По дороге жизни. Роман

Анатолий Рагузин

Всё начинается с несчастного случая, но и это не ломает душевное равновесие юной девушки. Рядом с нею всегда верная школьная подруга и недавний приятель, с которым интересно поддерживать общение. Для неё остаётся как прежде дорог дар рисования, что позволяет ей вечерами уходить в себя и поразмышлять…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По дороге жизни. Роман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Анатолий Рагузин, 2023

ISBN 978-5-0055-5600-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Палата №6

Городская поликлиника. Палата для пациентов, получивших вред здоровью средней тяжести. В этой палате лежит Лена и с нею ещё один пациент — юноша, которого она пока не знает.

Сейчас по всей поликлинике тихий час, все спят; мышь в угол не проскочит, комар не пролетит. Лена сюда поступила вчерашним вечером сразу, после произошедшего. Но не то важно. Важно то, что она уцелела, не говоря о том, что потеряла сознание на недлительный промежуток времени и, было повреждено предплечье правой руки. Врачи сделали всё, чтобы привести её в сознание. И теперь, она здесь. Она спит и видит, что родители живы и, так же попали в больницу, как она сама. Но она ничего не знает, и тот день помнит плохо.

Но вот она открыла глаза. Перед ней всё снова в белых и светлых тонах. Она понимает, что это больница и, этот незнакомый молодой человек её сосед по палате. Юный незнакомец был примерно лет пятнадцати, кареглазый брюнет, лицо его доброе. Окинув взглядом палату ещё раз, она спрашивает у себя, шепотом:

— Я в больнице? И здесь, мне не знакомые люди.

Но никто не ответил несчастной девочке, которой только в ближайшие дни исполнится четырнадцать лет. А вот открывается дверь палаты, это входит доктор Игнатьев Дмитрий Иванович. Он был назначен лечащим врачом пациентки Удальцовой собственно говоря и следил за состоянием здоровья Елены. Сам по себе Дмитрий Иванович, высокий коренастый мужчина, имеющий редкие усики и аккуратно выбритую бородку. Подойдя к койке, на которой лежала ещё только поступившая больная, он спрашивает:

— Ну, как спалось, Елена?

— Видела маму с папой, что они живы и находятся рядом, — рассказывает сон врачу, пациентка Удальцова. — Доктор, что с ними? — спросила она.

Дежурный доктор Игнатьев подсаживаясь на край кровати, смотрит в глаза юной девочки и говорит ей:

— Лена, тебе пока, нельзя много разговаривать. Ты теряла сознание не без провала в памяти. Это результат мгновенного испуга называемым одним коротким словом, шок. Но всё со временем вернется назад. А что с твоими родителями? Там всё очень плохо, — начал отвечать на вопрос доктор. — Я скажу, только пообещай мне, что будешь держать себя крепко? Теперь, тебе придётся быть сильнее, оценивать ситуацию здравым умом. Жизнь иногда становится сложнее и чаще всего тогда, когда вовсе не ждём трудностей. Твои родители погибли на месте происшествия. Твою маму, мы смогли бы спасти, если приехали быстрее. Но, увы, так распорядилась судьба. И ничего здесь не поделать. Их больше нет.

Лена печально смотря в глаза доктора, сказала:

— Значит, я их больше не увижу.

Доктор в знак сожаления пожал плечами.

— Да, Лена. К большому сожалению это так. Но у тебя есть родственники в городе, у которых ты сможешь жить после выписки…

— Да, есть. Тётя Аня родная сестра моего папы.

— Вот, видишь… — хотел закончить свою мысль дежурный врач Игнатьев.

— Но у моих родителей с нею ухудшились отношения после её второго замужества. И я не уверена, что она меня примет — девочку, круглую сироту.

Тот с надеждой взглянул в глаза сиротки и, сказал:

— Мы поможем.

Он сказал это и вышел из палаты.

***

Но вернёмся на несколько часов назад…

Всё утреннее волнение в школе художеств началось со звонка на телефон директора, что подтвердила чуть позже и хроника событий за минувший день по городскому телевидению.

— Это школа художеств? — спросил мужской голос на конце того провода.

— Да, — прозвучал спокойный короткий ответ директора ещё не подозревавшего о том, что услышит.

— Здравствуйте. Зовут меня Дмитрий Игнатьев. Я являюсь лечащим врачом вашей ученицы Елены Удальцовой…

— А, что с ней? — прервал волнительный вопрос речь лечащего врача Игнатьева.

— Сейчас с нею всё в порядке. А вчера она попала со своими родителями в дорожно-транспортное происшествие. Она жива, и находится в центральной городской поликлинике. С её родителями судьба решила согрешить: они погибли. И у меня к вам просьба. Помогите ей? Лене сейчас очень, нужна помощь.

— Да, конечно. Мы сделаем всё, что будет в наших силах.

Связь оборвалась. Директор школы художеств Куприянов Алексей Михайлович понимает, что дело серьёзное и требует осторожности. Он мысленно отбрасывает всё запланированное на сегодня и всецело уходит мыслями в решение данного вопроса. Первое, это родственники, знакомые и друзья семейства Удальцовых. Второе, сбор средств и иная всевозможная помощь, которая может потребоваться круглой сироте в 14 лет.

И начать он решает с собрания педагогического состава школы. Когда все были собраны на местах Алексей Михайлович, не тратя времени, начинает обрисовывать суть вопроса:

— Дорогие вы наши и уважаемые всеми! На наши плечи и одной из наших учениц пало неизгладимое горе. Все здесь присутствующие отлично знают и помнят Ивана Андреевича и Александру Матвеевну Удальцовых, этих замечательных людей владеющих парой предприятий в нашем городе. Иван и Александра безотказно помогали нам финансово, средствами на капитальный ремонт школы в виде благотворительной деятельности. С их помощью была восстановлена пара исторических памятников, организована спортивно-оздоровительная площадка. А вчера они со своей дочерью Еленой попали в автомобильное столкновение. Елена сейчас находится в больнице, а с её родителями судьба сыграла злую шутку. Наша ученица Удальцова Лена осталась сиротой.

— Да, это крупная потеря и в первую очередь для самой Елены. Мы должны помочь девочке. Где она сейчас находится?

— Я для того вас и собрал. Она попала в центральную городскую поликлинику. Я поручаю вам поговорить с ребятами, одноклассниками, с которыми общалась, имела какие-то дела и отношения Елена, чтобы выведать, нет ли у неё в городе родственников и близких друзей семьи. Только прошу вас аккуратно. Я же подниму для подробного рассмотрения личное дело Елены Удальцовой.

— Это понятно. А что делать мне? — задала вопрос классрук Ирина Сергеевна.

— То же самое, — подчеркнул Алексей Михайлович. — Только у вас немного расширенный круг возможностей, так как вы являетесь руководителем класса, в котором учится Елена. Лично вам поручаю позвонить в приёмную и узнать о состоянии здоровья нашей ученицы, в какой палате она находится. Её лечащий врач Дмитрий Игнатьев. Если вам будет разрешено посещение, то и я не могу иметь возражений по данному поводу. Так мы и сами сможем узнать конкретно обо всём, в чём она нуждается, и выйдем на тех, кто сможет помочь ей в данный момент и принять несчастную сиротку. По окончанию второго занятия нужно собрать линейку, чтобы сделать всеобщее сообщение о случившемся. Новость скорбная, но что ж. Такова она суровая жизнь.

Школа художеств по сути то же средне образовательное заведение только отличие в том, что учащимся, перешедшим в пятый класс и в последующем, преподавались уроки художественного мастерства. В обычной школе это уроки рисования, а здесь расширенный обзор в области изобразительного искусства — история художественных шедевров, биография известных мастеров кисти и конечно, освоение мастерства от «А» до «Я». Здесь так же учатся десять лет. Среди выпускников школы художеств есть известные в городе и по району молодые художники, знатоки своего дела. Их кистью написаны рекламные баннеры на улицах города. Ранее висели щиты с призывами: «Мы рождены в советской России. Уважай и чти Родину», «Вся сила в дружбе», или «Помогай нуждающимся людям», — а теперь на их месте реклама. Вот что сделала из нас новая Россия, реклама и свободная торговля спиртными напитками и сигаретами во второй половине 90-ых годов. Но мы не о том. Подходит к своему завершению второй урок и, по сигналу директора Алексея Михайловича собирается линейка. Он и начинает с обращения:

— Здравствуйте. Для чего мы вас собрали? — задал он вводный вопрос, на который тут же последовал ответ. — Для срочного сообщения. Одна из учениц нашей школы Елена Удальцова со своими родителями попала вчерашним вечером в аварию. Её мама и папа, как всем известно, безотказно помогали, занимаясь благотворительностью помимо руководства над рабочим процессом на предприятиях. И вот мы потеряли их поддержку. Иван Андреевич и Александра Матвеевна погибли на месте происшествия.

Выступает из шеренги рослый юноша Сергей Иванов. Он является старостой класса, в котором учится Лена. Он и спрашивает:

— Алексей Михайлович, а в какую городскую больницу попала наша одноклассница?

— В центральную городскую поликлинику. Ваш классный руководитель уточнит время и дни посещения.

И полуминутное молчание было прервано.

— Ребята сейчас Лене очень будет нужна наша помощь. Мы должны поддержать её дух, помочь ей. Поговорите со своими родителями может, и они найдут чем можно помочь осиротевшей девочке.

На лицах учащихся появились черты волнения, задумчивости. Алексей Михайлович, окинув присутствующих взглядом, говорит:

— Вот собственно для этого мы вас и собирали. Можете расходиться по классам. Учебный день продолжается.

И учебный день продолжался. Занятия шли своим чередом, а во время переменок темой разговора у школьников среди старших классов уже были ни кто у кого спишет, и кто, куда пойдёт в свободное время после выучки уроков — обсуждалась новость, услышанная на линейке. Как после выяснилось, слухи о происшедшем распространились мгновенно и теперь, подкрепившись данными о погибших и госпитализированных лицах попавших в дтп, приобретают живой смысл. Кто-то в утренней сводке новостей видел сообщение, а кто и вовсе услышал в разговоре прохожих на улице. Тогда это было сомнительно, а теперь, когда известны цифры и имена становится ясно, что это настоящий факт и ничего исправить уже не возможно.

По завершении учебного дня учащийся расходились по домам, а педагогический состав школы художеств вновь собирался в кабинете директора Алексея Михайловича. К этому времени классрук Мирошникова Ирина Сергеевна успевает позвонить в приёмную поликлиники и узнать дни и время посещения больных. Алексей Михайлович начинает с вопроса:

— Ирина Сергеевна, что со временем посещения? Каково здоровье нашей ученицы Елены Удальцовой?

— Да, мне удалось узнать в общих чертах, — начала свой ответ классрук Мирошникова. — В неделе у них три дня посещения, а это вторник, среда и пятница. Времени на это даётся час — с 14:00 до 15:00, — ни больше, ни меньше.

— Понятно. Сегодня понедельник, а значит, ближайшие дни посещения будут завтра и послезавтра…

— Да, это так. Но как сказал лечащий врач Дмитрий Игнатьев, посещения пациентки Удальцовой будут разрешены лишь пару дней спустя. Получается, что в среду этой недели, чтобы девочка смогла прийти в более устойчивое душевное состояние. Она испытала шок и потому, помимо врачей и медсёстер с ней работают психологи. Для восстановления полноценной работы молодого организма будет полезно, если друзья и одноклассники Елены вместе с новостями личными и школьными будут приносить яблоки, груши и всё, что имеет витаминную ценность.

На лицах появилось скорбное волнение и печаль. Ведь это и в самом деле горе. Война или какое природное явление может сгубить множество жизней мирного населения, а тут,… раз и ничего не стало. Одна из старейших преподавателей школы художеств, Светлана Игоревна даже прослезилась. Ей было в пределах 52—53 лет, а года через два идти на пенсию. Она понимала, насколько сложен жизненный путь тех, кто потерял родителей, или кого одного из них. Ей судьба приписала родиться в 1947, в год послевоенной разрухи. Мать её работала на швейной фабрике. С наступлением же войны предприятие сменило свою направленность, стали шить военную форму. Мужской половине человечества достигшей совершеннолетия был открыт путь на фронт, в пополнение красноармейцев с гордостью и патриотизмом несущих знамя пролетариата, защищавших потом и кровью родину. Так и её отец в сентябре 1941 года был призван в ряды рабоче-крестьянской красной армии под Москвой. Осенью 1943 был отправлен в военный госпиталь. В конце 1944 года вернулся в семью после госпитализации. Игорю Александровичу и в последующие три-четыре года жизни напоминали о войне боевые ранения. С возвращением Игоря, семья перебралась в деревню. Муж стал заниматься плотнической работой и резьбой по дереву, а жена Мария занималась шитьём. Был собственный огород и сад с яблонями. А всё, что им ещё было нужно, они получали при помощи дружеского обмена. На кого нужно пошить одежду, всё здесь. Так же и рукотворная работа супруга имела своё место у односельчан. С рождением голубоглазой дочери, которую назвали Светой, в отношения молодой семейной пары и уже успевшей испытать тяготы жизни добавилась некая теплота и надежда на то, что ещё не всё потеряно. Но, как видно бог дал лишь два-три года на рождение дочери и после, сыграл своей главной картой. Ближе к осени 1948 года со здоровьем Игоря Александровича становилось всё хуже и, в конце концов, в один момент его жизнь оборвалась, словно хрупкая нить. Местные органы правления тут же выдали Марии с её годовалой дочерью квартиру, как семье потерявшей кормильца и ежемесячно высылались денежные конверты в неразглашённом размере достоинства советских рублей в знак памяти об ушедшем из жизни ветеране войны.

И время шло. Девочка Света подрастала, с отличием переходила из класса в класс. Жизнь без отца в семье заставляла быть осмотрительнее и оценивать ситуацию здравым умом. Юная Светлана успевает стать одной из лучших в рядах пионерии, а после и среди комсомольцев. За всё минувшее время многое успевает измениться в стране: разоблачение культа личности Сталина, начало гонки вооружений, Афганистан, и распад СССР, но закалённая трудностями жизни Светлана Игоревна не теряет самообладание и смысла в жизни. Она по-прежнему продолжала работать преподавателем русского языка и литературы потому что, как она сама говорила: «Лишь книга способна закалить дух человека, дать ему какую-то надежду», — и эти слова вновь подтверждались в её лице. Да, пусть она одинока, рядом лишь коллеги по работе и некоторые старые друзья, с которыми она училась в педагогическом институте. Но и распад великой державы в первой половине 90-ых, не вносит особых изменений в её жизнь кроме разве что того, что одно из лучших средне образовательных заведений города и района, а именно школа №17 была переквалифицирована под школу с художественным уклоном, в школу художеств, проще говоря.

— Всем давно известна история, рассказанная мною не в первый раз, — начала свою речь Конюхова Светлана Игоревна. — После скоропостижной смерти папы-фронтовика, мать перебивалась с одного места работы на другое. Ясно одно — сложно жить без отца, сложно,… а в нашем случае, девочка потеряла обоих. Это ещё сложнее и больнее.

***

Что такое двое суток? Это с научной точки зрения, сорок восемь часов беспрерывного вращения небесного светила вокруг планеты Земля. Для простого человека, это шесть приёмов пищи, два рабочих дня, время для чтения книги и пара свободных вечеров в узком семейном кругу у телевизора. Да, это, казалось бы, мелочная цифра, но для осиротевшей школьницы она казалась вечностью. И этот короткий временной промежуток многое смог доказать и показать Лене Удальцовой…

Да, и действительно первая пара дней в больничной палате пришлась довольно однообразной без общения со школьными подругами, без танцевальных занятий в городском дворце культуры. И главная потеря в её юной девичьей жизни — гибель родителей. Ведь, ещё никому неизвестно кто возьмёт её на воспитание до момента достижения совершеннолетия, или она попадёт в детдом. В один миг жизнь стала сложнее но, как учит художественная литература: «Будь сильнее своих возможностей», — и как видно пришло это время, время испытать себя. Четырёх разовое питание в больничной столовой: завтрак, обед, полдник и ужин, — дневной обход пациентов с приёмом медикаментозных препаратов и общение с соседом по палате всё то, чем обычно наполнена жизнь госпитализированного с места дтп гражданина, или оказавшегося строителя в не нужное время в не нужном месте. Для них одна судьба. Спорь не спорь, но это так.

Как уже и было сказано, что восстановить душевное равновесие человека может книга прозаическая, а ещё лучше поэзия XIX и начала XX века. Так и здесь. Как только захлопнулась дверь за Дмитрием Игнатьевым, Елена взглянула на своего соседа, после окинула палату взглядом и, закрыв глаза, задумалась. На её ум начинают приходить стихи любимых поэтов…

Читатель спросит: «А кто этот юноша, сосед Леночки Удальцовой по больничной палате?» — и правильно сделает. Этого кареглазого юнца зовут Игорь Воронихин. Не скажешь, что он отличник в учёбе, но и внушает некую надежду. Помимо школьной учёбы он увлекается спортом. У него очень точно сформулировано мнение о том, что такое спорт, настоящий спорт без излишеств. Его стихия — велокросс, покорение горных вершин и конечно, лыжный бег. А в вечернее время суток телевизионным передачам предпочитает чтение стихотворений таких поэтов, как Иван Дмитриев, Николай Языков, Дмитрий Кедрин и, далеко не прочь для разнообразия почитать стихи Есенина. И в это время Лена начинает читать вслух Есенинские стихи. Сосед по палате Игорь поначалу не обращает внимания, но потом неожиданно и для себя он делает комплимент:

— А ты красиво читаешь стихи….

Она сбивается, но улыбчиво отвечает:

— Спасибо.

После ответа её лицо приняло прежнее задумчивое выражение. Игорь замечает её задумчивость и начинает понимать, что под этим грустноватым выражением лица не знакомой девушки и, заметив грусть в прочитанном ею стихотворении, скрывается какая-то печаль или даже неизгладимая потеря. Он хочет выведать, чтобы хоть как-то её поддержать. И начинает с банального вопроса:

— А как тебя зовут? Меня Игорь. Занимаюсь спортом: летом велосипед, зимою лыжи, а главное — люблю горы, горы, горы….

— Горы это прекрасно. Всегда чистый воздух, — сказав это, она оправляет волосы и затем продолжает. — А зовут Лена. Мальчики, с которыми танцевала, ласково называют Леночка… я помимо школьной учёбы, занимаюсь танцами, — сказала она.

— Понятно. А вот сейчас ты читала стихотворение Сергея Есенина «Что прошло — не вернуть». И выражение лица грустноватое. У тебя что-то случилось?

— Да, позавчерашним вечером, когда мы с родителями возвращались домой на своём автомобиле, на въезде в город по встречной в нас влетела другая машина. Сидела я на заднем сиденье. При столкновении меня кинуло вперёд головою о водительское кресло. Приземлилась не удачно, вывихнув локтевой сустав и изрядно повредив предплечье правой руки. Было больно, но я сдерживала слёзы. Ими всё ровно ничему не поможешь. Пока ещё была в сознании, слышала, что кто-то из запоздалых прохожих пару раз прокричал: «Нужна помощь. Вызывайте милицию и скорую». — Народ скапливается вокруг нашей и той второй машины. Люди начинают извлекать из автомобилей пострадавших и погибших лиц, среди которых были мои папа Ваня и мама Саша. А ты, каким образом сюда попал? — поинтересовалась она.

— Сейчас ещё только начало октября месяца. А вот-вот начнётся последняя гонка сезона 1999 года по велокроссу за чертой города. Пара дней на медосмотр и неделя тренировочных заездов. Я вылетел во второй день тренировок при спуске и оказался тут. Мой заезд на срыве. Всегда какая-то потеря даёт надежду на лучшее, на главную в жизни победу.

Елена кивнула и произнесла полушепотом:

— Хотелось бы верить.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По дороге жизни. Роман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я