Беседы о важном. Историческая основа философии российского бизнеса

Анатолий Сергеевич Салтыков-Карпов, 2019

В книге представлена профессия предпринимателя как героическая, которая требует решимости и мужества при создании собственного бизнеса. Для этого показаны исторические примеры из российской и советской истории, которые приводятся в качестве сравнения для сегодняшнего момента развития отечественного рынка и умения защищать экономическую мощь родины. Книга представляет интерес для проведения занятий по патриотизму в школах и институтах , а также для отечественных и зарубежных бизнесменов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о важном. Историческая основа философии российского бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Образование — это то что остается

Образование — это то, что остается, если забыть все, чему учили в школе.

Альберт Эйнштейн

Процесс производственного образования, существовал при Советской власти. Надо проанализировать его достоинства и недостатки и понять, что сама по себе компания учебного непрерывного производственного процесса при Советской власти в идейном плане была верна. Но отсутствие частной собственности и тем более конкуренции привело к тому, что она имела низкую эффективность. В настоящее же время сама система непрерывного образования при внедрении в бизнес России дает неоспоримые преимущества для тех руководителей, которые во время осознают ценность этого направления.

Ценность непрерывного образования дает возможность осмотреть все процессы производства и сбыта продукции и всей сложной идеологии российского бизнеса со множества разных сторон. При этом владелец бизнеса одновременно выступает как педагог и ученик одновременно. Все работники одновременно охватываются единой идеей всеобщего и непрерывного образования, одновременно выступая как преподаватели и ученики. Действительно может ли рабочий быть учителем у своего руководителя. Конечно, если сам руководитель проработает хоть один день на этом самом рабочем месте. Он наверняка поймет особенности и создаст возможности для улучшения процесса на этом или ином участке. Это в целом отразится весьма положительно на работе всего предприятия. Не говоря уже о возникновении подлинно демократических форм и новой связи между предпринимателями и рабочими.

Современный высокотехнологический производственный бизнес весьма успешно за эти годы адаптировался и приобрел еще более новые сложные формы. Они могут выявляться и осознаваться только теми, кто непосредственно вылез из окопа и пошел в штыковую атаку в этой жесткой и беспощадной мировой рыночной битве.

Внутрипатриотический лозунг сегодняшнего дня для многих российских деловых предприятий это:"Каждый работник должен постоянно повышать свою квалификацию".

Реальные проблемы гораздо сложнее, описанных в учебниках и каждый работник предприятия должен быть готов с ними справиться сам непосредственно на своем рабочем месте.

Конкуренцию можно разделить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя — все рабочие и сотрудники фирмы находятся в непрерывной конкуренции между собой при работе над качеством своей продукции и услуг. Одновременно с этим они сознают что только их единство и забота о работоспособности бизнеса позволит выжить в борьбе с внешней конкуренцией.

Внешняя конкуренция — это взаимоотношения с аналогичными фирмами, изготовителями, клиентами. Каждый рабочий должен болеть за свою фирму, и говорить и рекламировать где угодно и как угодно только с хороших сторон. Исследования показывают, что плохие высказывания о работе фирм ее же сотрудниками, в особенности рабочими, сильно подрывают конкурентные позиции фирм. Если предприятие намеревается вложить большие деньги в образование и профессиональное развитие своих сотрудников, оно должно тщательно подходить к тому, кого и как оно принимает на работу. Многие фирмы при подборе на работу уделяют особое внимание тем, кто умеет и хотел учиться.

Особая сложность заключается в видах обучения. Что недостает большинству программ? Необходимо учиться в классе и на рабочем месте и все это переносить в жизнь. В качестве основных видов знаний указываются межличностные взаимодействия и экономическое образование и его взаимосвязь с производительностью труда, качеством, конкурентоспособностью, собственным уровнем жизни, гарантией занятости.

При ответе на вопрос:"Кого учить?"Можно ответить просто: “Всех!"

— Люди быстрее учатся, если непосредственно вовлечены в решение реальных проблем.

— Разовое обучение в аудитории не меняет поведения человека.

— Практика дает гораздо больше.

— Лучше всего человек учится, когда его роль активна.

— Лучше активнее учится самому на примере, чем слышать о нем.

— Руководство должно быть уверено в необходимости обучения, выделять для этого время, вознаграждать за него и само участвовать в нем, если процесс обучения идет на рабочем месте.

Обучение через деятельность наиболее эффективно, когда люди учатся друг у друга. Составители учебных программ должны знать, что обучение — работа индивидуальная. Обучение через деятельность позволяет преодолеть проблему трансформации абстрактных знаний в навыки, дает результаты непосредственно в процессе обучения и позволяет интенсивнее участвовать в обучении.

Группы по разработке новых изделий составлены из специалистов разных отраслей. Эти специалисты учатся друг у друга, высказывают различные точки зрения на проблему, с разных сторон рассматривают информацию о состоянии рынка, в особенности результаты проб и ошибок, которые неизбежно сопровождают процесс параллельной разработки изделия.

Обучение через деятельность требует совершенно иных качеств у руководителей различного уровня. В идеале они должны владеть этим методом и уметь непосредственно организовывать процесс обучения. Руководители сами должны разрабатывать программы обучения и сами вести их, привлекая специалистов по методике обучения, но не по их содержанию. На многих фирмах проводится процесс корректирующего обучения, пытающийся восполнить пробелы в школьном образовании. Большое внимание уделяется переподготовке, так как переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний. Переподготовка обходится намного дешевле, чем прием нового работника.

Развитое в технологическом отношении общество требует новых более совершенных знаний и умений. Если рассматривать ситуацию на создаваемом российском рынке, то мы тут видим некоторые особенности. Это касается таких лозунгов как “Насыщение прилавков продуктами и товарами”. Множество видов зарубежной продукции, особенно в сфере наукоемкого бизнеса создавалось как естественный процесс выживаемости в ходе длительной и упорной конкурентной борьбы. Тут возможно некоторое отличие. Например, русские ученые и оборонные отрасли в состоянии произвести множество различной высокотехнологической техники и даже в более высоком качестве. К сожалению, потребители, не имея того рыночного сознания как у своих зарубежных конкурентов, не воспримут эти разработки. Они не будут использованы. Производители не получат денег и соответственно могут нести убытки.

Эти явления наводят на мысль о том, что нужно развивать конкуренцию не только среди производителей, но соответственно и среди потребителей. В этом случае можно привести примеры из восприятия работ художников разных направлений. В свободном обществе художник показывает свои работы, которые воспринимаемы только им одним или немногими избранными. Но в это время идет постепенный рост восприятия этого искусства и у других менее восприимчивых, но гибких, умеющих прислушиваться к мнению специалистов. Общество более активнее впитывает эту информации и соответственно ценность данных работ. В закрытом обществе при отсутствии свободы распространения информации это приводит к плачевным результатам. Поэтому мы сейчас часто видим труды некоторых забытых (читай забитых) соцдействительностью и обществом наших соотечественников. Потом на международных аукционах эти работы продаются за большие деньги. Хотя тут в свое время этот национальный страдалец пытался продать такую картину за пару бутылок пива. И то общество воспринимает эти произведения искусства в цене по несколько десятков тысяч долларов.

Проблема состоит в том, чтобы найти механизм постоянного повышения квалификации всех занятых в процессе перехода от одного набора требуемых знаний и навыков к другому.

Парта относится к основному капиталу, а человек сидящий на ней — учащийся к издержкам. Необходимо усвоить, что великое множество идей, продукции было разработано самоучками, рукастыми умельцами, так сказать внутренними рационализаторами, такими казалось бы серенькими и скромными мужичками-работягами (русскими Левшами), сидящими в углах мастерских, в лабораториях в цехах заводов и фабрик. В основном большой объем конкретных работ тащили небольшие активные группы работяг, которые так сказать брали все производственные задачи на себя.

Так бывший президент фирмы"Дженерал электрик кредит"говорит, что:"Ни один, буквально ни один из бытовых электрических приборов не был создан гигантскими концернами — ни первая стиральная машина, ни кухонная плита, ни электросушилка, ни электроутюг, ни настольная лампа, ни холодильник, ни газонокосилка, ни морозильная камера, ни кондиционер, ни пылесос, ни посудомоечная машина, ни электрогриль в конце концов".

Очень часто все то, что дается современной цивилизации идет от этих казалось бы сумасбродных идей и нестандартных решений.

Этих примеров в истории множество. В американской аналитической работе по таким направлениям даже ведутся специальные исследования по сбору высказываний о тех или иных направлениях, которые могут высказывать выдающиеся личности о том, что может быть.

Гарри Уорнер. Президент компании"Уорнер бразерс". В 1927 году при появлении первых звуковых фильмов его комментарии по поводу этого эпохального события были таковы: “На кой черт зрителю слышать, как артисты говорят?"Следующий Роберт Милликен, получивший Нобелевскую премию по физике в 1923 году заявил:"Нет никакой вероятности, что человек когда-либо сумеет использовать энергию атома". Самое замечательное высказывание сделал глава Патентного бюро США Чарльз Дьюэлл в 1899 г.: “Все что можно изобрести, уже изобретено!!!!!!!!!"

Если такие выдающиеся люди допускают вольности в перспективных рассуждения о новых направлениях в жизни общества, то что можно тогда сказать о небольшой кучке людей из правительственного аппарата, который должен управлять такой огромной страной, пытающейся уцелеть в беспощадной мировой конкурентной борьбе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о важном. Историческая основа философии российского бизнеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я