодку как-то чуть не унесло в «неведомые дали», когда они пытались с воды рассмотреть вход в пещеру недалеко от Центра. С берега туда они с большим трудом пробрались только с активной помощью сеньора Марко — начальника охраны монастыря. Даже сам сеньор Марко прошел туда с трудом. А ведь он во время гражданской войны был командиром отряда, воевавшим в джунглях с повстанцами. Его полное имя — сеньор Марко Тулио Силиезар Акуиньо.

С сеньором Марко

С сеньором Марко мы и должны сегодня ехать к колдунам. Он знает те места. Одно время служил там. Его до сих пор там уважают. Он небольшого роста, жилистый, сухой. Метис. Внешне дружелюбен. Но взгляд очень быстрый и пристальный. На поясе, как у некоторых местных мужчин, открытая кобура с револьвером. Открытое ношение огнестрельного оружия разрешено только очень немногим категориям граждан Гватемалы. Сеньор Марко принадлежит как раз к одной из таких категорий.

Это «шериф» обширного монастырского хозяйства. Матушка ему доверяет и поручает самые важные дела. Поэтому он сам повезет нас. Для Матушки все, что касается Галины, всегда очень важно. Поэтому сегодня на сеньоре Марко лежат функции водителя, знатока традиций местных колдунов, основного переговорщика с ними и охранника. Без последней функции в горячей Гватемале не обойтись…

Девушки еще спят. Поэтому можно с чашкой горячего чая устроиться за длинным рабочим столом у широкого, во всю стену, окна с видом на озеро.

Интерьер гватемальского филиала Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова на берегу озера Аматитлан (о ритуальном камне в центре зала будет отдельный рассказ от доктора Веры — см. гл.4)

Ноутбук, Wi-Fi, тишина, мерцающее отраженным утренним солнцем озеро за окном — что еще нужно для счастья практикующему психотерапевту, ностальгирующему по научной работе?..

Но чу! Что это?.. Кажется, в этом доме зашуршала жизнь.

Похоже, дамы пробудились, раз щен, убежавший куда-то после нашего с ним утреннего купания, появился снова. А вот и наши дамы с видом чуть заспанных нимф появляются в зале.

Ну, что же! Пора завтракать — и в дорогу. Колдуны уж, наверное, загрустили, ожидаючи? Ведь они же наверняка наперед знают, кто, когда и зачем к ним приедет. Они же маги, провидцы, волшебники и шаманы. Колдуны, одним словом!

Колдуны

С утра день задался, поэтому погода прекрасная — ясная, солнечная.

Вперед, к колдунам!

Едем в Сан Андреас (!). Неожиданное совпадение? Или ожидаемое (колдунами) «падение сов»?

Накануне вечером обсуждали, как лучше организовать эту поездку. Галина давно профессионально изучает различные культовые обряды, в том числе колдовство, шаманизм и прочие проявления тонких миров и человеческих предрассудков в жизни различных цивилизаций. Изучает давно, поэтому отношение ко всему подобному у нее скептически-рациональное. Однако эти культовые артефакты до сих пор существуют, и для профессионального этнографа и антрополога они являются мостом между глубоким прошлым и зыбким настоящим. Поэтому и поручила своему магистранту Гале работу по изучению роли колдунов в жизни современного сообщества потомков древних индейцев.

Первоначально была затея Гале на себе апробировать колдовской обряд, выдумав какую-либо проблему. Воспользовавшись моим приездом, планировалось, что я выступлю в роли специалиста, который должен дать экспертную оценку особенностям работы колдуна и подготовить Галю, рассказав о способах наведения транса, тех ощущениях, которые могут при этом возникать, о том, как можно контролировать свое состояние, произвольно регулируя глубину своего погружения в транс, как противостоять возможным попыткам колдуна взять под свой полный контроль Галино поведение.

Другими словами, за 30—40 минут мне надо было из магистранта-этнографа сделать суперагентшу — Мату Хари, способную силой доброй воли, светом разума и чистотой своего подсознания подчинить черную дыру подсознания потомственного профессионального колдуна в…цатом поколении. Мне, конечно, было лестно ожидание от меня таких возможностей со стороны группы профессора Ершовой, но что-то меня остановило гарантировать 100-процентный результат такой подготовки.

Пообщавшись с Галей — прелестным, юным и нежным созданием, только вступающим во взрослую жизнь, и уяснив, что какой-либо серьезной предварительной информации об этих колдунах и способах их работы у Галины и ее команды нет, я предложил в качестве «жертвенного животного» себя.

В прошлом моя работа включала научно-практическое изучение возможности использования транса для оказания влияния на поведение человека. В начале 90-х годов вместе с моим учителем Леонидом Павловичем Гримаком мы как раз изучали способы, которые используют представители сект для завлечения новых адептов, исследовали возможности применения гипноза в криминальных целях. Леонид Павлович по результатам этой работы даже книжку написал — «Гипноз и преступность». Крайне интересная! Рекомендую!

То есть определенная подготовка у меня была. Плюс в своей работе я сам часто использую гипноз, а что касается транса, то какая же психотерапия без него?

В ходе обсуждения было решено, что Галина выдаст меня за своего родственника, находящегося в последнее время в угнетенном состоянии, который толком не говорит никому, что с ним происходит, но чахнет прямо на глазах: «Обследовался, где только можно, у светил медицины Европы и Америки, смотрели врачи, начиная от ухо-горло-нос, до проктолога. Никто ничего найти не может, а он молчит, как красный партизан на допросе у беляков, и чахнет. Мы его, болезного, и к бабкам нашим рязанским возили. Кто говорит «болезнь плохая», кто — порча. А какая, от чего, от кого, как помочь — никто не знает. Вот, дядька-колдун, приехали к вам как к последней надежде. Потому как о вас — гватемальских колдунах — по всему миру слава великая идет: мол, все умеют, все знают, всем помогают. Спаси сродственника. Жалко мужика все-таки!»

Тут следует заметить, что обсуждение это велось часа через три после моего триумфального выступления с лекцией об управлении стрессом в Университете им. Рафаэля Айяу. Поэтому я понял, что мне придется, вспомнив отечественную театральную классику от «Лебединого озера» до «Так победим!», настолько войти в образ горемыки с болезнью неясной этиологии, чтобы даже самый отпетый колдун воскликнул: «Верю!»

И вот мы едем на северо-запад от столицы Гватемалы. Часа через полтора езды по горам мы добираемся до небольшого городка (или большой деревни?) с названием, созвучным моему имени.

Подъехав к центральной части городка, где расположен католический храм, мы видим, что здесь не так, как в других подобных местах.

Место проведения шаманских ритуалов в Сан-Андрес-Итцапа

Перед храмом горят костры, от которых поднимается едкий черный дым. Слышится музыка, играют гитары, что-то по типу «Ай-ай-ай-я-яй, компанья… ку-ку-ру-ку-ку…»

Костры инквизиции? Инквизиция ликует?

«Костры инквизиции…, — подумалось мне, — Мы опоздали! Колдуны сожжены! Инквизиция ликует!» Тем более что шаманы проводят свои ритуалы на площади перед зданием бывшего католического храма.

Входим на территорию перед храмом, огороженную высоким забором. Подходим ближе. Костров несколько. Некоторые потушены, некоторые только разгораются, некоторые истово горят, источая черный дым. Вокруг каждого костра люди. Что-то делают, что — непонятно. Но все при делах. В основном индейцы и метисы, но есть и несколько европейской наружности.

На площади перед храмом каждый занят своими делами. Правда, непонятно какими

Возле одного ярко горящего костра стоит несколько человек. Один из них двигается больше других, то подходя к одному из стоящих, то отходя от него. Вокруг этого костра ходит трио гитаристов и хорошо поставленными голосами нефальшиво поют и играют что-то сугубо латиноамериканское. Похоже на антракт между представлениями в провинциальном цирке-шапито.

Местные мариачи вносят разнообразие в повседневность шаманских ритуалов

Входим в храм. Все пространство храма занимают большие металлические столы, на которых стоят разнокалиберные свечки. На месте алтаря возвышение, к которому ведут с обеих сторон ступеньки. На возвышении сидящая статуя человека с усами, в шляпе и костюме в натуральную величину. В дальнем углу за стеклом сиротливо жмутся две статуи каких-то католических святых.

Внутреннее убранство храма в Сан-Андрес-Итцапа

Стены увешаны многочисленными табличками со словами благодарности, с изображением фигуры мужчины, восседающего в алтарной части храма.

Таблички на стенах храма с благодарностями местному святому Сан Симону

Согласно одной из версий, имеющей хождение в основном среди местного населения, этот святой никто иной, как один из мэров этого городка, Сан Симон, живший много лет назад. Он еще при жизни помогал своим гражданам, а после смерти, говорят, стал помогать еще сильнее. Вот благодарные жители и решили поклоняться ему, а не каким-то незнакомым и, очевидно, менее полезным католическим святым. А церковь, видя усердие прихожан в поклонении вообще, не стала перечить, а взяла да и причислила хорошего человека-мэра к лику святых. И народ счастлив — есть к кому обратиться за помощью. И церковь при делах — контролирует паству3.

Буйная фантазия, распаленная видом горящих костров и отравленная их едким черным дымом (не галлюциногеном ли балуются?!), сразу представила столицу нашей Родины, Храм…, алтарь с двумя фигурами статуй в натуральную величину. Одну — в кепке, вторую — в хорошем костюме и в белой рубашке без галстука. И две стенки напротив друг друга… Интересно, на чьей будет больше табличек?

Господи, привидится же такое!.. Точно, «травку» палят!..

Народ в церкви ведет себя тоже интересно. Приходят семьями. Один из членов семьи, как потом выяснилось, владеющий искусством общения с высшими силами, начинает обряд со своим нуждающимся в помощи родственником.

Перед началом обряда семейный колдун на коленях по нескольку раз проползает от входа до алтаря, держа в руках свечку и тихо приговаривая что-то по себя. А уже после этого приступает к таинству. Все делается спокойно, буднично. На нас — «белых обезьян» с фото — и видеокамерами — никто внимания не обращает.

Пока мы пытались разобрать, кому и чем помог добрый святой Сан Симон, стараясь не наступить на готовящихся к обряду семейных колдунов, снующих по полу на коленях, выдающаяся шаманистка современности профессор Галина Ершова подготовила для нас мастер-класс шаманского обряда очищения. Все необходимые для этого ингредиенты — специальная трава, вода и прочие аксессуары, — продаются в лавочке при храме. Очень удобно!

Профессор Галина Ершова проводит практикум по шаманизму

Тут вернулся сеньор Марко в сопровождении колдуна, с которым ему удалось договориться.

Хотя он и свой, но для чистоты эксперимента Галина его посвятила только в «легендарную» версию о моем крайне удрученном состоянии. Поэтому она попросила сеньора Марко найти такого колдуна, который не будет разыгрывать шоу с бубном под аккомпанемент гитар, а действительно честно отработает свои деньги (кстати, немалые для Гватемалы).

Пришел индеец небольшого роста (они все маленькие), одетый в обычную чистую одежду, с красной тряпкой на голове, завязанной, как сказала потом Галина, ритуальным узлом. Галина еще раз ему рассказала нашу легенду, касаемую моего «плачевного состояния».

Я, вспомнив блестящую плеяду выдающихся отечественных актеров, начиная от Бориса Бабочкина в фильме «Чапаев», заканчивая Александром Калягиным, сами понимаете, в чем, сделал скорбное лицо и нахмурился.

Получилось смешно. Магистрант Галя, документировавшая всеми доступными способами всю прелюдию ритуала, едва не уронила дорогую камеру, а доктор Оля, еле сдерживая себя, чтобы «не разрыдаться от вселенской скорби», быстрыми шагами отошла в сторону.

Когда надо соответствовать моменту (хотя бы лицом)

Еще раз договорились о том, что все будет «по-взрослому», расплатились, и началась подготовка. На гонорар в лавке, располагавшейся тут же, были куплены свежие яйца, связки свечек, шары из травы, пропитанные смолой.

«Лавка чудес»

Колдун нарисовал мелом круг для костра, разделил его на 4 части, обложил его свечками и горючими шарами. Меня пригласил встать там, где мне будет удобно, поджег костер и начал ритуал.

Шаманский ритуал в разгаре

Подробности живописать не буду — они изложены в серии научных статей, докладов и справок.4 Атмосферу процесса достойно передают фото — и видеоматериалы, сделанные командой, руководимой профессором Галиной Ершовой. Скажу только, что дядька-колдун просто работал, выполняя рутинную для себя процедуру.

Окуривание «сигарой колдуна» (ну, теперь блох точно не будет!)

Кто-то шьет сапоги, кто-то печет печенье, кто-то ловит рыбу, а он колдует. Работа такая. Есть такая профессия — для людей колдовать!.. Вот он и колдует. Как колдовали его предки в…дцатом поколении.

Весь этот антураж в целом может оказать сильное психологическое воздействие на человека, нуждающимся в помощи. И это играет основную роль в работе колдуна. Он не использовал никакие особые приемы погружения в транс. Сама обстановка может воздействовать на неокрепшую под напором цивилизации психику аборигенов, заставить их самих непроизвольно войти в транс. Самогипноз. Спонтанная психическая саморегуляция.

Дымом, я, правда, надышался — пришлось вечером подольше в озере отмокать…

Когда все завершилось, и можно было выходить из сценического образа Джеймса Кука перед ритуалом священной трапезы, мне действительно полегчало.

Вот она — магия древнего ритуала!

После шаманского ритуала: живой и даже ни разу не раненый

Можно сделать вывод, что и «штатные», и «семейные» колдуны, и святой Сан Симон в этом индейском городке выполняют функцию, которую в Москве, например, выполняют психологи, психотерапевты, врачи и священники. Этакая бытовая этнопсихотерапия. И работает! Народ идет! Желания исполняются!

Эй, уехать, что ли в индейскую деревню! Стать индейцем! Просить доброго святого мэра исполнить заветное желание! И будет мне счастье…

Чудеса хороши тогда, когда они заканчиваются тогда, когда захочешь ты. В этом плане наши колдовские чудеса были великолепны.

Наш колдун, честно отстояв свою смену и удостоверившись, что его клиент (то есть я) не только не упал головой в костер, но еще и взбодрился, произвел завершающий тест, показав белый пепел на остатке сигары. В знак того, что дело сделано и все плохое превратилось в пепел, я левой ногой растоптал остатки сигары.

«Сигара колдуна» свидетельствует, что все у меня будет хорошо

На языке потусторонних сил, при содействии которых он меня «лечил», белый пепел означал, что его «диагноз» поставлен правильно, способ «лечения» и «дозировка» подобраны верно, «операция» прошла успешно, и даже в «операционной ране» никто не забыл свой «скальпель».

Свезло всем!

На том, довольные друг другом и собой, все стороны сердечно расстались.

По дороге мы, естественно, в соседней «лавке чудес» прикупили все составляющие для самостоятельного проведения магических ритуалов, чтобы магистрант Галя под руководством профессора Галины оттачивала свое профессиональное мастерство.

Ну, и так, на всякий случай, посмотреть, нет ли чего такого галлюциногенного, кое мой, тренированный жизнью в североевроазиатской стране, организм не заметил, а нежные тела потомков майя, взращенные в тропиках, воспринимают как рауш-наркоз. Сами понимаете — что русскому психотерапевту в кайф, то индейцу… психоанализ!..

Антигуа. Как город мертвых стал городом живых

Путь наш лежал в древнюю столицу Гватемалы, город Антигуа.

На самом деле, не такая уж она и «древняя столица»… Конечно, нынешняя столица Гватемалы посвежее ее будет, да и будет она помладше Москвы.

Основана она была испанцами в 16 веке, принесшими на эти благодатные земли еще большую «благодать». А разрушена в 1773 году в результате мощного землетрясения и извержения вулкана, которых и сейчас, и раньше было немало.

Насчет «благодати» тоже, конечно, вопрос неоднозначный. При всех известных и уже забытых забавах конкистадоров по приобщению аборигенов к европейским ценностям (господи, как же давно все это началось!), тем не менее, в Антигуа был свой университет, было свое книгопечатанье, а город входил в число самых крупных городов Америки.

Даже сейчас, спустя пять веков, видно, какой это был большой по тем временам и красивый город.

Вид на Антигуа со стороны montaña de la santa cruz

Сейчас это место паломничества туристов. Пожилые американцы с удовольствием покупают здесь жилье и приезжают сюда на месяц-полтора отдохнуть от суеты больших городов.

К сожалению, мы не смогли задержаться здесь дольше, потому что этот день для меня был последним, рано утром, еще затемно я должен был ехать в аэропорт, а очень хотелось посмотреть еще раз Храм, но уже при свете дня.

Но, тем не менее, мы не преминули зайти в одну из многочисленных кафешек и отметить десертами успешно завершившийся полевой эксперимент на живом человеке.

Вся команда проф. Ершовой: доктор Оля, супруга сеньора Марко, сам сеньор Марко, «живой человек», Галя Борисова, организатор, вдохновитель, умница, красавица, руководитель и замечательный человек (в одном лице) — Галина Ершова

В заведении даже российский триколор нашелся! Пусть крепнет российско-гватемальская дружба!

Дневной Храм

И вот мы дома — вернулись в монастырь. А ведь такое ощущение, что вернулся в дом родной. Блудный сын…

И в мыслях нет задавать глупые вопросы…

Вечереет, но еще довольно светло, и можно осмотреть Храм Мадре Инес при свете дня.

И при дневном свете он великолепен! Что значит вложена душа в это творение рук человеческих.

Храм монастыря в свете дня

Нас встречает сама Матушка и ведет по всему храму, рассказывая, с чем и кем связана та или иная икона и роспись. Кстати, храм расписывали российские мастера, Татьяна и Дмитрий, ныне проживающие в США. Эта история очень интересна и романтична, поэтому она будет описана отдельно (см. главу 4).

Роспись Храма. Купол

Внутреннее убранство Храма

Затем Матушка предлагает нам взобраться на самый верх. И сама, показывая чудеса ловкости, карабкается по отвесным винтовым лестницам на самый верх, к куполам. Это предложение можно расценить как знак особого доверия и расположения к нам Мадре Инес.

Да, действительно, здесь, с высоты, открывается великолепный вид на озеро Аматитлан, вулкан Пакайя, и даже можно видеть орлов, парящих под тобой!

С этого места можно смотреть не только вдаль, но и вглубь...

Великолепие Храма, его органичность с окружающим пространством, его внутренняя энергетика на самом деле вполне объяснимы. Он задумывался, проектировался, строился и обустраивался самой Мадре Инес. Она вложила в него не только душу, но и свой профессионализм — помимо прочего, она имеет архитектурное образование. Кроме того, в этом храме похоронен отец Мадре Инес — выдающийся государственный деятель Гватемалы.

Мадре Инес — настоятельница Свято-Троицкого православного монастыря. Это ее Храм

Действительно, этот Храм может помочь тебе приблизиться пониманию задумки Создателя относительно этого мира и твоего места в нем.

Приют

Стемнело. В тропиках это происходит практически одномоментно. Пора возвращаться на базу.

По дороге в Центр Галины зашли в приют, который содержит Матушка. Его часть — там, где живут младшие ребятишки, — находится на территории монастыря. Старшие ребята живут на территории монастыря, находящегося в центре Гватемала-Сити — им надо ходить в старшие классы школы.

В приюте на момент нашего посещения находились около 50 ребятишек в возрасте от 3—4 до 13—14 лет. Мальчики и девочки, от которых отказались родители.

Ребята живут в специально построенном для них благоустроенном здании, где есть спальни, классы, спортзал, комнаты отдыха и все, все, все, чтобы ребята чувствовали себя комфортно.

Здание монастыря

Все это организовано и содержится на средства семьи Матушки. Государство в этом процессе не участвует, чему радуются все, кроме чиновников (с ним никто «не делится»).

С младшими детишками занимаются и монахини, и работники монастыря, и специально нанятые педагоги, и волонтеры из других стран. Занимаются с ними и сотрудники Галины. Оля — врач из Москвы — уже давно с ними работает. Система работы с детьми открытая и все, кто хочет помочь, могут это сделать.

Ребята обеспечены хорошо. Нужды не знают ни в чем. Ни в чем, кроме родительского тепла. К сожалению, никакие, даже самые замечательные педагоги и воспитатели, не могут дать ребятишкам любовь семьи. Это видно по тому, как тянутся ребятишки, особенно маленькие, к взрослым. Каждый старается подлезть поближе к незнакомому суровому дядьке, только чтобы он обнял и погладил по голове. При этом в приюте царит оживленная, теплая атмосфера.

Мы попали как раз, когда ребята завершали ужин. Сидели в столовой. Ужин закончился, все встали, повернулись лицом в центр зала, к иконам, стоящим просто на подоконниках. Заиграла музыка, и все стали петь короткую благодарственную молитву. И как только прозвучал последний аккорд, с улицы в столовую заскочил рыжий котенок и с неистовым мявом, высоко поднимая голенастые задние лапы, промчался по всему залу.

Всё содрогнулось от смеха, и вся детская орава во главе с Матушкой, весело смеясь, дружно бросились его ловить и тискать. Кот остался жив, потому как Матушка его быстренько отобрала у детишек. У нее на руках он так и оставался все время, пока мы обсуждали, каким образом можно организовать волонтеров Профессиональной психотерапевтической лиги для работы с детишками приюта. Минут через пять кот уже тихо спал на руках у Матушки.

С Мадре Ивоной, Мадре Инес и проф. Галиной Ершовой в столовой монастыря

Мадре Инес, помимо Университета и детского приюта, организовала в монастыре научно-исследовательскую лабораторию по изучению местных лекарственных растений. Занимается этим Мадре Ивона — биолог, имеющая научную степень и многие публикации на эту тему.

День завершался.

Последнее купание в озере… Любование созвездием Ориона…

Конец Праздника… Ведь праздник воспринимается действительно как праздник тогда, когда он короток. А раз так, пора уезжать.

Последняя ночь в Месте Силы…

День отъезда

Но созвездие Ориона, очевидно, не очень хотело со мной расставаться…

Утром, еще затемно, приехало такси. До вылета 3 часа. До аэропорта 20 км. Аэропорт находится на окраине города, ближе к нам.

Минут через пятнадцать езды по уже просыпающимся улицам мы уперлись в мертвую пробку.

Мертвую!

Простояв, не шелохнувшись, на одном месте минут 5, прикинув в уме, что нам ехать еще километров 18, я начал ерзать. На совершенном русско-испанско-английском языке, подкрепляя его выразительной жестикуляцией, я быстро и доходчиво объяснил таксисту, что я опаздываю на самолет.

Таксист оказался понятливым и очень душевным. Воспринял все это, как будто везет в аэропорт загостившегося тестя, и тоже стал заметно нервничать. Его почти паническая атака выразилась прежде всего в том, что он начал отчаянно нажимать на клаксон, присоединившись к другим и без того сигналящим водилам.

— Ну, теперь-то уж точно поедем, — вслух, не без некоторого сарказма, сказал я на чисто русском языке.

Водила с тревогой покосился на меня. Они ведь, латиносы, очень чувствительны к интонациям. И о чудо! Буквально секунд через пять мы меееедлееенно, но поехали!

«Наверное, надо было чуть раньше выйти и по колесу постучать», — уже про себя подумал я.

Но чудо — оно чудо и есть! Оно ведь на то и чудо, чтобы произойти один раз, и тут же исчезнуть. Поэтому ехали мы оооччеень меееедлееенно.

Дорога петляла между гор. Объехать нельзя. Впереди и сзади хвосты машин, ползущих в город. И я уже реально опаздываю. А мимо на бешеной скорости пролетают мотики, мотоциклы, и прочая легко механизированная братия.

Принимаю командирское решение: пересесть на попутного мотоциклиста.

С помощью таксиста, беспокоящегося за своевременную отправку «любимого тестя», ловим мотоциклиста, на совершенном русско-испанско-английском языке, подкрепляя его выразительной жестикуляцией, доходчиво объясняем ему цель его остановки и мою конечную цель, и, вцепившись в упитанного индея, я уже несусь к аэропорту, чуть не сбивая зеркала машин и подрезая других, менее ловких, мотоциклистов.

Хорошо, что я сидел сзади и был занят тем, как бы удержаться в седле на крутых виражах. Несколько раз, в особо «трогательные» моменты (когда ты своими коленками легко трогаешь бок автобуса, обгоняемого на скорости под 90 км/ч), почему-то думалось о том, чтобы хотя бы жесткий диск с замечательными фотодокументами остался цел!

Но, с другой стороны, ведь они так ездят каждый день… Но, с третьей стороны, я так езжу не всегда… Но все обошлось. В аэропорт я приехал вовремя.

Это был красивый финал!

Уже в аэропорту, ожидая посадки, я вспомнил слова Галина Ершовой, когда в день приезда мы рассматривали зодиакальные знаки майя.

— Ты в каком месяце родился? — спросила она.

— В июне.

— Зодиакальный символ июня — Орион. Это твое созвездие. Созвездие, знаменующее начало жизни…

…Совпадение? Или «падение сов»?

— Прощай, Гватемала! Или до свидания?..

В завершение хочу выразить сердечную благодарность профессору Галине Ершовой, Мадре Инес, сотрудникам Центра Гале и Оле, а также всем тем, с кем довелось мне встретиться на гватемальской земле. Благодарю Галину Ершову и Галину Борисову за разрешение использовать часть фото — и видеоматериалов для иллюстрации этой главы.

Пусть хранит вас созвездие Ориона!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На далекой Амазонке…». Книга первая. Путевые заметки двух врачей об Америке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Википедия: Г.Г. Ершова — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%80%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

2

http://www.pravmir.ru/igumenya-ines-ayau-garsia1/

3

На самом деле, это только одна из версий — местная. Существует более научно обоснованная гипотеза относительно культа Сан Симона. О ней мы более подробно расскажем в нашей следующей книге, посвященной психотерапевтической экспедиции по Гватемале.

4

См. Приложение: «Психолого-психотерапевтические аспекты шаманского ритуала майя».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я