Суть человека и его полное описание (без эзотерики)

Анатолий Сушков, 2019

В настоящее время, в отличие от анатомии и физиологии, не существует психической структуры человека. В книге впервые предлагается определение, полностью охватывающее любого живого человека. Раскрывая характеристики субъекта и классифицируя каждую из пяти составляющих, автор построил стройную, непротиворечивую, от максимально обобщённой до детализированной, структуру не только психики, но и человека в целом. Книга предназначена для всех кто интересуется психологией человека и хочет совершенствоваться.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суть человека и его полное описание (без эзотерики) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2. Человек

Глава 6. Определение человека

Изучением человека занимаются многие науки, в том числе психология. В настоящее время её определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых данных. За свою короткую историю научная психология накопила множество течений, каждое из которых внося частный вклад в понимание человека, даёт в целом спорное, расплывчатое представление о нём. И не отвечает удовлетворительно на вопросы: что собой представляет человек, в чём его сущность, в чём смысл жизни и другие так называемые «вечные» психологические вопросы. Конкретный человек, не находя ответов на свои вопросы в научной психологии, обращается к популярной. Но и в этом море легковесных брошюр и книг быстро разочаровывается. Эта естественная потребность взрослого человека ответить на самые важные для себя вопросы часто удовлетворяется признанием постфактум настоящего положения его в обществе за смысл жизни. Другие пытаются найти ответы в религиозных учениях. Некоторые пытаясь понять себя применяют наркотики. Прикладная психология больше преуспела, и в различных хорошо изученных конкретных обстоятельствах её рекомендации бывают полезны.

Общая психология в изложении многих авторов традиционно описывает следующие разделы: психика, сознание, деятельность, неосознаваемые бессознательные психические процессы, ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля, эмоции, психические состояния, личность, мотивы деятельности личности, способности, темперамент, характер. При этом, например, раздел «темперамент» включает обычно описание четырёх типов темпераментов (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик) по Галену; мало того что это описание было приведено около двух тысяч лет назад и под него не подходит ни один человек, оно даже приблизительно не охватывает темпераменты человека. Не лучше и описание четырёх «конституциональных типов» по Э. Кречмеру, а также концепция темперамента по У. Шелдону и теория темперамента Б. М. Теплова. То же самое с разделом «характер»: от физиогномики и до различных схем конституций, «акцентуаций», типов (Э. Кречмер, К. Леонгард, А. Е. Личко, Э. Фромм). До сих пор не выработаны методы для изучения характера человека. Впрочем, об этом прекрасно осведомлены научные психологи.

Общая психология не даёт классификаций хотя бы основных, наиболее общих категорий из которых состоит психика человека, поэтому не даёт и представления о структуре человека. Наконец, не приводятся в нужном понимании даже эти самые общие категории, а без них цельного представления о человеке получить невозможно. Например, выделяется деятельность как взаимодействие субъекта с миром (акцент делается на её общественном характере), затем отдельно — действие как акт поведения, затем отдельно — процесс как психическое явление и они не объединяются в общую категорию, хотя их суть одна: движение, изменение. Или, например, не рассматривается в полном объёме всё то внешнее по отношению к телу субъекта, что оказывает огромное влияние на него и взаимодействует с ним. Это не только природная среда, другие люди, их формальное и неформальное положение (а ведь это область психологии), но и писаные и неписаные правила, традиции, любая информация. В этих книгах при описании различных поступков совершаемых субъектом, процессов происходящих в нём, не учитывается влияние времени: что предшествует этим поступкам и процессам; что является их причиной; что происходит с субъектом во время совершения Действий; что является следствием совершения Действий. Также ни в одной из них не рассматривается и даже почти не упоминается опыт изучения психологии и психофизиологии в странах Востока (Индия, Китай, Япония), описываются только взгляды учёных из США, Европы и России.

Научные психологи ограничивают представление о человеке. В Качества не включают опыт, Желания ограничивают хотениями, Действия — поступками, речью. Не говорят об особенностях внешнего и внутреннего мира каждого. Не классифицируют большое количество психических и психофизических Качеств, Состояний. «Единого определения функционального состояния, как и психического, нет. Поскольку нет единого определения, то нет и единой классификации».

Приведём два заслуживающих внимания определения человека из словарей: 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; 2. Живая система представляющая единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого. Живые системы — суть единства взаимодействий, существующие в среде. Понять их не учитывая среду нельзя, и наоборот.

В этих и других определениях обычно учитываются только Качества человека. В них не хватает полноты, в них ничего не говорится о причинах Действий, об изменениях Качеств и Состояний во времени, и что приводит к таким изменениям. Подразумевается, что раз человек живой, значит действующий, а раз действующий, значит существуют мотивы. И в дальнейшем, насколько возможно, раскрываются некоторые Качества, мотивы и Действия.

Можно было бы дать определение человека раскрывая самыми общими понятиями то что входит в состав физического и психического. И если с физическим всё ясно, то в состав психического включить все заголовки глав общей психологии от психики до характера (см. выше), но как они между собой связаны и что такое, например, сознание опять неизвестно.

В итоге, отсутствие удовлетворительного системного подхода не позволяет составить цельного представления о человеке и не даёт возможности понять себя и других. Цитирую некоторых психологов: «Слово „психология“ в переводе с древнегреческого означает „наука о душе“, но что такое „душа“ мы не знаем».

Вспоминается как герой одноимённой повести Вольтера Микромегас («микро» — малый, «мегас» — большой) — высокоразумное существо гигантских размеров обитающее на Сириусе — посетил Землю. Встретившись с людьми он воспринял их как «разумные атомы» и поинтересовался уровнем их умственного развития. Как оказалось, знания землян были весьма обширными. Поражённый Микромегас спросил: «Поскольку вы обладаете столь обширными знаниями о том что вне вас, вы несомненно должны быть осведомлены о том что внутри вас. Скажите, что такое душа, и как образуются у вас мысли?». Ответы землян оказались столь противоречивыми, нелепыми, примитивными, что Микромегас покатывался со смеху. — Но знаешь ли ты, по крайней мере, что такое материя? — Ещё бы не знать! — ответил человек. — Вот, к примеру, этот камень: он серый и такой-то формы, у него три измерения, он весом и делим. — Ну, хорошо! Этот предмет кажется тебе весомым, делимым и серым, но что он собой представляет? Ты перечислил некоторые его свойства, но знаешь ли ты в чём его суть? — Нет. — Значит, ты вовсе не знаешь что такое материя.

Для человека желающего узнать себя, понять почему он, например, совершает поступки себе во вред, даже зная об этом, книги по психологии почти бесполезны. Что влияет на его поступки? Внешние условия в которых он находится? Характеристики которыми он обладает? Его хотения, чувства, эмоции, долг? Что является результатом его поступков? Как изменить себя? Как стать лучше? Какие ставить в жизни цели? Как их добиваться? Как взаимодействовать с другими людьми? Как стать счастливым? Кто Я?

Психологии, так же как и другим гуманитарным наукам, по объективным причинам присуща терминологическая нестрогость. Особенно это проявляется в определениях. Если идти от общего к частному (а именно так автор поступал в своих рассуждениях, определениях, классификациях), то не имея удовлетворительного определения человека трудно дать определение важным, сложным, ключевым терминам характеризующим его. Это одна из причин отсутствия на сегодня в психологии конкретных, понятных определений таким понятиям как сознание, состояние, эмоция и другим. Поэтому давая определения автор старался избежать приблизительности и максимально подробно объяснял их значения.

Автор впервые предлагает определение которое полностью характеризует любого живого человека (независимо от пола, национальности, возраста и многого другого) в динамике, изменениях. Каждый человек — это ежемгновенно изменяемые его Качества, Желания, Действия, Состояния и Обстоятельства в которых он находится в их взаимосвязанности (в дальнейшем О, К, Ж, Д, С). Приведём определения О, К, Ж, Д, С человека из соответствующих частей, в которых эти определения объяснены подробно.

Обстоятельства — это всё внешнее по отношению к телу человека. Это не только окружающие люди с их отношениями к субъекту, природная среда, обстановка, среда в которой субъект действует, работает, отдыхает, учреждения, магазины, любые организации которые его обслуживают, условия проживания, условия определяющие положение субъекта, материальные объекты, предметы, вещи, явления, процессы, но и информационная среда, писаные и неписаные законы, правила, теории, идеи, религии, произведения искусства, культура в самом широком смысле — вообще всё что может воздействовать извне на субъекта вкусами, запахами, касаниями, образами, звуками, информацией, любыми другими воздействиями на его тело и сознание, на его Качества, Желания, Действия, Состояния. Обстоятельства — это фактор возмущающий извне тело и сознание субъекта. Обстоятельства для человека обозначают условия в которых он существует в каждый момент времени в виде связей, воздействий на него. ( — А если эти воздействия не воспринимаются? — Значит они и не существуют для сознания человека). В тексте эта категория обозначается одним словом с большой буквы: «Обстоятельства».

Качества (суть признаки) — это основная из пяти составляющих (категорий) человека, объединяющая все слова обозначающие тело в полном объёме, всё из чего он состоит в рассматриваемый момент: физические, психические, умственные характеристики в их взаимосвязи и сочетании; характеристики всех органов, всех систем органов и сознания. Также в Качества входит положение его в социуме (семейное, имущественное и т. д.). Качества человека — не только тело, ограниченное оболочкой (кожей) и внутренний мир каждого (непостоянный как непостоянно относительное Я каждого), но и элементы и связи сосредоточенные в мозге, в сознании. Под связями подразумевается связь со всем что окружает человека и его Я, весь опыт (память) — физиологический, психический, совокупный: результат взаимодействия Обстоятельств (внешние условия, условия жизни, окружающие люди, семья, друзья, знакомые, работа, увлечения и т. д.) и сознания; результат взаимодействия тела (внутренних органов, органов восприятия и органов действия) и сознания; результат Действия сознания с самим собой. Связь эта происходит через органы восприятия, Действия, речь, память, сознание. Мы влияем на Обстоятельства и Обстоятельства влияют на нас, тем самым изменяя наше относительное Я. В тексте эта категория обозначается одним словом с большой буквы: «Качества».

Желание — это составляющая (категория) объединяющая все слова обозначающие физические, психические, эмоциональные, умственные побуждения в мозге (в том числе неосознанные). Под спектром понятий Желание подразумевается внутреннее стремление, побуждение, хотение, влечение, намерение. Желание — это не только импульсы как результаты прохождения сигналов от органов восприятия окружающего или от внутренних органов в мозг, говорящие о потребностях, но и выбор между ними. Желания являются непосредственной причиной всех Действий. Не бывает Действий без Желаний, без внутренних побуждений. В тексте эта категория обозначается одним словом с большой буквы: «Желание».

Действие — это составляющая (категория) объединяющая все термины имеющие смысл движения, изменения, процесса в теле и психике. Действие — это следствие Желания, процесс удовлетворения Желания, это проявление Качеств и Состояний, это любое движение, изменение (как Действие, а не как Состояние — результат Действия), любые процессы в теле и психике человека, в том числе в его мозге и сознании. В тексте эта категория обозначается одним словом с большой буквы: «Действие».

С объективной стороны Состояние человека — это сумма Состояний всех участков тела, органов, систем органов (и прежде всего сознания). В полном соответствии с пентаграммой человека и с учётом всего вышесказанного — это текущая ежемгновенно изменяемая совокупность (положение, срез) всех Качеств, Желаний, Действий человека и Обстоятельств в которых он находится в их взаимосвязи на момент рассмотрения. Или применяя буддийскую формулу к пентаграмме по отношению к Состояниям можно утверждать, что в зависимости от Качеств, Желаний, Действий человека и Обстоятельств в которых он находится, возникают соответствующие Состояния. Субъективно Состояние человека — это Состояние Я отождествляемого с помощью внимания (курсора, сканера) с любым участком тела, с любой его частью или с телом (сознанием) в целом. В тексте эта категория обозначается одним словом с большой буквы: «Состояние».

Продолжим. Если Качества, Желания, Действия, Состояния являются составляющими характеристиками каждого, то Обстоятельства являются внешней характеристикой по отношению к человеку. Но настолько тесно взаимодействие каждого с Обстоятельствами, что не рассматривать их, говоря о человеке, невозможно. Достаточно сказать что мы одним своим присутствием изменяем Обстоятельства, а о влиянии Обстоятельств на человека говорит хотя бы тот факт что любое восприятие окружающего мгновенно запоминается и становится опытом, дополняя Качества человека (внешнее переходит во внутреннее). Люди непрерывно взаимодействуют со средой, понять их, не учитывая среду, нельзя. И наоборот.

Как классифицировать О, К, Ж, Д, С по внешней и внутренней направленности? Обстоятельства — это всё только внешнее по отношению к телу субъекта. Качества, Желания, Действия, Состояния — внутреннее. Воздействия О на человека проявляются в нём в виде изменений К, Ж, Д, С. Ж и Д могут быть направленными как наружу так и внутрь тела. К и С могут иметь внешние и внутренние проявления по отношению к телу.

Итак, по мнению автора, любой живой человек (ребёнок, старик, мужчина, женщина, здоровый, больной) в любой момент времени — это взаимосвязанность его Качеств, Желаний, Действий, Состояний и Обстоятельств в которых он находится. То есть в каждый момент времени у каждого человека присутствуют все пять составляющих: О, К, Ж, Д и С. Ещё точнее: нет ни одного живого человека у которого в любой момент его жизни не было хотя бы одной из этих составляющих; и нет ни одного живого человека у которого в любой момент его жизни появилась бы ещё хоть одна составляющая кроме О, К, Ж, Д и С. (Мгновение всегда одно и у каждого все ежемгновенно изменяемые составляющие индивидуальны и не повторяются). Чтобы в этом убедиться автор предлагает читателю найти хотя бы одну какую-либо дополнительную составляющую человека не входящую в указанные выше. А также предложить хоть один миг жизни любого живого человека у которого не было бы хотя бы одной из пяти указанных выше составляющих. Разумеется, попытаться проделать это стоит только после ознакомления с определениями пяти составляющих человека.

Почему этих составляющих пять? Прежде всего потому что эти наиболее общие характеристики охватывают любого живого человека полностью. Чтобы понять их взаимосвязанность рассмотрим Действие. Из определения Действия ясно что это не только поступок, движение тела, но и любое движение в теле и сознании человека. Далее, ни одно Действие субъекта не может совершаться без начального импульса, а этот импульс, по мнению автора, относится к составляющей Желание (каждый человек предваряет свои Действия Желаниями, стремлениями). Также ни одно Действие субъекта не может совершаться без средств, без того чем оно совершается, а средства (тело как инструмент, соответствующие способности, знания, опыт) относятся к составляющей Качества, без которой тоже не обойтись (каждый человек обладает средствами для совершения Действий — Качествами). Затем, любое Действие совершается при каких-то обстоятельствах, в какой-то среде, любой живой человек всегда находится в каких-то условиях, поскольку тело его материально и занимает в окружающем пространстве определённое место. Это составляющая — Обстоятельства, она охватывает всё внешнее по отношению к телу, включая природную среду, других людей и даже любую информацию (то есть каждый человек: всегда находится в условиях в которых совершаются Действия и удовлетворяются Желания, стремления — Обстоятельства). Без составляющей Действие тоже не обойтись. Ведь в любом живом человеке, даже если он спит или находится в бессознательном состоянии, совершается множество процессов, в том числе в сознании, которые автор относит к составляющей Действие (каждый человек ежемгновенно совершает Действия). И, наконец, результат Действия. Несмотря на то что результатом Действия являются изменения и Обстоятельств, и Качеств, и Желаний, главным результатом для человека автор считает изменение Состояния (каждый человек испытывает результат Действий — прежде всего изменение Состояний). Итак, всегда есть непосредственная причина Действия — Ж, всегда есть условия при которых совершается Действие — О, всегда есть средства совершения Действия — К, всегда есть собственно Действие и всегда есть результат Действия — С, вот почему их пять (их не может быть меньше, и их не может быть больше).

Следовательно, наличие у каждого человека всех пяти составляющих в каждый момент времени говорит о полноте условий для жизни. Действительно, любой человек всегда находится в Обстоятельствах, всегда обладает Качествами, всегда испытывает и выбирает Желания, всегда совершает Действия и всегда переживает Состояния. А ведь больше ничего не нужно для жизни. Каждый человек самодостаточен. Цельная натура — когда Ж, Д соответствуют целям. Разумеется, частные проявления всех указанных составляющих у каждого человека свои, присущие только ему. Также понятно что все они у каждого человека ежемгновенно меняются.

В каждой из этих составляющих есть медленно изменяющиеся (инерционные, более постоянные) и мгновенно изменяющиеся факторы. В Обстоятельствах — это постоянное окружение (родственники, друзья, работа, квартира), и, например, погода, звонок по телефону. В Качествах — это то что характеризует нас как личность и медленно изменяется если не происходит травм (физических, психических, умственных), и, например, давление крови, восприимчивость, содержание памяти. В Желаниях — это стремления, долговременные цели и желания, и сиюминутные желания. Действия тоже бывают долговременные и кратковременные. В Состояниях — это, например, тяжёлая болезнь, и сиюминутное возбуждение. Важно отметить что долговременные и кратковременные факторы существуют одновременно и определяются наблюдением и анализом. Строго говоря, все пять составляющих состоят из мгновений, но «длится» только Действие. Это непрерывное течение — психологическое. «Непрерывное течение» Действиям создаёт сознание. Мы созданы так что должны следить за своими, чужими Действиями, за изменениями Обстоятельств, связывая мгновения в последовательности. Как только мы перестанем следить, хотя это невозможно, мы погибнем. Нам ведь постоянно нужна обратная связь: мы должны знать результаты Действий, при необходимости вносить изменения на основании изменений предыдущих мгновений. Мы совершаем Действия последовательно, даже если совершаем несколько Действий одновременно, всё равно каждое из них состоит из последовательных мгновений.

Мозг каждого и его структура так же индивидуальны как и сам человек. Мозг человека наполняется впечатлениями (внешними и внутренними). Элемент случайности заложен в воздействии на нас Обстоятельств (среды или других людей). Тогда на новые воздействия (изменяется составляющая «О») возникают соответствующие реакции. Имея цели (осознанные или неосознанные) мы (К) при этих О стремимся (Ж) добиваться (Д) своего (С), следуем своей природе.

Отвлечёмся. Влияние Обстоятельств в детстве чрезвычайно важно. Например, если ребёнок живёт со зверями несколько лет (Маугли) его уже никогда не сделать человеком. Со временем после того как человек сформировался (сформировалась и его структура мозга) Обстоятельства играют меньшую роль в его развитии. Хотя, если человек проведёт в тюрьме несколько лет ему, конечно, нужно время чтобы приспособиться к нормальным условиям (если он этого захочет). Вопрос. Что наследует ребёнок? То с чем он рождается? А психические, умственные Качества? В какой степени они наследуются, а в какой приобретаются, развиваются? Ответ. Они наследуются как возможность развития. Но если возможность в детстве была упущена, то с возрастом очень трудно или даже невозможно развить задатки Качеств полученных при рождении. Ребёнок развивается в соответствии с Обстоятельствами, условиями, средой. Затем он может сам себя развить. (Саморазвитие, самовоспитание).

Хотел бы обратить внимание читателя на два крайних взгляда на суть человека, распространённых не только у художественных натур: человек — это животное, зверь, и человек — это бог. Они ошибочны, так как человек не животное поскольку обладает сознанием (пусть даже в отдельных случаях малоразвитым) и является членом социума, и человек не бог поскольку обладает телом. Эти ошибочные взгляды не только дают неверное представление о других людях, но в отношении себя ведут к заблуждениям, неконтролируемым поступкам (создающим проблемы во взаимоотношениях с другими), соматическим и психическим нарушениям, заболеваниям и преждевременной смерти. Нельзя игнорировать телесные потребности в угоду духовным, и нельзя не заботиться о своём внутреннем мире, психике впадая в другую крайность.

Для устранения путаницы, поскольку слово «человек» употреблялось бы слишком часто вызывая трудности в понимании, автор будет пользоваться повсеместно понятием «субъект» вместо понятия «человек». Субъект — это отдельный человек, индивид, как правило взрослый, главный герой этой книги.

Глава 7. Пентаграмма субъекта

Отобразим взаимосвязанность О, К, Ж, Д, С в виде пентаграммы.

(На цветной пентаграмме, изображённой на обложке книги, взаимная связь между каждыми двумя составляющими субъекта наглядно показана двумя полосами разного цвета).

Каждая из этих составляющих связана с остальными четырьмя. Для понимания взаимосвязанности было бы заманчиво выбрать одну составляющую и рассмотреть её влияние на другую, абстрагируясь от остальных, или рассмотреть последовательно все взаимовлияния двух, трёх, четырёх составляющих, тоже абстрагируясь от остальных. Например, можно рассмотреть О и К во взаимодействии без учёта Ж, Д, С. Но мы уже знаем что невозможно ни появление, ни исчезновение, ни проявление ни одного К без Д. И любое Д всегда вызывается его причиной — Ж. Итак, все составляющие настолько взаимосвязаны, что такое искусственное рассмотрение, без учёта остальных не менее важных составляющих, необъективно. Можно даже утверждать что в каждой из них скрыты четыре остальных. Поэтому мы будем рассматривать пентаграмму со стороны каждой составляющей поочерёдно во взаимодействии с остальными четырьмя. Но прежде рассмотрим всю пентаграмму во взаимосвязи её составляющих.

Они не равнозначны. Возмущающих составляющих две: О (внешнее — среда, другие люди) и Ж (внутреннее). Действительно, при изменении О или Ж изменяются и остальные составляющие. О и Ж можно считать необусловленными. Остальные (К, Д и С) — обусловлены. Значит, если нам известны четыре из пяти составляющих человека величины (включая необусловленные О и Ж), то пятая, обусловленная, определяется по четырём известным. Применяя буддийскую формулу «В зависимости от… возникают…» можем сформулировать: «В зависимости от О, Ж, Д, С возникают К», «В зависимости от О, К, Ж, С возникают Д», «В зависимости от О, К, Ж, Д возникают С». Это очень важный вывод, он позволяет понять: что делает нас такими, как и почему изменяются наши К; от чего зависят наши С, самочувствие и как его улучшить; что влияет на наши поступки и почему мы поступаем так, а не иначе.

Знание пентаграммы может дать ответы на важные вопросы. Например, мы хотим изменить наше самочувствие (С). Зная что С возникают в зависимости от О, К, Ж, Д мы понимаем что при данных О и К нужно изменить Ж и Д. Или, например, кто-либо хотел бы стать сильнее, выносливее, то есть изменить свои К. Если О не позволяют, то ему нужно к ним приспособиться или изменить их. Затем мотивация (Ж) должна быть достаточно сильной чтобы продумать и начать регулярные занятия (Д) учитывая свои С. Затем занятия приносят результат (начинают изменяться К) усиливающий мотивацию, которая заставляет продолжать занятия переходящие постепенно из трудных (или даже неприятных) в привычные, а затем и необходимые. Критик: — Но очень многие начинают и бросают. — Как правило им не хватает твёрдости, способности преодолевать трудности. — Так ведь субъект и хочет приобрести такие Качества. — Значит нужно усилить мотивацию и начать с малого. Кому-то понадобится снова всё обдумать и сильнее убедить себя, кто-то будет брать пример с других.

Пентаграмму можно рассматривать и частично. Например, при данных О и К (основные составляющие которых являются долговременными, то есть не изменяются быстро) нам нужно изменить С. Из треугольника Ж, Д, С пентаграммы понятно что Состояние мы можем изменить с помощью Ж и Д.

Несмотря на то что даже теоретически понимание пентаграммы конкретного субъекта чрезвычайно сложно, поскольку у каждой из этих характеристик есть множество составляющих (иерархия и сила воздействия которых на сознание не определена), всё же практически многие люди довольно успешно проживают свою жизнь и правильно понимают других.

Пентаграмма не только у всех всегда разная, но даже у одного человека никогда не повторяется. Каждый человек характеризуется своими взаимосвязанными О, К, Ж, Д, С и изменения их тоже индивидуальны. Поэтому, например, одни и те же Желания у разных людей приводят к разным Действиям, а одни и те же Действия у разных людей приводят к разным последствиям. В то же время не одинаковые Действия у разных людей приводят к одним и тем же Желаниям. Важно что взаимные связи О, К, Ж, Д, С есть всегда для каждого человека.

Теперь обсудим что же является причинами О, причинами К, причинами Ж, причинами Д, причинами С. О изменяются ежемгновенно в силу непрерывного движения материи, процессов происходящих в природе, в окружающей среде и в силу действий других людей и субъекта (К, С не могут непосредственно изменить О). Только небольшую часть О окружающих его воспринимает субъект и то в том случае если его внимание направлено наружу тела. Если внимание субъекта направлено внутрь тела и он сосредоточен на внутренних процессах, например, обдумывает решение задачи, он может не воспринимать окружающей среды. Итак, О изменяются параллельно с изменениями К, Ж, Д, С субъекта независимо от того воспринимает их субъект или нет. От чего зависят О текущего времени? От О, Д в предыдущий момент. Напомним читателю что под О понимаются не только всё внешнее (по отношению к субъекту) как результат процессов в окружающей среде и действий других людей, но и сами эти процессы и действия. Влияниями, воздействиями О на субъекта являются восприятия, результаты любых процессов восприятия, в том числе вкусы, запахи, касания, образы, звуки, любая информация.

Непосредственными причинами Ж могут быть О (даже восприятия звуков, касаний не происходит без участия Ж), или более сильные импульсы от различных органов (при автоматических неосознанных бессознательных Ж), или хотения (сознательный, не обязательно ментальный выбор). Например, у нас при взгляде на продукты в прилавке магазина появляется Желание что-либо купить. Цепочка такая: вначале появляется Желание и осуществляется его выбор для того чтобы посмотреть на продукты в прилавке (Ж), момент выбора не заметен, но он существует; затем совершается собственно взгляд и происходят процессы в сознании (Д), результатом которых является Желание что-либо купить. Но опосредованными причинами изменений Ж могут быть: те же О; К (субъект может желать избавиться от данных ему К, или закрепить присущие ему К, или приобрести новые К); предыдущие Ж (предыдущий выбор Ж влияет на последующий); Д (они могут вызвать Желания продолжить соответствующие Д, или прекратить их, или перейти к другим Д); С (любые С вызывают Ж продлить эти С, или прекратить их, или испытать новые С). Например, чувство долга, привычка (К), или болезнь (С) влияют на выбор (Ж) заставляя субъекта совершать соответствующие Д. Насколько независимы Ж? Они зависят в том числе от величины импульса. Выбор бессознательный всегда происходит в пользу той характеристики чей импульс представлен в сознании сильнее.

Несмотря на то что непосредственными причинами Д всегда являются Ж (мы уже знаем что ни одно Д не совершается без Ж), рассмотрим что же приводит к выбору Ж, а следовательно — к выбору Д. Причинами Д влияющими на выбор Ж могут быть: О (внешние приказы в явной или скрытой форме, воздействие внешних условий, явлений, воздействие людей тоже могут привести к Д); К (привычки, сложившиеся стереотипы в сознании, опыт, долг, обязанности могут привести к Д); Д предыдущие (например, восприятия); С (мгновенные неконтролируемые состояния, например, аффект, белая горячка, страх, гнев, безудержная радость, страсть могут привести к Д).

Непосредственными причинами К, изменений К всегда являются Д (прежде всего восприятия, но и регулярные однообразные Д на работе, дома приводят к становлению, изменению соответствующих К) или О (при физической травме). Но опосредованными причинами изменений К могут быть: те же О (они формируют соответствующие К, например, тюрьма, армия, стойкие постоянные воздействия извне, положение в семье, на работе); Ж (они являются необходимым толчком для формирования скрытых, существующих в виде возможностей К, они направляют Д); К предыдущие (например, предыдущий опыт, или осознание, понимание себя — одно из важнейших Качеств); С (например, длительные, тяжёлые заболевания могут привести к формированию соответствующих К). Некоторые К субъекта (звание, должность) могут быть изменены изменениями О, в том числе действиями других людей.

Непосредственными причинами С, изменений С, также как и К, всегда являются Д и О (тоже только при физической травме). Но опосредованными причинами изменений С могут быть: те же О (природная среда, окружающая обстановка, другие люди, внешние воздействия могут легко влиять на наши С); К (например, заболевание какого-либо органа вызывает изменение С на болезненное, угнетённое); Ж (они приводят к Состоянию хотения, особого рода возбуждения); Д (они приводят к Состоянию активности, сосредоточенности, возбуждения и т. д.); С предыдущие (без их учёта нельзя делать выводы о С текущих). Хотя любое изменение Качеств влечёт за собой изменение Состояний, Качества не являются непосредственными причинами изменений Состояний, ими являются Действия.

Далее рассмотрим как влияет каждая из этих характеристик на остальные четыре. Обстоятельства не воздействуют на Действия непосредственно, без Желаний. Обстоятельства также не воздействуют непосредственно на Качества и Состояния (кроме физической травмы), поскольку любое воздействие должно быть воспринято (а это уже Действия). Обстоятельства воздействуют непосредственно только на Желания. Качества и Состояния непосредственно влияют только на Желания, поскольку без проявления невозможно влияние, а проявление любых Качеств и Состояний — это Действия. Желания непосредственно влияют только на Действия. Действия непосредственно влияют на Обстоятельства (изменить Обстоятельства мы можем только с помощью Действий), Качества, Состояния и Желания.

Итак, сформулируем два постулата. Первый: ни одно Действие (физическое, психическое, ментальное) не совершается без Желания (сознательного или бессознательного, мотивированного или немотивированного, осознанного или неосознанного, привычного, автоматического или непривычного). Второй: изменить Качества и Состояния можно только Действиями, за исключением одного случая когда Обстоятельствами (внешнее) непосредственно наносится телу физическая травма.

Продолжим. А можем ли мы изменить такую не обусловленную характеристику как О? Можем ли мы влиять на О? Да, но только в той степени в которой О зависят от наших К, Ж, Д и С. Например, вы хотите что-либо изменить на работе. Но это изменение, допустим, зависит не только от вас, но и от вашего руководителя. Вы собираетесь обсудить с ним эти изменения, но ведь решение принимает он. Или, например, вы можете сменить место работы, но и в этом случае вы ограничены известными пределами.

Поскольку мы уже знаем что от наших Ж зависят Д (не все Ж приводят к Д, а только те которые выбираются), то как нам научиться желать того что нам кажется нужным, полезным, правильным? Можем ли мы изменять наши Ж? Из пентаграммы видно что все пять составляющих взаимосвязаны и значит Желания мы можем формировать с помощью О, К, Д и С. Разумеется, при этом необходимо захотеть иметь такие Ж. Желание иметь какие-либо Желания существует (см. «Классификацию Желаний субъекта»).

Вопрос. Какие из пяти составляющих могут проявляться? Ответ. Проявление Обстоятельств (непроявленные Обстоятельства для нас не существуют) — это действия Обстоятельств. Проявление Качеств, Желаний, Состояний субъекта — это тоже Действие. Действия субъекта имеющие внешние изменения, разумеется, всегда проявляются. Действия имеющие только внутренние изменения субъекта проявляются внутри тела и не проявляются вне его. То есть любое Действие — это всегда изменение, проявление, процесс. И любое проявление — это всегда Действие.

Важно отметить, что изменение Желаний, изменение Качеств, изменение Состояний — это не Действие, это результат, следствие Действий. Состояние субъекта сопровождает любое его Действие (известно что таламус отправляет импульсы в кору головного мозга связывая ощущения с эмоциями).

Для более подробного и глубокого понимания взаимосвязей между составляющими пентаграммы рассмотрим изменение их во времени.

Глава 8. Изменения Обстоятельств, Качеств, Состояний, Желаний, Действий субъекта во времени

В каждый момент времени субъект уже имеет взаимосвязанные О, К, С, Ж, Д. Затем в следующий момент в результате Действий: изменяются О (как результат процессов происходящих в окружающей среде, Действий других людей и Действий субъекта, имеющих внешние проявления, изменяющих О); изменяются К и С (тоже как результат предыдущих Д); появляются новые Ж (тоже как результат предыдущих Д и в силу внутренних процессов); одновременно происходят новые Д. Получается новое неустойчивое сочетание О, К, С, Ж, Д которое тут же переходит в следующее. Если обозначить О, К, С, Ж, Д кого-либо в момент времени Т1 — Ч1, в момент времени Т2 — Ч2 и т. д., то жизнь каждого человека есть цепочка Ч1 → Ч2 → Ч3 → Ч4…, то есть изменение его взаимосвязанных О, К, С, Ж, Д. Субъект меняется ежемгновенно, также ежемгновенно меняются его составляющие О, К, С, Ж, Д в соответствии с причинно-следственным законом: текущие О, К, С, Ж, Д соответствуют предыдущим О, К, С, Ж, Д, а будущие О, К, С, Ж, Д — настоящим. Побуждающими факторами к изменениям О, К, С, Ж, Д следующего мгновения являются О, К, С, Ж настоящего мгновения. Изменяют О, К, С, Ж только Д субъекта, происходящие вне и внутри тела.

Теперь об изменениях Качеств, Состояний, Желаний субъекта. Они под воздействием Обстоятельств и Действий изменяются параллельно, одновременно. В каждое мгновение К и С являются результатами Д. Если можно так выразиться, на К и С время не расходуется. «Изменение» К и С употребляется в значении «состояния» (результата Д, а не процесса). На Ж (неосознанные или осознанные) время тоже не расходуется. В каждое мгновение из представленных Ж происходит выбор конкретного Ж сознательно или бессознательно. Выбор Ж это не Д, выбор Ж входит в Ж. Одновременно с выбором (а это суть любого Ж), в то же мгновение начинается Д.

Время расходуется только на Действия субъекта (движения, процессы, «изменения» в значении «действия») и на движения, процессы, изменения, Действия происходящие в окружающей среде.

От чего зависят К и С в текущий момент времени? От О, К, С, Ж, Д в предыдущий момент; от О в текущий и К, С в предыдущий момент (только при физической травме). От чего зависит выбор Ж в текущий момент времени? Ж в текущий момент зависят от К, С в текущий момент и от О, К, С, Ж, Д в предыдущий момент. От чего зависят Д в текущий момент времени? От Ж в текущий момент времени, при этом Д соответствует О в предыдущий момент и К, С в текущий момент времени.

Насколько мы свободны в выборе? Выбор есть всегда. Но чем более стеснены О, чем беднее наш внутренний мир, тем меньше у нас возможностей, вариантов выбора. Своими настоящими Действиями мы задаём возможность выбора последующих Действий. Но совершенно не определён (не фатален) выбор Действий в будущем (Ж), так как не известно какими будут на тот момент О, К, С.

Поговорим подробней о выборе Ж и, следовательно, Д. Когда мы углублены в свой внутренний мир мы можем не воспринимать окружающее. Например, звуковые волны попадая во внешнее ухо, воздействуют на мембрану, затем среднее, внутреннее ухо, наконец по цепочке преобразуются и попадают в ту часть мозга, сознания которая отвечает за звуковые восприятия. Но если мы сосредоточены на чём-то другом, то можем не воспринимать звуки. Некоторые психологи считают что всё дело во внимании: если внимание будет направлено на соответствующий участок мозга, то мы будем воспринимать звуки. Но внимание — не самоуправляемая способность человека. Что же внутри нас управляет нашим вниманием? Далее. Всё что вне тела человека, весь окружающий нас реальный мир подчиняется материальным, естественным законам. Следовательно, как бы ни были сложны и многообразны процессы происходящие в природных явлениях, окружающем, они обусловлены. То же самое можно утверждать и в отношении тела человека, включая его сознание. Физиологические и психические процессы подчинены тем же материальным законам. А если предположить что внимание зависит от величины воспринимаемого сигнала или других факторов, то получается что и внутри человека всё подчинено тем же материальным законам, и прежде всего причинно-следственному. Да, мы не можем просчитать поведение конкретного человека из-за огромного количества ежемгновенно изменяющихся факторов. Но нас интересует принципиальная сторона — свободен ли человек в своём выборе? Если и вне, и внутри нас всё обусловлено, значит свободы выбора нет? Но этому выводу противится всё наше сознание. (И по индийской традиции, считается что у каждого человека всегда есть выбор). Выбор есть, Желания наши не обусловлены и именно они его осуществляют. Желание может быть немотивированным, неосознанным, но без него невозможно даже такое тонкое Действие как переключение, или удержание, или концентрация внимания. Внимание направляется нашим относительным Я (бессознательным или сознательным) либо непосредственно через Желание (например, интерес), либо опосредованно Обстоятельствами (например, громкие звуки), Качествами (например, долг, обязанность), Действиями (например, слежение за процессом), Состояниями (например, страх) через Желание.

Если бы О зависели только от субъекта, то в каждое мгновение О соответствовали бы К, С, Ж, Д того же мгновения. Но поскольку О меняются главным образом независимо от субъекта, а от изменения окружающей среды, других людей, то К, С, Ж, Д каждого мгновения соответствуют О предыдущего мгновения. Потому что текущие О не воспринимаются в текущий момент (ведь восприятие — это процесс происходящий во времени), они воспринимаются в последующий момент.

Приведу пример. Я отвлёкся от книги и посмотрел в окно (от моего сознания ускользнуло соответствующее этому взгляду Желание), а это уже Действие, результатом которого явилось незначительное изменение моего Качества (ведь моё Желание посмотреть, взгляд как Действие и образ который я увидел в окне стали содержимым моей памяти) и моего Состояния (оно тоже незначительно изменилось). При этом сохранилась преемственность мысли которую я хотел написать. А если бы эта мысль не сохранилась в памяти? Но ведь Желание выразить мысль сохранилось и значит я смогу её выразить пусть и другими словами.

Другой пример. Пошёл дождь (изменились О), при этих К и С у субъекта мгновенно сработала неосознанная команда воспринять (а это Ж) глазами, ушами, кожей капли дождя, в следующее мгновение произошло восприятие (а это Д) дождя в сознании (момент фиксации в сознании и есть момент восприятия), одновременно с восприятием изменились К (поскольку это восприятие стало содержанием памяти) и С (как совокупность К).

Следующий пример. Субъект захотел переставить стул. При этих О, К, С он сделал выбор (Ж) и одновременно начал переставлять стул (Д). В следующее мгновение, одновременно с изменением Д, незначительно изменились О (в результате изменений положений тела субъекта и стула, а также в результате изменений окружающей среды), К (в результате движений тела, а также бессознательных процессов происходящих в теле и процессов происходящих в сознании: слежение зрением за движением тела и стула, изменение содержимого памяти), С (как совокупность К) и Ж с учётом изменений. В то же мгновение одновременно с изменением Ж и новым выбором продолжилось Д и т. д.

Ещё один пример. Субъект включил радиоприёмник чтобы послушать новости. Рассмотрим взаимодействие О, К, С, Ж, Д с этого момента. Субъект обладает определёнными К и С при этих О. Изменились О (по приёмнику передают новости), субъект направил своё внимание на произносимые новости (Ж), начал воспринимать информацию (Д), изменились К (в частности содержание памяти), С (как результат восприятия) и далее изменились Ж предшествующие продолжающемуся восприятию (Д) и т. д.

Отобразим все возможные варианты изменений О, К, С, Ж, Д субъекта во времени с помощью небольших схем. Их пять (см. ниже). В первом О воздействуют на субъекта и субъект воздействует на О. Во втором сознание субъекта сосредоточено на внутреннем мире и не воспринимает О, а изменения К, С, Ж, Д не имеют внешних проявлений (О изменяются параллельно внутренним изменениям субъекта). В третьем О непосредственно воздействуют на тело субъекта травмируя его (О предшествовавшие травме сознанием не воспринимаются и мгновение травмы при уже изменённых К и С воспринимается сознанием на мгновение позже). В четвёртом субъект совершает телом автоматические действия изменяя О, например, идёт, но О не влияют на его сознание поскольку субъект находится в своём внутреннем мире и не воспринимает их. В пятом О воздействуют только на сознание субъекта (субъект только воспринимает, например, музыку), тело остаётся практически неподвижным и не изменяет О.

Комментарий к схемам. Момент времени Т2 — следующий за моментом времени Т1, момент времени ТЗ — следующий за моментом времени Т2. Во всех пяти схемах О, К, С, Ж, Д употребляются во множественном числе. Это значит что на субъекта одновременно воздействует множество Обстоятельств, он всегда обладает множеством Качеств, всегда переживает множество Состояний, ежемгновенно испытывает и выбирает множество неосознанных и осознанных Желаний (при этом только одно ментальное) и ежемгновенно совершает множество осознанных и неосознанных Действий (при этом только одно ментальное, поскольку неконтролируемые, инерционные, продолжающиеся процессы в сознании как результат поиска ответов на прежние вопросы и размышления в данном случае не учитываются). Не будем забывать что в каждой из пяти схем одновременно с движениями тела, наряду с процессами происходящими в сознании, в теле происходит множество внутренних бессознательных автоматических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма (они происходят по схеме № 2). Во всех схемах, в К, С, Ж, Д не выделяются отдельно тело и сознание субъекта. Стрелки — суть связи, соответствия и переходы во времени, например, 01 → 02. Линии соединяющие О, К, С и Ж между собой обозначают соответствия между ними (Качества и Состояния соответствуют Обстоятельствам, а Желания выбираются при этих Качествах и Состояниях в соответствии с Обстоятельствами). Линии соединяющие О, К, С и Ж с Д тоже обозначают соответствия (Действия совершаются по выбору Желаний при этих Качествах и Состояниях в соответствии с Обстоятельствами).

В первом случае О воздействуют на субъекта (он их воспринимает) и субъект изменяет О (фигурная скобка охватывает все пять составляющих). При этих 01, К1, С1 возникают Ж1 (производится выбор) и одновременно с выбором совершаются Д1 изменяющие все характеристики 01, К1, С1, Ж1 на 02, К2, С2, Ж2 (02 изменяется не только от Д1 субъекта, но главным образом от 01) — это момент времени Т2. Одновременно с Ж2 (при этих 02, К2, С2) совершаются Д2 изменяющие все характеристики 02, К2, С2, Ж2 на 03, КЗ, СЗ, ЖЗ (03 изменяется не только от Д2, но главным образом от 02) — это момент времени ТЗ. И так далее. Хотя в каждый момент времени существуют все составляющие, но К, С, Ж, Д настоящего момента соответствуют О предыдущего момента, поскольку О настоящего момента ещё не восприняты (восприятие — процесс длящийся во времени). Поэтому связь 01 с К1, С1, Ж1, Д1 отсутствует, а есть связь 01 с К2, С2, Ж2, Д2, когда восприятие 01 (Обстоятельств в момент времени Т1) уже произошло. Другими словами К2, С2, Ж2, Д2 соответствуют 01, а КЗ, СЗ, ЖЗ, ДЗ соответствуют 02.

Во втором случае субъект сосредоточен на внутреннем мире, его сознание не воспринимает О и изменения К, С, Ж, Д субъекта не имеют внешних проявлений (Д не изменяют О), а О изменяются параллельно внутренним изменениям, что отмечено скобками — (О). Связи (стрелки) между (01) и К2, С2, Ж2, Д2, а также между (02) и КЗ, СЗ, ЖЗ, ДЗ отсутствуют.

В третьем случае, при физической травме (например, субъект не заметил приближающегося автомобиля и в результате наезда ему сломали ногу — момент времени Т1), О воздействуют на К и С субъекта непосредственно, изменяя их на К1 и С1. Ж1 (выбор Ж и соответственно выбор Д) определяется теми О, К, С которые не учитывают наезжающего автомобиля и последствий наезда, мгновение травмы при уже изменённых К1 и С1 воспринимается сознанием на мгновение позже (Т2). Субъект не замечает (Д) приближающегося автомобиля и у него отсутствует предшествующее этому восприятию Ж, а К и С уже изменяются на К1 и С1. Здесь зафиксирован момент когда не произошло восприятие и осознание случившегося, а травма уже изменила К и С субъекта. В соответствии с Ж1 субъект должен был бы сделать шаг, но он не может его сделать поскольку у него сломана нога, что отмечено скобками (Д1). (Команда на то чтобы сделать шаг, как Действие сознания, здесь не рассматривается). И только в следующее мгновение изменяются 01, К1, С1, Ж1, (Д1) на 02, К2, С2, Ж2, Д2. Эти изменения происходят только под воздействием 01, без участия (Д1). Одновременно с Ж2 совершаются Д2 изменяющие все характеристики 02, К2, С2, Ж2 на 03, КЗ, СЗ, ЖЗ (03 изменяется не только от Д2, но главным образом от 02, это момент времени ТЗ).

В четвёртом случае О не воспринимаются субъектом (он сосредоточен на своём внутреннем мире); при этом субъект изменяет О автоматическими движениями тела и изменяет К, С, Ж, Д теми же автоматическими движениями тела и процессами происходящими в сознании. (02) изменяются главным образом под воздействием (01); (03) изменяются соответственно под воздействием (02).

В пятом случае О воздействуют только на сознание субъекта (субъект только воспринимает, например, музыку), тело субъекта остаётся практически неподвижным и Д не изменяет О. Д1 изменяет К1, С1, Ж1 на К2, С2, Ж2. Д2 изменяет К2, С2, Ж2 на КЗ, СЗ, ЖЗ. И т. д.

Важно отметить что мы не можем воздействовать на Обстоятельства, в том числе на материальные объекты и сознания других людей, только сознанием, без участия тела.

Мы рассмотрели все возможные варианты изменений О, К, Ж, Д, С субъекта во времени, где единицей времени был момент, мгновение. Долговременные изменения происходят по этим же схемам.

Глава 9. Внешний и внутренний мир субъекта

Мы уже знаем что каждый субъект всегда находится в Обстоятельствах (см. часть 3 «Обстоятельства по отношению к субъекту»), то есть во внешнем, по отношению к телу, мире. Субъект — не только тело, ограниченное оболочкой (кожей), но и психика (ежемгновенно изменяющийся внутренний мир с элементами и связями между элементами сосредоточенными в сознании и бессознательном). Элемент — это любая элементарная информация полученная от органов восприятия, органов действия, от сознания как способности воспринимать ментальную информацию через слух, зрение, от органов тела, а также элементарная информация полученная в результате процессов происходящих внутри сознания.

Внутренний мир формируется субъектом при взаимодействии с внешним, с Обстоятельствами. Желания, ощущения, восприятия, представления, мысли, эмоции, чувства, речь, впечатления, переживания формируют элементы и связи в сознании и бессознательном. Одновременно с наполнением сознания в результате взаимодействия с внешним миром производится огромная внутренняя работа, когда субъект внутри своего сознания отвлекаясь от внешнего мира (не воспринимая его) может вспоминать прошедшее (в образах, звуках, цветах, касаниях, запахах, вкусах, движениях — так как оно было воспринято), прогнозировать, моделировать будущее, решать ментальные задачи и, наконец, творить. То есть субъект может в своем сознании без восприятия внешнего мира прокладывать новые элементы и новые связи между существующими и новыми элементами, создавая всё более наполненную, более разветвлённую, более сложную структуру. Необходимо отметить, что всё что происходит внутри отдельного субъекта и внутри его мозга (все элементы и все связи) изучить невозможно.

Каждый субъект может жить во внешней среде (внешнем мире, когда внимание, органы восприятия, сознание направлены наружу тела) и внутренней среде (внутреннем мире, когда внимание, органы восприятия, сознание направлены внутрь тела). При взаимодействии с внутренней средой у каждого субъекта также присутствуют все 5 составляющих: Обстоятельства, Качества, Состояния, Желания, Действия. В этом случае под Обстоятельствами понимаются условия, среда внутри тела в которых происходят процессы в конкретный момент. Под Качествами понимаются характеристики органов тела, систем органов тела и главное, характеристики головного мозга. Под Состояниями понимаются прежде всего Состояния сознания со всеми элементами и связями между ними. Под Желаниями понимаются Желания направленные внутрь тела: выбор внутреннего Качества; выбор внутреннего Действия; выбор внутреннего Состояния. Удовлетворение Желания происходит в этом случае без взаимодействия с внешними по отношению к телу Обстоятельствами. Под Действиями понимаются Действия происходящие внутри тела: физиологические и психические внутренние процессы, восприятия, мысли, внутренняя речь. Например, субъект хочет (и делает выбор) вспомнить события вчерашнего дня (это Ж). Вспоминает (совершает Д). Качество воспоминания будет зависеть от точности запоминания этих событий, от способности точного их воспроизведения (К), собственно от воспроизведения (Д), а также от внутренних условий органов тела, систем органов тела влияющих на воспроизведение (О). Обстоятельствами в данном примере могут быть, например, сигналы поступающие в мозг о боли в каких-либо органах. Результатом такого Действия (воспроизведения) будет прежде всего Состояние сознания (то что субъект испытывает в каждый момент) и Состояние тела в целом. Или, например, если субъект напевает внутри себя (про себя) какую-либо мелодию, то Обстоятельствами внутренними могут быть для него в том числе события вчерашнего дня оставшиеся в памяти.

Для получения информации из подсознания субъект должен отсоединиться от внешнего мира, перестать его воспринимать, тогда начинает работать внутренний мир.

В этой главе хотелось бы обсудить не просто влияние внешнего мира, а влияние привычного внешнего мира субъекта (семьи, близких, друзей, коллег по работе, работы, привычных занятий) с точки зрения психологии. При взаимодействии с привычным миром субъект находится в своеобразном психическом гомеостазе. Выполняя привычные Действия в привычной обстановке (имеется ввиду большая часть стандартных ситуаций) субъект испытывает естественное удовлетворение, умеренное возбуждение. Естественное небольшое разнообразие в каждодневной работе способно благоприятно повлиять на физическое и психическое Состояние. Например, перед работой произошли ссоры в семье. Придя на работу, отвлекаясь, выполняя необходимые поручения, субъект как правило приходит в нормальное Состояние. Разумеется, имеет значение не только отвлечение, но и Действия, движение. Бывает и наоборот. На работе неприятности, субъект испытывает стресс, перевозбуждается, а придя домой, в привычной семейной обстановке успокаивается и приходит в норму. Бывают, конечно, и тяжёлые дни когда плохо везде: дома, на работе, со здоровьем, самочувствием и погода отвратительная. Ну что ж, и это надо пережить, мы же знаем что всё проходит.

Можно утверждать что привычная благоприятная обстановка и расположенные к субъекту люди приводят его в комфортное Состояние и даже оказывают на него (когда ему плохо) лечебное воздействие. Какое значение имеет привычная обстановка для субъекта говорит хотя бы то с какой неохотой, опаской он меняет место работы, особенно если обстановка на прежней работе была благоприятной пусть даже при меньшей зарплате. Известны также случаи когда рецидивисты отсидев большой срок в тюрьме не хотят выходить на свободу в непривычную для себя среду, особенно если связи с родственниками, близкими разорваны. Какой же вывод? Наше самочувствие во многом зависит от окружающих нас людей, особенно от близких, поэтому мы сами должны быть расположены к ним. Есть, конечно, психические нездоровые люди которым хорошо тогда когда другим плохо, но мы их поведение обсуждать не будем.

Глава 10. Характеристика субъекта

Любая характеристика любого человека не может быть полной, потому что охватить все его составляющие (образно говоря, всё дерево с его корнями, стволом, ветвями, ветками, веточками и листочками) даже теоретически невозможно. Более того, в следующее мгновение все составляющие субъекта, пусть незначительно, но изменятся. Поэтому любая характеристика является неполной, относительной, приблизительной, расплывчатой как смысл слов которыми она передаётся.

Чем более общими характеристиками мы описываем субъекта тем они точнее, но менее конкретны и менее содержательны.

Характеризовать любого субъекта можно со стороны каждой или нескольких из его составляющих (О, К, С, Ж, Д). Например: присутствующий на работе, находящийся в больнице (О); молодой, женатый, образованный, инженер, чуткий, рассудительный (К); здоровый, спокойный (С); испытывающий жажду, любопытство (Ж); активный, пользователь, зритель (Д); целеустремлённый (К, Ж, Д). Подробней о характеристиках составляющих О, К, С, Ж, Д субъекта см. соответствующие части.

Глава 11. Цели в жизни субъекта

Цель — это то к чему стремятся, чего хотят достичь; заранее намеченный план. Желание, чувство долга, выполнение обязанностей могут помочь в достижении цели, но ни Желания, ни долг, ни обязанности не являются целями.

Вначале цели детям определяют родители: «Ты должен закончить школу с хорошими отметками», «Постарайся поступить в институт» и т. д. Затем молодым людям ставят цели преподаватели, затем — руководители их трудовой деятельности. Как правило учёба, работа воспринимается молодыми людьми как обязанность, как что-то нужное не им, а родителям, преподавателям, руководителям на работе. Не то что цели, даже интересы молодых людей очень часто не совпадают с их учёбой и работой. Трудно представить чтобы молодой человек начал трудовую деятельность со следующими чувствами: «Это моя работа, мне нужно досконально разобраться в ней, я должен как можно лучше её выполнять, её добросовестное выполнение должно стать моей целью, я готов преодолевать трудности, даже идти навстречу им, мне нужно приобрести как можно больше знаний по моей работе, если я не смогу найти эти знания в книгах, мне необходимо получить консультации у специалистов». Удивительно, но многие в дальнейшем даже отказываются от повышения своей квалификации, несмотря на то что их направляют на курсы от работы. Они не хотят напрягаться, им легче выполнять ежедневную рутинную работу. А те кого заставляют, много ли они получат знаний от таких курсов? Если они даже от руководства новшества в работе стараются бойкотировать. Конечно, у некоторых есть цели не связанные ни с учёбой, ни с работой, но чаще всего очень многие живут бесцельно. Да, они работают, «крутятся как белки в колесе», их одолевают семейные, бытовые заботы, каждый из них наслаждается и счастлив по-своему. Но оказывается можно жить без целей (но не без забот).

Почему же цели так важны в жизни субъекта? Ведь не у всех есть талант творить. (Многие думают что цели могут быть только творческие). Да, цели могут быть и общественно значимые. Но главное, что они нужны прежде всего субъекту в течение всей жизни, даже пожилому, старому, больному. Само существование осмысленной цели, стремление к ней продлевает жизнь, делает её интересней, развивает субъекта. А достижение целей даёт ни с чем не сравнимое огромное длительное удовлетворение.

С возрастом целеустремлённость, как и Желания, по объективным причинам уменьшается: хуже здоровье, обучаемость новому, довлеет прежний опыт, мешают наработанные штампы в мыслях, словах, способах, которые всё труднее преодолевать. А преодолевать необходимо.

Целеустремлённые люди стоят выше не целеустремлённых. Потому что даже если первые будут уступать вторым в некоторых Качествах (нет таких данных, меньше первоначальных знаний, опыта, хуже жизненные условия, Обстоятельства и другое), в силу своей целеустремлённости они добьются большего чем вторые, стоящие на месте.

Как и Желания, цели могут быть направлены на Обстоятельства, Качества, Состояния и Действия. Взрослый человек должен ставить себе цели сам с учётом своего уровня, своих Качеств, своих возможностей. Постановка цели предполагает её осмысление и формулирование. Ставить цели нужно только выполнимые (и, разумеется, не противозаконные). После постановки цели обдумывается план мероприятий. И осознание цели, и план мероприятий внутренне подготавливают субъекта к реализации, укрепляют его веру, решимость, психологически настраивают. Затем наступает этап реализации плана, достижения намеченного. Субъект добившийся своего приобретает чрезвычайно важное Качество: целеустремлённость. Если это молодой человек, то он не поддастся влиянию дурной компании, или отдельного человека, он приобретает внутреннюю силу. Можно утверждать, что только целеустремлённый человек может быть лучшим организатором, управленцем, специалистом, тем более исполнителем. Целеустремлённость даже выше самостоятельности: недостаточно быть самостоятельным, нужно ещё стать целеустремлённым. Целеустремлённые — самый ценный человеческий материал во всех областях жизни.

Глава 12. Жизнь субъекта

Наберёмся смелости и предположим что жизнь каждого в этом качестве одна. Действительно, если жизнь каждого есть ежемгновенное изменение его взаимосвязанных Обстоятельств, Качеств, Состояний, Желаний, Действий, то при гибели сознания разрушаются и погибают все О, К, С, Ж, Д с их связями, в том числе тело. Конечно, для своего спокойствия можно верить что существует потусторонний мир в котором обретаются души, но верить не значит знать. Жизнь субъекта — это жизнь (то есть изменения) его сознания. Рождение, развитие, формирование, изменение, сокращение, угасание, смерть. Те кто не согласен обычно приводят следующие аргументы: если жизнь одна, значит всё бессмысленно, какая разница умру я сейчас или через 10 лет; зачем мне стараться, зачем преодолевать трудности, зачем что-либо делать, создавать, бороться, ведь после моей смерти меня не будет и никакого значения не имеет хороший или плохой я был в жизни; раз у всех одна участь (смерть), то воздаяния, расплаты, наказания после смерти нет; неужели нет справедливости, неужели всё позволено и делай что хочешь?

Автору кажется что если субъект будет думать что его жизнь единственная, то он будет думать не о том что она бессмысленна, а о том как ней лучше распорядиться, как её продлить, а не сокращать, он будет её ценить. Он захочет понять себя, свои способности, наклонности, захочет жить в соответствии со своей природой и предназначением. Важные решения в своей жизни будет принимать обдуманно. Он не будет поддаваться вредной, агрессивной рекламе, не будет экспериментировать со своим телом (оно ведь единственное), не будет засорять своё сознание мусором. Он будет беречь то здоровье, то тело которое есть. (Тем больным, инвалидам у которых трудная жизнь и которые не видят в ней смысла, нетрудно представить что миллионам людей хуже чем им). Он будет помнить, что жизнь в любой момент может оборваться или потерять своё качество из-за болезней. MEMENTO MORI. Понимая что жизнь одна, что любой человек имеет близких, окружение, субъект будет осторожнее относиться к другим, щадить их, помогать им по возможности, по собственному разумению. Мы начинаем больше ценить жизнь когда болеем, когда «жареный петух клюнул». Это естественная реакция. А когда подойдёт смерть, субъект без всяких усилий подведёт итоги своей жизни (как оно и происходит со всеми умирающими).

Глава 13. Смысл жизни субъекта

Жизнь каждого имеет значение прежде всего для него самого. Сам субъект, его жизнь — главная ценность для него кем бы он ни был. Каждый хочет наслаждаться и быть счастливым.

Смысл жизни не есть цель жизни. Цель — более узкое понятие чем смысл, смысл жизни включает в себя цели. Не каждый человек имеет цель в жизни. А жизнь каждого имеет смысл. И человек не может сделать жизнь бессмысленной. (Невозможно одновременное существование смысла и бессмыслицы. Или всё имеет смысл, или всё бессмысленно. Но отсутствию смысла противоречит всё окружающее и наше сознание, обладающее способностью мыслить логически). Хоть каждый может считать свою жизнь или жизнь другого бессмысленной, это всего лишь субъективное мнение. Оно может возникнуть когда, например, поставленные в жизни цели не достигнуты. Субъект может мечтать о лучшей участи, завидовать, сравнивать себя с другими, но он не может выйти из себя, следовательно всегда должен примириться сам с собой (через веру в бога, через отдаление от тех кому сделал что-либо неприятное, через оправдание себя вопреки фактам и логике — сознание само найдёт лазейку для оправдания себя). А если вдруг кто-либо делает попытку покончить собой, то это клинический случай. По словам директора НИИ общей реаниматологии В. В. Мороза, ни один из умирающих пациентов (а настоящий умирающий всегда знает, что ему осталось недолго) не хочет умирать, все просят продлить жизнь хотя бы на чуть-чуть. Страх смерти — самый сильный страх. Но вернёмся к жизни.

Бессмысленных жизней не бывает. Жизнь каждого можно рассматривать как причинно-следственную последовательность. И поскольку мы живём не изолированно, а среди других людей, то наши Действия в том числе являются причиной последующих событий. Любой факт имеет смысл. Смысл — это содержание. Если рассматривать более узко, то под смыслом жизни понимается не всё что происходит с субъектом (например, какое количество еды он съел и сколько часов проспал), но нечто значимое для него и для других. И это не обязательно открытия или гениальные творения. Разве бессмысленна жизнь миллионов которые ежедневно выполняют свои обязанности и повседневные дела?

Смысл жизни заключается в варианте приспособления каждой жизни в тех условиях в которых она протекает. Смысл жизни — это совокупность Качеств, Состояний, Желаний, Действий каждого в окружающих его условиях, Обстоятельствах с момента рождения до момента определения этого смысла. То есть смысл жизни — в самой жизни, это весь жизненный опыт, вся жизнь со всеми Желаниями, размышлениями, воспоминаниями, со всем внутренним миром. Поэтому жизнь каждого имеет смысл как его собственный индивидуальный опыт, как вариант приспособления, выживания, достижения Желаний, стремлений, целей, как индивидуальный вариант выбора в каждый момент времени в определённых условиях с присущими каждому соответствующими данными. «Сколько есть разных людей, столько же способов выживания в соответствующих условиях».

Оценка смысла жизни с точки зрения общественной пользы или нравственности, морали (ведь мы социальные существа), будучи во многом справедливой, является неполной. Да, жизнь какого-нибудь мерзавца может не иметь никакого смысла, или иметь даже отрицательный смысл, то есть лучше чтобы он не жил совсем. Но в самом широком значении жизнь каждого (или её часть) имеет смысл как факт, как цепочка совершившихся фактов, Действий даже отрицательных.

Получается во-первых, что смысл своей жизни мы создаём сами. Во-вторых рассматривать смысл нужно только прожитой жизни (или прожитого периода жизни) не только с точки зрения «полезности» или нравственности, морали, но с разных сторон: относительно субъекта, относительно близких (семья, родственники, друзья), относительно других (знакомые, коллеги, соседи, незнакомые) и с точки зрения сделанного.

Относительно себя — смысл жизни в совершенствовании себя, своих Качеств. — Зачем нужно совершенствовать свои Качества? — Чтобы жить более полной и более счастливой жизнью. — А какая разница? Каждый счастлив по-своему. Что значит более полной и более счастливой? — Но ведь вы же не хотите прожить жизнь полузверем, как Маугли. Или прожить жизнь безграмотным. Вы можете наслаждаться шедеврами, а не рэпом в музыке, не носками непарными развешанными на верёвке в современном искусстве, не телесериалами в киноискусстве. Вы можете развить свои чувства до восприятия сложного, прекрасного в природе, в людях, в искусстве и литературе. Вы можете научиться глубже понимать себя, близких, окружающее. Вы можете жить более осмысленной жизнью. Вы, наконец, можете овладеть своим сознанием, что откроет колоссальные перспективы. Вы можете развить присущие вам Качества в максимальной степени и жить в гармонии с собой. Разумеется, вы можете не достигнуть вершин которых достигли другие, но ведь у вас и способности и возможности были другие. Рассматривая достижения кого-либо нельзя не учитывать исходный уровень (Качества и Обстоятельства) с которого начался прогресс. В индийской философии говорится о том что важен не факт, но акт: не фактический уровень достигнутого, но движение, направленность движения.

Смысл жизни субъекта для близких и для других оценивается тем что он для них делает и что он для них значит. Жизнь ребёнка который ещё ничего не успел сделать в своей жизни может не иметь практически никакого значения для других, но для родителей ранняя смерть ребёнка может изменить всю их последующую жизнь. Даже короткая жизнь ребёнка может иметь для близких огромный смысл.

— А в чём же тогда смысл жизни какого-нибудь пьяницы который не создал ничего ценного, принёс вреда больше чем пользы, и для родных и окружающих создаёт одни проблемы? — Смысл жизни такого субъекта в том что при своих Качествах, Состояниях, Желаниях, Действиях он умудряется выжить в соответствующих Обстоятельствах. Да, он деградирует, но приобретает опыт выживания. Смысл жизни для него в том что он делает, как он наслаждается, даже в том как он деградирует. Испытывает ли он позывы стать лучше? Это не имеет значения (получается что любой опыт имеет смысл). Если испытывает, но следует своим вредным привычкам и не хочет (а иногда и не может) их изменить, то это опять же его опыт. Впрочем, довольно часто бывают случаи что такие субъекты бросают пить. Но не руководствоваться же «революционной целесообразностью» и уничтожать их или загонять в резервации. Помните, в рассказе И. Э. Бабеля один красноармеец спрашивает другого: «Ответь мне как чекист, как революционер — зачем нужен этот старик в будущем обществе?». Второй отвечает: «Не знаю, наверное, не нужен». Идеальных людей нет. Даже Сталин не был идеальным. Когда сын Василий как-то сказал ему «ты же Сталин», Сталин возразил показывая на свой портрет: «Я не Сталин, вот Сталин».

Позывы стать лучше есть у всех людей. И если мы преодолеваем трудности, если нам удаётся что-либо, если мы становимся лучше, мы получаем особое удовлетворение при возрастающей самооценке.

Впрочем, может очень пользительно (и полезно, и приятно) для субъекта прожить жизнь в своё удовольствие, — законопослушно, не ставя перед собой глобальных целей, не насилуя, не слишком напрягая себя, стремясь по возможности делать то что хочется, соблюдая во всём здравомыслие и меру, — как многие дворяне, а?

Глава 14. Умирание, смерть субъекта

Практически каждый пожилой человек, задумываясь о смерти, хотел бы умереть от старости, с неповреждённым сознанием, непреждевременной, быстрой, естественной, безболезненной, «лёгкой» смертью, не мучаясь, у себя в постели, не будучи никому в тягость, справляясь с гигиеническими и другими процедурами самостоятельно, «обслуживая себя до конца жизни» — то есть угаснуть, исчерпав все жизненные соки, ресурсы. Помимо понятной безболезненной составляющей такого Желания, каждый интуитивно хочет прожить всю свою жизнь до естественного конца, ощутив, осознав все её периоды, всю возможную для него, для его судьбы, её полноту. Тогда, как ему кажется, она будет завершённой.

Зная что жизнь одна у каждого, можно утверждать, что человек смертен и душа его (сознание, весь внутренний мир) смертна. Смертно всё что есть в человеке материального.

Нет ни ада, ни рая, а все Состояния которые переживает человек в процессе умирания — это только Состояния его сознания. Сознание умирает последовательно, когда один участок отмирает активность переходит к следующему участку: вначале отмирают участки сознания отвечающие за управление органами Действия, потом — отвечающие за восприятие органами чувств окружающего, внешних объектов, явлений (последовательно: вкус, обоняние, осязание, зрение, слух), затем речь (внешняя и внутренняя), затем участки отвечающие за восприятие внутренних процессов, затем отмирает способность мыслить, память, затем отмирает участок восприятия себя в пространстве (видимо в этот момент человек ощущает себя выходящим из тела, ощущает что его сущность не ограничивается телом, исчезают формы своего относительного Я), во времени (переживается неограниченное в бесконечном пространстве и времени Я), наконец отмирает переживание своего Я как эго, как конкретного субъекта, исчезает разделение на субъект и объект и активность переходит к участку (точке) сознания который при жизни никогда активным не был, в этот момент переживается слияние своей полностью освобождённой индивидуальной сущности с абсолютом (богом), с сущностью не имеющей качеств, неизменной, бесконечной, вечной, единой, не материальной, не ограниченной. Разумеется, вместе с участками сознания отмирают и их функции.

Субъект переживает последовательность (иногда очень быструю, но всё же последовательность, как при отключении рубильника электрощита обслуживающего жилой дом — свет всё же гаснет в квартирах последовательно) Состояний сознания и они ему кажутся в высшей степени реальными, хотя для окружающих ничего особенного не происходит: ничего из тела не выходит и не приобретает бесконечные размеры. Переживания у каждого соответствуют представлениям, сложившимся в собственном сознании: христианин попадёт в рай, у буддиста из пупка будут выходить тысячи будд и тому подобное. Жизнь человека — развёртывание, умирание — свёртывание. Итак, человек смертен, душа его (психика, внутренний мир, сознание) смертна, хотя при умирании он ощущает себя бессмертным (это ощущение есть только его временное субъективное переживание).

Оказывается, почти все эти Состояния можно пережить в жизни не умирая, с помощью йоги (концентрации внимания), последовательным торможением активности одних участков своего сознания и возбуждением других. Что это даёт? Овладев этими процессами мы овладеваем собственным сознанием, мы приобретаем способность управлять им и научаясь сосредоточиваться, концентрировать внимание, овладеваем процессами мышления, творчества. Мы как бы со стороны смотрим на процессы происходящие в собственном сознании и не отождествляем себя с ними, следовательно владеем собой, не поддаваясь возможной смене настроений, стрессам. С помощью тонких процессов в сознании мы сможем избавляться от физических, психических недомоганий, по крайней мере облегчить их. Пережив высшее Состояние мы будем смотреть на окружающее избавившись от заблуждений, ложных взглядов. Зная всё мы избавимся от чувства страха, в том числе от страха смерти. Наконец, имея более высокий уровень сознания, мы сможем ставить соответствующие своим способностям и возможностям цели и достигать их. Судя по всему мы сможем влиять на других людей, Обстоятельства. Мы увеличим степень интуиции, и не только интуиции. Мы сможем резко обострить, активизировать процессы восприятия, управления телом, мыслительные процессы. Мы сможем использовать свой инструмент (всё тело) с таким КПД, с каким никогда его не использовали. Вся жизнь приобретёт совсем другой смысл и заиграет совсем другими красками.

Вопрос. Каждый ли человек переживает все стадии умирания или последние стадии не всем доступны? Из статьи журнала «Анестезиология и реаниматология» № 5 за 2001 год. 1. Во время клинической смерти никаких элементов восприятия внешнего мира нет и не может быть. Кора мозга в этот период молчит. Электрокортикограмма фиксирует прямую линию. Подобные разрозненные восприятия внешнего мира могут быть лишь в периоде умирания, периоде распада функций мозга, или в периоде начинающегося восстановления функций ЦНС. Дольше всего могут сохраняться слуховые восприятия, когда участки коры головного мозга, которые связаны со зрением, уже погибли и тем более полностью отсутствует любая двигательная активность. Поэтому медики (с этической точки зрения) рекомендуют близким учитывать то обстоятельство, что даже после остановки сердца умирающий ещё в течение 10-15 мин. имеет способность слышать окружающих, хотя и не может реагировать. 2. Это не проявление жизни после смерти, а проявление «остатков» жизни в процессе умирания или оживления. Также вне всякой мистики нам понятны явления деперсонализации, когда больному кажется что он «и я и не-я», что существует его реальный двойник. 3. Процесс угасания функций ЦНС в основном (хотя есть и исключения) начинается с более новых структур мозга и заканчивается наиболее древними. Восстановление жизненных функций происходит в обратном порядке: вначале восстанавливаются более древние функции нервной системы, а позже всего — функции наиболее молодых в филогенетическом отношении функций ЦНС. Видимо в процессе оживления в определённой последовательности, соответственно жизненному пути человека, впечатления наиболее эмоционально окрашенные и стойко закрепившиеся в мозге, в первую очередь всплывают в памяти. Отвечая на вопрос, автор полагает что каждый умирающий переживает последовательно все стадии этого процесса.

Выражения для закрепления материала

В конце части для закрепления материала читателю предлагаются афоризмы. На тему «Человек» их два:

— Человеку даже необходимо, как кораблю балласт, чтобы он устойчиво двигался и прямо шёл во всякое время, известное количество заботы, горя и нужды.

— Мы легко отдавались течению, чтобы не чувствовать лживости доктрин, приятно убаюкивающих нашу лень.

Для каждого афоризма нужно ответить на два вопроса:

1. В чём смысл выражения?

2. В каких случаях оно употребляется? Или — для каких случаев выражение справедливо?

Варианты ответов автора приведены в «Приложении».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суть человека и его полное описание (без эзотерики) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я