Наркомания. Опыт избавления от зависимости. Исповедь бывшего наркомана

Андрей Борисов, 2020

Человек, получивший психическую и физическую зависимость от наркотиков, считается больным наркоманией. С медицинской точки зрения наркомания – это серьезная болезнь, которая порождает множество тяжелейших заболеваний: предраковые состояния, атрофию мозга, разрушение структуры крови и внутренних органов, различные психические заболевания, хроническую депрессию и т. д. что, в конечном итоге, ведет к летальному исходу. Наркомания приводит к серьезным изменениям в психике и характере зависимого человека: у него превалируют агрессивность, эгоизм, слабоволие, лживость, равнодушие к окружающим и близким людям. С юридической точки зрения это не только больной, но и социально опасный человек: наркоманы утрачивают гражданские функции и социальный статус, склонны к преступной деятельности и т. д. Наркомания – это социальное негативное явление общества еще и потому, что наркотической зависимости подвержены, прежде всего, несовершеннолетние и молодежь. Наркомания трудноизлечима, поэтому при решении проблем наркомании в обществе необходимо тесное взаимодействие многих государственных и общественных структур, семьи и близких людей. Однако, в первую очередь, нужно желание самого наркомана избавиться от приобретенного недуга, и этот фактор является определяющим. Эта книга о том, как попавший в зависимость молодой человек смог выбраться из наркотического плена, пройдя все круги ада, какое влияние на него оказывала социальная среда, семья, друзья. Эта книга – опыт борьбы и победы над страшным злом, это уроки, которые могут помочь многим семьям в неравном сражении за своего близкого человека, попавшего в сети наркотической зависимости. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наркомания. Опыт избавления от зависимости. Исповедь бывшего наркомана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Подростковый перелом

Прощай, отчим! Я тут главный!

Мне уже было четырнадцать лет, когда однажды в солнечный летний день я сидел на бревне с Лехой и жаловался ему на отчима. Леха приходился мне двоюродным братом, с ним мы дружили с детства, а на тот момент у него была своя банда юных отморозков.

Надо сказать, что братец часто толкал меня на безумные поступки, особенно когда провоцировал на драку с соседом Михаилом. Миша был в два раза здоровей меня, а в детстве вес соперников играл немаловажную роль в сравнении сил. Но, как ни странно, именно благодаря этим провокациям брата, я побеждал свои страхи и сломя голову бросался на Мишу. Победа в этих неравных боях почти всегда оставалась за мной. Так произошло и в тот день, когда после моих жалоб Леха подговорил меня наказать отчима. Заручившись его поддержкой, я собрал все свои обиды, всю злость, все силы и двинулся домой с твердым желанием потребовать, чтобы отчим проваливал из моего дома.

Дальнейшее вспоминается туманно: отчим в коридоре, я в зале с монтажкой или арматурой в руках, а мать посередине. Помню только, как я орал на него и обещал убить, если хоть еще раз увижу на пороге своего дома. Видимо это было настолько убедительно, что с тех пор я больше не видел его никогда.

Для меня это была победа, прорыв, свобода! В одно мгновение я расстался со всеми своими страхами, болями и комплексами. Все, теперь я тут главный.

Освободившись от отчима — причины основного своего страха, я понял, что больше ничего не боюсь, и от этого так высоко взлетел в собственных глазах, что, казалось, выше только боги. Я невероятно гордился собой — теперь никто, нигде, никогда не сможет мне указывать и заставлять, я сам себе господин — что хочу, то и творю.

Именно эта ситуация стала ключевой в моем переходном возрасте, именно эта победа вывела меня в плоскость вседозволенности и бесстрашия. Так я вступил, как мне казалось, во взрослую жизнь…

Школьная пора

Тогда я учился в школе, в восьмом классе и после всего случившегося чувствовал себя королем, повелителем мира. Я пребывал в полной иллюзии, что мы с моим другом Колюхой «самые нормальные пацаны и наши подруги самые четкие» — все как в американских фильмах. А потом, когда к нам присоединился Серега, активно занимавшийся профессиональной борьбой, то нам показалось, что мы стали еще «круче» — нам представлялось, что мы что-то вроде мини-ОПГ, от которых в те далекие 90-е стонала вся страна и которым хотела подражать вся молодежь, потому что у них были «крутые тачки, золотые цепи и их все боялись». Нам тогда было трудно понять, да никто и не пытался нам объяснить, что на самом деле хорошо, а что плохо, все смешалось, а мы как завороженные повторяли: все блатные — и я блатной, все воруют — и я вор.

Мы вообще перестали кого-либо и чего-либо бояться, мы ни с кем не считались: ни с директором, ни с завучем, часто даже нападали на учителей-мужчин, угрожали им, обещая натравить на них наших старших «пацанов», когда те будут возвращаться из школы домой. Сейчас невероятно стыдно вспоминать, как мы грубили и издевались над трудовиком Петровичем, как я обещал физруку «чикнуть лезвием» по горлу, хотя он сам частенько обижал ребят, мог ударить мячом или другим предметом. Каждый такой мой поступок только прибавлял мне наглости, и я все больше ощущал себя непобедимым.

Между тем это была вторая сторона моей подростковой жизни. В глазах же моей мамы я выглядел хорошим и вполне прилежным ребенком, который учит уроки и получает хорошие отметки. А ведь я действительно был очень ответственным и амбициозным учеником, очень любил учиться и в этом хотел быть также первым. За все девять классов в школе я прогулял лишь два урока и всегда очень ответственно подходил к выполнению всех домашних заданий. Каждый раз, когда маму вызывал в школу завуч, чтобы обсудить с ней мое неадекватное поведение или очередной ужасающий поступок, она искренне удивлялась: «Да, есть проблемы с поведением, а у кого из мальчиков их нет? Но он такой умный, такой ответственный, он не может быть плохим, и уж тем более совершать такие ужасные поступки». Мама знала только одну сторону моей жизни и не хотела верить во вторую, а меня это вполне устраивало.

Я очень любил учиться и даже окончил восьмой класс без троек, но воспитывала меня все-таки улица и именно она диктовала мне правила поведения. К девятому классу мы с моими товарищами сформировали реальную подростковую банду. А когда моего двоюродного брата и большую часть его дружков посадили за групповой вооруженный разбой, наша банда заняла их место. Теперь мы держали молодежь в страхе, угрожая физической расправой, а все проблемы решали с помощью драк, которые постоянно устраивали прямо в центре школы на первом этаже. Часто мы намеренно конфликтовали с ребятами из старших классов, чтобы затеять очередную драку и продемонстрировать всем свою силу и превосходство.

Так улица постепенно формировала из меня будущего преступника, шаг за шагом я погружался в пучину безнаказанности. Мне казалось, что взрослые из страха старались делать вид, что не замечают моих дурных поступков, и это придавало мне еще больше чувства ложной гордости и вседозволенности. Для меня границы между «плохо» и «хорошо» были стерты практически полностью. «Все хорошо, что делаю Я» — стало девизом моей подростковой жизни и медленно, но верно вело меня к пропасти…

Я курю — я крутой

Последним, недостающим пазлом в формировании моей «крутости» стало пристрастие к курению. Тогда у молодежи было модно покуривать, ничего не изменилось с тех пор и сейчас. Курение завершало картину взрослости и крутизны в сознании подростков. Но мы продвинулись дальше, мы не курили сигареты, на которые не хватало денег, а рвали и сушили коноплю, которая в изобилии произрастала в огородах, делали из нее «самокрутки» и курили прямо в школе на перемене в туалете. Как же это казалось нам классным — позвать дружка курнуть травы. Гордость от такого поступка переполняла нас. Тогда сама трава казалась нам ерундой — подумаешь, обычные листья, но сам процесс уже формировал у нас мышление наркомана, мышление человека, который способен употребить любое вещество без каких-либо негативных для себя последствий.

Здесь хочу сделать небольшое отступление и сказать честно, что, вспоминая свои подростковые «подвиги», содрогаюсь от мысли о том, насколько «прогрессировали» наркотики, которые сегодня уже тысячи подростков пробуют в школе, даже разовое применение их может привести к смертельному исходу либо моментальному психологическому расстройству.

Одна затяжка курительной смеси (спайса)[3] — и юный курильщик может либо выпрыгнуть из окна, либо остаться дураком на всю жизнь. Одна затяжка — и отказаться от этой пагубной привычки практически уже невозможно.

Но тогда мы даже не задумывались над тем, в какую трясину патологического привыкания нас засасывает, которое в конечном итоге приведет кого-то в «психушку», а кого-то и к смертельному исходу. Это был путь в бездну.

Так, казалось бы, все красиво начинается, однако незаметно переходит в совершенно другую стадию… Чаша сия не минула и меня.

Первая любовь

Мы с моим другом Колей в школе познакомились с двумя девочками — Машей и Катей. Тогда нам было лет по 13, и, конечно, встречаться мы могли либо на верандах, либо в подъездах. У Коли как-то сразу не очень сложились отношения с Катей, а вот я по-настоящему влюбился в Машу.

Это была моя первая любовь. Я не мог ни есть, ни спать, считал каждую секунду и мучился в ожидании наших встреч с Машей. При каждой встрече волна неимоверного счастья захлестывала меня. Я буквально на все был готов ради нее. Помню, как собирал деньги на подарки для Маши, а зимними ночами, возвращаясь поздно домой, с жаждой предвкушал новых встреч. Тогда мне казалось совершенно невероятным, что когда-нибудь наши пути разойдутся. Наши встречи продолжались несколько лет, до тех пор, пока в чувства двух молодых влюбленных не вмешались… наркотики. Именно они и стали причиной распада наших отношений. Но об этом чуть позже…

Страшные девяностые

Это было смутное и тяжелое время. Страна захлебнулась от резкого роста преступности. Многие молодые спортивные парни ринулись вступать в различные преступные сообщества, в которых попросту уничтожали друг друга, стремясь заполучить власть и деньги. В это время я постоянно посещал дискотеку в нашем районе в ДК станкозавода. Мое активное поведение там заметили ребята, которые вели дискотеку и я в результате был принят на работу помощником диджея. Пацаны из местной ОПГ поддерживали относительный порядок в этом заведении во время дискотек, за что им, видимо, щедро приплачивали.

В этом клубе я и познакомился с одним из местных авторитетов Виктором. Нам тогда казалось: кто с бандитами, у того и сила, и власть. Виктор был уже достаточно взрослым и солидным человеком, всегда носил при себе оружие и передвигался по городу на очень крутых иномарках. Мы быстро с ним сошлись, мне льстила эта дружба. Виктор появился в городе недавно, обосновался в нашем дворе и стал приходить к нам с братом в гости. Виктора недавно бросила жена, ушла от него вместе с ребенком. Мне казалось, что он тяжело переживал эту ситуацию, и я принимал его мрачные одинокие прогулки по ночному двору за высокие душевные качества.

К тому времени мы с братом остались в квартире вдвоем, поскольку мама снова вышла замуж и переехала жить к своему новому мужу, кстати, тоже Николаю. Брат вместе со своим другом активно занимался обменом валюты и прилично на этом зарабатывал: иногда по несколько тысяч в день. Все заработанные деньги они спускали на выпивку, гулянки и женщин, поэтому у нас дома царил «праздник каждый день», вот я и пригласил первый раз Виктора к нам в гости познакомить его с моим братом.

Виктор был удивлен таким гостеприимством, но сразу же принял приглашение, и уже через некоторое время у нас на квартире стала ежедневно собираться целая бригада парней, которые вели весьма праздный образ жизни.

Я, подросток, постоянно находясь среди людей с оружием и передвигавшихся на джипах «Чероки», «бэхах» и «крузерах», чувствовал себя просто королем. Братва давала мне поносить золотые цепи с палец толщиной, подвозили в школу на джипах, чем вызывали зависть у моих одноклассников. Так мне казалось. У меня с братвой сложились достаточно теплые и дружеские отношения, а Виктора я вообще очень уважал и даже любил. Он по-отечески заботился обо мне, и за короткое время фактически заменил мне отца. Он помогал мне решать мои споры с одноклассниками, защищал меня, и весть о моем крутом покровителе быстро разнеслась по городу. Никто уже не решался со мной связываться, но и дружить тоже никто не спешил. А я постепенно отстранялся от своих настоящих друзей, но пытался сохранить при этом с ними хорошие отношения. Так я попал в окружение людей из криминальных кругов, и моя личность формировалась именно в этом социуме.

Сегодня, вспоминая то время, мама винит себя за то, что оставила меня тогда, в подростковом сложном возрасте, одного, без родительского внимания. В свое оправдание она говорила, что была убеждена в моем здравомыслии и ответственности. Действительно, я хорошо учился, подрабатывал в клубе, не пил и не курил, а уж наркоманов я откровенно презирал, т. е. все свидетельствовало о том, что я уже взрослый парень и смогу принимать правильные решения в разных жизненных ситуациях.

Некоторые мои ровесники из нашей школы уже в это время начали баловаться героином, но я с моим другом Колькой тут же прекратили с ними общаться, потому что видели, во что превращал их наркотик. Ни моя мама, ни я даже на секунду не могли себе представить, что я погружусь в это болото.

Один произошедший со мной случай подтвердил еще раз, насколько верным было мое негативное отношение к наркотикам и наркоманам. Я собрал достаточно большую сумму и купил золотое кольцо Маше, но потерял его, а один из моих товарищей нашел это кольцо и обменял его на наркотики. Я был просто в ярости, ведь он знал, что это кольцо я приобрел для подарка своей девушке. После этого случая я возненавидел еще больше наркоманов и не хотел иметь с ними никаких дел. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь я буду вариться с ними в одном котле, и уж тем более не могла этого представить и моя мама, которая всегда любила, верила мне и доверяла, считала меня честным и умным парнем.

Жизнь в то время представлялась мне сплошным романтическим приключением: братва, деньги, авторитет, иномарки, девушка… Что казалось еще надо для пацана? Все складывалось как нельзя лучше. Даже в лицей, в котором обещали среднетехническое образование, я поступил без экзаменов, с учетом отсутствия троек в аттестате. Будущее представлялось мне безоблачным и полным ярких впечатлений. Но однажды вечером произошел случай, положивший конец и романтике, и радужным перспективам. Тот вечер незаметно — для меня, для друзей, для мамы — развернул мою судьбу в самое страшное и тяжелое русло, которое можно было бы себе представить.

Смертельная ошибка

Однажды вечером к нам домой приехал Виктор со своим товарищем Серегой и с порога попросил принести тарелку. Я принес, и он тут же высыпал на нее дорожку белого порошка и, скрутив денежную банкноту, вдохнул эту белую пыль. Потом он подсыпал еще и предложил понюхать моему брату, который сразу же категорически отказался. Но когда Виктор предложил это сделать мне, то я… согласился. Виктор был моим кумиром, чтобы он ни делал, все для меня являлось примером для подражания. И этот шаг стал моей роковой ошибкой, смертельной ошибкой.

Прошло с тех пор уже столько лет, а я снова и снова задаю себе один и тот же вопрос: почему я тогда не сказал «НЕТ», зачем я сказал смерти «ДА»? Никто насильно не заставлял меня перейти эту черту. Может общение с безбашенной братвой оказало на меня влияние? Может я боялся оказаться среди них «белой вороной»? Что заставило меня тогда и заставляет других молодых ребят говорить «ДА», совершая самую страшную ошибку в своей жизни? Что толкает людей подписывать себе страшный приговор? Я сам взял ЭТО в руки, я сам прыгнул в ЭТО болото и сделал вид, будто ничего не произошло. Как в фильмах про дьявола, которому продают душу за беспечную, богатую жизнь, не думая о последствиях, но рано или поздно наступает расплата и дьявол приходит за долгом.

В тот вечер, вдохнув героин, кроме горечи, я ничего не почувствовал. Просто пошел спать, но всю ночь ворочался, все ждал, но никаких райских наслаждений я так в эту ночь и не ощутил.

На самом деле, и сегодня я уже это знаю точно, что самое страшное после первого приема наркотиков — это то, что человек после разового употребления еще не становится наркоманом. Утром я встал все тем же пацаном, без каких-либо особых ощущений, и поэтому решил, что ничего страшного со мной не произошло. И, конечно, сделал из этого закономерный, но очень опасный вывод — героина бояться не стоит и наркоманом я никогда не стану. Именно тогда я и переступил опасную черту, в инстинкте самосохранения была пробита брешь: я решил, что можно согласиться принять очередную дозу, когда захочу, ведь в этом, как мне тогда показалось, совершенно нет ничего страшного.

Так однажды сказанное «ДА» перевернуло всю мою жизнь, и в самом начале своего жизненного пути, не успев подняться и развернуться, я провалился в трясину, забрался в зыбкое лесное болото, из которого мало кто выбирается.

Это был второй урок, который мне преподнесла жизнь.

Урок № 2. Возраст, когда начинают употреблять

Анализируя впоследствии этот этап моей жизни, я попытался ответить на вопрос: каковы же основные факторы, причины, по которым подростки становятся зависимыми?

Во-первых, надо помнить, что именно в подростковом возрасте[4] происходят интенсивные психологические и физические изменения личности, бурная физиологическая перестройка организма. Гормональные изменения часто вызывают у подростка резкие перепады настроения, нестабильную эмоциональность, повышенную возбудимость, импульсивность. Иногда у подростков проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность, тревога, агрессия и, как следствие, проблемное поведение, которое чаще всего выражается в конфликтных отношениях с взрослыми. Подросток стремится самостоятельно проявить себя в разных жизненных ситуациях, самоутвердиться, и основными приемами самоутверждения, понятными и доступными ему, становятся риск и агрессия.

Во-вторых, подросток, вступая во взрослую жизнь, должен найти свое место в этом непрерывно меняющемся окружающем его мире. Естественно, что каждый из них ищет свой универсальный способ выживания, но зачастую находит самый простой и слишком односторонний — уход от реальных проблем. Ни для кого не секрет, что, сталкиваясь на своем пути с различными трудностями и проблемами, люди ведут себя по-разному: одни готовы противостоять трудностям, брать на себя ответственность за происходящее и принимать адекватные решения, демонстрируя твердость духа и силу воли, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные сложности, а с ними и колебания настроения. Из-за нестабильной формирующейся психики подростку очень легко поддаться желанию не решать проблемы, а уйти от реальности, попытаться искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает ему иллюзию безопасности, восстановления равновесия. А как создать иллюзию решения проблемы, иллюзию психологического комфорта? И тут на помощь приходят различные наркотики, психоактивные вещества (ПАВ), к употреблению которых легче всего склонить именно подростков. Употребление таких веществ ведет к искусственному изменению психического состояния, получению приятных эмоций. Подобный способ «борьбы» с реальностью закрепляется в поведении подростка и становится привычным, происходит изменение в его мышлении. В психологии это называется «мышление по желанию». Оно заключается в том, что человек вопреки логике считает реальным лишь то, что соответствует его желаниям.

В-третьих, в подростковом возрасте нарастают протестные настроения против существующих в обществе моральных норм и принципов, которые выражаются в различных формах. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркомании, то одной из форм протеста подростки выбирают зачастую употребление наркотиков.

В-четвертых, вся современная система воспитания подростков в обществе направлена на избежание любых рисков: «безопасный интернет», «безопасный транспорт», «безопасный секс», предмет, который изучают в школе, «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Получается, что любой добровольный риск в современной педагогике представляется ненормальным и безответственным. Однако риск сопровождает любую деятельность человека на протяжении всей его жизни, о чем свидетельствует накопленная веками народная мудрость: «Риск — благородное дело», «Кто в бою не рискует, по тому и орден не тоскует», «Нет дела без риска», «Либо пан, либо пропал» и т. п. Получается, что порой рисковать просто необходимо для выживания, для осуществления каких-либо идей или достижения целей. Такая двойственность в определении риска заставляет подростка самостоятельно делать выбор в различных ситуациях и принимать решение, когда ему рисковать. Неудивительно, что в подростковом возрасте, когда идет активная переоценка ценностей, риск зачастую реализуется подростками в самом негативном варианте — в употреблении наркотиков и правонарушениях.

В-пятых, постоянное общение подростка с пьющими или употребляющими наркотики знакомыми или родственниками указывает на высокую вероятность начала употребления им наркотиков или алкоголя.

В-шестых, подросток практически всегда в той или иной степени стремится следовать за модой и идеалами, принятыми, прежде всего, в значимой для него молодежной группе, к признанию в этой группе его собственных заслуг. Ценности, которые культивируются в этом «подростковом» сообществе, являются для подростка основой для его собственных нравственных оценок. Именно в этом сообществе подросток, прежде всего, реализует свою потребность в самоутверждении, однако часто у подростков возникает зависимость от авторитетных знакомых, от которых они стараются получить поддержку и подпадают под их влияние. Внешне же подростки всячески пытаются скрыть такую зависимость и, наоборот, подчеркнуть своими поступками собственную силу и мужественность. Окружающий мир для них распадается на «своих» и «чужих». Подростки, с одной стороны, пытаются разобраться в самих себе без чьей либо помощи, но, с другой стороны, часто только наносят ущерб развитию своих отношений с внешним миром, ориентируясь или подражая своему выбранному кумиру. Таким образом, любая зависимость у подростка может проявиться в замаскированном виде, определяя во многом его поведение.

Несмотря на огромное количество переживаний, которыми охвачены подростки, внешне поведение их бывает развязным, брутальным, т. е. граничащим с неприкрытым хамством и жесткостью. Подростки, демонстрирующие такое поведение, редко прислушиваются к чужому мнению, ставят себя в позицию превосходства над другими, требуют к себе всяческих привилегий. С такими «бруталами» очень сложно контактировать другим людям, налаживать отношения с ними, и в результате, они остаются замкнутыми в своем «подростковом» сообществе, отгороженные от всего остального мира.

Без всестороннего и глубокого изучения общих и индивидуальных причин и факторов, приводящих к развитию у подростков различных зависимостей, невозможно оказать им адекватную помощь, спланировать тактику и стратегию профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, которые помогут вернуть молодых людей к полноценной жизни. Я, как никто другой, сейчас это прекрасно понимаю.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Наркомания. Опыт избавления от зависимости. Исповедь бывшего наркомана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Статистика смертности в России от курения спайсов ужасающая. Если верить официальным данным, то каждый год в России умирают от курения спайсов около 9 тысяч человек. Причем треть погибших составляют подростки в возрасте от 14 до 16 лет. Аторговцы продолжают рекламировать этоттовар как совершенно безвредный травяной продукт. Однако итог курения этих смесей в конечном итоге один — смерть.

Патологоанатомы утверждают, что основная масса веществ, которые находятся в спайсе, очень быстро улетучивается. Однако у постоянных курильщиков видны токсические последствия употребления курительных смесей — у них паталогически изменены почки, печень, сердце.

4

Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я