Степной адмирал

Анатолий .Юрьевич Козлов, 2017

Весьма часто в исторических исследованиях и произведениях художественной литературы при описании событий 1917 года адмирал русского флота Александр Васильевич Колчак предстаёт перед нами как свидетель и даже порой – жертва обстоятельств, а его роль в истории этого периода выглядит совсем незначительной: конфликт с матросами, выбрасывание именного кортика за борт, что, впрочем, является реальным событием. Ссора с Керенским, отъезд из России и появление в канун 1919 года в Западной Сибири… Однако настоящие факты говорят совсем об обратном. Адмирал Колчак был одной из ключевых фигур российской истории 1916–1919 годов. От его поступков и решений во многом зависели исторические пути не только Российской империи, но и путь новой России, возникшей после 1917 года. Именно эти факты и освещаются в книге, которую вы держите в руках.

Оглавление

Из серии: 100 лет великой русской революции

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Степной адмирал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Капитан первого ранга

Летом 1916 года был назначен новый командующий Черноморским флотом — молодой, но опытный вице-адмирал Колчак. К тому времени он уже стал известным учёным, побывавшим в экспедиции с бароном Толлем на шхуне «Заря», пережил суровую зимовку, за что получил титул Колчак-полярный.

Александр Васильевич был героем-минёром Русско-японской войны и даже побывал в японском плену вместе со своим другом и сослуживцем Тимирёвым. Отличился Колчак и в 1915 году, не дав немцам захватить Ригу.

После того как Николай II возглавил русскую армию, и русские перестали отступать (что подтверждают военные карты 1915–1916 годов), продвижения немцев на фронте не состоялось и им под занавес 1915 года нужна была очередная победа. Германия жаждала вернуть инициативу и получить возможность диктовать условия для заключения выгодного мира. Немецкое командование решило провести операцию по захвату Риги при поддержке кораблей. Здесь оборонялась 12-я армия Радко-Дмитриева.

На тот момент весьма хилый российский Балтийский флот, недостаточно восстановленный после 1905 года, никак не мог противостоять флоту Германии. Однако ещё слета 1914 года русские ввели в Рижский залив устаревший линкор «Слава»[1] и, под прикрытием его и ещё нескольких кораблей, загородили минами проходы для противника.

В сентябре командование минной дивизией Балтфлота принял капитан первого ранга Колчак. Ещё летом 1915 года по инициативе Колчака в Рижский залив для прикрытия минных постановок у берегов вновь вернули линейный корабль «Слава», который с апреля 1915 года готовился к отражению возможной атаки немецкого флота в Або-Оландском районе вместе с линкором «Цесаревич» и крейсерами-близнецами «Аврора» и «Диана».

«Слава», которой командовал капитан первого ранга Вяземский, отважно вступала в бой с немецкими кораблями, превосходящими её по дальнобойности артиллерии. Для этого на ней затапливалось несколько отсеков, корабль получал крен на один борт, и угол подъёма орудий увеличивался на 3 градуса, что усиливало до 8 кабельтовых[2] и дальность стрельбы. Получив сведения об активизации противника, Колчак и Радко-Дмитриев своевременно выработали совместный план по отражению удара.

Чтобы избежать мин, немцы провели по мелководью лёгкие суда и высадили крупный десант на южном побережье залива. Одновременно они развернули наступление с юга, от Митавы. Атаками десанта и с суши сломили оборону правого фланга 12-й армии, соединились и стали продвигаться вдоль моря, захватив Кеммерн. Создалась прямая угроза захвата Риги и овладения немцами весьма важного стратегического плацдарма.

Но тут со своими силами к южному берегу залива подошли Колчак и Вяземский. Значительную роль сыграл провал рижской экспедиции немцев 1914 года, когда они потеряли на русских минах несколько эсминцев и крейсеров — теперь крупные корабли остерегались приближаться. Поэтому с моря сухопутные войска прикрывались лишь тральщиками, сторожевиками и другими мелкими кораблями, которые флотилия под командованием Колчака быстро разогнала.

Во время очередной поддержки корабельной артиллерией фланга Северного фронта шрапнельным снарядом был убит командир линкора «Слава», капитан первого ранга Вяземский. Отвечавшей на корабельный огонь неприятельской батарее удалось попасть тремя снарядами в «Славу», и один угодил в прорезь боевой рубки, где были убиты капитан, несколько офицеров и матросов. Русские корабли высадили десант в тылу вражеской группировки, нанося удар навстречу контратакующим частям Радко-Дмитриева. Немцы понесли большие потери, были выбиты из Кеммерна и отброшены от Риги. Операция по её взятию сорвалась.

Вечером флот оставался на якоре, когда из Ставки Верховного Главнокомандующего была принята телефонограмма: «Передайте по повелению государя Императора: Капитану I ранга Колчаку, Мне было приятно узнать из донесений командарма 12-й о блестящей поддержке, оказанной армии кораблями под вашим командованием, приведшей к победе наших войск и захвату важных позиций неприятеля. Я давно был осведомлён о доблестной вашей службе и многих подвигах… награждаю вас орденом Святого Георгия IV степени. Николай. Представьте достойных к награде».

Ночью, когда утомлённый и, наконец, получивший возможность отдохнуть Александр Васильевич Колчак заснул, офицеры взяли его тужурку и пальто и нашили ему георгиевские ленточки.

Похороны капитана первого ранга Вяземского вылились в манифестации против «тевтонской агрессии», а экипаж «Славы» объявил кайзера Вильгельма II своим личным врагом.

Теперь мы, наконец, переходим к главным событиям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Степной адмирал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Модернизированный в 1907 году броненосец постройки 1905 г.

2

1 кабельтов = 185,2 м.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я