Психофизиологические аспекты. Обучение игре на музыкальном инструменте

Анатолий Романович Стуанро, 2008

Нас 14 лет учили играть, а выдали дипломы преподавателей. Но ведь игра и педагогика-это две совершенно разные вещи. Поэтому наше преподавание не приносит нам радости, как и наша игра на инструменте.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психофизиологические аспекты. Обучение игре на музыкальном инструменте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Статья 2.

Всем известно, что баянистам иногда приходится играть на каких-то юбилеях, свадьбах.Довелось и мне как-то три дня подряд играть на свадьбе. После этого, уже будучи у себя дома, я попробовал проиграть своё злополучное произведение на мелкую технику, с которым не мог справиться всю жизнь.И получилось!!И в довольно в быстром темпе, красивым звуком!! Попробовал проиграть второй раз. Получилось, но уже хуже. Третье исполнение уже было просто безобразным. Что такое, почему пальцы вновь стали недееспособными? Вот тут я и начал думать.Что я играл на свадьбе?Песенки, вальсы, пляски. В них, как мы знаем, очень ярко выражены чувства человеческой души, эмоции. И я пришёл к выводу, что именно они резко двинули мою технику вперёд. Я взял баян и начал играть песню « То не ветер ветку клонит». И обратил внимание: в звучании был красивый звук, хотя я его не делал, он сам получался! В общем, в звучании было всё:и звук, и артикуляция, и рука была совешенно свободной, и играть было очень легко и просто, что интересно. Потом снова попробовал играть своё злополучное произведение–опять звучание безобразное при огромном психическом напряжении. Вот эти два состояния в психике я запомнил и пришёл к выводу, что психическое напряжение губит мышечшый тонус исполнительского аппарата.Советую и вам провести такой эксперимент над своей игрой. Поиграйте свою любимую песню, а потом резко попробуйте сыграть ваше злополучное произведение, желательно на мелкую технику. Цель всего этого: выявить лёгкое состояние психики и напряжённое и запомнить разницу между ними, всегда узнавать в себе напряжённое состояние психики. Играть при психическом напряжении просто нельзя–пальцы начинают при многократных повторах всё хуже и хуже шевелиться.А при игре песен советую обратить внимание на то, насколько резко наступает облегчение в душе, как сразу наступает какая-то тишина в сознании, а рука становится какой-то успокоённой, простой. И ещё я заметил, что вот эта спокойная благодать в нашем организме наступает и при чтении нот с листа. Эти спокойствия одинаковы как при игре песен, так и при чтении нот с листа. Советую поиграть с листа какую-нибудь несложную детскую пьеску, желательно на мелкую технику. И обратите внимание на то, что после нескольких проигрываний в пальцах появляется какая-то энергия, появляется желание сыграть ещё быстрее, хочется свиртуозничать. Так ведь и это получается!!!!Появление этого желания–сыграть быстро–есть свидетельство того, что вы правильно занимаетесь, и наоборот–отсутствие этого желания свидетельствует о том, что где-то в чём-то ваш играющий организм работает неправильно, а значит, занятие нужно прекратить, иначе вы просто измучаете пальцы при нулевом результате. И если вы провели над собой этот вышеописанный эксперимент, то советую после этого постоянно возвращаться к чтению с листа, как только почувствуете, что при игре на память что-то идёт не так. Чтение возвращает всё на свои места,возвращаться к нему нужно как к спасательному кругу.А после этого нужно анализировать, почему при игре напамять играть тяжело, некомфортно. Лично я и начал искать причины неэффективной игры напамять. И в результате своих размышлений я вспомнил, что у человека есть ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ, ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, ДУША, ВООБРАЖЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АППАРАТ, ВОСПРИЯТИЕ, ТЕМПЕРАМЕНТ, СЛУХ, СПОСОБНОСТЬ ПСИХИКИ К АДАПТАЦИИ, СПОСОБНОСТЬ РУК К ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ. Всё это я назвал ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРАЮЩЕГО ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.Вот сейчас мы и должны понять роль всех этих элементов в деле формирования нас как успешных исполнителей и какова их роль в деле формирования нас как плохих исполнителей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психофизиологические аспекты. Обучение игре на музыкальном инструменте предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я