Ицюань. Сердце, открытое солнцу. Внутренний стиль Ушу, возвращающий к истокам

Анатолий Викторович Криводедов

Вторая книга Российской Академии Ицюань подробно описывает суть стиля и методы, взращивающие внутреннюю силу и возвращающие нас к своей внутренней природе. Основа методов – развитие силы сознания. Книга будет полезна как интересующимся стилем, так и практикующим его.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ицюань. Сердце, открытое солнцу. Внутренний стиль Ушу, возвращающий к истокам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. История Ицюань (Дачэнцюань)

Анджей Калиш

Перевод с польского: Олег Хома

Ван Сянчжай̆ (1885—1963) — основатель Ицюань

(Дачэнцюань)

Ван Сянчжай (1885—1963), известный также под именами Нибао, Чжэнхэ, Юйсэн, был одним из самых выдающихся учеников прославленного мастера внутреннего стиля Синъицюань — Го Юньшэня. Считается, что только Вану, который стал учеником Го, когда тот был уже в преклонном возрасте, он передал все секреты упражнений Чжан Чжуан. Позже они стали одним из наиболее характерных элементов Ицюань.

В 1907 году Ван покинул дом и вступил в армию. Сначала он был помощником на кухне. Только когда один из офицеров узнал о том, что Ван владеет необычным мастерством, тот стал инструктором боевых искусств. В 1913 году он прославился победой над Ли Жуйдуном, создателем стиля Ли Тайцзицюань и инструктором рукопашного боя президентской гвардии. В том же году, он стал главой Отдела рукопашного боя сухопутных войск. На должности инструкторов Отдела он принял таких известных мастеров в мире Синъи/Багуа как Сунь Лутан (мастер Синъицюань и Багуачжан, создатель стиля Сунь тайцзицюань), Шан Юньсян (создатель стиля Шан Синъицюань), Лю Вэньхуа (сын Лю Циланя, который вместе с Го Юньшэнем был учеником Ли Лонэна).

В 1915 году Ван победил в поединке мастера стиля богомола — Чжоу Цзыяна, который стал после этого учеником Вана.

В 1918 году, когда из-за изменений на политической арене Отдел рукопашного боя прекратила свое существование, Ван отправился на юг, в поисках величайших мастеров боевых искусств. Сначала он направился в монастырь Шаолинь, где изучал систему «синь и ба» (напоминающую Синъицюань) у монаха Хэнлиня (также известного как Чанлинь или Сянлинь — у того же монаха учился позже Досин Со, создатель Сёриндзи Кэмпо). В провинции Хубэй Ван учился у эксцентрического мастера Цзе Тефу. В провинции Фуцзянь он снова был приглашен на должность инструктора боевых искусств в армии этой провинции. В это время он встретился с мастерами южного стиля белого журавля — Фан Цячжуаном и Цзинь Шаофэном. Возвращаясь на север, он встретил известного мастера Синьи — Хуан Муцяо, у которого изучил «оздоровительный танец» (Цзянь У). В Сиани он встретился с известным своими быстрыми ударами ногами мастером Лю Пэйсянем. Кроме этого, он изучал Багуачжан у Лю Фэнчуня. А также встречался с мастерами Тайцзицюань Ян Шаохоу и Ян Чэнфу. Это, конечно же, только некоторые из мастеров, у которых Ван учился или с которыми обменивался опытом.

Примерно в 1925 году, преподавая Синъицюань в Пекине и Тяньцзини, Ван заметил, что его ученики уделяют слишком большое внимание внешней форме, определенному набору приемов, и слишком мало психическим, внутренним аспектам. Тогда он на тренировках стал больше использовать упражнения Чжан Чжуан, и другие упражнения, напоминающие характерные тренировочные методы современного Ицюань, и меньше внимания стал обращать на тренировку форм. Он также изменил название системы на Ицюань, удалив элемент Син (форма). С этого момента начинается путь развития новой системы. Первым учеником Ицюань в Пекине был Ци Чжиду, в Тяньцзини присоединились: Чжао Эньцин (Чжао Даосинь — победитель в соревнованиях по свободному спаррингу на 3-х Всекитайских спортивных соревнованиях, прославился также победой над норвежским боксером Андерсеном, будучи обутым в тапочки, которые сковывали его перемещения, создатель стиля Синьхуэйчжан, который в значительной степени основывается на Багуачжан), Гу Сяочи, Ма Цичан, Дэн Чжисун, Мяо Чуньюй, Чжан Цзунхуй, Чжан Эньтун (позже, в 50-х годах, победил чемпиона Китая по борьбе в тяжелом весе, Чжан Куйюаня, который потом также стал заниматься ицюань), Цю Чжихэ, Чжао Фэнъяо, Чжао Цзояо.

В 1928 году Ван поехал вместе с мастером Синъицюань из Тяньцзини Чжан Чжанькуем и своим учеником Чжао Эньцином на 3-и Всекитайские спортивные соревнования в Ханчжоу, где он был судьей в состязаниях по свободному спаррингу, а также демонстрировал тренировочные методы Ицюань. Его ученик Чжао Эньцин (позже известный как Чжао Даосинь) стал победителем в свободном спарринге. После этого, Вана пригласили в Шанхай, где он основал Общество Ицюань. После поединка Вана с чемпионом мира по боксу, венгром Инге (позже, репортаж об этом поединке был опубликован в лондонской «Таймс») об Ицюань стали говорить. Учениками Вана в этот период стали между другими: Ю Пэнси (создатель направления «Кун цзинь», под конец своей жизни он эмигрировал в США, где преподавал в Калифорнии и умер в 1983 году), Гао Чжэньдун, Чжу Голу, Чжу Гочжэнь, Бу Эньфу (чемпион Китая по боксу и борьбе Шуай-цзяо), Чжан Чансинь (победитель боксерских соревнований в Шанхае), Чжан Чанъи, братья Хань Синцяо и Хань Синюань, Ван Шухэ, Ма Цзяньчжао, Нин Дачунь.

Хань Синцяо, Чжао Даосинь, Чжан Чансинь и Гао Чжэньдун вскоре прославились в Шанхае как «четыре алмазных воина». Ван в это время написал первый трактат о своей системе: «Настоящий путь Ицюань». В это время Ицюань Ван Сянчжая уже значительно отличался от того, чем занимались другие представители Синъицюань. В своей книге Ван явно критикует некоторые концепции распространенные тогда в среде Синъицюань, но в то же время, много своих выводов он делает на основании традиционных идей, от которых он в более поздние годы отказался. В некоторых источниках о Синъицюань можно встретить термин «Естественная школа» Синъицюань, в отношении того, чему Ван обучал в шанхайский период.

В это время один из шанхайских банкиров убедил Вана, чтобы тот организовал группу, которая поедет на заграничные состязания, и будет демонстрировать силу китайских боевых искусств. К сожалению, вскоре политические изменения привели к тому, что банкир был вынужден заняться делами поважнее и затея провалилась. Во время пребывания в Шанхае, Ван Сянчжай встретился с мастером Люхэбафа — У Ихуэем, которого он счел одним из трех величайших мастеров, встреченных им в своих путешествиях по Китаю (остальные два — это вышеупомянутые Цзе Тефу и Фан Цячжуан).

В 1935 году Ван Сянчжай вместе с Бу Эньфу, Чжан Эньтуном, Чжан Чансинем и Хань Синцяо отправился в родной уезд Шэнь. Там они сосредоточились на тренировках и изучении теории боевых искусств. Тогда было разработано большинство тренировочных методов, используемых сегодня в Ицюань. Практика показала, что ученики, которые использовали эти методы в своем обучении, прогрессировали значительно быстрее.

В 1937 году Ван осел в Пекине. Он преподавал Ицюань и работал над теорией системы. В это время большим почетом в Пекине пользовался Хун Ляньшунь, мастер Таньтуй и Синъицюань. Когда он услышал о необычайном мастерстве Вана, прибыл чтобы с ним сразиться. После поражения Хун стал учеником Вана, а также передал Вану своих учеников. В их числе был между другими будущий преемник Вана — Яо Цзунсунь (1917—1985). Другие ученики пекинского периода — это Доу Шимин (известный тем, что одним ударом победил Гао Яньвана, телохранителя генерала Фу Шуанъина), Ду Шичэн, Ли Юнцзун, Ян Дэмао, Чжан Чжун, Чжан Фу, Ван Бинькуй, Ян Шаоцин, Ли Вэньтао, Ли Цзяньюй, Ван Шичуань, Цзяо Цзиньган, Ао Шопэн, Ао Шохун, Тун Гоцао.

В 1939 году Ван опубликовал в газете «Шибао» текст, в котором он приглашал всех мастеров боевых искусств обменяться опытом. Прибывающие обычно хотели убедиться в мастерстве Вана в поединке с ним. Ван выбрал четырех учеников, с которыми те должны были сражаться. Это были Хань Синцяо, Хун Ляньшунь, Яо Цзунсунь и Чжоу Цзыян (в прошлом мастер стиля Богомола, ставший учеником Ван Сянчжая еще в 1915 году, когда тот представлял еще Синъицюань, до создания Ицюань). Только после победы над одним из этих четырех учеников, прибывший мастер мог приступить к поединку с Ваном. Однако, никому это не удалось.

В 1940 году в Токио состоялся большой фестиваль боевых искусств участвовать в котором пригласили китайскую делегацию. Туда поехали ряд лиц, сотрудничающих с оккупантами. Глава делегации пробовал убедить принять участие в этом фестивале Ван Сянчжая, которого считал лучшим мастером того времени. Ван отказал, но во время фестиваля китайская делегация много о нем рассказывала японцам, поэтому вскоре многие из них стали приезжать в Пекин, чтобы встретиться с Ваном. Ван не отказывал тем, кто хотел с ним сразиться. Никому не удалось победить Вана. Многие из этих японцев хотели стать его учениками, но Ван принял только одного — это был Кэнъити Саваи, который позже создал свое направление ицюань, известное в Японии под названием Тайкикен (Саваи был одним из известнейших мастеров Японии, в частности он был консультантом основателя каратэ Кёкусинкай Масутацу Оямы). Несмотря на то, что Саваи был учеником Ван Сянчжая, обычно с ним занимался Яо Цзунсунь.

В 1941 году Ван Сянчжай присвоил шести лучшим ученикам почетные имена, выражая таким способом свое уважение их способностям и мастерству. Чжао Эньцин получил имя Даосинь, Хань Синцяо — Даокуань, Бу Эньфу — Даокуэй, Чжан Эньтун — Даодэ, Чжао Фэнъяо — Даохун. Особенно отмечен был Яо Цзунсунь, который несмотря на то, что был моложе других и занимался не так долго, отличился необычайными способностями к обучению. Он получил имя Цзисян, которое значит, что он является последователем Ван Сянчжая (Цзи — продолжать, Сян — элемент имени Сянчжая). Ван также подарил Яо веер, на котором был начертан стих, доказывающий, что Яо является его главным преемником.

Яо Цзунсунь (1917—1985) — преемник основателя Ицюань

Яо Цзунсунь проявил свое умение во многих схватках, часто выступая заместителем Ван Сянчжая, когда кто-то хотел с ним сразиться. В 40-е годы он также провел много поединков с господствующими тогда в Пекине уличными бандами, в результате чего получил огромный опыт реальных схваток.

Ицюань тогда уже был системой, полностью отличающейся от Синъицюань. Ученики Вана предложили дать ему новое название — Дачэнцюань («Кулак великого достижения»). Ван был против, поскольку это название предполагало, что данная система является совершенной, а ведь не существует границы в развитии боевых искусств. Но поскольку его сопротивление не было достаточно сильным, это название прижилось, и использовалось повсеместно несколько лет, а некоторыми используется и сегодня. Большинство же учеников вернулись к первоначальному названию Ицюань.

Ван в это время написал второй теоретический трактат «Центральная ось пути кулака», также известный как «Теория Дачэнцюань». Он в некоторой степени основан на «Настоящем пути Ицюань». Но тут Ван уже полностью отказался от многих традиционных идей. Методы тренировки были построены на других концепциях. Причиной этого стало осознание Ваном того факта, что его новые методы позволяли достичь таких же, а даже и лучших результатов более простым способом и за более короткое время, чем традиционные методы тренировки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ицюань. Сердце, открытое солнцу. Внутренний стиль Ушу, возвращающий к истокам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я