История науки и техники. Энергомашиностроение

Анатолий Шейпак, 2017

Настоящая книга является продолжением серии учебных пособий по курсу «История науки и техники», поставленному в Московском государственном индустриальном университете. Книга, посвященная истории автомобилестроения и некоторым смежным вопросам издана в 1996 году (первое издание) и в 1998 году (второе издание). Истории создания основных материалов и технологий издана в двух частях: часть 1 – в 2001 году и часть 2 – в 2002 году. Учебное пособие написано для направления 552700 (?) «Энергомашиностроение» (дисциплины Введение в специальность и История науки и техники) и специальности «Двигатели внутреннего сгорания» (дисциплина История науки и техники). Предполагается, что бакалавры техники и технологии по направлению «Энергомашиностроение» в дальнейшем будут специализироваться в области гидравлических машин, гидравлических и пневматических приводов. Содержание учебного пособия учитывает научное направление выпускающей кафедры, поэтому объем разделов по истории насосостроения и двигателестроения заметно больше, чем по другим вопросам. История таких энергетических машин как холодильники и тепловые насосы не рассмотрены совсем, так как они освещены во второй части книги «Материалы и технологии». В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История науки и техники. Энергомашиностроение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Человек и животное как источники энергии

Все живое во вселенной может быть источником энергии, так как участвует в круговороте обмена веществ. Человека можно как машину, которая выполняет несколько преобразований. Во-первых, энергетическое: энергия пищи через цепочку изменений преобразуется в тепло и механическую энергию. Руки можно рассматривать в качестве рабочей машины, которая изменяет форму или состояние объекта труда, например, при изготовлении каменного наконечника копья. Если использует каменную зернотерку для изготовления муки из зерен пшеницы (один из наиболее трудоемких процессов в ранней истории человеческой цивилизации), то он выступает в качестве первичного двигателя — источника механической энергии. Любой двигатель характеризуется, прежде всего, мощностью. Мощность человека не превышает 100 ватт.

Эта величина равна мощности яркой электрической лампочки и примерно в 5000 раз меньше мощности мотора легкового автомобиля. Однако и такую небольшую мощность может обеспечить только сильный мужчина в течение непродолжительного времени. Средние величины несколько меньше и зависят от вида движения: при возвратно-поступательном движении 48 ватт, а при вращательном — 66. Средняя мощность лошади не превышает 636 ватт, а быка из-за меньшей величины возможной скорости — только 424. В Древнем мире часто использовали в качестве домашних животных ослов с мощностью 60 ватт. В Европе находили широкое применение мулы (гибрид кобылы и осла). Средняя мощность этого животного равна 318 ваттам. В Древнем Риме одна лошадь заменяла труд десяти рабов, однако римляне предпочитали людской труд. Поэтому после того как прославленные легионы перестали захватывать рабов, обнаружилась заметная нехватка рабочих рук. Сила рабов, домашних животных, воды и ветра обеспечивала величину «энерговооруженности» среднего римлянина в период расцвета Римской Империи — не более 1 кВт, патриция — около 10 кВт.

Рис. 2.1. Подача воды в Древнем Египте

Основной задачей инженеров при использовании мускульной силы состояла в создании механизмов и устройств, приспосабливающих человека или животное для выполнения определенного типа работы, не свойственной живому организму при обычной, обусловленной эволюцией, жизни биологического вида.

Человек приводил в движение механизмы либо руками, либо ногами, мышцы которых сильнее. В последнем случае использовались так называемые ступальные машины или топчаки. Одно из первых описаний таких устройств приведено в книге инженера и архитектора Марка Витрувия, жившего во времена Юлия Цезаря и императора Августа (примерно 16 г. до н. э.) «Архитектура».

Эта «машина» служила для подъема воды из природного водоема в водохранилище. Вокруг вала устанавливалось колесо с диаметром, соответствующим высоте, на которую должна подаваться вода. Обшивка колеса делалась из планок и реек для упора ног. Вал колеса закреплялся между двумя вертикальными столбами, укрепленными в дне водоема. В верхней части столба имелась горизонтальная перекладина, за которую можно было держаться руками. Вращательное движение колеса обеспечивалось ступательным движением человека (или нескольких людей) по цилиндрической поверхности колеса.

Рис. 2.2. Пахота в Древнем Египте

В книге Вануччо Бирингуччо из Сиены(Италия), жившим в середине XVI века, описан другой принцип ступального способа передачи энергии человека для привода воздуходувного меха. К потолку привязывался пеньковый канат таким образом, чтобы он свисал между двумя мехами. На канате укреплялся поперечный брус, причем каждый его конец привязывался веревкой к одной из крышек меха. Брус одновременно служил опорой для рук рабочего. Когда наступали попеременно то на один, то на другой мех, то создавали сильную струю воздуха.

Поперечный брус, пропущенный через вертикальный вал, позволял эффективно использовать энергию двух людей при вращательном движении. Такое устройство с зубчатым механизмом описано Георгием Агриколой (1490–1555 гг.), жившем в Саксонии (историческая область в Германии).

Иногда ступальный принцип для привода воздуходувных мехов и водяных насосов использовался в устройствах типа качелей. Рабочий попеременно переносил вес своего тела на правую или левую ногу, создавая усилие на приводной механизм.

Сила веса рабочего использовалась и в некоторых типах ступальных колес, когда он находился вне колеса на специальном помосте и наступал ногой на короткие радиальные лопатки, закрепленные на наружной окружности. Такой механизм описан в начале XVI века Фаустом Верантием, жившим в Венецианской республике.

Одной из трудоемких технологий в Древнем мире и средневековье был помол зерна в муку. В бронзовом веке зерно толкли в ступе или растирали на камне. Примерно в VI в. до н. э. была изобретена ручная вращательная мельница. В ней зерно растиралось между двумя каменными жерновами, причем верхний жернов вращался на бронзовом или железном стержне, укрепленном в нижнем, более массивном жернове. При больших размерах такую мельницу вращали, ходившие по кругу рабыни, или осел, упряжь которого крепилась к верхнему жернову.

Так как упряжь вплоть до развитого средневековья была несовершенной, ступальный принцип использования энергии применялся достаточно часто. Георгий Агрикола описал топчак, на который лошадь наступала передними ногами. Перед лошадью подвешивалась корзина с овсом. Поэтому она не пятилась назад. Якоб де Страда (1523–1588 гг. — военный дворцовый комиссар в Священной Римской империи — описал в своей книге ступальное колесо для привода мельницы, которое лошадь вращала задними ногами. Перед лошадью находилась кормушка, благодаря которой животное стоит на месте.

Наклонное ступальное колесо для привода мельницы применялось в двух вариантах: при использовании работы людей или животных. Диаметр такого колеса достигал 6–8 метров, угол наклона плоскости был в пределах 16–18 градусов. При движении животных колесо вращалось, а быки или лошади оставались на месте. Ступальные колеса такого типа для животных, описанные в книге Витторио Цонка (1568–1602) — городского архитектора г. Падуя (Италия) — имеют ограждение для того, чтобы животные меньше пугались. Вариант для людей, описанный Агостино Рамелли (1530–1590) — «инженером христианнейшего короля Франции и Польши», выполнялся без барьеров.

Множество разнообразных конструкций, применявшихся в рассматриваемую эпоху, позволяет сделать вывод, что инженеры пытались сделать оптимальную конструкцию, однако ни одно из решений не отличалось существенными преимуществами.

После распространения в Европе усовершенствованной конской упряжи (подробно об этом написано в учебном пособии по истории автомобилестроения, изданном в МГИУ в 1996 году), лошадь стала на несколько веков основным источником энергии, вытеснив быков, мулов, ослов. Конный привод использовался для помола муки, подъема воды, дробления руды и т. д. В системе привода предусматривалось тормозное устройство, например диск, к цилиндрической поверхности которого можно было прижать брус. После затормаживания установки можно было проводить перепряжку лошадей. Одно из таких устройств описано Георгом Агриколой.

Рис. 2.3. Мельница с конным приводом

Все описанные ранее конструкции сделаны, как правило, неизвестными изобретателями. До нас дошли лишь имена авторов книг, в которых впервые описаны эти машины. Однако можно привести пример изобретения, сделанного в начале XVII века Помпео Таргоне — «инженером его светлости Амброзио Спинола», генерала короля Испании Филиппа III. Витторио Цонка описал эту передвижную войсковую мельницу в своей книге. Мельница устанавливалась на четырехколесной телеге длиною около 5 метров, диаметр колеса был несколько более метра. Мельница приводилась во вращение парой лошадей, упряжь которой присоединялась к концам бруса, выступающего за пределы телеги.

И у людей, постоянно занятых тяжелой физической работой, и у рабочих животных лишь часть химической энергии, содержащейся в пище, превращается в полезную механическую работу. Для определения доли химической энергии, которая превращается в механическую работу, ставились специальные эксперименты. Количество потребляемой пищи и совершаемая работа измерялись достаточно длительное время для того, чтобы установилось равновесие. Оказалось, например, что упряжка эскимосских лаек, изо дня в день тянущая по 7 часов сани (при условии, что собаки не прибавляют в весе и не худеют), превращает в работу 16 % энергии пищи. Эта величина намного выше, чем у первых паровых машин, и примерно равна эффективности первых четырехтактных двигателей внутреннего сгорания.

Сейчас трудно оценить эффективность использования мускульной силы нашими предками. Разнообразие применяемых на протяжении веков технических решений позволяет сделать вывод о том, что оптимального (лучшего) решения достигнуть не удалось. Дополнительные проблемы возникли при необходимости получения большой мощности. Увеличение числа животных не приводило к эквивалентному росту мощности из-за несогласованных действий. Много времени тратилось на замену уставших лошадей. Известно, что на наклонном ступальном колесе непрерывная работа могла длиться не более двух часов. В Лондонской тюрьме еще в середине XIX века для подачи воды использовался принудительный труд заключенных на ступальном механизме. Причем работа проводилась посменно.

Рис. 2.4. Конная жатка

Между тем трудоемкость откачки воды из шахт возрастала в связи с непрерывно увеличивающейся добычей каменного угля, необходимого в первую очередь для металлургии. В 1700 г. средняя глубина угольных шахт в Англии составляла 120 метров, к 1750 г. она увеличилась до 180 метров. В 1702 г. владелец одной из шахт для обеспечения работы насосов был вынужден содержать целый табун лошадей в 500 голов с соответствующим штатом конюхов. Это существенно повышало стоимость угля. Появилась потребность в новом, революционном решении. Оно вскоре появилось в виде насосов, приводимых в действие за счет энергии водяного пара, получаемого при сжигании топлива.

Однако, в наземном транспорте еще долго продолжалось царство тягловой силы животных, главным образом лошадей. Так, омнибусы на конной тяге покинули парижские улицы только 11 января 1913 года. А появились они в столице Франции в 1662 году по инициативе философа, писателя и математика Блеза Паскаля, который считал необходимым иметь в городе транспорт для тех, кто не имел возможности пользоваться паланкином или каретой (латинское слово «омнибус» означает «для всех»).

В 1960 году в Дайтоне (США) состоялся первый симпозиум по бионике, который официально закрепил рождение новой науки. Бионика (от греческого слова bion — элемент жизни, живущий), наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Бионика тесно связана с биологией, физикой, химией и инженерными науками. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи, который в частности разработал проект летательного аппарата с машущими, как у птиц, крыльями — орнитоптера. Одной из задач бионики является создание эффективного искусственного мускула, так как естественные мускулы способны на гибкие и плавные движения при прекрасном соотношении массы и мощности. Все вместе 656 мускулов человека составляют 40 % его веса. Мускулы глаза, например, сокращаются в день более 100 000 раз. Непосредственное преобразование химической энергии в работу экологично и обладает высоким КПД.

Основным источником для производства биогаза являются коровы. Вот уже не менее восьми тысяч лет люди их интенсивно разводят. Сегодня по численности эти млекопитающие занимают второе (после человека) место — на Земле их 1,3 млрд. особей. В Латинской Америке на каждые 10 человек приходится по девять коров. В Австралии коров больше, чем людей, на 40 %. Общий вес живого этого поголовья втрое превышает коллективную массу человечества. Среднестатистическая величина потребления говядины человеком составляет 40 кг в год, а она, эта говядина, до того, как оказаться у нас на столе, в свою очередь, съедает ежегодно 600 млн. тонн зерна (треть мирового урожая). За последние 60 лет примерно две трети всех степных районов на свете превратились в пастбища. В качестве примера можно упомянуть, что более четверти всех лесов Южной Америки превращено в пастбища (для каждой местной коровы там уничтожено 18 тыс. м2 тропических джунглей).

Двухлетняя корова может дать 300 кг мяса, но требует для откорма 3,5 т сои и зерна, 14 600 л воды. Еще 600 000 л драгоценной влаги затрачивается на выращивание корма. За два года жизни организм коровы выделяет в атмосферу около 200 тысяч литров метана. Таким образом, объем этого ядовитого газа, выделяемый всем мировым коровьим сообществом, почти не уступает выхлопам мирового автопарка. Каждое животное дает ежедневно 20 кг навоза.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История науки и техники. Энергомашиностроение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я