Глава 3. Карнак
Но и твои поникнут в прах твердыни,
Чтоб после путники иной страны,
Останки храмов видя средь пустыни,
Дивились им, величьем смущены.
Карнак, святилище Амона Ра, расположен на восточном берегу Нила, близ Луксора. Сюда я приехал уже не впервые. Это один из самых больших храмовых комплексов на нашей планете, и за одно посещение понять и осознать увиденное невозможно. Поэтому я надеялся получить больше информации об устроении этого культового сооружения. Но главный свой интерес я находил в изучении скульптур и рельефов. Письмена, устилающие стены, хранят загадки многих тысячелетий. Их тайны разгадывают по сей день.
Чтобы пройти на территорию комплекса, мне нужно было присоединиться к экскурсии. Беда была в том, что я уже знал каждое слово экскурсовода и мог бы составить ему конкуренцию в этом вопросе. Да и его рассказ о богах, о жизни фараона и его приближенных казался совершенно неубедительным. Мое разочарование усиливалось, когда между простеньких историй вдруг вставлялась реклама ювелирных изделий из дружественных нашему гиду магазинов. Оно и понятно: заработать деньги непросто, а к проведению экскурсий есть общие требования музейной администрации. Но у нас с экскурсоводом цели разные, и поэтому я решил обследовать храм самостоятельно. Узнав, что я здесь бывал не один раз, гид сообщил мне время, до которого я могу изучать святилище Амона по своему собственному усмотрению, и удалился с группой в следующий зал. А я вздохнул спокойно и с удовольствием отправился осматривать архитектуру Карнака, чтобы сложить о нем собственное представление.
Как и ожидалось, чем дольше я изучал внутреннее убранство, тем больше появлялось вопросов. К тому же, я обратил внимание, что в разных участках этой уникальной постройки мое самочувствие менялось: где-то оно было гармоничным, где-то я испытывал абсолютный дискомфорт. Размышляя над этим, я обратил внимание на стоявшую неподалеку даму лет пятидесяти. Женщиной она была европейской, но долгая жизнь в Египте наложила свой отпечаток на ее одежду и весь внешний вид. Она наблюдала за мной, будто ожидая возможности заговорить. И, едва заметив мой взгляд, направилась ко мне с сообщением о том, что в этом месте, где я стоял, долго находиться не следует. Я поинтересовался причиной, на что получил ответ на хорошем русском языке:
— То, что находится под землей, влияет на того, кто находится на поверхности.
— Простите, но я не совсем вас понял.
— То, что вы видите перед собой, еще не весь храм. Огромная часть его находится там, внизу. Я не смогу вам объяснить подробнее, так как недостаточно хорошо говорю по-русски, — собеседница протянула мне руку для приветствия. — Меня зовут Элизабет. Я участвую в археологическом проекте здесь, в районе Карнака.
Дама поспешила пояснить мне свое знание языка тем, что ее отцом был русский инженер, работавший в Египте, а мамой — англичанка, руководившая археологической экспедицией. Некоторое время разговор шел в обычном русле вопросов и ответов. Потом мы переключились на историю Египта и обсуждали новые открытия в археологии. Элизабет рассказала о своей работе в составе нескольких научных экспедиций. Тогда я ее спросил:
— Скажите, Элизабет, а есть ли возможность увидеть подземную часть храма?
— Нет, к сожалению, большая часть помещений засыпана песком, другие замурованы недавно. Там небезопасно.
— Но тогда откуда вы знаете, что там находится? Или это лишь предположения?
— А вы скептик. Разумеется, доступные части храмовых подземелий не всегда были замурованы. И существуют люди, которые там сумели побывать.
— И что же они там обнаружили? Если, конечно, это не является тайной.
— Хорошо, кое-что я расскажу. Существует общепринятая история, с которой вы знакомы из учебников и слышали от гидов. Но есть и история, так сказать, для внутреннего пользования. В среде археологов бытуют иные версии, которые не для печати.
— Неужели есть необходимость что-то скрывать?
— Ничего сверхъестественного, просто эти данные еще не сложились в строгую научную систему. Пока идет процесс накопления фактов, и учебники переписывать еще рано. Многие исторические мифы трактовались арабскими египтологами исходя из своего мировоззрения. Над другими работали европейские исследователи, и это тоже наложило свой отпечаток. Например, говорят о том, что у Рамзеса было сотни жен. Но это не так. У фараона традиционно была одна супруга. И она была матерью будущего наследника престола.
— Я слышал, что в семьях фараонов практиковались близкородственные браки.
— Нет. Фараон мог брать себе жену из сестер, но не биологических, а духовных. Это были сестры ордена или религиозного братства. А вот еще, кстати, известно, что современные европейские религии имеют корни в культах древнего Египта. Мы видим ряд заимствований, подтверждающих этот факт. К примеру, Георгий Победоносец ведет свое происхождение от египетского бога Гора.
— Этому есть какие-то подтверждения?
— Есть, конечно. Посмотрите хотя бы историю изображений этого святого. В древнем Египте это бог Гор с головой сокола, убивающий змея. Во времена римского владычества это уже всадник, пронзающий змея копьем, но всадник с головой сокола. Имя его Горгус. Позднее он стал святым Георгием. Образ воина-освободителя, убивающего дракона, прочно вошел в культурную традицию многих народов. И этому множество примеров. На протяжении тысячелетий в религиях и мифологии европейских и ближневосточных цивилизаций дракон и змей были воплощением тьмы и зла, а борющиеся с ними боги, герои и святые олицетворяли светлое начало. В древнегреческих мифах, если помните, Зевс побеждает стоглавое чудовище Тифона. А Аполлон борется со змеем Пифоном. Геракл убивает Лернейскую гидру. Везде один и тот же сюжет. Заметно сходство христианского мифа «Чудо о змие» с античным мифом о Персее и Андромеде, где Персей убивает морское чудовище и освобождает дочь царя — Андромеду, которая была отдана на съедение дракону, чтобы спасти от уничтожения царство. В Азии Георгия называют Джирджис, Гиргис, и легенда о нем весьма похожа на греческую и латинскую. Единый корень нетрудно проследить не только в изобразительном искусстве и в лингвистике: ГеОРгий и ГОР. Кстати мифическая птица ГОРуда в восточных религиях тоже убивает змей. Сюжет, в котором воин побеждает дракона и освобождает принцессу, вошел во многие легенды, предания и народные сказки.
— Если множество различных культур используют идентичные образы, значит, за этими сюжетами кроется общий смысл?
— Вероятно. Вы знакомы с легендой о Святом Георгии?
— Только в общих чертах.
— Тогда слушайте. «Возле города Ласии, в Палестине, в озере поселился дракон, который опустошал окрестности и пожирал жителей города. Чтобы избежать гибели, они были вынуждены приносить ему в жертву красивых девушек. Когда очередь дошла до царской дочери, явился прекрасный юноша на белом коне. Его звали Георгий. Узнав от царевны, что она христианка, Георгий вступил в бой с драконом и поразил его в шею копьем». По другой версии, Георгий словом Божьим заставил змея пасть к своим ногам. Царевна обвязала шею дракона поясом и отвела его в город.
— Я полагаю, Святой Георгий — это древний символ сознания и воли, который освобождает аниму (душу) от плена инстинктивного разума, то есть от змея.
— Возможно, вы правы. Несмотря на всю вариабельность образов, смысл и суть в этой мистерии сохраняется. К примеру, такого рода и история о Святом Христофоре. Его прототипом является египетский Анубис.
— Анубис? Я бы хотел узнать больше об этом.
— Увы, но я считаю свою компетенцию недостаточной. С этим вопросом вам лучше обратиться к месье Леграну, консультанту по вопросам религии в составе нашей экспедиции.
Безусловно, мне было крайне любопытно познакомиться с новым интересным человеком. Тем более что он обладал информацией по интересующим меня вопросам. Элизабет сообщила мне, что он работает в «Городе мертвых» в Долине Царей. Осведомившись о том, когда я могу прибыть туда, она протянула мне свою визитку. На этом мы распрощались.
* * *
Маленький Аменхотеп наблюдал за рыбами в дворцовом бассейне. Жрец Ипу сидел неподалеку.
— Ипу, говорят, что боги бессмертны. Почему смертен человек? Почему мы тоже не можем быть как боги?
Учитель внимательно посмотрел на Аменхотепа и ответил:
— Я тебе уже говорил однажды — чтобы обрести бессмертие, мы должны постигнуть свою истинную природу. Есть много сил, из которых состоит наше тело, но все они — часть этого мира. Источник нашего истинного Я имеет совершенно иную природу, родственную Высшим Богам.
— Выходит, я запутался в тех силах, из которых состою? Как разобраться где они, а где мое Я? Скажи, Ипу!
— Сейчас ты видишь множество разных рыб в бассейне. Ты различаешь их по цвету и виду. Точно так же ты должен научиться различать свои чувства, эмоции, мысли и желания. Выяви в себе сперва деятельность сил, а затем каждую из его составляющих. Так мы постепенно сможем добраться до того, кто все это воспринимает. Это и будет истинное «Я».
