Алистер Кроули, леди Фрида Харрис и Бетти Мэй. Искусство, магия и астрология

Андреа Дж. Майлз, 2022

Алистер Кроули, леди Фрида Харрис и Бетти Мэй – три звезды лондонской богемы ХХ века, нарушавшие правила и стиравшие границы в мире магии и искусства. Их запутанные судьбы хранят множество загадок и вопросов, до сих пор остающихся без ответа… Перед вами книга, автору которой удалось приподнять завесу тайны с помощью астропсихологии и натальных карт. «Философ и оккультист Алистер Кроули, художница Фрида Харрис, танцовщица и ясновидящая Бетти Мэй на протяжении всей жизни оставались верны своему неукротимому духу, восставшему против мира, в котором они родились. Благодаря искусству натальной астрологии мы можем увидеть, каковы были их мотивы, в чем заключались сильные и слабые стороны их личностей и как они смогли их использовать». Андреа Дж. Майлз

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алистер Кроули, леди Фрида Харрис и Бетти Мэй. Искусство, магия и астрология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава первая

Алистер Кроули (1875–1947)

Маг, оккультист, писатель, философ и поэт

Эдвард Александр Кроули (широкой публике более известный как Алистер Кроули) родился в религиозной зажиточной семье в городке Ройал-Лемингтон-Спа, что в английском графстве Уорикшир, 12 октября 1875 года. Умер 1 декабря 1947 года в возрасте 72 лет. Его отец (которого также звали Эдвард) родился в 1834 году и получил образование инженера-строителя. Однако по профессии он ни дня не работал, предпочтя «жить как джентльмен» вплоть до самой смерти в 1887 году. Кроули-старший жил на средства, полученные от продажи своей доли акций в прибыльном семейном бизнесе — семья владела пивоварней Crowley’s Alton Alehouses (Churton, 2012, с. 14, 15). Матерью Эдварда Александра Кроули была Эмили Берта Бишоп (1848–1917) родом из Сомерсета; ее отец был фермером, разводившим молочных коров, а мать — домохозяйкой. До брака с Эдвардом Кроули, заключенного в 1874 году, она успела поработать гувернанткой в семье одного пивовара (там же, с. 17). У четы Кроули было двое детей: сын Эдвард Александр Кроули и дочь Грейс Мэри Элизабет, родившаяся в 1880 году и, к несчастью, умершая всего через несколько часов после появления на свет.

Алистер Кроули. Цейлон (ныне Шри-Ланка). 1901 (Wikimedia Commons Public Domain)

Эдвард Кроули-старший происходил из семьи убежденных квакеров, однако их религиозное воспитание ему претило. Потому позднее он вместе с женой примкнул к Плимутским братьям — консервативной протестантской религиозной группе, последователи которой верили, что каждое слово в Библии несет в себе послание Бога и в день Страшного Суда будут спасены только члены их маленькой секты.

Алистер Кроули не пошел по стопам родителей. Бо́льшую часть жизни он занимался магией, поэзией и эзотерикой, много путешествовал по миру, исследуя иные страны и разнообразные мистические учения. Всю свою жизнь он оставался противоречивой, даже скандальной фигурой. Кроули — выпускник кембриджского Тринити-колледжа, где он изучал химию, английскую литературу и философию. Также он хорошо играл в шахматы, был умелым альпинистом и писал стихи. В Первой мировой войне он не участвовал из-за флебита (воспаления вен) на ноге. К тому времени, как в 1916 году в Великобритании была объявлена всеобщая воинская повинность, Кроули уже исполнился 41 год — он был немного старше предельного призывного возраста, установленного Законом о военной службе 1916 года, так что его бы в любом случае не призвали. Кроули был дважды женат, и от обоих браков у него были дети.

Что показывает натальная карта Алистера Кроули

В момент рождения Кроули Солнце находилось в 19-м градусе артистичного и общительного воздушного знака Весов, а Луна — в 22-м градусе мистического и чувствительного водного знака Рыб. Астролог Луис Родден определяет, что Кроули родился в 23:42, а сам Кроули в автобиографической «Исповеди» (1989, с. 35) утверждает, что родился «между одиннадцатью часами вечера и полуночью».

Для Кроули очень много значил его год рождения — он верил, что является реинкарнацией французского писателя и мага Элифаса Леви, который умер в том же году (в 1875-м) (www.controverscial.com). В своей книге «Магия в теории и на практике» Кроули объясняет свою уверенность и приводит «доказательства» в пользу теории реинкарнации.

В натальной карте Кроули мы видим особую конфигурацию аспектов — так называемый тау-квадрат в фиксированных знаках (см. объяснение в рамке). Тау-квадрат расположен в нижней части карты и образован Сатурном, Ураном и Меркурием, который находится в квадратуре к двум другим планетам. Если представить тау-квадрат как лук с натянутой тетивой, то точка, в которую попадет воображаемая стрела, будет находиться там же, где Меркурий, — в знаке Тельца на отметке 13 градусов. Получается, что напряжение этого тау-квадрата разрешается в 13-м градусе Тельца. Тау-квадрат в фиксированных знаках означает, что Кроули от рождения были присущи упорство, целеустремленность, решительность и сила воли. Это проявлялось в его силе духа и способностях, благодаря которым он стойко переносил удары судьбы. Кое-кто, впрочем, мог бы назвать Кроули излишне упрямым и неуступчивым, даже обиженным на весь мир за то, что жизнь поступила с ним несправедливо.

Тау-квадрат — конфигурация, образованная тремя планетами: две из них находятся в оппозиции друг к другу, и каждая образует квадратуру к третьей.

В карте Кроули планеты присутствуют во всех кардинальных домах (I, IV, VII и X). Эти дома отвечают за чувство собственного «Я» (включая домашний очаг и семейную жизнь), партнерские отношения и общественный статус, что для Кроули было особенно важно. Ярко выраженный кардинальный крест (см. глоссарий) указывает на то, что натив обладает энергией борца и первопроходца: такой человек не боится бросать вызов устоявшимся нормам, подвергать сомнению догмы и создавать новое. Также есть несколько напряженных аспектов (оппозиций и квадратур). Это означает, что Кроули приходилось преодолевать множество трудностей; однако эти же аспекты давали ему энергию и решимость, благодаря которым он добивался успехов.

Натальная карта Алистера Кроули с наложением транзитных планет на день его смерти (1 декабря 1947 года)

На этой карте заметно преобладание квадратур (аспектов, в которых планеты расположены друг от друга в 90 градусах, то есть на расстоянии трех знаков) и оппозиций (аспектов, в которых планеты разнесены на 180 градусов, то есть между ними шесть знаков). И квадратуры, и оппозиции считаются напряженными аспектами, поскольку означают сложности и конфликты в жизни натива соответственно. Однако в некоторых случаях квадратуры и оппозиции указывают на то, что натив способен добиться больших перемен — все зависит от общей картины в натальной карте. Подробно о напряженных аспектах в натальной карте Кроули мы поговорим далее.

Натальная карта Кроули хорошо сбалансирована, и много планет находятся в женских знаках: Луна — в Рыбах, Меркурий — в Скорпионе, Марс — в Козероге, Юпитер — в Скорпионе, Нептун и Плутон — в Тельце. Женские знаки отвечают за незаурядные творческие способности, развитое воображение, восприимчивость и чуткость. Эти таланты и качества Кроули определенно задействовал в различных областях; среди прочего, он занимался живописью, поэзией и ритуальной магией.

Асцендент находится в знаке Льва, и там же, в I доме во Льве, расположен Уран. Асцендент и I дом отвечают за публичный образ человека и его отношение к окружающему миру. Асцендент во Льве означает, что нативу присущи театральность и склонность к драматическим эффектам; такой человек любит и умеет привлекать к себе внимание и знает, как произвести впечатление. Кроули любил выделяться из толпы и самовыражаться.

Знак Льва также связан с актерскими способностями и игрой на публику, и это указывает на то, что Кроули легко управлял восприимчивой аудиторией. Он не стеснялся быть в центре внимания. Одно из многочисленных подтверждений этому — его поведение в Верховном уголовном суде Лондона в 1934 году на процессе по «Делу о черной магии», о котором будет рассказано далее. А театральные таланты Кроули демонстрировал во время магических церемоний в кругу своих последователей.

Экстравагантность, деньги и стиль

Во время учебы в Кембридже Кроули носил шелковые рубашки, объемные галстуки-бабочки и кольца с полудрагоценными камнями — и это лишь некоторые примеры его любви к экстравагантности и дендизму. Венера в его карте находится в солнечном знаке, Весах, то есть она у себя в обители (так как Венера управляет Весами). Такое положение наделяет натива эстетическим чутьем, чувством вкуса и умением сочетать различные цвета, фасоны и стили; все это нашло отражение в неповторимой манере Кроули. Даже в преклонном возрасте он не изменял своему оригинальному стилю: носил «пиджаки из плотного твида, шелковые рубашки, крупные галстуки-бабочки из мягкой ткани, бриджи для игры в гольф и связанные вручную чулки. Также он любил подвязки и обувь с серебряными пряжками. Иногда в качестве подвязок для носков он использовал серебряные тибетские браслеты с миниатюрными колокольчиками» (Booth, 2000, с. 463). Кроули определенно хотел выделяться из толпы, и это согласуется с тем, что Уран в его карте находится в I доме, а асцендент — в знаке Льва.

Венера также ассоциируется с деньгами, любовью и красотой; отсюда следует, что Кроули обладал утонченным вкусом и с легкостью тратил деньги на произведения искусства, красивую одежду и предметы. Что касается денег, по крайней мере во время учебы в Кембридже он мог не волноваться: при жизни родителей он был хорошо обеспечен, а после смерти отца получил солидное наследство.

Алистер Кроули (Wikimedia Commons Public Domom)

Натив с Ураном в I доме эксцентричен и склонен впадать в крайности; такой человек не любит быть скованным условностями, ему необходимо чувствовать себя свободным. Он стремится оставить в мире след, причем хочет запомниться чем-то необычным и неповторимым. Индивидуалистическая природа Урана включает в себя такие качества, как стремление выделяться, нежелание следовать общественным нормам, тяга к экспериментам, склонность к провокациям и эпатажу. Уран во Льве находится в изгнании (см. глоссарий) и потому наделяет натива упрямством, непокорностью и отсутствием гибкости, а также внутренней силой и жестким характером. В то же время Уран в I доме означает, что натив может проявлять щедрость, уверенность, изобретательность и находчивость.

Будучи астрологом, Кроули не мог об этом не знать. Как он сам однажды заметил, Уран в определенных положениях «приводит к тому, что человек вызывает у окружающих прямо противоположные эмоции: для одних он обладает необъяснимым магнетизмом, другие же испытывают к нему сильнейшее отвращение. Однако в любом случае ни о какой умеренности здесь и говорить не приходится: таких людей или горячо любят, или столь же горячо ненавидят» (Symonds и Grant, 1987, с. 154). Кроули понимал, что Уран в I доме влечет за собой «определенную враждебность со стороны общества <…> такой человек слывет эксцентриком, а нередко о нем отзываются и в куда более резких выражениях» (там же). С Кроули вышло именно так: газеты называли его «самым порочным человеком в мире» и «сатанистом». Сам Кроули не делал ничего, чтобы развеять эти представления, и даже подыгрывал им, называя себя «Великим Зверем».

Солнечный знак Кроули — очаровательные и нацеленные на отношения Весы, которыми, как уже было сказано, управляет Венера. А вот Солнце в знаке Весов находится в падении (см. глоссарий). При таком сочетании Весы, которые неизменно стремятся к равновесию и гармонии, бывают нерешительны и склонны к долгим раздумьям. Солнце у Кроули находится в IV доме, в 10 градусах от IC (Imum Coeli, Основание Неба). Эта область связана с прошлым рода, предками, домом, семейной историей и родителями. У Кроули Солнце составляет с другими планетами и гармоничные, и напряженные аспекты. Отсюда можно предположить, что Кроули хорошо чувствовал и понимал себя и свое «Я».

Видны следующие аспекты Солнца: соединение Солнце-Венера, квадратура Солнце-Марс, тригон Солнце-Сатурн, секстиль Солнце-Уран, оппозиция Солнце-ретроградный Хирон, оппозиция Солнце-MC (Medium Coeli, Середина Неба). Интересно, что и Солнце, и Сатурн, и Уран находятся в 19-м градусе в своих знаках зодиака. Поэтому каждая транзитная планета, проходя через эту отметку в 19 градусов, образовывала аспекты к этим трем натальным планетам, и при этом активировался присущий каждой из них потенциал. Например, Марс усиливал энергию, Сатурн — ограничивал, а Уран — выводил из равновесия.

Дружба, любовь и брак

Соединение Солнце-Венера указывает на то, что Кроули стремился познать себя через отношения с людьми, и отношения были для него очень важны. Квадратура Венера-Марс означает, что Кроули открыто и даже дерзко заявлял о своих связях: он не скрывал, что его привлекают и женщины, и мужчины, несмотря на то что в его время гомосексуальность все еще была вне закона. Кроули сильно рисковал, создавая произведения на эротические темы. В 1898 году в Нидерландах вышел его сборник эротической поэзии «Белые пятна», в котором было немало стихов с гомоэротическим подтекстом. Всего тремя годами ранее писатель Оскар Уайльд был осужден за содомию и «грубую непристойность» и приговорен к двум годам тюрьмы и каторжных работ. Так что Кроули подвергал себя большой опасности, открыто заявляя о своих гомосексуальных связях и описывая их в произведениях в то время, когда подобное считалось неприемлемым.

Также квадратура Венера-Марс указывает на то, что его решительность и независимость порой входили в противоречие с душевными привязанностями. Дело в том, что решительность связана с Марсом, а любовь и привязанности — с Венерой. Как уже было сказано, квадратуры указывают на трудности и препятствия, отсюда — возможные проблемы в личной жизни. Можно предположить, что Кроули, будучи импульсивным и безрассудным в отношениях, часто принимал за любовь обыкновенное вожделение. Есть свидетельства, что он начал посещать проституток еще в юности. У него было множество любовниц, причем заводить романы на стороне он не прекращал даже в браке. Отдельно стоит упомянуть о связях Кроули со своими Багряными Женами (интересно, что красный/багряный цвет ассоциируется с Марсом). Багряными Женами Кроули называл женщин, обладающих даром медиума и способных напрямую общаться с божествами. По мнению Кроули, такая женщина — духовная спутница Зверя 666, «любовница повелителей Вселенной» (Booth, 2000, с. 183). Багряными Женами были обе официальные жены Кроули (Роуз Келли и Тереза Мария Санчес), а также некоторые из его любовниц, в том числе австралийская скрипачка Лейла Уодделл (Symonds и Grant, 1979, с. 667) и Перл Бруксмит, которая ухаживала за Кроули в старости и обеспечивала его деньгами. Когда же Бруксмит заболела, Кроули, судя по всему, ее бросил, хотя и передал ей авторские права на свой сборник рассказов «Саймон Ифф и золотые прутики» (Booth, 2000, с. 453).

Со значимыми партнерами, браком и иными личными отношениями связан VII дом. К последним относятся дружба Кроули с Алланом Беннеттом, который обучал его магии, и Оскаром Экенштейном, учившим его альпинизму.

Беннетт и Экенштейн были старше Кроули: Беннетт — на три года, а вот Экенштейн — на целых шестнадцать лет. Это интересно, поскольку Сатурн, ассоциирующийся со старостью, в натальной карте Кроули находится в VII доме — доме личных отношений. Обоих мужчин Кроули считал авторитетами в своих областях и безгранично их уважал. Так как солнечный знак Кроули — Весы, то личные отношения были для него очень важны: они помогали ему обрести равновесие, стабильность и объективность. Солнечный знак Беннетта — Стрелец, что придавало его отношениям с Кроули авантюрный и философский характер; а Экенштейн родился под знаком Девы, и это привносило в его отношения с Кроули мягкость и доброту.

Еще один важный человек в жизни Кроули — леди Фрида Харрис (которой посвящена вторая глава). Об их отношениях также хорошо известно. Фрида была художницей, она автор иллюстраций к колоде Таро Тота, созданной Кроули. Над ней Кроули и леди Харрис работали несколько лет (The Book of Thoth, Crowley, 1985, с. 12). Как правило, в колоде Таро 78 карт, но в Таро Тота их 79: там есть дополнительная карта, на которой изображена уникурсальная гексаграмма. К сожалению, ни Кроули, ни леди Харрис не дожили до публикации колоды — Кроули умер в 1947-м, Харрис — в 1962-м, а Таро Тота было выпущено в 1969-м. Леди Харрис познакомилась с Кроули через общую подругу, светскую львицу Грету Валентайн. Харрис на тот момент было 60 лет, и Кроули увидел в ней надежного и достойного доверия человека. Харрис стала его ученицей; Кроули научил ее гаданию по «И цзин» («Книге перемен»), а позднее Харрис вступила в Орден восточных тамплиеров (Ordo Templi Orientis, или О. Т. О.).

Изначально Кроули хотел «создать колоду в традициях средневековых мастеров» (The Book of Thoth, Crowley, 1985, с. 12), и ее изображения наполнены алхимическими, магическими, астрологическими и каббалистическими символами. Столь длительное творческое сотрудничество Кроули и Харрис подтверждает, что Кроули мог поддерживать долговременные отношения, если сам того хотел. Интересно, что Харрис родилась под знаком Льва (13 августа 1877 года), так что, может быть, Кроули, у которого асцендент находился как раз во Льве, увидел и по достоинству оценил ее художественный талант, творческие способности, верность и благородство.

Сам Кроули, как мы помним, родился под знаком Весов, которым управляет Венера. Он был романтиком по натуре, и ему, вероятно, доставляли удовольствие романтические хлопоты: нравилось одаривать партнеров и приглашать их на роскошные ужины. Однако Весам присуща нерешительность, а значит, Кроули было трудно выбрать спутницу жизни. На то, что Кроули устраивал женщинам «проверки», указывает натальный Сатурн в VII доме — в поле брака. Известно, что у Кроули было множество романов и случайных связей. Поскольку Весы — воздушный знак, Кроули, вероятно, подходил к отношениям с холодной рациональностью, логикой и некоторой отстраненностью, так как эти качества связаны с элементом Воздуха. На такое отношение Кроули к партнершам указывает и то, что VII дом у Кроули расположен в знаке Водолея, управителем которого является Уран. Водолей — еще один воздушный знак, и потому Водолеи нередко бывают отстраненными и безэмоциональными — так проявляется холодность воздушной стихии.

Сам Кроули так описывал свой солнечный знак Весы: «Воздух в своей наиболее активной форме, всепроникающее одеяние земного шара» (Symonds и Grant, 1987, с. 51). Натальный Сатурн у Кроули ретрограден и находится в VII доме брака. Можно сделать вывод, что Кроули боялся лишиться свободы в моногамных отношениях, таких как брак. Сатурн, помимо прочего, связан с условиями, страхами и преградами. Возможно, Кроули преодолевал страх перед женитьбой и моногамией тем, что спал с проститутками, заводил романы и имел случайные связи.

Отстраненная и непокорная природа Водолея, вероятно, помогала Кроули избегать эмоциональных привязанностей. В то же время Луна в Рыбах могла подталкивать его к романтизации отношений, к иллюзиям насчет внебрачных связей и бегству в фантазии. Уран в I доме указывает на то, что Кроули мог при желании выдавать себя за свободного человека, не связанного никакими узами.

От каждой из жен у Кроули были дети, и не исключено, что немало детей он завел на стороне. Со своей первой женой, Роуз Келли, Кроули развелся в 1909 году — а в то время разводиться было не принято. Со второй женой Кроули расстался, но формально их брак не был расторгнут. Десцендент в Водолее указывает на то, что Кроули в качестве партнерш привлекали свободомыслящие, независимые и незаурядные личности. Обе жены Кроули еще до замужества знали о его скандальной репутации, однако это не помешало им выйти за него. После расставания с ним они воспитывали детей в одиночку, что в глазах общества того времени также было крайне необычно.

Лидерские качества, сила и воля

Квадратура Солнце-Марс указывает на то, что Кроули был крайним индивидуалистом и предпочитал вести, а не быть ведомым. Он обладал кипучей энергией, требовавшей выхода и активных действий. Квадратура указывает на потребность в самоутверждении, которая, будучи направленной в положительное русло, проявляется в смелости и энергичности, мощном либидо и жизненной силе. При негативном выражении эта энергия воплощается в нетерпеливости, безрассудстве, импульсивности и безудержном половом влечении. Поэтому неудивительно, что Кроули обожал альпинизм, скалолазание и прогулки по холмистой местности, а также имел множество половых партнеров. Когда ему было около 30 лет, он попытался покорить гору Канченджанга в Гималаях. И хотя до вершины этого восьмитысячника он не добрался, ему и его группе удалось подняться на 6200 метров. Канченджанга считается одной из самых коварных и сложных для восхождения гор в мире, и это лишний раз показывает, насколько Кроули был решителен и бесстрашен.

В натальной карте Кроули мы видим, что энергичный Марс образует тригон к интенсивному и решительному Плутону. Такая конфигурация наделила Кроули волей к победе и выносливостью. Во время учебы в Кембридже его выбрали президентом шахматного клуба. Кроули считал, что игра в шахматы помогает глубоко понять психологию людей (Booth, 2000, с. 52). Способность к сосредоточению, решительность и психология — все это находится в ведении Плутона, а честолюбие и дух соперничества ассоциируются с Марсом, и это в точности согласуется с приведенным описанием тригона Марс-Плутон.

Партильный тригон Солнце-Сатурн (см. объяснение в рамке), в котором обе планеты расположены на 19 градусах в своем знаке, наделяет человека самодостаточностью, самообладанием и самодисциплиной, поскольку именно эти качества находятся в ведении Сатурна. Кроме того, Солнце образует партильный секстиль к Урану, который также находится в 19-м градусе в своем знаке. Этот секстиль указывает на бунтарский дух Кроули, на его смелость и стремление к развитию, новшествам, преобразованиям, поскольку эти области ассоциируются с Ураном. Поскольку секстиль — гармоничный аспект (см. глоссарий), это означает, что Кроули не приходилось прикладывать больших усилий, чтобы добиваться желаемого. Он легко мог оттолкнуть от себя людей, и некоторые (включая его собственных родителей, чью христианскую набожность он отвергал) считали его странным или даже ненормальным. Оппозиция Солнце-МС (см. глоссарий) указывает на то, что Кроули в профессиональной деятельности сталкивался с противодействием и преградами, особенно когда его власть и авторитет ставились под сомнение. Середина Неба символизирует достижения и указывает на сферы, в которых натив может сделать успешную карьеру. У Кроули МС находится в знаке Овна, которым управляет Марс, символизирующий конфликты и открытое неповиновение, но вместе с тем и действие, смелость, инициативу и энергичность. Другие ассоциации с Марсом — завоевание, страсть, вожделение и сексуальность, о чем мы уже упоминали.

Партиль — любой точный аспект, который планеты образуют, когда находятся в аспекте друг к другу и занимают один и тот же градус в своем знаке зодиака. В натальной карте Кроули Сатурн и Уран находятся в 19-м градусе Водолея и Льва соответственно.

Сам же Марс у Кроули находится в знаке Козерога, то есть в экзальтации (см. глоссарий). Этот знак под управлением Сатурна обуздывает мощную энергию Марса и направляет ее в нужное русло. Такое положение Марса указывает на амбициозность и жажду успеха при сохранении полного контроля над ситуацией. Марс также символизирует битвы, конфликты и борьбу, а Козерог ассоциируется с фигурами власти, общественными институтами и обществом в целом. У Кроули это проявлялось в том, что он жаждал быть авторитетом в своем деле и хотел, чтобы его воспринимали всерьез; в то же время он наслаждался своей скандальной репутацией и дурной славой, ему явно доставляла удовольствие борьба с официальными властями.

Марс в Козероге находится в VI доме — в области здоровья, физической активности, распорядка и работы, к которым Кроули относился со всей серьезностью (что соответствует природе Козерога). Марс в VI доме наделял Кроули поистине неисчерпаемой физической энергией, и тот обожал проводить время на свежем воздухе и испытывать себя на прочность.

Здоровье, секс и жизненная сила

Несмотря на то что Кроули всю жизнь страдал от различных болезней (астма, бронхит, депрессия, гонорея, язвы на языке, малярия, флебит и сифилис), он был полон решимости доказать себе и всем остальным, что может жить активной и полной жизнью. Как уже отмечалось выше, квадратура Солнце-Марс в его натальной карте указывает на огромные запасы энергии и жизненной силы. Она наделяет натива импульсивностью и жаждой действий, и Кроули нужно было как-то выплескивать энергию. Для этого идеально подходит, например, скалолазание, и Кроули действительно с детства обожал это занятие. Также он с детства любил езду на велосипеде. Так он не только усмирял свою энергию, но и проводил время на свежем воздухе в общении с природой.

Однако несмотря на огромные запасы жизненной силы, здоровье порой подводило Кроули, что отчасти объясняется все той же квадратурой Солнце-Марс. Квадратура сама по себе указывает на конфликт, а Солнце и Марс символизируют энергию и жизненный тонус. Хотя Кроули и привлекала физическая активность, его здоровье страдало не только из-за перенапряжения, но и потому что он был, как бы сейчас сказали, трудоголиком.

С Сатурном, правителем Козерога, ассоциируется депрессия, и Кроули явно от нее страдал. В 1899 году он вместе со своим другом Экенштейном побывал в Альпах и там написал стихотворения, которые вошли в сборник «Иезавель и другие трагические стихи». Эту книгу Кроули опубликовал под псевдонимом «граф Владимир Сварефф». Вероятно, так он пытался отделить свои произведения от своей личности; также возможно, что занятия поэзий помогали ему справляться с депрессивными мыслями.

В зрелом возрасте Кроули практиковал некоторые аспекты буддизма и индуизма, включая йогу. Йога помогала ему растягивать мышцы всего тела (то есть скелетные) и делать более подвижными коленные суставы — а кости и колени ассоциируются с Козерогом и его правителем, Сатурном. Чтобы достичь результата, йогой необходимо заниматься регулярно и, в дополнение к упражнениям, правильно питаться. Физическая активность, хорошее питание и стремление к совершенству также относятся к VI дому гороскопа. Кроули считал, что йога помогает обуздывать эмоции вроде гнева, страха, страсти и алчности (Symonds и Grant, 1989, с. 241). Однако в своих занятиях Кроули также применял сексуальные практики (тантру), а секс, как известно, ассоциируется с Марсом, в то время как контроль и дисциплина связаны с Сатурном. Также с Сатурном и Козерогом ассоциируются зубы. По свидетельствам современников, у Кроули были необычно острые клыки, хотя в целом зубы у него были «желтые и пораженные кариесом. Ухудшало их состояние и многолетнее пристрастие Кроули к алкоголю и наркотикам» (Booth, 2000, с. 458). Вдобавок Кроули, когда ему было уже за 60, однажды упал в турецкой бане и сломал верхний левый резец.

Известно, что Кроули был бисексуален, причем с мужчинами он начал встречаться еще в молодости, во время учебы в Кембридже. Большинство же его партнерш в то время составляли проститутки и девушки из рабочего класса, посещавшие кембриджские пабы в надежде переспать с богатыми студентами (там же, с. 62). Марс, как уже говорилось, ассоциируется с сексом и страстью, и Кроули обладал ненасытным сексуальным аппетитом. Поскольку Козерог относится к тригону элемента Земли, можно предположить: в том, что касается секса, Кроули был весьма «приземленным», то есть грубоватым. Не исключено, что в сексе он был холоден, скуп на ласку и стремился к контролю, поскольку эти качества ассоциируются с Козерогом и его правящей планетой, Сатурном. Кроули как-то заявил, что даже после двух суток без секса его «разум притупляется», из чего следует, что секс для него был источником творческих сил и вдохновения.

Нахождение Марса в VI доме может указывать на заболевания, передаваемые половым путем (Tompkins, 2006, с. 272). В случае с Кроули это верно. К примеру, в юности он заразился гонореей от проститутки (Churton, 2012, с. 26), а на втором году учебы в Кембридже подцепил сифилис (Booth, 2000, с. 61). Тем не менее Кроули продолжал вести беспорядочную половую жизнь и, судя по всему, ничего не предпринимал, чтобы не заразить своих последующих партнеров.

Презрение Кроули к женщинам, с которыми он спал, проявлялось не только в беспорядочных связях, агрессии и садомазохистских наклонностях, но и в его утверждении, что каждому мужчине стоит «заразиться этим вирусом, чтобы раскрыть в себе свой личный гений» (там же, с. 62). Интересно, что агрессия ассоциируется с Марсом, а садомазохизм — с Сатурном (как одна из разновидностей контроля, лишений и ограничений), что полностью согласуется с положением Марса в Козероге (знаке, управляемом Сатурном) у Кроули. Разумеется, это вовсе не означает, что любой человек с Марсом в Козероге непременно садомазохист.

Публичный образ и самовосприятие

Все аспекты Солнца (символизирующего сознание и свободную волю) к другим планетам в натальной карте Кроули показывают, как он воспринимал себя и свою личность/свои личины. Например, при поступлении в Тринити-колледж Кроули записал себя как «Эдвард Алистер Кроули», тем самым лишь слегка изменив настоящее имя. Однако со временем его кузен Грегор убедил Кроули отказаться от первого имени и называться одним лишь «Алистер».

Кроули не хотел использовать свое имя (оно же — имя его отца), Эдвард, поскольку боялся, что его будут сокращать до Неда или Теда, а эти имена, по его мнению, «слишком уж напоминают о простолюдинах». Также он ненавидел уменьшительно-ласкательное прозвище Алик, которое ему дали в семье. Он был уверен, что из «Алика» легко сделать «Алека», а это имя он также считал чересчур «простецким» (там же, с. 47). Это показывает, как основательно он продумал свою новую личность перед поступлением в колледж и насколько щепетильно относился к своей личности в целом. Оппозиция Солнце-Хирон указывает на то, что Кроули, вероятно, был «ранен» в своих поисках индивидуальности. Несомненно, причины стоит искать в его детстве и юности, когда потребность в признании, стремление отличаться от других и бунт против родительского воспитания проявлялись особенно ярко.

Еще одно проявление этой оппозиции связано с тем, что Хирон символизирует «рану», полученную в детстве, и Кроули, будучи ребенком, вероятно, чувствовал, что для родителей он не на первом месте. Солнце в его карте находится в IV доме, поле семьи и рода, а ретроградный Хирон — в X доме, также отвечающем за семью и родителей. Хотя Кроули был единственным ребенком (его сестра, как мы помним, умерла всего через несколько часов после рождения), он наверняка затаил обиду на родителей за то, что они посылали его на учебу в закрытые школы и колледжи, ведь это отдаляло его от отца и матери не только физически, но и эмоционально.

Отец Кроули умер, когда мальчику было одиннадцать лет. В астрологии фигуру отца символизирует Солнце. Следовательно, Солнце в оппозиции к Хирону указывает на боль и «рану» скорби, которые Кроули пережил в детстве из-за смертей сестры и отца. После смерти Эдварда-старшего Кроули из образцового ученика превратился, как сейчас бы сказали, в трудного подростка (Wilson, 1987, с. 29). Кроули, воспитанный в атмосфере викторианской набожности, взбунтовался против ограничений и запретов. Он превратился в вольнодумца, не подчиняющегося условностям общества, — а бунт и вольнодумство перекликаются с незаурядностью Урана, который у Кроули находится в I доме (области, отвечающей за «Я» человека).

Хирон, означающий «раненое „Я“» (см. глоссарий), указывает на то, что Кроули примерял разные личины в общении с людьми. Солнце — это основное «Я», а Хирон — раненое и страдающее, то есть не согласующееся с истинным «Я». На протяжении всей жизни Кроули придумывал себе псевдонимы, прозвища и титулы. Про «Алистера», как он называл себя в Кембридже, мы уже говорили; также Кроули нередко подписывался как «Зверь», «666» и «Мастер Терион». Он даже присвоил сам себе титул и назывался «сэр Алистер Кроули», а также «Алистер Кроули Макгрегор» и «лорд Болескин и Абертарфф» (Booth, 2000, с. 109). Он явно хотел скрыть, кто же такой на самом деле Алистер Кроули (вернее, Эдвард Александр Кроули).

Ситуация в мире при жизни Кроули

Как уже было сказано, IV и X дома на натальной карте обозначают родителей. X дом также отвечает за карьеру натива и отношение к нему общества. Кроме того, этот дом связан с авторитетными фигурами, например с одним или обоими родителями. Высшие планеты Нептун и Плутон в карте Кроули располагаются именно в X доме и ретроградны; а поскольку это еще и медленные планеты, то они влияют на целое поколение. Один оборот вокруг Солнца Нептун совершает примерно за 164 года, то есть в каждом знаке он пребывает в среднем 12 лет. Поскольку орбита Нептуна напоминает сильно вытянутый эллипс (см. глоссарий), в одних знаках он может проводить больше времени, чем в других. В момент рождения Кроули Нептун находился в Тельце. Поэтому можно говорить, что Кроули принадлежит к поколению, которое живо интересовалось искусством, магией, поэзией, религией и писательством, так как Телец относится к фиксированным знакам, а Нептун связан со всеми вышеперечисленными областями.

Интересно, что за период пребывания Нептуна в Тельце (1875–1888) были созданы несколько оккультных обществ и орденов. В 1875 году в Нью-Йорке возникло Теософское общество, а в 1887 году в Лондоне появилась Ложа Блаватской (Lachman, 2014, с. 245). Там же, в Англии, в 1882 году было основано Общество психических исследований (www.spr.ac.uk), а в 1888 году — герметический орден «Золотая заря», адепты которого создали храм Исиды-Урании в Лондоне (www.golden-dawn.aom/eu/). Поэтому можно утверждать, что в созвездии Тельца магические и духовные свойства Нептуна стабилизируются: мы видим, что идеалы этих визионеров и последователей мистических учений обрели «пристанище» в форме «штаб-квартир» вышеперечисленных обществ. Идеалы ассоциируются с Нептуном, а «штаб-квартиры» («дома») — с Тельцом.

Также с Нептуном в X доме связано самопожертвование. Кроули в своей «Исповеди» писал: «Я считал, что отказался от карьеры и богатства ради инициации» (1989, с. 582). Кроули так легко говорил об этом потому, что родился в богатой семье и бо́льшую часть жизни не нуждался в деньгах. Однако в конце из-за череды банкротств и нескольких судебных процессов Кроули лишился богатства и был вынужден рассчитывать только на щедрость друзей и О. Т. О. (Booth, 2000, с. 457).

Финансы и собственность ассоциируются с земным и практичным Тельцом, а все незримое, неслышимое и уязвимое — с Нептуном. Мы видим это на примере английского общества того времени. В 1884 году Бенджамин Во основал Национальное общество защиты детей от жестокого обращения. Еще раньше, в 1867 году, когда Нептун находился в знаке Овна, знаке первопроходцев и начала действия, Томас Барнардо открыл в лондонском Ист-Энде свой первый дом для бедных и беспризорных мальчиков, а к 1876 году построил в Эссексе целое поселение с коттеджами для беспризорных девочек.

За время пребывания Нептуна в Тельце Барнардо и Во (оба богатые и влиятельные) направляли свое богатство на благотворительность. Плутон в Тельце указывает, что британское общество менялось, люди обращали внимание на прежде табуированные темы. И меценаты использовали свои богатство и статус, чтобы конкретными действиями облагородить общество и закрепить эти преобразования и нововведения.

Нептун и Плутон — высшие планеты с длительными циклами обращения вокруг Солнца. Приведенные примеры показывают, как энергии этих планет влияли на целые поколения людей в течение многих лет. Период правления королевы Виктории ознаменовался значительными переменами в жизни британцев и бурным развитием промышленности, науки и технологий. И Кроули принадлежал к поколению, которое в полной мере смогло насладиться плодами этих изменений.

Положение Плутона в X доме указывает, что Кроули мог выбрать карьеру в области психолога, следователя или ученого, поскольку Плутон управляет этими областями. Влияние Плутона помогало Кроули в его занятиях астрологией и изучении оккультизма. Также с Плутоном связано преследование, и можно говорить, что Кроули подвергался гонениям. Хотя с тем же основанием можно утверждать, что он наслаждался дурной славой и подыгрывал общественному мнению — ради самозащиты. Например, его называли «самым порочным человеком в мире» — это прозвище закрепилось за Кроули после того, как в журнале John Bull вышла статья с таким заголовком. Название статьи было взято из красочных откровений Бетти Мэй, жены Рауля Лавдея, который в 1923 году умер в аббатстве Телемы. Мэй за деньги рассказала журналистам сенсационную историю: якобы ее муж умер из-за того, что участвовал в магическом обряде, во время которого его заставили выпить кровь принесенной в жертву кошки. Именно отсюда берут свое начало многие сенсационные и кричащие заголовки статей о Кроули. Журнал The Revue International des Sociétés Secrètes даже заявил, что «Кроули пил кровь детей и живьем сжигал женщин» (Churton, 2012, с. 315). Эти примеры показывают, как пресса преследовала Кроули.

В 1930 году Кроули пригласили выступить с лекцией в Поэтическом обществе Оксфорда. Кроули предложил рассказать о Жиле де Ре, детоубийце, жившем в XV веке и практиковавшем черную магию. Руководство университета, узнав о намерениях Кроули, тут же отменило лекцию. Однако Кроули, будучи натурой творческой и не привыкшей отступать, опубликовал эту лекцию в виде памфлета (Wilson, 1987, с. 143).

Присутствие Плутона в X доме также указывает на страх оказаться в подчиненном положении перед фигурами, облеченными властью, — вроде строгих родителей. Этот страх может укорениться так глубоко, что от него невозможно будет избавиться, поскольку характеристики Плутона в Тельце становятся фиксированными и неподатливыми. Насколько нам известно, родители Кроули не были к нему жестоки, но их мировоззрение и религиозные взгляды были основаны на множестве запретов, и ребенку, который терпеть не мог любые ограничения, в такой обстановке, вероятно, было невыносимо (Churton, 2012, с. 21).

Наследие и семейная история

Нептун в X доме дает ключи к пониманию того, кем были родители Кроули. Помимо прочего, Нептун ассоциируется с алкоголем, и в этой связи любопытно, что семья Эдварда Кроули владела пивоварней, Alton Alehouses в графстве Хэмпшир, приносившей хорошую прибыль. Благодаря доле в семейном бизнесе Эдвард Кроули-старший смог удалиться на покой еще до рождения сына. И хотя глава семьи в молодости выучился на инженера-строителя, он, как уже было сказано, ни дня не работал по профессии. Вместо этого он посвятил себя религии. Не желая быть квакером, как его родители, Эдвард Кроули примкнул к Плимутским братьям — консервативной христианской секте, образовавшейся в Дублине в конце 1820-х годов.

Из-за того что Эдвард Кроули-старший пошел против семейной традиции, между ним и родителями возник раскол — и спустя годы такой же сценарий воспроизведет его собственный сын, искавший смысл жизни в магии, религии и духовных практиках. В детстве Алистер Кроули воспринимал закрытость Плимутских братьев как норму, но в то же время не чувствовал с ними близости и отстраненно наблюдал за ними (Churton, 2012, с. 21). Такая отстраненность характерна при Уране в I доме, поскольку данное положение означает, что натив воспринимает мир как отстраненный наблюдатель, руководствуясь рассудком и не вовлекаясь эмоционально.

Связь с алкоголем и производством спиртных напитков мы видим и со стороны матери Кроули, Эмили, которая до замужества работала гувернанткой в семье пивоваров. По словам Кроули, Эмили также была одаренной художницей (Crowley Confessions, 1989, с. 36), хотя после смерти мужа она как будто «потерялась» в жизни и ее вера пошатнулась. Но в целом Кроули, похоже, был невысокого мнения о матери, в то время как отца всю жизнь обожал (Churton, 2012, с. 22). Здесь мы снова видим ассоциации с Нептуном: художественные способности матери и выпавшие на ее долю горести и тяготы. Эмоциональная привязанность между Кроули и его матерью также могла ослабнуть из-за того, что в его детстве и юности им часто и подолгу приходилось разлучаться, когда Кроули учился в закрытых школах, а позднее — в университете.

Этот же мотив прослеживается еще в одном месте карты: Луна у Кроули расположена в Рыбах. Луна — символ матери или материнской фигуры, а Нептун (правитель Рыб) ассоциируется с мученичеством, самопожертвованием и уязвимостью. Поэтому можно утверждать, что в глазах Кроули мать была жертвой: ей пришлось многим пожертвовать, особенно из-за своих религиозных взглядов. По выражению Кроули, под влиянием религии его мать совершала «в высшей мере садистские поступки» (Crowley Confessions, 1989, с. 36). Кроули пишет: «X дом в гороскопе мужчины связан с его матерью <…> она склонна к религиозному фанатизму» (Symonds и Grant, 1987, с. 124). Возможно, такой вывод он сделал, основываясь на личном опыте.

Бегство и свобода

Символично, что в натальной карте Кроули куспид XII дома находится в знаке Рака. Управитель этого знака — Луна, а сам XII дом ассоциируется с Нептуном и Рыбами. Данное положение Луны свидетельствует о потребности натива в уединении; такому человеку часто требуется побыть в одиночестве, удалиться от суеты и сбежать в мир фантазий. Оппозиция Юпитер-Нептун позволяет предположить, что Кроули жаждал вырваться из однообразной повседневной жизни. И действительно, он прославился (и снискал дурную славу) как маг, поэт и мистик — его жизнь определенно нельзя назвать скучной и рутинной. Юпитер ассоциируется со славой и расширением, а Нептун — с мечтами и иллюзиями. Кроме того, Юпитер связан с избыточностью, а Нептун — с эскапизмом (как мы уже упоминали ранее). Можно сказать, что Кроули бежал от повседневности и мечтал найти себя в чем-то значительном. Это подтверждается его многочисленными путешествиями за границу и изысканиями в области магии и духовных практик. Для Кроули свобода означала бегство и выход за рамки, ведь за свободу и независимость отвечает Юпитер, а за стремление к бегству — Нептун.

Алистер Кроули

(PA images)

Положение Нептуна в X доме также позволяет предположить, что общество воспринимало Кроули как обманщика и шарлатана, а обман, как известно, тоже связан с Нептуном. Кроули и сам прекрасно это понимал и многократно подчеркивал, что он не только не желает никого вводить в заблуждение, но и стремится научить людей прекратить обманывать самих себя (Symonds и Grant, 1979, с. 582). Обвинения в шарлатанстве наверняка сильно его задевали, поскольку Кроули хотел, чтобы им восхищались, потому не мог устоять перед соблазнами славы. Кроули нужно было выбрать в жизни такое занятие, которое в первую очередь позволяло бы ему раскрыть свои творческие таланты, интуицию, поэтический дар и магические способности, поскольку все эти области находятся в ведении Нептуна. В таком случае Кроули было бы проще поддерживать баланс между экспериментами и изучением магии и древних мистерий.

С Нептуном также связаны зависимости и пристрастия, особенно те, что касаются наркотиков и лекарств. Кроули не делал тайны из того, что употребляет наркотики. В частности, он экспериментировал с галлюциногенным алкалоидом, получаемым из кактуса Lophophora, более известного как пейот (Booth, 2000, с. 285), а также с эфиром — Кроули считал, что эти вещества усиливают его магические способности. Также он употреблял гашиш (там же, с. 183) и героин (от которого у него развилась многолетняя зависимость) (там же, с. 357). Употребление всех этих веществ, похоже, помогало ему в занятиях магией.

Первый роман Кроули, выпущенный издательством Collins в 1922 году, назывался «Дневник наркомана». Считается, что вдохновение для него Кроули черпал в собственном опыте употребления и борьбы с формирующейся зависимостью. Здесь мы снова видим темы, ассоциирующиеся с Нептуном: зависимость, наркотики, бегство, выход за пределы и уход от реальности. Об этом же говорит и расположение Луны в Рыбах — знаке под управлением Нептуна. В натальной карте Луна, помимо прочего, указывает, где натив черпает энергию и в чем находит удовольствие. Поэтому Луна в Рыбах означает, что для Кроули «родной стихией» были все области, относящиеся к ведению Нептуна: исцеление, иллюзии, магия и духовность.

Обман и самоограничения

Мотив обмана прослеживается в том, что Кроули на протяжении всей жизни придумывал псевдонимы и сам себя наделял титулами. Это согласуется с его любовью к иллюзиям, фантазиям, мистике и желанием скрыть свое истинное «Я». Пожалуй, самые известные псевдонимы Кроули — «Зверь» и «666». «Зверем», насколько мы можем судить, его в детстве называла родная мать, когда он плохо себя вел при посторонних (Churton, 2012, с. 21). Кроули это прозвище явно нравилось, и он считал, что оно подходит его образу загадочного бунтаря. «666» — число Зверя в Откровении Иоанна Богослова (13:15–18). Кроули хорошо знал Библию и наверняка выбрал этот псевдоним из-за любви к провокациям и эпатажу.

По удивительному совпадению, пока я работала над этой главой, сгорел Болескин-хаус — дом Кроули был фактически уничтожен. В 2022 году Фонд Болескин-хауса начал сбор средств на восстановление здания.

Кроули также использовал титул «лорд Болескин и Абертарфф» — по названию своего дома Болескин-лоджа (или Болескин-хауса), расположенного недалеко от деревушки Фойерс на севере Шотландии. Это было большое строение, и Кроули называл его своим поместьем (Booth, 2000, с. 107). При покупке дома Кроули подписался как «Алистер Макгрегор, Париж, Рю Моцарт, 87». Это реальный адрес, по которому жил Сэмюэль Лидделл «Макгрегор» Мазерс, член герметического ордена «Золотая заря» (Booth, 2000, с. 108). Позднее Кроули сократил свой титул до «лорд Болескин». Бо́льшую часть жизни он называл себя «сэр Алистер Кроули», хотя нет никаких свидетельств того, что ему был пожалован рыцарский титул (там же, с. 109).

Кроули вообще любил мистификации. Помимо вышеуказанных псевдонимов и титулов, он называл себя «Алистер Кроули Макгрегор», иногда сокращая это имя до «Алистер Макгрегор» (там же). Когда он жил в Лондоне и снимал квартиру в центре города на улице Чэнсери-лэйн, то в договоре аренды подписался как «граф Владимир Сварефф» — по его собственному заявлению, чтобы «узнать, как люди ведут себя по отношению к представителям высших классов» (там же, с. 98).

Играя в знатного человека, Кроули не ограничивался одними титулами — он носил традиционный шотландский костюм (точно так же поступал Мазерс), включая килт с тартаном клана Макгрегор. Как настоящий хозяин большого поместья (хотя Болескин, несмотря на свои размеры, никогда не был поместьем), он держал прислугу, дворецкого и егеря. Кроули ловил рыбу в близлежащем озере, а зимой охотился на куропаток и оленей (там же, с. 109). Эти примеры показывают, насколько сильна была склонность Кроули к фантазиям и романтизму и как он скрывал свою подлинную личность, чтобы создать образ, более соответствующий его представлениям о себе.

Дом и наследство

Положение Луны в натальной карте также позволяет судить о доме и атмосфере в семье натива. Луна в Рыбах указывает, что дом, вероятно, расположен близко к воде, а также что для натива он является убежищем и местом для отдохновения. 1920 год стал для Кроули очень важным, поскольку именно тогда он переехал на Сицилию, в Чефалу́, и основал там общину, где жил вместе с семьей и последователями. Кроули поселился на небольшой вилле, которую намеревался превратить в храм и духовный центр, однако в историю этот дом вошел как печально известное аббатство Телемы. Вилла была окружена садом со множеством цветов и фруктовых деревьев, а неподалеку находился порт и скала Чефалу́, а также храмы Юпитера и Дианы (Wilson, 1987, с. 119). Последние годы жизни Кроули провел в Восточном Суссексе, в городе Гастингс, который также находится на побережье; а еще Кроули одно время жил в Ричмонде, на берегу Темзы. Все эти жилища объединяет то, что они располагались вблизи воды, а храм играет роль убежища и места для отдохновения, что согласуется с потребностями, которыми натива наделяет Луна в Рыбах.

Юпитер у Кроули находится в IV доме. С этой планетой связаны масштабность и расширение. Можно предположить, что Кроули любил большие, просторные жилища, такие как его «поместье» Болескин. В этом доме он проводил магические ритуалы и регулярно принимал гостей. Помимо самого дома, на землях «поместья» также находились небольшой каменный дом привратника, имевший собственное название Браун-лодж, а также лодочный сарай и каретник. Кроули, как уже было сказано, держал прислугу, включая дворецкого, кучера и егеря. Это дает представление о том, насколько большой была усадьба, что полностью согласуется с широкой натурой Юпитера.

Общая площадь усадьбы составляла примерно 137,5 тысячи квадратных метров. Там находились сады, обширный газон, огороженное травяное поле для выгула лошадей; часть земель поместья занимали пустошь и лес (Booth, 2000, с. 108). Кроули рыбачил в расположенном неподалеку от усадьбы озере Лох-Несс и поднимался на окрестные горы. Еще до переезда Кроули в Болескин усадьба пользовалась дурной славой среди местных жителей — говорили, что там происходят необъяснимые события. Люди сообщали о странных виде́ниях вблизи усадьбы, а еще в округе ходили разговоры, что там занимаются некромантией. Так что появление Кроули только укрепило уже сложившиеся представления. В 1971 году Джимми Пейдж, гитарист Led Zeppelin (и страстный фанат Кроули), приобрел Болескин и впоследствии заявлял, что «странные вещи, которые происходят в этом доме, никак не связаны с Кроули. Этот дом сам по себе обладает нехорошей атмосферой». Вероятно, Пейдж имел в виду местную легенду, по которой дом якобы построен на месте церкви, сгоревшей во время службы вместе со всеми прихожанами (сайт газеты The Scotsman — см. список источников в конце главы). Любопытно, что сама усадьба сгорела в 2015 году.

В других своих домах Кроули регулярно устраивал пышные приемы. Особенно ему нравилось проводить «вечера карри» и наблюдать за реакцией гостей на невероятно острое блюдо; Кроули называл это «испытанием карри» (Churton, 2012, с. 367). Сам Кроули обожал острое и одно время даже хотел открыть в Лондоне карри-ресторан и назвать его «Ресторан черной магии» (The Black Magic Restaurant), что для того времени было неслыханно. Хотя дальше идеи дело не пошло, она определенно вписывается в нестандартное ви́дение Кроули и его любовь к эпатажу.

В своей лондонской квартире на Чэнсери-лэйн Кроули также занимался магией, проводил ритуалы и изучал оккультные науки (Booth, 2000, с. 100). В юности он жил там вместе с другом, Алланом Беннеттом, который состоял в ордене «Золотая заря». Кроули разрешил Беннетту жить в квартире бесплатно, а взамен Беннетт должен был обучать его ритуальной магии. До того как поселиться с Кроули, Беннетт жил «в постоянной нужде» вместе с Чарльзом Рошером — еще одним последователем оккультизма (там же). Такой великодушный жест Кроули соответствует его сочувственной натуре, обусловленной Луной в Рыбах. Луна в Рыбах и Нептун указывают на то, что натив стремится «спасать» окружающих — а именно так со стороны могло выглядеть предложение Кроули. Они с Беннеттом прожили вместе больше года, а также вдвоем путешествовали за границу.

Вернемся к Юпитеру. Эта планета ассоциируется с дальней дорогой, чужими странами и культурами, и, как мы уже упоминали, в натальной карте Кроули Юпитер находится в IV доме. Это указывает на то, что у натива могут быть дома за рубежом. И действительно, Кроули много жил за границей, часто уезжая из Великобритании ради магических и духовных исканий. Юпитер также связан с наставничеством и проповедничеством, что мы и видим в происхождении и воспитании Кроули: его отец был религиозен и проповедовал учение Плимутских братьев.

Юпитер считается «благотворной» планетой (см. глоссарий). В случае с Кроули Юпитер указывает, что свое богатство он унаследовал. Такой вывод можно сделать исходя из того, что Юпитер у Кроули находится в Скорпионе — знаке, с которым ассоциируются смерть и преображение. В 21 год Кроули получил право распоряжаться крупным наследством после смерти отца, что позволило ему почти до конца жизни не знать нужды. Благодаря этим деньгам Кроули также выпала возможность изучать и практиковать магию и много путешествовать, хотя в конце концов его расточительный образ жизни и судебные тяжбы привели к тому, что он истратил наследство и влез в долги.

Хотя Кроули во время учебы в закрытой школе никогда ни в чем не нуждался, он был уверен, что родители нарочно недодают ему денег, потому что боятся, что он спустит их на книги, табак, театр и женщин. В дальнейшем Кроули именно родителей винил за то, что так и не научился ответственно распоряжаться деньгами (Booth, 2000, с. 45).

Юпитер в Скорпионе означает, что Кроули было необходимо получать эмоции от того, во что он верил, а также свидетельствует об огромной силе его веры (характерная черта Юпитера). Кроули живо интересовался загробной жизнью, а также наукой, оккультизмом и всем, что связано с сексом; этот интерес граничил с одержимостью. Все эти области связаны со Скорпионом и его правителем Плутоном. Взгляды Кроули на секс противоречили церковному учению и представлениям того времени.

Игра на публику, юмор и интеллект

Меркурий в астрологии отвечает за сообразительность и чувство юмора, а также ассоциируется с общением, интеллектом и красноречием. У Кроули Меркурий расположен в Скорпионе, что указывает на мастерство в придумывании «мрачных афоризмов». Это объясняется тем, что Скорпион по своей природе — интенсивный знак, способный в нескольких словах обозначить суть дела. В то же время данное положение Меркурия означает, что Кроули бывал желчным и намеренно злобным в высказываниях, поскольку эти негативные качества также ассоциируются со Скорпионом и его правителем Плутоном.

В натальной карте Кроули Меркурий образует следующие аспекты к другим планетам: соединение Меркурий-Юпитер, квадратуру Меркурий-Сатурн и квадратуру Меркурий-Уран. Соединение Меркурий-Юпитер позволяет предположить, что Кроули любил веселье, «дурачества» и высокопарность — все это атрибуты Юпитера. Также этот аспект означает, что Кроули обладал широтой взглядов: Юпитер ассоциируется с расширением, а Меркурий — с разумом. Квадратура Меркурий-Сатурн указывает на то, что Кроули мог шутить с невозмутимым видом и удачно выбирал время для острот — что согласуется с присущими Сатурну сухостью и мрачностью.

Квадратура Меркурий-Уран позволяет предположить, что Кроули мог шутить непристойно и эпатажно — в полном соответствии с природой Урана. Например, одна из его многочисленных любовниц, Ханни, как-то раз после ссоры заявила, что с нее хватит его сексуальной магии и она уходит от него. Это происходило в гостинице, где пара остановилась. После ее ухода Кроули разыграл самоубийство и даже оставил в номере предсмертную записку под своим портсигаром. А затем последовал за Ханни на ее родину, в Германию, тем самым дав повод для газетных спекуляций о своем «самоубийстве» (Wilson, 1987, с. 144).

Остроумие Кроули современники описывали как «неистощимое, молниеносное, едкое и бьющее прямо в цель» (Booth, 2000, с. 464). Как-то одна знакомая попросила Кроули посоветовать лучший женский колледж для ее дочерей, и Кроули назвал «Рэдклифф-холл». Этот сатурнический ответ — игра слов: словом «холл» в Британии называют студенческие общежития при колледжах и университетах, а Рэдклифф Холл — имя известной писательницы-лесбиянки, автора романа «Колодец одиночества» (там же). Кроме того, Меркурий, Юпитер и Нептун у Кроули образуют квадратуры к асценденту во Льве, а квадратура, как мы помним, напряженный аспект. Это означает, что Кроули часто переходил грань в общении и мог сказать лишнего, одновременно был крайне обидчив и болезненно реагировал на малейшую критику. Возможно, с помощью юмора он скрывал свои подлинные чувства, поскольку Скорпион и его правитель Плутон символизируют все тайное и скрытое. Юмор был для него своего рода маской и важной составляющей публичного образа. О том, насколько юмор был важен для философии Кроули, говорит его следующее высказывание: «Общий недостаток всех мистических учений, возникших до Эона, в котором главенствует закон Телемы, — в них не было места для смеха» (www.ac2012.com).

Философия и мистические учения

Меркурий в Скорпионе — свидетельство проницательного ума и развитой интуиции, а также невероятной психологической стойкости и интереса к тому, что движет людьми. Такое расположение Меркурия также указывает на предрасположенность к детективной работе, расследованиям и исследованиям. Неудивительно, что Кроули, судя по всему, занимался шпионажем и был связан с разведкой — все эти области ассоциируются со Скорпионом и Плутоном. В начале XX века Кроули был под наблюдением Скотленд-Ярда и британской разведки МИ-6 (Churton, 2012, с. 315). Ян Флеминг, знаменитый автор романов о приключениях Джеймса Бонда, во время Второй мировой служил в военно-морской разведке и был зачислен в Королевский военно-морской добровольческий резерв. Флеминг лично знал Кроули и одно время даже предлагал использовать его для дезинформации нацистской верхушки через Рудольфа Гесса. Однако начальник Флеминга, глава военно-морской разведки вице-адмирал Джон Годфри отверг предложение Кроули, когда тот вызвался побеседовать с Гессом, который в то время находился в британском плену и содержался в особняке Трент-парк в Северном Лондоне (Booth, 2000, с. 471–472). Есть версия, что союзным силам удалось захватить Гесса в плен благодаря магическому вмешательству Кроули. Хотя, учитывая любовь Кроули к самовосхвалениям, это, возможно, просто слух, который он сам и запустил, чтобы придать себе больший вес. Также одно время считалось, что Кроули участвовал в ритуале, проведенном в Эшдаунском лесу как часть психологической войны с нацистами (Booth, 2000, с. 472). Стоит отметить, что о своем участии в ритуале заявляли и другие ведьмы и экстрасенсы (в том числе Сесил Уильямсон, основатель Музея магии и колдовства в Корнуолле).

Соединение Меркурий-Юпитер также наверняка помогало Кроули в исследованиях и писательстве. Меркурий связан с чтением и письмом, а Юпитер — с издательским делом. Интересно, что Кроули часто сам публиковал свои произведения, — возможно, потому что некоторые издатели не хотели связываться с ним из опасений, что его скандальная репутация повредит им.

Поскольку Юпитер также связан с философией, неудивительно, что Кроули создал собственное философское учение — Телему, — в основе которого лежит ритуальная магия. Главный принцип данного учения гласит: «Твори свою волю: таков да будет весь закон», что следует понимать так: «У каждого человека есть право на самостоятельность, право развиваться так, как он сам считает нужным, право самому определять свой жизненный путь, руководствуясь своими подлинными желаниями и личной волей, которые одновременно находились бы в гармонии с окружением» (Booth, 2000, с. 186).

Марс у Кроули образует тригон к Плутону, что указывает на интерес к магии и оккультизму; поэтому Кроули явно привлекали многочисленные способы обрести скрытую силу. Марс в его карте расположен в VI доме, области здоровья и работы; а Плутон — в X доме, зоне карьеры и отношений с обществом. Это указывает на то, что Кроули добился успехов в магии и оккультизме; в этих областях он чувствовал себя в своей стихии и с помощью силы воли и выдающихся способностей к самовыражению смог превратить свой интерес к сверхъестественному в дело всей жизни.

Луна у Кроули располагается в IX доме. В естественном зодиаке эта область находится под управлением Стрельца и Юпитера. IX дом связан с приключениями, убеждениями, высшим образованием, путешествиями в далекие страны, религией, философией, ви́дением и издательским делом. Кроули побывал в Америке, Китае, Египте, Индии, Мексике, Марокко, России, Тунисе, на Сицилии и Шри-Ланке и однозначно пережил немало приключений во время этих поездок. И, скорее всего, в любой стране он чувствовал себя как дома, ведь в IX доме его натальной карты у него расположена Луна, а это указывает на то, что приключения и исследования далеких земель приносили ему радость и во всех странствиях он чувствовал себя уверенно и защищенно. Переменчивая природа Луны наверняка помогала ему приспосабливаться к переменам и принимать традиции и обычаи тех мест, которые он посещал.

IX дом и Юпитер ассоциируются, как уже было сказано, с высшим образованием, и эта область явно была важна для Кроули. Он поступил в кембриджский Тринити-колледж, где изначально изучал политическую экономию, а позднее перевелся на факультет английской литературы (Booth, 2000, с. 49). Начиная с восьми лет Кроули учился в нескольких образовательных учреждениях, а также одно время обучался дома. Школу он вспоминал с ужасом, в том числе и потому, что там его травили и наказывали; кроме того, он пережил сексуальное насилие со стороны других учеников и даже некоторых учителей, из-за чего у него развилась депрессия (Booth, 2000, с. 32–33). Из-за травли он сменил несколько школ, что не могло не сказаться на качестве его образования.

Боль и страдание ассоциируются с лунным знаком Кроули — Рыбами — и их правителем Нептуном, и пережитые в детстве и юности боль и страдания наверняка повлияли на отношение уже взрослого Кроули к тем, кто оказался в тяжелом положении (что мы видим на примере его друга Аллана Беннетта, о котором говорилось ранее).

Удары судьбы, стойкость и выживание

В натальной карте Кроули Луна образует секстиль к Плутону, из чего можно сделать вывод, что Кроули обладал невероятной психологической стойкостью и способностью преодолевать кризисы. Тема выживания и трансформации проходит через всю его жизнь. С горем и болью Кроули сталкивался с самого детства: разлука с родителями, травля в школе, смерть новорожденной сестры и отца. Смерть (реальная и символическая) — сфера Плутона. В зрелом возрасте Кроули признавался, что ему присущ «врожденный мазохизм» (Booth, 2000, с. 12). Луна эмоциональна и чувствительна, а Плутон — проницателен и интуитивен, поэтому можно предположить, что Кроули с ранних лет выработал некий «механизм выживания»: он развил в себе повышенную чуткость (зона влияния Луны) к любым видам предательства, вредительства и фальши (ассоциации с Плутоном) и научился предчувствовать, что его хотят обмануть или предать.

Мотив «жестоких уроков» вытекает из квадратуры Меркурий-Сатурн в карте Кроули. Меркурий отвечает за уроки, а Сатурн означает жизненные трудности. Кроме того, Меркурий ассоциируется с обучением и воспитанием, а Сатурн — с дисциплиной. Этот аспект указывает на суровое воспитание, что мы и видим у Кроули: в закрытых школах, где он учился, таких как христианский пансион имени Х. Т. Хабершона в Гастингсе и частная школа-интернат Малверн-колледж, он раз за разом сталкивался с жесткими условиями и недружелюбным окружением. Однако в определенных условиях и при разумном применении дисциплина идет человеку только на пользу; умение поддерживать порядок и сохранять контроль наверняка помогало Кроули в его литературных трудах.

Поскольку Меркурий также ассоциируется со знанием, а Сатурн символизирует властную фигуру и старшего мастера, можно говорить, что Кроули стал авторитетом в областях, связанных с овладением знаниями. Так как Меркурий у него находится в Скорпионе, можно утверждать, что Кроули интересовали тайные области жизни: магические знания, оккультные науки, секс и сексуальная магия; и во всех этих областях Кроули обладал обширными знаниями. Все перечисленные сферы находятся в ведении Скорпиона и его правителя Плутона. Сатурн в Водолее указывает на то, что натив не хочет жить так, как живет большинство людей, и стремится ко всему нешаблонному и неординарному. Именно это мы и видим на примере Кроули.

Квадратура Меркурий-Сатурн также может указывать на то, что в доме натива отсутствуют книги или их крайне мало; Меркурий ассоциируется с информацией, знанием и чтением, а Сатурн символизирует ограничения и лишения. Это подтверждается заявлениями Кроули о том, что в детстве единственными доступными ему книгами были Библия, несколько религиозных трактатов и история восстания сипаев — во всех этих текстах много говорилось о христианских добродетелях и морали (Booth, 2000, с. 12). Неудивительно, что Кроули прекрасно знал Священное Писание, а истории о Звере, чье число — 666, о лжепророке и о женщине в порфире и багрянице с ранних лет будоражили его воображение. Позднее эти мотивы станут одними из самых значимых в его магии — как в ритуалах, так и в письменных трудах.

Еще один вариант толкования квадратуры Меркурий-Сатурн — смерть родного брата или сестры, что также имело место в жизни Кроули. Сатурн символизирует завершение цикла, смерть и распад, а Меркурий связан с родными братьями и сестрами. Как мы упоминали в начале этой главы, сестра Кроули умерла через несколько часов после рождения. В «Исповеди» (Symonds и Grant, 1989, с. 42) Кроули рассказывает, как его, четырехлетнего мальчика, привели посмотреть на умершую сестру. Описывая этот эпизод с позиции уже взрослого человека, Кроули не понимает, «зачем его нужно было волновать понапрасну. Это были дела взрослых; ребенку было ни к чему на такое смотреть. Что он мог сделать? Младенец был уже мертв».

Сложно сказать, чьи это мысли — четырехлетнего Эдварда или уже взрослого Алистера Кроули. Умершая девочка, Грейс Мэри Элизабет, родилась 29 февраля 1880 года. Ее солнечный знак — Рыбы, и они же, как мы помним, лунный знак Кроули. Если бы она выжила, они с братом были бы очень близки и понимали бы друг друга без слов. Натальная карта Кроули — а конкретно тригон Солнце-Сатурн — свидетельствует о том, что он от природы был самодостаточен. Этот аспект и вышеупомянутая квадратура Меркурий-Сатурн могли помогать Кроули учиться на ошибках, пусть и не сразу: последнее объясняется медлительной, но упорной природой Сатурна.

Кроули не признавал над собой власти, предпочитая жить по собственным законам, и по меркам викторианской эпохи и класса, к которому принадлежал от рождения, был крайне прогрессивен. Он обладал энциклопедическими знаниями о древних учениях и магических системах и на их основе с присущими ему упорством и решительностью создавал и совершенствовал свои собственные. Он мог быть очарователен, остроумен и артистичен, но в силу развитого интеллекта крайне нетерпимо относился к людской глупости и невежеству. Особую неприязнь Кроули испытывал к тем, кто был не так духовно развит, как он сам. Но несмотря на это, у него было множество друзей и знакомых. Газеты изображали его как черного мага, наркомана, развратника и извращенца, и именно таким он был в глазах общественности. Однако Кроули, похоже, был даже доволен дурной репутацией и с готовностью подыгрывал общественному мнению о себе. При жизни Кроули над его философией и трудами насмехались; всерьез его воспринимали только в богемных кругах, в которых он вращался. Лишь во второй половине XX века его учение и магия нашли широкое принятие и обрели новых последователей.

Алистер Кроули

(Wikimedio Commons Public Domain)

Кроули умер в 72 года от хронического бронхита и дистрофии миокарда (нарушения функции сердечной мышцы). В разное время у него были малярия, флебит, язвы на языке, гонорея и астма. Он умер 1 декабря 1947 года. В этот день в его карте транзитные планеты образовали несколько напряженных аспектов к натальным. Транзитный Плутон находился в I доме и образовывал квадратуру к натальному Меркурию. Плутон — планета смерти и трансформации, Меркурий — планета общения и здоровья. Этот аспект означает, что в тот период Кроули, вероятно, предавался особенно глубоким размышлениям, а новые идеи были для него как никогда важны. Возможно, он пришел к выводу, что знание — это подлинная власть, и мы видим, как это убеждение проявлялось в последние годы его жизни. Также квадратура натальный Меркурий — транзитный Плутон может указывать на значительные перемены в состоянии здоровья и самочувствии. Остаток дней Кроули провел в пансионе «Незервуд» в Гастингсе. Несмотря на физическую немощь, ум его оставался ясным, и этот период для Кроули также оказался плодотворным в интеллектуальном плане. В «Незервуде» Кроули продолжал главное дело всей жизни — развивал и совершенствовал постулаты своего философско-магического учения, Телемы. Друг Кроули, оккультист Кеннет Грант, взял на себя роль его секретаря: Кроули диктовал ему письма и хартии магических лож. Кроме того, Кроули продолжал принимать посетителей, в том числе Фриду Харрис, своего верного друга и автора иллюстраций к колоде Таро Тота; по просьбе Кроули она даже написала его портрет незадолго до его смерти. Поскольку транзитный Плутон находился в I доме (области, отвечающей за «Я» человека), Кроули в этот период был гораздо собраннее и авторитарнее, чем прежде (именно эти качества ассоциируются с Плутоном), так что он, вероятно, был почти маниакален в своей навязчивости и сосредоточен до одержимости. Не исключено, что он испытывал сильнейшее психическое напряжение и потому был больше обычного угрюм и подавлен.

Осознание скорой и неизбежной смерти, вероятно, подстегнуло Кроули. Он был твердо намерен до конца исполнить свою миссию. Плутон символизирует метафизическую смерть и трансформацию, и именно это мы видим в заново пробудившемся интересе к работам Кроули. После смерти он снискал куда большее признание, и последующие поколения восприняли и оценили его учение.

В день смерти Кроули транзитный Сатурн в I доме его карты образовал квадратуру к натальному Плутону. Транзиты Сатурна побуждают нас избавляться от всего, что больше не приносит пользу. Сюда относятся и ненужные вещи, и отжившие свое ценности и воззрения. Квадратура создает сложности, неудовлетворенность и напряжение. Поэтому транзитный Сатурн в квадратуре к натальному Плутону означает, что в этот период Кроули был вынужден пересмотреть всю свою жизнь. Сатурн и Плутон ассоциируются с началом и концом, а также с завершением цикла.

Также в карте Кроули транзитный Уран в XI доме образовал квадратуру к натальной Луне. Транзитный Уран означает начало нового этапа и приносит беспокойство. XI дом символизирует дружбу и долгосрочные планы и перспективы, а Луна — эмоции, дом и семейную жизнь. Можно предположить, что в этот период Кроули обуревали неприятные эмоции; возможно, он чувствовал, как что-то мешает ему свободно выражать эмоции, и был уверен, что уже не может, как прежде, рассчитывать на некоторых своих друзей. Вероятно, этот транзит помог ему повлиять на других людей, и на его работах выросли новые поколения магов и философов.

В день смерти Кроули Солнце и Венера (правитель Весов), а также Меркурий переместились в знак Козерога. Правитель Козерога, Сатурн, ассоциируется с усердием и долговечностью. Так что можно с уверенностью утверждать, что Кроули снискал куда большее уважение и почтение после смерти.

Кроули значительно повлиял на современную культуру. Например, он присутствует на обложке альбома The Beatles Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Оззи Осборн вместе со своими гитаристом и басистом написал песню под названием Mr Crowley. Дэвид Боуи упоминает Кроули в песне Quicksand: «Я облачился в учение Кроули, я стал ближе к „Золотой заре“». В фильме 2008 года «Химическая свадьба» (один из сценаристов которого — Брюс Дикинсон, вокалист хеви-металлической группы Iron Maiden, также сыгравший одну из ролей) повествуется о кембриджском профессоре (его роль исполнил Саймон Кэллоу), в которого вселяется дух Кроули. Покойный Брайан Джонс, один из основателей группы The Rolling Stones, восхищался Алистером Кроули и изучал его жизнь; сам Джонс также интересовался оккультизмом, хотя, по некоторым версиям, интерес к оккультным наукам служил ему всего лишь «предлогом для сексуальных экспериментов» (Trynka, 2014, с. 181). Как мы видим, наследие Кроули прошло проверку временем, и даже в XXI веке его образ и учение будоражат умы.

Призыв Кроули к человечеству — «Твори свою волю» — был и его собственным девизом. Всю жизнь Кроули посвятил мистическим исканиям и исследованиям способностей человеческого тела и духа. Примечательно, что в «Книге Тота» Кроули рассказывает, как бог Тот пришел в этот мир, чтобы научить египтян чтению и письменности. Так и сам Кроули учил своих последователей древним истинам, ритуальной магии и тайным знаниям.

Эдвард Александр Кроули оставил после себя огромное наследие. Он обладал блестящим визионерским умом, целеустремленностью и силой воли. Сам себя он считал пророком, который несет человечеству призыв «быть собой». По мнению Кроули, в XX веке это послание должно было помочь людям достичь прогресса, жить в соответствии со своей истинной природой и в полной мере реализовывать себя при помощи магии и религии.

Источники данных

Натальная карта Кроули создана при помощи сайта www.astro.com.

Время и место рождения: 12 октября 1875 г., 23:42 (среднее время по Гринвичу), Ройал-Лемингтон-Спа, Англия, Соединенное Королевство, 52°18´ с. ш., 1°31´ з. д.

Источник: Саймондс (Symonds) и Грант (Grant) (1989) указывают, что Кроули родился между 23:00 и 00:00.

Рейтинг Родден: «C» (данные получены Родден путем ректификации на основе известного приблизительного времени рождения).

Свидетельство о рождении Харрис (Главное Управление записей гражданского состояния, № BXCG 672416).

Книжные источники

Booth, M. (2000) A Magick Life: A Biography of Aleister Crowley. Coronet Books.

Churton, T. (2012) Aleister Crowley: The Biography. Watkins Publishing.

Crowley, A. (1985) The Book of Thoth, by The Master Therion (Aleister Crowley). Samuel Weiser Inc.

Lachman, G. (2004) Aleister Crowley: Magick, Rock n Roll and the Wickedest Man in the World. Tarcher.

Symonds, S. and Grant, K. (Eds.) (1987) Aleister Crowley: The Complete Astrological Writings. W. H. Allen & Co. Plc.

Symonds, J. and Grant, K. (Eds.) (1979) The Confessions of Aleister Crowley: An Autohagiography. Arkana Penguin Books.

Tompkins, S. (2006) The Contemporary Astrologer’s Handbook. Flare Publications in conjunction with the London School of Astrology.

Trynka, P. (2014) Sympathy for the Devil. Transworld.

Wilson, C. (1987) Aleister Crowley: The Nature of the Beast. The Aquarian Press.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Алистер Кроули, леди Фрида Харрис и Бетти Мэй. Искусство, магия и астрология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я