Душа вождя

Анатолий Овчаров, 2019

Книга посвящена одной из самых знаковых исторических личностей ХХ века – Иосифу Сталину, оказавшему влияние на политическое устройство ушедшей эпохи и психологию миллионов людей. В отличие от большинства книг, посвященных Сталину как политику, в этой книге представлен его объективный психологический портрет на фоне исторических событий и показаны причины его прихода к власти и огромного влияния на общество. Мы надеемся, что эта книга будет интересна широкому кругу читателей, которые познакомятся с психологической сутью феномена вождизма, его влияния на индивидуальное и общественное сознание.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Душа вождя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Немного психологии

Современная психология определяет личность как:

1. систему доминирующих качеств индивида и особенностей его мышления, чувствования и поведения;

2. комплекс устойчивых признаков, таких как темперамент, чувствительность, мотивации, способности, установки, нравственность, определяющих свойственный этому человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к разнообразным жизненным ситуациям.

Личность, в целом, определяется как генетическими, так и социально-культурным влияниями на нее.

Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства:

характер;

способности;

направленность;

интеллектуальность;

эмоциональность;

волевые качества;

умение общаться;

самооценка;

уровень самоконтроля;

способность к групповому взаимодействию.

Когда я лично столкнулся с проблемой составления психологического портрета Сталина, то понял, что традиционные академические подходы к описанию личности меня не удовлетворяют и не дают возможности достичь желаемой цели — показать личность Сталина максимально объемно и системно. Объемность предполагает охват максимально доступных, из всех имеющихся источников — качеств и признаков вождя на всех уровнях их проявления: психофизическом, психологическом, социальном и социально-психологическом.

Психофизический личностный уровень включает такие факторы, как темперамент, биоритмы, каналы восприятия, особенности мышления. Психологический уровень — особенности проявления психологических признаков и взаимосвязи их между собой и с личностными морально-этическими установками. Социальный уровень — неформальные аспекты (семья, друзья-соратники) и формально-деловые аспекты взаимодействия Сталина с социумом. Причем, как его взаимодействие с локальным социумом — ближним партийно-номенклатурным окружением, так и с глобальным социумом — коммуникации с представителями различных социальных сфер внутри страны и за рубежом. Социально-психологический уровень проявления личности Сталина — это особенности ценностных и мотивационных установок его личности, определявших: жизненную философию, систему приоритетов, выбор тактики и стратегии решений, систему морально-этических критериев во взаимодействии на индивидуальном, групповом и общественном уровнях.

Все названные уровни, конечно являются условно разделенными. На самом деле они все взаимосвязаны и переплетены в личностной структуре, образуя целостную систему. Западная ментальность, в частности, европейская, тяготеет к аналитическому методу исследования, то есть выделения из исследуемого объекта отдельных элементов, их изучения и складывания их как пазлов в общую картинку. Восточное мышление, особенно индийское и китайское, формировалось как синтетическое, рассматривающее человека целостно, а различия носили глобальный характер. Такой подход выразил себя в таких понятиях, как Брахман (глобальный разум), атман (душа), дао (путь) или инь-ян (женское и мужское начала). Традиционное восточное познание — интуитивное (образное), оно предполагает целостное восприятие мира и человека. Западное познание — логическое (аналитическое), рассматривает внешний мир и личность более детализировано. Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки. Похоже, отец типологии личности Карл Юнг в процессе своей эволюции пришел к выводу, что оптимальный путь к познанию мира и человека лежит в интеграции интуитивного и аналитического подходов.

Системный подход к личности Сталина предполагает рассмотрение этой личности как биопсихосоциальной системы, которая имеет статическую составляющую — структуру личности как взаимосвязь отдельных черт, признаков и качеств, составляющих целостную картину о человеке, чей образ до сих пор оказывает влияние на массовое общественное сознание. А также этот подход предполагает и динамическую составляющую, связанную с рассмотрением личности как набора различных функций, обеспечивающих выполнение социальных ролей, формальных и неформальных: революционера, рядового партийца, лидера партии, идеолога, главнокомандующего, политика, сына, мужа, отца, учителя и наставника в процессе всей жизнедеятельности.

Выбирая оптимальный метод для составления психологического портрета Сталина, я стремился найти такую технологию, которая бы отвечала требованиям системности и объемности охвата личности. И, что самое существенное, отвечала бы на вопрос о главном целеполагании сталинской личности и причинах выбора именно тех средств, которые обеспечили Сталину достижение поставленных целей в процессе единоличного управления самым большим государством в мире почти четверть века.

Такой технологии соответствовала типология Карла Густава Юнга, представляющая собой логически цельную и непротиворечивую систему психологических типов личности. Основу этой системы составляла крестообразная структурно-функциональная модель психики человека.

Структурными элементами психики являются юнговские признаки, названные им психологическими функциями. К ним относятся: ощущение (конкретное мировосприятие), мышление (логика), чувствование (эмоции), и интуиция (образное мышление). По Юнгу, ощущение (с помощью наших рецепторов) говорит нам, что объект существует. Мышление (логика) говорит, что означает этот объект (каковы его свойства и характеристики). Чувствование определяет его ценность для нас (нравится — не нравится, любим — ненавидим). Интуиция предполагает, откуда он возник и куда движется.

Сильные функции типа личности — ведущие, они выражают наши ценности, приоритеты, компетенции и определяют нашу жизненную философию, стратегию и целеполагание. А слабые функции являются зоной нашей неуверенности, страхов, причиной проблем, неудач и комплексов. Есть также дополняющие и вспомогательные функции, их сочетания определяют социальную направленность личности и технологии самореализации. Если основная функция является целеполагающей и стратегической, то дополняющая — инструментальной и тактической. Первая отвечает на вопрос что, а вторая на вопрос как?

В юнговскую систему признаков типов входят еще две пары взаимно противоположных психологических установок. Первая пара: экстраверсия и интроверсия. При преобладании экстравертной установки мышление и приоритетные интересы человека направлены больше вовне, на социум (природу, космос и т.д.). В случае интровертной установки личность больше сконцентрирована на своем локальном (внутреннем) мире и приоритетным интересам ближайшего окружения (семья, хозяйство, хобби, и т.п.).

Вторая пара установок: рациональность-иррациональность — определяет преимущественное состояние мобилизованности или расслабленности личности. Рациональный тип личности обычно внутренне мобилизован и собран, поэтому психологическое расслабление у него затруднено. Иррациональные люди, как правило, психологически расслаблены, за исключением ситуаций жесткой необходимости. Мобилизация требует определенных усилий над собой. С другой стороны, рациональные типы личности обычно последовательно следуют сложившимся самостоятельно или под влиянием внешней социальной среды — принципам, ценностям и стереотипам, они не склонны их менять без достаточной мотивации или аргументации. Иррационалы более гибки и изменчивы в своих взглядах и очень зависят от своего текущего состояния и складывающейся ситуации.

Юнг создал общие описания восьми типов личности на основе сочетания основной доминирующей функции и установки — экстравертной или интровертной. Дальше развивать свою систему он не стал, будучи очень разносторонней личностью. Поэтому, предоставил такую возможность другим. Ими оказались его последователи — Изабелла Майерс и Катарина Бриггс. Видя перспективы юнговской типологии применительно к разным социальным сферам, они расширили ее до 16 типов, и ввели обозначения типов личности в виде четырехсимвольного названия, где первый символ обозначал экстраверсию-интроверсию типа личности, второй — основную психологическую функцию, третий — дополняющую функцию и четвертый — преобладающую установку на рациональность или иррациональность.

Сочетание этих четырех психологических функций и четырех установок в их разных комбинациях образовало шестнадцать психологических типов личности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Душа вождя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я