Иррациональный мир Вуди Аллена

Андрей Алексеевич Резников, 2021

Книга в свободном и лёгком стиле вкратце характеризует почти все фильмы знаменитого американского кинорежиссёра Вуди Аллена, одного из признанных лидеров авторского кино. О чём нам говорит неординарный американский мастер слова и изображения в своих многочисленных кинолентах? Что мы получаем от просмотра его картин, чем заряжаемся от них? Чем замечателен и необычен экранный мир, созданный выдающимся художником? Узнать ответы на подобные вопросы и поможет эта позитивная, добросердечная работа.

Оглавление

У выдающегося, многократно премированного высшими кинематографическими наградами американского кинорежиссёра Вуди Аллена есть традиция — делать по фильму в год, а начал он снимать ещё в 60-ых годах прошлого века. Можно представить, сколько кинокартин он создал за эти десятилетия — не сосчитать. Разнообразен Аллен в своём творчестве, снимает фильмы в разных стилях. Меняются настроения и темы его картин. И всё же, лучшими у него стали те ленты, где он оставался самим собой — смеющимся над людьми и мироустройством и, в то же время, глубоко понимающим, сочувствующим и любящим человека и жизнь. Когда отдавал кино не только свой ум, но и свою душу. Когда создаваемый им виртуальный мир становился иррациональным. А не очень удачными у него получались фильмы, где он натужно пытался напрямую подражать своему кумиру Ингмару Бергману ("Интерьеры","Сентябрь"и"Другая женщина", например) или проводил рационалистические эксперименты над своим любимым"Преступлением и наказанием"Достоевского ("Матч-пойнт","Мечта Кассандры","Иррациональный человек"), преступая своё предназначение и зачем-то наказывая этим нас — там, где он"сам не свой" — картины выглядят гораздо хуже.

Но там, где он"сам свой", его фильмы выходят многомерными, многожанровыми, многозначными, многослойными, а главное — любвеобильными и добрыми. На первый взгляд — приземлёнными по сюжету, но по сути — возвышенными и великодушными.

Уделим же внимание большому художнику и со всевидящей любовью проанализируем его кинопроизведения. В данной работе упомянуты не все ленты, уже смело можно сказать — американского классика кино. Но выделено всё самое важное, что он хотел сказать нам своим изобильным творчеством.

Ирония судьбы 1

Хватай деньги и беги / Take The Money And Run (1969)

Первый настоящий фильм Автора. Настоящий — потому что здесь он впервые полноправный режиссёр. Настоящий — потому что это не дурашливый, а серьёзный фильм, хотя и комедия. Настоящий — потому что юмор настоящий — остроумный, находчивый. Настоящий — потому что в нём проявляется уже зрелый талант.

Стилизованный под документальную хронику, «Хватай деньги и беги» является предтечей его фильма-шедевра «Зелиг», о котором речь ниже. Но, в отличие от своего знаменитого последователя, эта лента гораздо теплее и чувственнее. В ней много общего с духом и стилем фильмов Чаплина — наличие «бродяги», объекты смеха, трюки, сочувствие маленьким людям, трогательная невинно-наивная любовь. Здесь уже высовывается традиционная для Вуди нестрашная физия Сатира, тут ощущается философское отношение к жизни более поздних картин Вуди. Хроника жизненного пути уголовника-по-несчастью показывает условность и абсурдность нашей бренной жизни и зависимость нашего существования от совершенно незначительных деталей, которые способны перевернуть нашу судьбу. А ирония судьбы — тоже ведь алленовская тема.

Главное, фильм не только очень смешной, — он сочувственный, сопереживающий. Несмотря на то, что лента, по большому счёту — дебют будущего мэтра кино, «Take The Money And Run» вполне можно отнести к числу лучших картин Аллена.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я