Жизнь человека во многом определяют его детские и юношеские годы, закладывающие основу его мировоззрения и развития в будущей его жизни. В книге рассмотрены особенности формирования молодого поколения и проблемы развития его мировоззрения. Рассмотрены перспективы развития будущего молодого поколения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взгляд из прошлого в будущее. История, современные проблемы и перспективы воспитания молодежи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Человек и окружающий мир
Природа — мира украшенье,
Источник жизни и любви,
И, человек, ее творенье,
Храни ее и береги!
Человек, жить и созидать —
Твое предназначенье:
Детей растить и обучать
Для жизни продолженья!
Проходят годы и века,
Взрастут другие поколенья,
Добро, привитое с молока,
Ведет к вершине процветанья!
Законы развития живой природы
Человек является отражением живой природы, и его развитие во многом сходно с развитием животного мира. Характерным в природе является отношение к молодому поколению. Основная масса зверей, птиц с заботой относятся к своим питомцам. Сначала их вскармливают до подросткового возраста, затем обучают жизненным приемам к самостоятельному существованию. Мы не знаем языка зверей и птиц, как они это делают, обучая питомцев самостоятельной жизни, но они это делают довольно успешно.
Подтверждением наличия звериной школы обучения могут служить примеры выращивания малышей зверят (волков, лисиц и других) людьми в неволе. Зверь, выращенный человеком, не способен к самостоятельной жизни на воле и, как правило, погибает на свободе.
Когда зверь, птица и прочие достигают по развитию взрослых особей, их отлучают от опеки и наставничества взрослых особей и обязывают вести самостоятельную жизнь. У разных пород зверей это происходит по-разному, но принцип один — зверь должен жить наравне со всеми.
До настоящего времени не изучены механизмы обучения «детей» зверями, птицами и даже рыбами.
Вот пример: на одном из деревьев десятки лет гнездились грачи, которые на зиму улетали. В период борьбы с птичьим гриппом (несколько лет назад) люди отравили семью гнездившихся грачей. В последующие годы ни один грач не сел на пустующие на дереве гнезда, хотя в полутора километрах продолжали гнездиться другие грачи. Как, пролетая тысячи километров, птица находит свое прошлогоднее гнездо? Например, суслик, петляя по полю, когда его испугаешь, бежит по прямой в зарослях травы к своей норе сотни метров, а не по следу, где он бегал. Таких примеров можно привести бесконечно много. Например, белка, находясь в нескольких километрах от своего дупла, безошибочно его находит в лесу среди деревьев. Как эти способности взрослые особи передают «детям», до настоящего времени остается загадкой. С другой стороны, рыбы «не воспитывают» выросших из икры рыбок, но они совершают те же миграции, что и взрослые, по руслам рек.
Вопросу формирования навыков молодого поколения зверей и птиц посвящено много трудов, но они рассматривают только внешнюю «поведенческую» функцию развития. До настоящего времени не выяснена физическая природа, можно сказать, «язык» этого «воспитания».
Многие ученые объясняют поведение зверей, птиц, рыб природным инстинктом, но становится неясно, куда пропадает инстинкт у зверей, выращенных в неволе, и почему они гибнут, попав на волю.
У человеческого рода сохранился аналогичный подход к молодому поколению, но имеет свои специфические подходы к обучению и воспитанию. Эти подходы разные в зависимости от национальных особенностей, периода и уклада жизни. Причем эти подходы бывают не только разные, а порой противоположные, как и у зверей.
С другой стороны, известны случаи воспитания человеческих детей зверями. Выросший в звериной среде человек понимает зверей, но не способен жить с людьми, он даже не способен говорить.
Речь человека является инструментом воспитания, но этот «инструмент» у разных народов разный не только по смыслу, но и по произношению. У разных народов свой акцент произношения слов и звуков, что заметно при изучении иностранных языков. По-видимому, и у зверей есть свой «акцент» в обращении, иначе как объяснить не-восприятие стаей зверей особей другой стаи той же породы.
Человек, как дитя природы, формировался и развивался вместе с природой.
Сначала рассмотрим формирование молодого поколения на различных этапах человеческого развития.
Первый этап — развитие человека до промышленного производства. В этот период ребенок с первых шагов жизни обучался делать то, что делают его родители: пасти скот, пахать землю, охотиться и тому подобное. На этом этапе, можно сказать, для всех народов Земли молодое поколение проходило одинаковую «школу» обучения и воспитания. Воспитанием детей в этот период занимались в основном родители и общество, в котором они находились.
При возникновении ремесленного, а затем и промышленного производства детей начали отлучать от совместного труда, и началось «школьное» обучение. Под школой понимается не школа как таковая в нынешних понятиях, но и обычная — на улице в кругу таких же детей. Уличная школа действует наряду с другими и до сегодняшних дней. В этой «школе» дети порой узнают больше, чем от своих родителей.
В подрастающем поколении подразумевают детей и молодежь. У детей выделяют две когорты: дошкольного возраста и школьного до 14 лет. У молодежи выделяют следующие когорты: 15—19 лет, 20—24 лет, 25—29 лет и 30—34 года. Однако последняя когорта лишь частично задействована в молодежных программах, поэтому при анализе информации ее необходимо учитывать как когорту взрослых.
С наступлением так называемого века информационных технологий воспитание подрастающего поколения пошло совсем по другому руслу, порой в корне отличным от вековых природных устоев воспитания. Об этом мы поговорим позже. А пока рассмотрим традиционные российские методы воспитания детей ХХ века.
Советский период воспитания молодежи
В советский период воспитание подрастающего поколения шло в основном по вековым традициям — это семья, школа, улица.
В каждом из этих традиционных методов воздействия вносились дополнительные методы воздействия на юное поколение.
Советский период воспитания в семье больше характеризуется матриархальным укладом. Женщины, матери больше оказывали влияние на детей, чем мужчины. Это связано с увеличением влияния женщины, как в обществе, так и в семье.
Матриархальному укладу в воспитании содействовали детский сад и школа, где работают в основном женщины. В школах только в старших классах иногда появляются мужчины.
В школьном воспитании молодое поколение получало знания и основы научных достижений общества. Характерной особенностью школы является коллективизм, этому способствуют общественные организации, такие как пионерия, комсомол и другие.
Семейное воспитание детей было ослаблено тем, что родители видели своих детей только краткий период времени, не связанный с работой и другой общественной занятостью. Основная роль семьи сводилась к обеспечению ребенка одеждой, питанием и прочим, а также реакциями на проделки (успехи) детей.
Уличное воспитание во многом является отражением общественного развития данного региона. Уличное воспитание формирует у молодежи как положительные черты, такие как мужество, умение постоять за себя и товарища, так и отрицательные пороки, такие как распущенность, хулиганство и прочее. Уличное воспитание зачастую преобладало перед родительским воспитанием. Как говорится, улица знает все, чего не знают родители.
С другой стороны, жесткая школьная программа и общественные организации (пионерия, комсомол) позволяли создавать благоприятную среду для формирования «здорового» молодого поколения, на базе которого создавалось советское общество.
Созданное советское общество позволило Советскому Союзу занять передовые рубежи в мире в развитии науки и техники.
В настоящее время многие так называемые демократы пытаются очернить советскую школу воспитания молодежи. Благодаря этой школе советское общество получало сформированное молодое поколение с нормальной психикой. Молодые люди были дружны, целеустремленные, готовые на самопожертвование ради общего дела. Подтверждением этому являются великие стройки, освоение космоса, поднятие целины, строительство БАМ и другие достижения, которые осуществлялись нашей молодежью.
Именно в советский период был сформирован новый человек, прославивший свою страну, как говорится в песне, «страну строителей, страну ученых».
В основу формирования и воспитания советской молодежи были заложены чувства доброты и человечности, чуждые капиталистическому обществу.
Как это достигалось и какие черты прививались советской молодежи в процессе воспитания?
Идейность. При формировании идейной целеустремленности молодежи в школе разъяснялось преимущество социализма в ликвидации эксплуатации человека человеком, равенства всех членов общества и необходимость трудиться для лучшего будущего.
Патриотизм и героизм. На примере героизма и подвигов на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войны проводилось воспитание патриотизма и любви к Родине и ее многовековой истории. Героизм и подвиги совершались во имя защиты Родины от агрессоров. Характерным являлось отражение героизма молодежи на примере Павки Корчагина, молодогвардейцев Краснодона, Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других.
Коллективизм. Большое внимание уделялось коллективным формам воспитания молодежи. Наряду с пионерией, комсомолом практиковались коллективные походы, коллективный отдых, поезда здоровья и прочее.
Труд. Характерной чертой в советское время являлось приобщение молодежи к труду. Школы выезжали для уборки урожаев не только в учебное время, но и в период каникул. Студенты создавали строительные и трудовые отряды. С другой стороны, детям разъясняли, что учеба — это тоже труд.
Гуманизм. В советское время особое внимание уделялось воспитанию гуманизма, человеческого отношения к людям, любовь к детям. На примере гуманизма советских солдат во время войны, помощи людям, попавшим в беду, открывались лучшие человеческие качества советского человека.
Гражданский долг. Советской молодежи прививались такие характерные черты, как: воспитание сознания гражданского долга и преодоления трудностей, воспитание волевых качеств, мужества, стойкости и выдержки, инициативы, творчества, уверенности в своих силах и прочее.
В Советском Союзе проводилась государственная политика по формированию и воспитанию приведенных черт у молодежи, направленная на социализацию детей посредством обучения, вовлечения в политические организации (пионерское движение, комсомол) и пропаганды посредством литературы для детей и молодежи, школьных учебников, кино и телевидения. Для этого осуществлялось:
• развитие детских и молодежных организаций;
• физическое воспитание и развитие молодежи;
• формирование культуры молодежи;
• создание системы военно-патриотического воспитания молодежи по военно-спортивной подготовке молодежи, типа игр «Зарница», «Орленок», а также нормы «Готов к труду и обороне».
Особую роль в воспитании молодежи уделялось патриотическому воспитанию, которое заключалось:
• в уважении к традициям, достоинствам, успехам, истории и культуре страны;
• в осознании ответственности за близких людей, народ и Родину и готовности к самопожертвованию.
Воспитание патриотизма молодежи осуществлялось посредством семейного воспитания, системы образования, СМИ, военной службы, которая как бы завершала формирование молодежи в части мировоззрения, патриотизма и любви к Родине.
Таким образом, прогрессивные пути и методы формирования и воспитания советской молодежи позволили выстоять и победить в Великой Отечественной войне, преодолеть голод и разруху, создать мощную экономику и современную армию и сделать Советский Союз одной из мощных стран мира.
Опасный период воспитания советской молодежи
В истории развития человечества всегда присутствует противостояние между людьми и группами людей. Это противостояние принимает различные формы борьбы, и в него увлекается молодое поколение. Все зависит от масштабов этого противостояния. Все зависит от умения власти государства пойти навстречу или силой подавить это противостояние. Противостояние вносит свои черты в формировании молодежи. Так было, так есть и так будет. Не вдаваясь в глубокую историю революционных событий, проходивших в мире и в нашей стране, остановимся на последнем советском периоде нашей страны — так называемого периода перестройки и гласности.
Характерным для человека в его поведении является понимание цели своих действий. Это относится к любому человеку, но особенно это важно для руководителя, так как его ошибочные действия пагубны не столько для него, но больше для им руководимого общества.
Так произошло и в Советском Союзе, когда страну возглавил бездарная личность Горбачев. Не зная, что делать с врученной ему страной, он объявил перестройку без определенных целей и задач. А чтобы хоть как-то определиться с задачами и что делать, он объявил гласность, то есть смотрите сами, вскрывайте недостатки и устраняйте их. Это «вскрытие», как говорят, вылезло боком. Вместо правды в СМИ пошла полуправда и явная ложь, которую впитывало молодое поколение. Грязь шла от низа и до самого верха.
Выступая на трибуне Верховного Совета СССР, известный всем Сахаров заявил, что жертв в Великой Отечественной войне много потому, что советское командование часто стреляло по своим. Услышать такую чушь от трижды героя Советского Союза было дико. Любой грамотный военный скажет, что в процессе боя бывали случаи, когда огнем накрывали свои войска. Причин этому много, можно назвать десятки причин, таких как: несогласованность действий отдельных подразделений, успешный прорыв отдельных подразделений и попадание под огонь своего огневого вала, отсутствие связи и прочие. Но чернить и обливать все военное руководство грязью — это уж слишком, тем более с трибуны Верховного Совета. Противно было смотреть, как аплодировали этим словам некоторые «народные избранники». Эту речь слушали не только военные, которые плевались от этих слов, но и неокрепшая молодежь, которой предстояло стоять на защите Родины. Это явная клевета на героическую армию.
Стало модным в перестроечный период разоблачать ужасы тюремной жизни. Флагманом этого разоблачения стал Солженицын. Его книги об ужасах тюремной жизни взяты на щит всей антисоветской западной пропагандой и восприняты советской молодежью.
Кто читал «Иван Денисовича…», помните эпизоды «издевательства» охранников над политзаключенными. А как должен был относиться охранник к тем, против которых он воевал и которые, возможно, повинны в гибели безвинных сотен тысяч людей. А в отношении плохого питания, так вся страна голодала и жила по карточкам, почему заключенные должны питаться лучше.
Те, кто сидел с «Иван Денисовичем», сейчас творят ужасы на Украине. Недобитая и взращенная «Иван Денисовичем» бандеровщина взошла и, как чума, гробит Украину в настоящее время. В России они сейчас превратились в «демократов», ничего общего не имеющие с демократией.
В погоне за «жареным» наши отдельные писатели, вытаскивая тюремное дерьмо на суд общественности, разрушали сознание подрастающего поколения.
В перестроечный период с особым удовольствием «смаковалась» тюремная тематика, как порок социализма. Эта тематика охватила всю печать, телевидение, как будто бы в советское время ничего хорошего не было, сплошная тюремная жизнь с ее ужасами. Вся эта грязь впитывалась как губка подрастающим поколением.
В перестроечный период был взят курс не на усовершенствование экономического развития страны, а на дискредитирование советской действительности путем раздувания всевозможных негативных событий.
Перестройка и гласность во многом деформировали сознание молодежи. Особенно это использовалось националистическими структурами, которые плодились в стране как грибы, вовлекая и захватывая молодежь.
Взамен черт воспитания советской молодежи, рассмотренных выше, начали проповедоваться и внедряться следующие черты молодежи:
• потеря политических ориентиров в общественном развитии, потеря доверия социалистическим идеалам;
• неоднозначный характер отношения к задачам развития, а именно: «думает одно, говорит другое, а делает третье»;
• резкий уклон националистического развития, порожденного местными партийными кланами;
• индивидуализм взамен коллективизма, проповедование принципа «моя хата с краю»;
• жизненным ориентиром становится западный образ жизни, явное преклонение перед западной культурой, широкое распространение контрабандных фильмов и музыки «на ребрышках» (грампластинок из рентгеновских снимков);
• дискредитация армейской службы и сплошное увиливание от службы (военкоматы с милицией отлавливали призывников).
Горбачевская перестройка и гласность — это преступление перед советским народом и прежде всего перед молодежью. Перестройка и гласность усугубили положение мощной страны, привели ее к краху и развалу.
Потерянное поколение лихих 90-х
Развал Советского Союза тяжело сказался на формировании молодежи страны. Доведенная до крайности горбачевской перестройкой молодежь попала в жуткие условия дикого капитализма, в котором человек человеку волк. В стране были потеряны ориентиры развития общества. Все то, что пресекалось в советское время — разбои, грабежи, обман, проституция и прочее — стали нормой жизни.
Смута 90-х, иначе не назовешь, по человеческим и финансовым потерям сравнима с настоящей гражданской войной. Десять лет смятения, поиска, потерь и падений.
Время сильнейшего демографического спада, расслоения общества и гибели всего хорошего, что удалось создать за советское время. Время, которое очень не хочется, но необходимо вспоминать во избежание его повторения. Время финансовых авантюр, обмана, подстав, разборок. Рассмотрим характерные черты этого времени.
Беспризорники — это возраст обычно от 7 до 14 лет. Жили в подвалах, теплотрассах и заброшенных домах. В то время считалось крутым бухать, нюхать клей и курить лет с десяти.
Братва — это бандиты и косящие под бандитов. Первых редко можно увидеть открыто — они в машинах, в барах, в клубах. Вторые были везде — обычные молодые уличные ребята из любых слоев общества, купившие или раздобывшие короткую черную кожанку, занимающиеся кражей, разводом на деньги и вымогательством, иногда шестерили у настоящих бандитов.
Блатняк, он же шансон — детище бандитской антикультуры. Уличные и ресторанные музыканты быстренько разучивают «мурку», потому что музыку заказывает тот, кто платит, а «бабки» тогда были именно у братвы. Поскольку через тюрьму в девяностые прошли миллионы и миллионы, экономический смысл в этом был.
Бомжи — это нищие бездомные, порождение лихих 90-х, полностью отсутствовавшие до этого в Советском Союзе. Бомжи — вчерашние соседи, знакомые и одноклассники, ходят по домам и просят подаяние, спят в подъездах, пьют и ходят в туалет там же.
Видеосалоны — это явление возникло и стало культовым в восьмидесятые, в которых демонстрировали западные фильмы, боевики, эротику и прочее. В начале девяностых видеосалоны достигли количественного пика, но быстро стали угасать — у новых русских появились свои видеомагнитофоны, а всем остальным стало не до того.
Дедовщина — это издевательство старослужащих над молодыми солдатами. На советскую армию просто наплевали и оставили гнить, большая ее часть превратилась в Российскую армию и продолжила люто, бешено разлагаться, привело к такому позорному явлению, как дедовщина. В те времена на Западе нами восхищались и хвалили за то, что мы громили свою армию и внедряли «демократические ценности». В армию начали проникать чуждые ей движения. Был создан Комитет солдатских матерей для контроля армии, что не совместимо с армейской службой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взгляд из прошлого в будущее. История, современные проблемы и перспективы воспитания молодежи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других