Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель

Анатолий Лютов

Книга знакомит читателя с городом Краснослободском (Республика Мордовия). В данной работе была сделана попытка показать изменения, которые постепенно происходили с нашим городом с 1917 по настоящее время. Книга предназначена не только любителям Краснослободской старины, но и для всех не-равнодушных к нашему историческому наследию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Известно, что в 1910 году было

основано Викариатство в составе

Пензенской епархии в границах

Краснослободского уезда. Сам

факт назначения викарного епи-

скопа говорит о значении, кото-

рое приобрел в епархии город

Краснослободск. В начале XX века

уезд насчитывал три крупных жен-

ских монастыря (Краснослобод-

ский Успенский, Ковылкинский

Троицкий, Ковыляйский Алексан-

дро-Невский) и один мужской —

Спасо-Преображенский.

В них число монашествующих —

300 человек, послушников — 800.

Храмов — 73 приходских и 11 мо-

настырских.

Через уезд проходили ожив-

ленные паломнические тропы в

Санаксарь, Саров, Дивеево, Вы-

шинские обители. В целом уезд

сложился как край с прочными и

глубокими православными тради-

циями.

Первым епископом стал насто-

ятель Краснослободского Спа-

со-Преображенского монастыря

Григорий (Соколов), хиротонисан

27 июня 1910 года и направлен в

новое Викариатство. В 1918 году

владыка Григорий уже в сане ар-

хиепископа был переведен правя-

щим архиереем в город Пензу, но

по возрасту и болезням не сумел

противостоять раскольнической

деятельности бывшего Пензен-

ского архиерея низложенного ар-

хиепископа Владимира (Путяты).

Фактически до 1922 года архие-

пископ Григорий состоял викар-

ным архипастором в Красносло-

бодске, затем или оставил службу,

или уклонился в обновленчество.

В самый разгар борьбы обнов-

ленчества со сторонниками Па-

триарха Тихона уезд остался без

духовного руководства. Начался

разгром приходов и ограбление

монастырей. Викариатство оказа-

лось в трудном положении; следу-

ющий епископ Макарий (Знамен-

ский) преследовался властями и

отбывал заключение с 1922 года; в

1927 он уже упоминался как епи-

скоп Краснослободский. В начале

30-х годов две трети храмов Крас-

нослободского уезда уже были

закрыты, многие священники по-

пали под репрессии. Ситуация

осложнилась и тем, что по ново-

му районированию значительная

часть территории уезда отошла к

другим районам: Темниковскому,

Ковылкинскому, Ельниковскому,

Атюрьевскому; местное началь-

ство принципиально не желало

считаться с викарным епископом,

считая его «чужаком».

После учреждения автономной

Саранской епархии в 1934 году

Краснослободск вошел в подчи-

нение к саранскому владыке. Эпо-

ха Викариатства являлась высшим

достижением духовной жизни

Краснослободска.

Согласно прошению митрополи-

та Варсонофия (Судакова), в це-

лях «активизации миссионерской,

благотворительной, молодёжной,

катехизаторской и педагогической

деятельности в благочиниях и на

приходах Русской Православной

Церкви, а также епархиального

храмостроительства» 30 мая 2011

года решением Священного Си-

нода в пределах Атюрьевского,

Ельниковского, Зубово-Полянско-

го, Краснослободского, Старошай-

говского, Темниковского, Теньгу-

шевского и Торбеевского районов

Республики Мордовия была обра-

зована Краснослободская епархия

с выделением её из состава Саран-

ской епархии.

6 октября 2011 года Красносло-

бодская, Саранская и Ардатов-

ская епархии включены в состав

новообразованной Мордовской

митрополии. Управление новоо-

бразованной Краснослободской

80

и Темниковской епархией было

поручено Клименту, епископу Ру-

заевскому, викарию Саранской

епархии.

Восстановленной епархии отошло

парадное здание, которое пре-

жде занимала Краснослободская

коррекционная школа. После за-

крытия школы-интерната остались

учебные и жилые корпуса, куда и

было переведено это учебное за-

ведение, а в здании, бывшем до

революции трапезной Успенского

монастыря, началась реставрация,

после которой его заняла вновь

образованная епархия.

Большие реставрационные работы

были проведены по воссозданию

первоначального вида трапезной

залы. Реставраторам пришлось

слой за слоем удалять краску со

стен, которую десятилетиями на-

носили при ремонте этого зала,

которое служило в учебном за-

ведении спортивным и актовым

залом. Были отреставрированы и

потолочные розетки. восстанов-

лено напольное покрытие. Ныне

зал используют для конференций

и других массовых мероприятий

епархии.

На фотографии здание трапез-

ной в разгар восстановительных

работ

Изучив документы и сохранивши-

еся старые фотографии, строители

приступили к широкомасштабным

работам. Предстояло решить не-

простую задачу: провести замену

полов первого этажа, укрепить и

модернизировать подвальные по-

мещения. На верхнем снимке горы

строительного материала, кото-

рые вскоре будут задействованы

в реконструкции здания. В левой

части строения был демонтирован

пристрой, который был возведён в

конце 40-х годов прошлого столе-

тия. Было заново проведено ото-

пление. Во время его реконструк-

ции в траншее, на глубине около

двух метров был обнаружен кир-

пичный свод. Да, ещё много тайн

хранит старый город.

Реставрационные работы

в трапезной

81

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я