Психофизиологические аспекты. Обучение игре на музыкальном инструменте

Анатолий Романович Стуанро, 2008

Нас 14 лет учили играть, а выдали дипломы преподавателей. Но ведь игра и педагогика-это две совершенно разные вещи. Поэтому наше преподавание не приносит нам радости, как и наша игра на инструменте.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психофизиологические аспекты. Обучение игре на музыкальном инструменте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Статья 3.Психика.

Что такое психика? Давайте считатать, что это наши нервы, хотя, наверняка, это понятие более всеобъемлющее. Но нам нужно знать только две характеристики психики: это психическое спокойствие и психическое напряжение. Последовательность этих характеристик такова: как только мы нарушаем психическое спокойствие, так сразу появляется в нас психическое напряжение, причём, это напряжение даже в своём слабом, едва заметном проявлении, немедленно наносит ущерб всей работе ваших пальцев, что означает, что ваши занятия бессмысленны и их лучше прекратить. А источником психического напряжения является всё то, что мы хотим выполнить во время игры: качество звука, свободную работу исполнительского аппарата, динамику, артикуляцию, штрихи, характер. А источником психического спокойствия является полное отсутствие каких-либо проблем во время игры. А где находятся эти проблемы? Они находятся в нашем сознании, и мы без них просто жить не можем, потому что считаем, что всё надо делать тщательно, внимательно, старательно, осознанно, что является глубочайшим заблуждением всех тех, кто плохо играет. Музыка-это не череда тщательно выполненных методических требований по качеству звучания музыкального произведения. Тщательное выполнение этих требований превратило нас в технологических игроков. А технологический исполнитель не играет на инструменте, он выполняет тяжёлую работу, которая, в конце концов, отбивает желание заниматься музыкой.Психическое напряжение появляется тогда, когда вы хотите где-то в каком-то месте проиграть с большей силой в пальцах, потому что они не справляются, где-то в каком-то месте или во всём произведении выполнить определённое качество звука. Напряжение появляется тогда, когда мелодический рисунок начинает движение в сторону верхних октав или тогда, когда вы пытаетесь сыграть что-то в быстром темпе, да к тому-же громко. Вообще,психическое напряжение-это просто ваша дурная привычка и профессиональный пробел вашего педагога в музучилище..Вы сами — то подумайте:музыка–это прекраснейшее искусство,и неужели вы считаете,что эта красота должна твориться при сильнейшем напряжении вашей психики?Красота всегда творится просто и легко в отношении психики,а тем более,если это-искусство!Не верите?Тогда просто спойте сейчас любимую песню или сыграйте её на своём инструменте.Почувствуйте в этот момент благодатное спокойствие в вашей душе,какую-то лёгкость,ТИШИНУ внутри вас.Эту тишину внутри вас нужно запомнить!Но лучше всего запоминать это состояние на основе контраста:проиграйте ваш злополучный отрывок,потом резко начните играть какую-либо песню или начните читать с листа что-либо несложное.И так несколько раз.Таким образом,научитесь распознавать в себе вот это благодатное спокойствие и эту ненавистную напряжённость,которую вы уже устали испытывать в себе.Встаёт задача: воспитать в себе психическое спокойствие.Есть прекрасное слово,друг психического спокойствия-это слово-РАВНОДУШИЕ!Прекраснейшее слово!Равнодушие–это и есть ваше психическое спокойствие во время игры.Вот это равнодушие и должно было присутствовать во время вашей попытки исполнить «Полёт шмеля» в быстром темпе.Независимо,быстрый темп или медленный,громко или тихо надо начать, нужно совершенно оставаться спокойным, равнодушным к этому началу.А если этого равнодушия нет,то его нетрудно воспитать в себе раз и навсегда.Потом это равнодушие становится железной привычкой,которую вы перестанете замечать.Психика должна быть независима от ГРОМКОСТИ,СКОРОСТИ,ДИНАМИЧЕСКИХ ОТТЕНКОВ, ВЫСОТЫ ЗВУКА И ФИЗИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ.Поиграйте с листа какой — нибудь отрывок на мелкую технику и попробуйте сыграть его громко-всё получится,и не появится напряжение в вашей психике.Потом попробуйте сыграть его,глядя в ноты,но уже быстро.Одним словом,при игре песен и чтении нот с листа наша психика остаётся спокойной,она не реагирует на эти перечисленные факторы.Но почему,когда мы начинаем играть то произведение,которое мы давно уже выучили,в нашей психике появляется напряжение и именно,например,от скорости исполненения?По всем этим факторам вам нужно проверить себя на предмет появления напряжения в вашей психике. Узнать, появляется ли напряжение можно на резком переходе с игры того злополучного пассажа,который не даётся вам,на чтение нот с листа.И если в тот момент,когда вы начали игра с листа,резко наступает какое-то облегчение в душе,значит при игре неполучающегося отрывка было психическое напряжение.Независимость психики от всех этих факторов нужно какое-то время потренировать,т.е.играть неполучающийся отрывок громко и при этом стараться оставаться совершенно спокойным,равнодушным,потом пробовать играть быстро и также стараться оставаться равнодушным к скорости,потом пробовать что-то играть в высоком регистре и пытаться не реагировать на высоту звуков и т.д.Так почему же наша психика плохо играющих музыкантов так зависит от этих факторов звучащей музыки?Потому что она срослась с этой музыкой насмерть,и всё.что происходит в этой музыке,проходит через наши нервы:растет динамика-растет напряжение,падает динамика-падает напряжение,смещается музыка в верхние регистры-растет напряжение,смещается обратно-падает напряжение,появилось трудное место-напряжение растет,прошли это место-наступило какое-то облегчение,а если какой-то участок нужно долго играть громко-напряжение стоит колом,давит на нас как тяжёлая глыба.Почему происходит вот такое срастание психики со звучащей музыкой?А потому что нас так учили: скурпулёзно выполнять звук, динамику, артикуляцию, характер, голосоведение, внимательно слушать себя и при этом контролировать свободу рук и т.д. и т.п. И всё это требовало сильнейшего напряжения внимания, напряженной работы нашего сознания.Вот в этот момент и происходит срастание психики со звучащей музыкой.По сути,игра превращалась в тяжёлую,изнурительную работу не только нашего мозга,но и наших рук.Именно в такой ситуации техническое развитие движется только в обратную сторону.Характерной чертой не играющей,а напряжённо работающей руки, является ЭЛЕМЕНТ СТАРАТЕЛЬНОСТИ,усердия в поведении этой руки на клавиатуре.Мы,плохо играющие,привыкли ощущать каждое движение руки,мы привыкли заставлять её работать,мы давим на неё своим вниманием,волей.РАВНОДУШНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОИМ РУКАМ нужно тоже потренировать,т.е.поиграть что-то,стараясь,чтобы движения пальцев были равнодушными,ненапряжёнными,ваши пальцы должны стать в какой-то мере легкомысленными баловниками на клавиатуре,они не должны быть серьёзными и усердными в своих движениях, а в конце концов,нужно забыть про свои руки,они не принадлежат нашему сознанию,они принадлежат нашему подсознанию.Именно наше подсознание умеет удивительно прекрасно управлять не только нашими руками и польцами,но и всем телом.Только тогда,когда нашими пальцами управляет подсознание,происходит сильнейшее техническое развитие.А в тот момент,когда мы умышленно, совершенно осознанно, начинаем выполнять какую-то артикуляцию,атаку звука, мы полностью блокируем управление руками подсознанием.Это можно легко доказать на чтении нот с листа,когда сознание отвлечено на ноты и ничего не контролирует,особенно деятельность рук,и подсознание остаётся один на один с клавишами:поиграйте какой-нибудь отрывок на мелкую технику раз 15-20,всё время глядя в ноты.Через некоторое время вы почувствуете в пальцах лёгкость,прилив энергии,появится желание сыграть это место быстро,чего не будет происходить после многократных повторов неполучающегося отрывка: после этих повторов пальцы становятся какими-то тяжёлыми,вязкими,в душе появляется лёгкое чувство антипатии,подавленности и нежелания играть.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психофизиологические аспекты. Обучение игре на музыкальном инструменте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я