Возможны ли измерения в теории относительности? Конечно, нет!

Анатолий Николаевич Овчинников, 2023

До сих пор в наших умах бытует мнение, что в теории относительности, как "весьма солидной научной теории", возможны измерения. Но это не так. Эта книга опровергает миф о возможности измерений в теории относительности. Здесь показано, что объективные, однозначные, непротиворечивые измерения в физико-математических науках возможны лишь при наличии абсолютных единиц измерения и абсолютно неподвижной системы координат. В противном случае измерение, как экспериментальный факт, теряет всякий смысл. Показано, что именно такая потеря смысла измерения и происходит в теории относительности.

Оглавление

6. Кое-что о материалистах и идеалистах

Часто можно слышать упрек (и в мой адрес тоже). Вот вы говорите, что время есть L/V, а после этого говорите, что скорость есть L/t. И получается порочный круг в рассуждениях. Это не хорошо! Да, формально это — порочный круг. Но он всегда появляется там, где речь заходит об основных понятиях. В самом деле. В тройке величин L, V, t две из этих величин обязательно являются настолько основными, что «основнее уже некуда». И их нельзя определить через другие, уже известные понятия, форме какого-то утверждения. В таких случаях порочный круг разрывается посредством обращения к экспериментальному факту (у нас измерению). Как разрывается порочный круг, например, по отношению к понятию время? По правилу: «Если я знаю, как измерять время, то я знаю что такое время. Потому, что в знании как оно измеряется, как раз и содержится знание о том, что такое время. Но если я не знаю, как оно измеряется, то я уже ничего не знаю о том, что такое время». Это правило основано на материалистическом подходе к основным понятиям науки. От экспериментального факта (измерения), к его рациональному осмыслению. Идеалист в науке действует не так. Он начинает свои рассуждения не от факта измерения, существование которого уже неоспоримо (он и так уже имеется), а от мысли (субъективной) в его голове. Однако такая мысль всегда может быть оспорена другими субъектами и, более того, может оказаться ложной. В современной физике основными величинами (чаще всего) считаются длина и скорость света (c). Поэтому, чтобы уметь измерять время, достаточно построить часы, показания которых не противоречат соотношению L/c. Но так было не всегда. Например, в начале прошлого века, когда ещё не были достаточно хорошо изучены свойства скорости света, основными величинами были длина и время.

Неплохо здесь привести пример, как разрывается порочный круг в основных понятиях геометрии. Это делается точно так же, как и в предыдущем примере, по-материалистически: от экспериментального факта (построения) к его рациональному осмыслению. В самом деле. Меня спрашивают: «Что такое прямая, извольте дать определение». И как бы я ни старался «дать определение», всякий раз меня будут уличать или в порочном круге, или в тавтологии. И многим это хорошо известно. Почему так получается? Да потому, что понятие прямая — основное понятие, настолько основное, что «основнее некуда». И здесь я буду уже применять материалистическое правило: «Если я знаю, как построить прямую, то я знаю, что это такое. Почему? Потому, что в знании как построить прямую, как раз и содержится знание о том, что такое прямая. Но если я не знаю, как её построить, то я ничего уже не знаю о том, что такое прямая». Ну и как же строить прямую? А так. Я беру достаточно тонкую, гибкую, нерастяжимую нить и натягиваю её между точками A и B. То, что после этого получится и будет частью евклидовой прямой между этими точками. Это построение легко может быть продолжено как угодно далеко по обе стороны от точек A и B. Нужно лишь добавить, что у геометра свойства нити не должны зависеть от внешних условий, поэтому у геометра нить невесома, никуда не притягивается, абсолютно гибкая, абсолютно нерастяжимая, и предельно тонкая. И эти условия для геометра вполне нормальны, иначе какой же он геометр. В реальных геометрических построения, конечно, используется не только нить, она не везде удобна. Используют вторичные её эталоны, например световой луч, или линейку, изготовленную по образцу натянутой нити и т. д. Мы видим, что своим существованием евклидова прямая обязана существованию 3-го закона Ньютона. И здесь связь геометрии с физикой предельно ясна (попробуй, различи, где геометрия, а где физика). 3-й закон Ньютона — объективен, то есть одинаков для всех, а потому и евклидова прямая будет объективна, и одинакова для всех, в том числе и для всех геометров. Эта прямая будет одна и та же у всех кто бы эту нить не натягивал будь это: Евклид, Лобачевский, Риман, Гильберт и т. д. А тогда как могло случиться, что у всех перечисленных геометров геометрии получились разные? Я думаю, что читатель уже догадывается: Лобачевский, Риман, Гильберт, не знают, как на самом деле строятся те прямые, о которых они говорят. И, следовательно, они ничего не знают о том, что такое прямая. Но они полагают, что знают это. И в результате приходят к ложному выводу о том, что могут существовать ещё и другие, неевклидовые прямые. Но, как мы только что видели из опыта, объективна лишь евклидова прямая. А все остальные, «неевклидовы прямые», будут субъективны. И неевклидовы геометрии также будут субъективными. Это будут всего лишь воображаемые (субъектом) геометрии, и никакого отношения к объективным свойствам пространства они иметь не будут. Почему так происходит? Да потому, что создатели неевклидовых геометрий (идеалисты) начинают рассуждения от мысли: «Прямые существуют». А это утверждение ещё нужно сначала доказывать. А геометры-материалисты начинают рассуждения от мысли: «Как нужно строить прямые, чтобы, будучи построенные, они после этого начали существовать». В этой ситуации неевклидовы геометры ведут себя, как законченные идеалисты. В самом деле. Попробуйте-ка, докажите, что прямые существуют, предварительно не построив прямую, по каким-то обоснованным правилам! Вам это не удастся, сколько бы вы ни старались. Прямая будет существовать только после того, как её кто-то построит. А чтобы её построить, надо сначала знать, как её построить. И материалисты-геометры как раз и начинают с её построения.

К неевклидовым геометриям я ещё вернусь, когда я буду обсуждать вопрос о возможности измерений в неевклидовых геометриях. А сейчас нам важно увидеть, какую негативную роль играет идеализм в физико-математических науках, особенно в их основаниях. При определении основного понятия идеалист всякий раз переходит от одной мысли к другой, а не от экспериментального факта к мысли о нем, а затем только к другим мыслям (как это делает материалист). В результате такого подхода идеалист неизбежно впадает в порочный круг. Всякое утверждение идеалиста в этом порочном круге всегда может быть оспорено. И не только. Оно (утверждение) может просто оказаться ложным. Всегда найдется человек, который спросит идеалиста: «Как Вы это узнали?» И тому, кому будет задан этот вопрос, придется долго и нудно объяснять, как он это узнал. И объясняя все это, идеалист неизбежно втянется в тот же порочный круг, по которому он и кружил. Вопрос о том, как вы это узнали, станет чисто риторическим (лишним или ненужным) только тогда, когда вы в своих рассуждениях укажете на эксперимент. Вы укажете на него, сказав: «Я узнал это из этого экспериментального факта». Почему этого будет достаточно? Да потому, что экспериментальный факт не нуждается в том, чтобы его существование кто-то доказывал или кто-то опровергал. Он будет существовать независимо от этого, одинаково для всех, он объективен. Но для того, чтобы так поступать, надо из идеалиста превратиться в материалиста. А это оказывается не так-то просто. Так, например, ни А. Пуанкаре, ни А. Эйнштейн так и не стали материалистами, хотя их обоих за идеализм в науке критиковали ещё при жизни. Идеализм в физико-математических науках как раз и подготовил основание для построения субъективной релятивистской физики. В следующем пункте мы увидим, что основания математики также покоятся на экспериментальных фактах, а не на каких — то идеях, не связанных ни с каким опытом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Возможны ли измерения в теории относительности? Конечно, нет! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я