Как издать книгу бесплатно. И продавать её по всему миру

Анатолий Верчинский

Хватит писать в стол! Издайте свою книгу и разместите её в печатном и в электронном виде в таких интернет-магазинах, как Ozon, «ЛитРес», Amazon и т. п. И всё это – бесплатно!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как издать книгу бесплатно. И продавать её по всему миру предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Издатели и авторы

Мне жаль всякого, кто рожден стать писателем. Мне говорили, что художник может за год состряпать полдюжины картин. А писателю иногда нужно десять лет, чтобы написать книгу. И потом еще столько же, чтобы найти издателя. Мало того, и после этого вам приходится ждать по крайней мере лет пятнадцать, а то и двадцать, чтобы вас признала публика. Вся жизнь ради одной книги! А как же ему жить всё это время? Ну да, как правило, он ведет просто собачье существование. Уличный попрошайка в сравнении с ним живет как король. Никто не отважится на такую карьеру, зная, что ему там припасено.

Генри Миллер «Сексус»

Как вы думаете, если книги до изобретения печатного станка переписывали вручную, то как авторы получали гонорары? Да, правильный ответ — никак. Для заработка книги стали писать только в 19-м веке, когда уже развилось авторское право.

Гонорарные ведомости русского литературного журнала XIX века «Отечественные записки».

Раньше я думал, что быть писателем — это круто. Но когда разобрался, что из себя представляет труд писателя и как он оплачивается, несколько изменил свое мнение.

Строго говоря, нет такой профессии, как писатель, её нет в классификаторе профессий. В дипломах литературного института им. А. М. Горького, например, пишут «литературный работник».

Давайте посчитаем, сколько получает писатель автор книги в наши дни. По условиям авторского договора начинающему литератору предложат восемь процентов (максимум десять). Пятнадцать процентов и выше может требовать только уже зарекомендовавший себя хорошими тиражами автор. Например, Лукьяненко. Или Акунин. Хотя на этом уровне авторы уже сами могут выставлять практически любые условия и проводить тендер среди издательств.

А начинающие писатели готовы на любые условия, лишь бы увидеть свое имя на свежеотпечатанном пахнущем типографской краской издании. Тут не до жиру, быть бы напечатанным хоть как-то. И от качества текста здесь мало что зависит. Говорят, что Джоан Роулинг пришлось в десятке издательств выслушать приговоры «слишком сложно для детей», или «слишком длинно», или «что-то подобное мы уже читали», прежде чем о Гарри Поттере узнал весь мир. (Говорят также, что ее первоначальная рукопись кардинально отличается от книги — издательство внесло очень много улучшений.)

Не нужно забывать, что в издательства ежедневно поступают рукописи, и до вашего произведения очередь может дойти нескоро. Ведь и любого крупного издательства есть ещё и свои авторы, которые продолжают писать книги. Например, в авторском портфеле издательства «Эксмо» около 8 000 фамилий, каждый год оно выпускает около 80 миллионов книг.

«В издательства приходит огромное количество рукописей, и этот поток не успевают обрабатывать. Копится количество. Авторы ждут, надеются. И порой прочитать можно рукопись, которая рекомендована, спустя два года».

Ольга Аминова, начальник отдела современной прозы издательского дома «Эксмо»

Кстати, издательство «Эксмо» недавно запустило сервис для новых авторов: обещают рассмотреть рукопись в течение трёх месяцев вместо обычных 6—12 месяцев.

А что предлагает это «издательство №1» в условиях современных реалий, когда почти у каждого городского жителя есть смартфон? Публикацию рукописи в электронном каталоге Eksmo Digital — это всего лишь отдельный раздел на «ЛитРесе». Если рукопись будут покупать в электронном виде, издательство издаст её в бумажном.

Можно ознакомиться с самыми читаемыми книги издательства «Эксмо» за прошлый год. Книги ранжированы по суммарному количеству проданных экземляров книг «Эксмо» во всех книжных магазинах страны, всех некнижных магазинах страны и интернет-магазинах на территории России, Казахстана, Беларуси. Посмотрите топ книг по жанру, в котором вы собираетесь издаваться.

Если ваша цель заработать деньги писательством, то ваш вопрос должен быть не «Сколько я смогу зарабатывать», а «Книги какого жанра сейчас популярны». То есть вашей целью должна быть не продажа написанной книги, а написание книги в наиболее популярном жанре.

А теперь самое интересное: каков гонорар в денежной форме. Указанные выше проценты — от оптовой закупочной цены. То есть от той цены, по которой издательство продает тираж книжным магазинам. А не от розничной цены, как нам рассказывают некоторые журналисты8.

В нашей богатой древесиной стране максимальная отпускная цена средней книги обычно не превышает ста рублей. А если в мягкой обложке или карманного формата, то она не более нескольких десятков рублей. Видели книжные развалы «Всё по 20 рублей» или в электричках у коробейников издания по 10—15 рублей? Представьте, какова их себестоимость.

Олег Рой в интервью рассказывал, что при стоимости одной из его книг в магазине 420 руб. отпускная цена типографии составляла 68 руб.

Итого. Десять процентов, допустим, от 50 рублей — 5 (пять) рублей авторского гонорара. Минимальные тиражи в издательствах сейчас обычно начинаются от пяти тысяч экземпляров. 5 000 * 5 = 25 000 рублей. За несколько месяцев или лет работы над книгой. Если первый тираж разойдется, напечатают еще пять тысяч экземпляров — это еще 25 000 руб. (если издательство сообщит автору об этом дополнительном тираже). Ну и так далее.

— А какой тираж для хорошей литературы, мы не берём детективы, фэнтэзи, является удачным, если он продан?

— Вообще, у нас считается, что пять тысяч — это уже успех. Десять — это довольно редкий случай.

Из интервью писателя Евгения Водолазкина

«„Буквоед“ за год продает тираж 10 000 экземпляров в единичных случаях. За год у нас продается более 100 000 наименований. И, по-моему, средняя экземплярность — около 50 книг».

Гендиректор «Буквоеда» Денис Котов

Фактически безбедно жить на доходы от продажи книг могут только несколько десятков авторов в России. Их имена всем хорошо известны, и они уже давно вышли на конвейерный выпуск новых творений. Некоторых даже подозревают в использовании труда литературных негров. Потому что издательство от них требует: или выдаешь по одной новой книге в год, или мы будет продвигать более плодовитых авторов. Как говорится, ничего личного, просто бизнес.

«…Из миллионов авторов, чьи произведения охраняются авторским правом, лишь малая доля получает роялти от публикации своих книг, при этом более или менее значительные роялти, которые позволяют авторам жить за счет своего писательского труда, являются уделом сотен человек на страну — даже не тысяч, как показывает практика.

По данным отраслевого отчета Федерального агентства по печати средствам массовой информации за 2016 год, средняя цена на книгу по рынку составляла 217 руб. Как правило, наценка книготорговых предприятий составляет от 37% до 100%. Примем 70% как реалистичное среднее. В таком случае средняя отпускная цена издательств за книгу — 128 руб. Обычное авторское роялти составляет 10% от отпускной цены.

Отсюда несложно посчитать, что для того, чтобы автор книги получал в качестве гонорара хотя бы минимальный размер оплаты труда, принятый в России (6204 руб./месяц), реализованный тираж его книги должен быть не менее 5832 экз. Средний тираж книг в России, однако, в 2015 году был на уровне 4078 экз., а художественных книг — 3693 экз. Тиражи более 5 тыс. экз. в общем ассортименте имели долю 15,2%.

Если же взять за точку отсчета не МРОТ, а среднюю заработную плату по России — 31 325 руб., то для того, чтобы выплачивать автору эквивалентную ей сумму в течение года, издателю необходимо реализовать не менее примерно 30 тыс. экз. Поскольку доля книг с тиражом более 10 тыс. экз. в России — 7,2%, то долю тиражей более 30 тыс. можно осторожно оценить в 4%. Соответственно, только авторы 600—700 художественных книг могут рассчитывать хоть на какую-то убедительную оплату своего творческого труда».

Вл. Харитонов, И. Засурский «Информационная сверхпроводимость: авторское право как инструмент развития»9

Когда я общался с одним из редакторов достаточно крупного издательства, появилось стойкое ощущение, что авторам невыгодно распространение своих книг через издательство. Не только потому, что оно диктует свои условия авторам и неподконтрольно в количестве выпущенных книг, например. На собственном опыте один из блогеров показывает, почему модель книгоиздания «крупные издательства — тысячи голодных авторов» не работает.

«Эта запись10 будет висеть наверху моего ЖЖ вплоть до того дня, когда бумажное издание 4-й книги «пангийской» серии, «Банной горы хозяин», появится наконец в продаже.

На сегодня, 31.10.2008, ситуация с ней такова:

— текст закончен и сдан в АСТ еще в прошлом, 2007 году,

— договор предусматривает передачу издательству полного эксклюзива на все права сроком на 5 лет,

— выход книги первоначально планировался на февраль 2008, потом на август 2008, потом на октябрь 2008, потом на декабрь 2008, в настоящее время книга вообще ни в каких планах не значится. Один год из пяти уже перетерпели, осталось еще четыре:)

Со своей стороны имею сообщить, что:

1) договор подписывал, не подумав о возможных последствиях, так что своей вины не отрицаю,

2) аванс за книгу получил и никаких финансовых претензий к издательству не имею,

3) модель книгоиздания «крупные издательства — тысячи голодных авторов» перспективной более не считаю».

Сергей Щеглов, автор книги «Банной горы хозяин», вышедшей в 2009 г.

Впрочем, даже всемирная известность автора не всегда спасает от издательского произвола. «Обыкновенная история издательской ничтожности» от всемирного известного писателя Эдуарда Лимонова:

«Издательству ЭКСМО, сейчас они назвались «Э», даже песком нельзя доверить торговать. Потому что это растяпы, рохли и вруны.

Докладываю. 14 декабря 2016 года мною был подписан с ними договор об издании книги эссе, куда вошли эссе из книги «Титаны» плюс еще три свеженаписанных текста: эссе о Зигмунде Фрейде, об Апостоле Павле и эссе о диалоге Платона «Федон». По просьбе издательства книга была переименована мною и стала называться «Великие».

В декабре же редактор Валерия Ахметьева прислала мне аннотацию для книги. Аннотация была разгромной для книги, и книгу с такой аннотацией не покупали бы. Я написал мою, и это моя аннотация сейчас на книге и в книге. Хоть аннотацию успел спасти.

Следующим номером нашей программы я увидел анонс о выходе книги «Великие» и ее обложку в соцсетях. Был уже конец февраля, двадцатые числа. Я написал Ахметьевой, вопрошая: «А где верстка трех новых глав? А где мой скромнейший гонорар за книгу? А почему не присылали проект обложки на утверждение автором?»

В ответ получил порцию лжи, зацените. Якобы она пересылала мне и верстку, и обложку, а вот с деньгами они что-то запутались. Она разберется. Ахметьева объяснила тот факт, что я не получил ни верстки, ни обложки, некими неполадками в электронной почте издательства. Цитирую: «Неполадки точно на нашей линии, мы даже знаем какие именно (и технические специалисты их пытаются исправить)».

Я ей ответил, что она же могла воспользоваться моим телефоном, номер у нее есть. И попросил всё же прислать верстку трех эссе. Она прислала. Я нашел там 18 ошибок. Отослал. В ответ получил короткое, в одну строку письмо: «Я не могу внести вашу правку в верстку». Ответил: «Что, вы уже отослали книгу в типографию?» «Да», — ответила она, и соврала, что авторы обычно не требуют верстку книги. И вот книга вышла, с ВОСЕМНАДЦАТЬЮ ОШИБКАМИ и с произвольно, по дури редакторши выброшенными восемью страницами текста эссе о Дарвине»11.

Вообще, отношения издательства с авторами напоминают интеллектуальное рабство. Я теперь понимаю, почему многие известные писатели и композиторы бедствовали или умирали в нищете: в книжном бизнесе, как и во многих других, самую большую прибыль получает тот, кто продает, за ним стоит тот, кто издает, и в самом конце тот, кто создает.

Почему так? В уже приведенной мною цепочке «автор — издательство — книжный магазин — читатель» самые большие риски несет тот, кто издает книгу и продает ее. Поэтому это и называется книжным бизнесом, т. е. предпринимательством. И предпринимательский риск самый высокий, когда в начале этой цепочки появляется рукопись неизвестного автора.

Разберем, что обычно дает автору издательство, которое предлагает сделать всё необходимое — от подготовки макета до доставки тиража:

• моделирование и верстка книги;

• персональный художник-иллюстратор;

• корректорская вычитка;

• присвоение УДК, ББК, ISBN12;

• дизайн обложки;

• печать книги;

• доставка на склад.

Обычно доставкой на склад всё и заканчивается, если автор издавал книгу за свой счет. Когда он перестает платить за аренду склада, весь тираж переезжает к нему в квартиру (если у него есть место для нескольких тысяч книг). В этом случае рукопись из стола просто перекочует под кровать в напечатанном виде.

Если вы смотрели американский художественный фильм «Разлом Сан-Андреас», там есть эпизод как раз о таком писателе, профессоре-сейсмологе, который предлагает журналистке свою не ставшую популярной книгу: «Хотите экземпляр? У нас их тысячи в кладовке. Никто нас не слушает, пока земля не затрясется».

San Andreas, Brad Peyton, 2015.

Вот как отвечают на сайте Интернационального Союза писателей на частый вопрос (потенциальных) членов этой организации «Почему меня не издают бесплатно?»

«Потому что сейчас никого не издают бесплатно, кроме раскрученных попсовых авторов и некоторых умных академических писателей, которые пришлись ко двору благотворительным фондам и министерствам. Возможно, вы и достигнете этого, но нужно с чего-то начать…»

Там же приведен ответ на предложение «Издайте мне книгу за счет вашей организации, и мы поделим прибыль. От таких денег не отказываются!»

«От каких денег? Как вы подсчитали прибыль? Кроме того, если бы мы решили вас издать, то забрали бы у вас исключительные права и платили бы роялти по договору. Ни одно коммерческое издательство не делит прибыль с автором пополам. Самый хороший процент, который платит издатель, это пять процентов. Такие законы бизнеса, тот, кто издает — рискует.

А если хотите всю прибыль, то вложитесь в книгу. И тогда все вырученные средства издательство отдаст вам. Кроме того, наших авторов мы еще бесплатно продвигаем в магазинах, в прессе, на литературных площадках, а также по их желанию выдвигаем на конкурсы и премии.

Есть два вида отношений — когда автор отдает книгу издателю (если она издателю нужна) и получает малый процент, и когда автор сам финансирует книгу и получает всю прибыль».

Марсель Пруст в 1912 году не смог найти издательства, которое согласилось бы опубликовать его главное произведение «В поисках утраченного времени» в двух объемистых томах. Издателем стал Бернар Грассе, который выпустил книгу за счёт автора, но потребовал сократить рукопись.

Сейчас издатели оценивают не художественные и иные достоинства рукописи, а смотрят, как продается аналогичная литература. Один из лучших примеров — Борис Акунин и его книжная серия о Фандорине: его первая книга ходила по всем издательствам. И все отказывали, считая, что исторический детектив не продается. Но издатели исходили из опыта прошлого, а настоящее оказалось другим.

Помните известную формулу обогащения «Деньги — товар — деньги»? Поймите, что для издателей тексты являются товаром, за который люди платят деньги. Думаю, ни один автор не назовёт свои книги продукция, а вот издательства и вслед за ними журналисты называют (см. заголовок в газете «Вечерняя Москва» далее).

Газета «Вечерняя Москва» от 27.09.2021.

Если читатели платят много, текст для книгоиздателей хороший, если платят мало или совсем не покупают, текст для них плохой. И всё многообразие книжных жанров — это всего лишь рыночные ниши книжного бизнеса, которые нужно заполнить.

«Я два года проработал в издательстве первой пятерки главредом, сделал пять сотен книг и постоянно слышал указания типа „хорошая тема, быстро ее заполни чем угодно и выдумывай другую“… А сейчас я вообще в магазины не хожу, потому что отъявленной халтуры, которая книгой является только по форме, более 90 процентов, и найти просто нормальную книгу почти невозможно. Для меня магазин перестал быть местом, где я мог провести два часа и познакомиться с несколькими сотнями новинок. Шлака настолько много, что тошнота от него перевешивает удовольствие от знакомства».13

Пользователь ЖЖ beloknizhnik

Сотрудники издательства «Альпина Паблишер» заявляют, что на редакционном совете решают вопрос об издании с помощью голосования по двум критериям:

• книга имеет интеллектуальную ценность,

• они верят в хорошие продажи.

В капиталистическом мире компаниям интересно только то, что является товаром. И главный вопрос для любого бизнесмена: «Сколько я могу на этом заработать?»

Узнать актуальный спрос проще всего, наверное, в библиотеках. На вопрос, что чаще всего берут читатели в Центральной универсальной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова, ее (теперь уже бывший) директор Ирина Добрынина ответила следующее:

«Сейчас очень большой интерес к нон-фикшн. В библиотеке „ЛитРес“ берут книги лауреатов литературных премий, бестселлеры, новинки, которые на слуху. Конечно, приходят специалисты, школьники и студенты с определенными темами, берут периодику, научные отраслевые журналы. Но все-таки пальма первенства принадлежит нон-фикшн»14.

В 2010 году один из инженеров компании Google подсчитал, что за всю историю книгоиздания уже опубликовано 129 864 880 художественных, публицистических и научных трудов. Самой издаваемой книгой остается Библия. Второе место занимает «Книга рекордов Гиннеса». (Кстати, в эту книгу занесен рекорд английской писательницы Барбары Картленд: за один 1983 год она выпустила 26 романов, а всего у нее издано 723 книги. За все время больше всего произведений написал испанский драматург Лопе де Вега, его перу принадлежит 1800 пьес.) Россия занимает четвертое место в мире по числу выпускаемых за год наименований книг (120 512 наименований, 2013 год).

Еще несколько интересных фактов, о которых я читал в интернете.

• В среднем люди проводят за чтением 6,5 часов в неделю.

• Половину всех продаваемых сегодня книг покупают люди старше 45 лет.

• Большинство читателей теряют интерес к книге на 18-й странице.

• На написание романа уходит в среднем около 475 часов.

План-проспект книги

Талант, как известно, качество весьма неуловимое, летучее и изменчивое, его нельзя проверить алгеброй и можно — разве что трудом, произведением — окончательным результатом творчества.

Василий Быков, советский писатель

План-проспект книги — это документ, на основании которого издательство принимает решение о заключении договора с автором и включении его книги в план.

Ознакомьтесь с типовым планом, чтобы понимать, насколько вы (не) готовы работать с издательством, а издательство — с вами.

Сведения о книге

• Планируемый объем (без учета рисунков) в авторских листах (1 авт. лист = 40 000 знаков, включая пробелы)

• Количество иллюстраций (включая схемы), в каком виде будут представлены

• Процент готовности рукописи на день заполнения плана-проспекта

• Предполагаемая дата полной готовности рукописи

• Тема книги

• Предполагаемый круг и уровень подготовки читателей (целевая аудитория)

• Предполагаемый тираж

• Оптимальная розничная цена

• Аннотация (основная идея книги и средства ее реализации)

• Содержание книги (наименование разделов, краткое содержание, ориентировочный объем)

• Название раздела и краткое содержание

• Количество страниц (для расчета: 1 стр. ~ 2000 зн., 3 рисунка ~ 1 стр.)

• Наличие аналогичных изданий на рынке (название, издательство, цена (розничная), год выпуска)

• Основные отличия предлагаемого издания от существующих (конкурентные преимущества)

• Ваши предложения по продвижению книги. Готовы ли вы активно участвовать в продвижении вашей книги, и если да, то каким образом?

• Прогнозируемые места продаж (книжные магазины; вузы; конференции, семинары и т. д.)

Сведения об авторе

• Наличие степени и звания, опыт работы в соответствующей области, преподавательская или консультационная деятельность и т. д.

• Список изданных книг или публикаций

• Наличие материалов автора по теме книги в Интернете

Приложение

• Отрывок из книги (образец авторского текста), дающий представление о литературном стиле, содержательной стороне рукописи и возможности включения ее в ту или иную серию (желательно введение и одна или две главы будущей книги)

У каждого издательства свои требования к поступающим заявкам. Привожу пример с сайта издательства «Феникс».

«А вот чего мы ждем от авторов популярной, прикладной текстоцентричной литературы других жанров:

• информацию о вашей платформе (цифры, позволяющие оценить интенсивность контактов с целевой аудиторией, — подписчики, график офлайн-семинаров, а также аргументы, опыт, почему аудитория будет именно Вам доверять);

• варианты названия книги;

• поисковые запросы, на которые поисковики выдадут Вашу книгу;

• на какие рейтинговые новинки текущего года похожа книга, рядом с чем она будет стоять на полках (см. https://www.labirint.ru/rating/?id_genre=-1&nrd=1&period=0 и http://pro-books.ru/raiting/nehud),

• о ком в ней идет речь (сколько лет, чем занимаются люди, чьи проблемы рассматриваются в книге);

• фрагмент (не более 2 страниц);

• аннотацию;

• оглавление».

Что же касается стихов, то сейчас вряд ли найдете издательство, которое возьмется за их выпуск. Кажется, уже в позднем СССР поэты не пользовались такой большой популярностью, как в начале прошлого века:

«У них там очень много поэтов, — объяснил я, — все пишут стихи, и каждый поэт, естественно, хочет иметь своего читателя. Читатель же — существо неорганизованное, он этой простой вещи не понимает. Он с удовольствием читает хорошие стихи и даже заучивает их наизусть, а плохие знать не желает. Создается ситуация несправедливости, неравенства, а поскольку жители там очень деликатны и стремятся, чтобы всем было хорошо, создана специальная профессия — читатель. Одни специализируются по ямбу, другие — по хорею, а Константин Константинович — крупный специалист по амфибрахию и осваивает сейчас Александрийский стих, приобретает вторую специальность. Цех этот, естественно, вредный и читателям полагается не только усиленное питание, но и частые краткосрочные отпуска».

А. и Б. Стругацкие «Сказка о тройке»

Дальнейшие этапы превращения рукописи в книгу:

• отбор текста,

• подготовка текста,

• дизайн книги,

• печать бумажной книги или подготовка файла электронной книги,

• дистрибуция,

• продвижение.

И все эти этапы можно пройти без издательства. Бенджамин Франклин, Марсель Пруст, Джейн Остин, Эдгар Берроуз, Вирджиния Вульф и многие другие всемирно известные писатели напечатали свои первые книги без издателя.

Авторское право

Под авторами понимаются все, кто создают свои произведения творческим трудом:

• автор-прозаик — пишет прозу;

• автор-поэт — создаёт произведения в стихотворном жанре;

• автор-драматург — пишет пьесы для театра и сценарии для кино и телевидения;

• просто автор — создатель нон-фикшна и прочей нехудожественной литературы.

По действующему российскому законодательству автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом (пункт 1-й статьи 1300 Гражданского кодекса РФ):

«1. Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

2. В отношении произведений не допускается:

1) удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;

2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.

3. В случае нарушения положений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со статьей 1301 настоящего Кодекса».

Впервые закон об авторском праве был принят 10 апреля 1710 года в Британии: Статут королевы Анны — закон о правах авторов и книгоиздателей — был призван защищать права авторов книг, карт и чертежей. Во времена Оноре́ де Бальзака авторские права истекали через десять лет после смерти писателя.

«Известно одно: за первое издание романа Бальзаку была предложена тысяча франков. Правда, книгу выпустили в количестве тысячи экземпляров, после их распродажи автор вновь получал право собственности на свое произведение».

Моруа Андрэ «Прометей, или Жизнь Бальзака»

В России подобный закон был издан в 1830 году.

«Бальзак требовал, чтобы литературные произведения признавались собственностью наравне с другими ее видами (в те времена авторские права истекали через десять лет после смерти писателя), он требовал также, чтобы закон ограждал литературную собственность от грабительских действий заграничных книгоиздательств (бельгийские контрафакции лишали писателя значительной части доходов) и, наконец, чтобы он имел моральное право распоряжаться своим произведением, которое никому не дозволялось бы переделывать без разрешения автора. Требования ясные, несомненно справедливые, в дальнейшем они вошли в хартию авторских прав. Но надо было повести долгую борьбу, чтобы преодолеть равнодушие к этим вопросам со стороны законодателей. Наконец в 1838 году было учреждено Общество литераторов».

Моруа Андрэ «Прометей, или Жизнь Бальзака»

В 1973-м году Советский Союз присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве.

9 июля 1993 года президентом России был подписан Закон «Об авторском праве и смежных правах».

1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая права на результаты интеллектуальной деятельности (в связи с чем утратил юридическую силу Закон «Об авторском праве и смежных правах»).

Из статьи 1228-й ГК РФ «Автор результата интеллектуальной деятельности»:

1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса.

3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

4. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

Из статьи 1257-й «Автор произведения» четвертой части ГК РФ:

«Автором произведения науки, литературы или искусства признаётся гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное».

Из статьи 1258-й «Соавторство» четвертой части ГК РФ:

«Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение».

Таким образом, автор получает авторские права на свое произведение в момент его создания, регистрировать их нигде не нужно. Но можно. Чтобы не приходилось доказывать их наличие в случае споров с другим автором плагиатором.

В Москве нет проблем с выбором организаций, зарабатывающих на регистрации авторских прав писателей, которые озаботились подобной процедурой перед или вместо издания книги. Я тоже получил авторские свидетельства на несколько своих произведений, которые продавались в электронном виде и в виде карточек (для изучения английских слов). За каждую регистрацию распечатки формата А4 (до ста страниц) я платил полторы тысячи рублей. Привожу пример свидетельства, которое мне выдавали на руки в бумажном виде.

Из архива автора.

Само по себе авторство произведения не может быть предметом купли-продажи, поэтому в авторском праве различают два вида прав:

• личные неимущественные авторские права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование и отзыв произведения), которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми (как и другие возникающие у человека от рождения личные неимущественные права, например право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства и др.), эти права могут принадлежать только самому автору, а защищаться — автором или его наследниками. Эти права неотчуждаемы и непередаваемы, отказ от этих прав ничтожен. Охраняются бессрочно;

• имущественные авторские права (право на распространение произведения, его импорт, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод, право на переработку произведения и т. д.), которые могут передаваться по авторскому договору и переходить по наследству.

В соответствии со ст. 1259 «Объекты авторских прав» четвертой части ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

«• литературные произведения;

• драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

• хореографические произведения и пантомимы;

• музыкальные произведения с текстом или без текста;

• аудиовизуальные произведения;

• произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

• произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

• произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

• фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

• географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

• другие произведения».

Литературные произведения — это не только художественная литература и нонфикшн. Это и проповеди, и другие публичные устные выступления (вспомните выступления сатириков), доклады, лекции, интервью, личные дневники и даже письма в редакцию.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения, и:

«• производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

• составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда».

В той же статье указано:

«3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко — или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах».

Не являются объектами авторских прав:

«• официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

• государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

• произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

• сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)».

Кроме этого:

«Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи».

Из Постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвёртой ГК РФ» от 26 марта 2009 г.15:

«При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Главное, что нужно понимать, авторское право охраняет именно форму произведения, а не его содержание — как написано, а не о чем написано. То есть нужно различать идею (произведения) и ее воплощение на бумаге (на компьютере) — первое не может быть защищено от копирования и/или использования, второе — может. Идеи, факты, принципы, заложенные в сюжет, тема произведения — всё это может быть использовано другими авторами. Предложения (языковые приемы), которые использованы в произведении, художественные образы, последовательность изложения, персонажи — всё это без разрешения автора использовать нельзя.

Таким образом, мало придумать идею или сюжет, чтобы стать автором. Точнее, автором идеи или сюжета вам никто не запретит называться (или кому-то называть вас таким автором), но чтобы закон защищал ваши права как автора, нужно стать автором произведения, созданного в какой-либо печатной (или электронной) форме — романа, рассказа, стихотворения, пьесы, сценария и т. п.

Отсюда вывод: не делитесь идеями и сюжетом своей книги, пока она не создана. А если делитесь, то не рассчитывайте на указание своего имени на обложке книги, в написании которой вы не принимали непосредственного участия. Конечно, обычно становится известно, кто подсказывал идеи некоторых известных произведений, например «Ревизора» или «Двенадцати стульев», но ни Пушкин, ни Валентин Катаев не получили никаких денег от авторов или от продаж этих книг.

Как не получили никаких денег авторы лайфхаков, которые были использованы в выпущенной «Лайфхакером» книге «55 светлых идей по улучшению себя и своей жизни»:

«В ней нет ничего лишнего — мы собрали самые эффективные методы саморазвития и превратили их в руководство к действию».

Способы распоряжения автором исключительного права:

• отчуждение по договору другому лицу,

• предоставление другому лицу права на использование авторского произведения в установленных договором пределах.

Для передачи права на использование произведения используют лицензионный договор c указанием:

• предмета договора,

• размер авторского вознаграждения,

• срок передачи авторских прав,

• территория действия лицензии.

«Статья 1235. Лицензионный договор

1. По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

2. Лицензионный договор заключается в письменной форме, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность лицензионного договора.

Предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 1232 настоящего Кодекса.

3. В лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Если территория, на которой допускается использование такого результата или такого средства, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории Российской Федерации.

4. Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается.

5. По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются.

Выплата вознаграждения по лицензионному договору может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме…

6. Лицензионный договор должен предусматривать:

1) предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство);

2) способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации».

Лицензия бывают двух видов: исключительная и неисключительная.

«Статья 1236. Виды лицензионных договоров

1. Лицензионный договор может предусматривать:

1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

1.1. Лицензиар не вправе сам использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в тех пределах, в которых право использования такого результата или такого средства индивидуализации предоставлено лицензиату по договору на условиях исключительной лицензии, если этим договором не предусмотрено иное.

2. Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

3. В одном лицензионном договоре в отношении различных способов использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации могут содержаться условия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи для лицензионных договоров разных видов».

Самый простой способ получить права на книгу без обязанности выплачивать лицензионные отчисления — заключить с автором не лицензионный договор, а договор авторского заказа. То есть даже если вы уже написали книгу, а издательство после этого дало вам на подпись договор, которые называется «Договор авторского заказа», после его подписания ваша книга будет считаться написанной по заказу издательства, а значит, все права на эту книгу будут принадлежать только ему. У вас останется только право на имя, а у издательства останется только обязанность указывать ваше имя на обложке произведения.

В случае издания книги без согласия автора, последний может обратиться за защитой своих прав в суд.

«Санкт-Петербургский городской суд обязал торговую книжную сеть «Буквоед» выплатить писателю Валерию Воскобойникову компенсацию в размере 20 000 рублей за продажу его книг, которые были изданы незаконно. Об этом сообщает РАПСИ.

Согласно материалам дела, в 2013 году издательство ООО «Арт-салон „Золотой век“» опубликовало две книги Воскобойникова под названиями «Иллюстрированная Библия для семейного прочтения» и «Рассказы о православных святых». Как отмечает агентство, произведения были изданы без какого-либо договора с автором.

После этого писатель подал в Невский районный суд два иска об исключительном праве на художественное произведение по каждой позиции. Истец потребовал, чтобы магазин изъял из продажи и уничтожил опубликованные экземпляры, а также выплатил компенсацию в размере 30 000 рублей.

Суд частично удовлетворил исковые требования Воскобойникова, обязав сеть выплатить ему по 10 000 рублей за каждую книгу. Ответчик подал апелляцию, заявив, что ответственность должен нести издатель, а не продавец. Однако Санкт-Петербургский городской суд оставил в силе решение предыдущей инстанции».16

В суд может обратиться и автор фотографии, которая была использована в книге без его согласия.

Отдельно защищается право автора на имя, поэтому написать так, как это сделал Д. А. Клочков в своей книге «На охране российской государственности», недостаточно для соблюдения законодательства об авторском праве:

«Автор приносит благодарность всем владельцам фотографий, которые были выложены в сети Internet в открытом доступе, чьи фамилии по объективным причинам здесь не упомянуты…»

Д. А. Клочков «На охране российской государственности»

Поисковые системы не являются владельцами прав на изображения, поэтому нельзя указывать, например, «Яндекс» в качестве источника (если только изображение не принадлежит самой компании «Яндекс»).

Почему именно книга?

На этот вопрос ответ я нашел на сайте издательства «Феникс»:

«Книга дает пользователю преимущество перед экранным контентом (при прочих равных) — тем, что в книге содержание всегда индивидуализировано. Не только автором, но и тем фактом, что у книги есть начало и конец в отличие от Сети. Книга экономит внимание. Всю обобщенную теорию можно найти онлайн. Нужна ли она тому, кто пришел за книгой? Вряд ли: глубинная потребность, которая заставляет купить бумажную книгу, — не информация и даже не авторитет, а Переживание. Это работает и в самой прикладной литературе „каждому на каждый день“. Границы между „художественной формой“ и „нехудожественной“ стираются: романы пишут „на реальных событиях“, а учебники — как романы. „Где абстрактная мысль бессильна, именно повествовательность дает ощущение мира“ (Оливер Сакс). Не теория, а практика, собранная с авторским умыслом, личным суждением и сюжетом. От книги ждут единичного, а не повторяемого бесконечно в теоретическом мире. Эта единичность делает книгу прецедентнее экрана: на книгу можно сослаться».

Как известно, СССР был одной из самых читающих стран на планете.

«За годы Советской власти тираж созданных в СССР книг и брошюр приблизился к 70 млрд экземпляров. Теперь их ежегодно выпускается около 2,5 млрд, по восемь книг на каждого человека»17.

Например, Жюль Верн был пятым (после Х. К. Андерсена, Джека Лондона, братьев Гримм и Шарля Перро) по издаваемости в СССР зарубежным писателем в 1918—1986 годах: общий тираж 514 изданий составил 50 943 000 экземпляров.18

Сейчас Россия входит в пятерку ведущих стран мира по выпуску книг: после развала СССР количество издательств в России выросло со 170 до 5 000 (83% из них расположены в Москве и Центральном федеральном округе), которые в 2019 году выпустили более 115 000 наименований книг и брошюр общим тиражом 435 100 000 экземпляров. Для сравнения: в Великобритании, схожей с РФ по объемам книжного рынка, насчитывается свыше сорока тысяч издательств.

Цели издания книги для автора

Слова — это заряженные пистолеты.

Жан-Поль Сартр

Писать надо, во-первых, только тогда, когда мысль, которую хочется выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя. Всякие же другие побуждения для писательства, тщеславные и, главное, отвратительные денежные, хотя и присоединяющиеся к главному, потребности выражения, только могут мешать искренности и достоинству писания. Этого надобно очень бояться. Второе, что часто встречается и чем, мне кажется, часто грешны особенно нынешние современные писатели (всё декадентство на этом стоит) — желание быть особенным, оригинальным, удивить, поразить читателя. Это еще вреднее тех побочных соображений, о которых я говорил в первом. Это исключает простоту. А простота — необходимое условие прекрасного. Простое и безыскусственное может быть нехорошо, но непростое и искусственное не может быть хорошо.

Л. Н. Толстой

И теперь еще одно, второе: очень просто вроде бы доказать, что вы художник. Так представь себе, Генри, что ты написал гениальную книгу и тут же, после того как поставил последнюю точку, потерял рукопись. И представь себе, что никто, даже твой самый близкий друг, не знает об этой великой книге. В таком случае ты совершенно в равном положении со мной, ни разу не прикоснувшимся к бумаге, не угодно ли согласиться? И если мы оба вдруг умрем в ту минуту, мир никогда и не узнает, что один из нас был великим художником. Но я-то жил совсем неплохо, а ты промучился впустую.

Генри Миллер «Сексус»

У издания любой книги должна быть цель.

Коммерческая цель достигается путем продвижения книги на рынке. Тираж, при котором происходит возмещение затрат и остается некая прибыль, обычно составляет не менее тёх тысяч экземпляров. Чем больше тираж, тем ниже стоимость отдельного экземпляра. Офсетная печать начинается от пятисот экземпляров в тираже. Для еще меньших тиражей применяется либо цифровая печать, либо ризография.

Считается19, что не более двухсот — трёхсот авторов в России получают гонорары, большие чем средняя зарплата. И такая ситуация не только в России. По данным, приводимым Андре Шиффриным в его книге «Слова и деньги»20, «во Франции только 900 авторов могут рассчитывать на доход свыше 16500 евро в год за все свои книги» (это размер минимальной заработной платы во Франции в 2009 году.

Можно посчитать по-другому. Средняя стоимость книги во Франции 12—18 евро. Автор получает процент именно от этой цены. Получается, если ему положено десять процентов, то при за каждые проданные тысячу экземпляров он получит 1200—1800 евро. Что ниже средней зарплаты (1911 евро в 2019 году), но выше минимальной зарплаты (1521 евро в 2019 году).

«Десять человек у нас есть миллионеров, пять из них — богачи. Может быть, двадцать человек могут на этом заработать… Там это складывается из чего? Пишешь книгу — покупают у тебя права на кино, на театральную постановку, на перевод. Потом тебя приглашают с лекцией куда-то. Ты писатель, и в силу этого у тебя есть такой большой клубок: если у тебя 10—15—20 книг, они все на тебя работают, с них роялти идут… Если бы у меня не было четырех детей, я бы, конечно, вообще на собственном вертолете летал и всё такое…

К бесконечно малым величинам стремится количество писателей, которые могут на этом зарабатывать. Всем молодым людям говорю: «Стать миллионером при помощи писательства — близко к невозможному, миллионером я имею в виду долларовым, рублевым-то можно один разок стать».

Из интервью Захара Прилепина

Популяризаторская цель — интеллектуальная экспансия.

«Издание книг в России — это высокозатратное хобби. Кому-то просто нравится популяризировать свои мысли и распространять таким образом своё влияние на этот мир».

Игорь Власов, писатель-фантаст

Близкая к предыдущей цели просвещенческая деятельность.

«Хорошо, когда при чтении возникает катарсис. Но ведь помимо художественной литературы есть еще нон-фикшн и научпоп. Как тут быть? Какие эмоции, внутренние ощущения и переживания должны возникать после прочтения таких книг? Видимо, такая литература должна достраивать, приводить в порядок картину мира читателя».

Андрей Лисицкий, директор библиотеки им. Ф. М. Достоевского (г. Москва), кандидат культурологии

Имиджевая цель — получение статуса автора, эксперта и т. п.

«Мы говорим не „публикуйся и зарабатывай“, а „стань заметным“ — а потом выбирай, каким способом, с кем и где зарабатывать. Только на книжках зарабатывают десятки авторов — может быть, сотни во всем мире. Обычно писателям помогают лекции и экранизации. Для многих в научной и бизнес-среде это необходимое условие карьерного роста».

Александр Касьяненко, сооснователь сервиса Ridero

Оценочная цель — возможность ссылаться на ваши мысли с помощью библиографической ссылки и комментировать (оценивать) их.

Одно дело, когда люди читают что-то, например, в вашем блоге — в этом случае они будут говорить «прочитал в интернете». Совсем другое дело, когда люди знакомятся с идеями, описанными в книге, — в этом случае они даже могут назвать имя автора книги. И заинтересованные этой темой в поисковике наберут слово «книга», имя автора и название книги или темы, на которую она написана, и найдут ваше произведение.

Защитная цель — защитить свое авторское право. Чтобы не пришлось доказывать, что разошедшиеся по интернету тексты принадлежат действительно вам. Например, предыдущая глава этой книги, первоначально размещённая несколько лет назад в моем «Живом Журнале», оказалась выложенной на каком-то форуме21 без указания авторства (при этом мой оригинальный пост «Гугл» даже не показывает на первой странице в поисковой выдаче).

Войти в вечность — обессмертить свое имя как автора произведения.

«To live is to leave trace». («Жить — значит оставлять след». )

Walter Benjamin

«Литература изъята из законов трения. Она одна не признает смерти».

М. Е. Салтыков-Щедрин

Недавно услышал фразу «Раньше была такая игра — Warcraft». Резануло слух, потому что ее правильнее говорить так: «Есть такая игра — Warcraft». Дело в том, что игра Warcraft будет существовать вечно. По крайней мере, пока существуют компьютеры. Это же авторское произведение. Мы же не говорим «Раньше был такой фильм…» или «Раньше была такая книга». Если вы издадите свою книгу, она будет существовать столько, сколько будет существовать человеческая цивилизация.

«Писатели, художники и даже философы выигрывают больше, когда их творения нравятся небольшому числу фанатов, а не огромному множеству читателей. Количество тех, кому ваше творчество не нравится, не имеет значения — если вы издали книгу, враги не смогут совершить действие, противоположное покупке книги; в футбольном матче точно так же невозможно потерять забитый гол. У книжных продаж нет негативной стороны, благодаря чему у автора появляется некоторая опциональность».

Нассим Талеб «Антихрупкость»

При этом все-таки есть авторы, которых читали, читают и будут читать, и авторы, которых забывают, даже если сейчас об их книгах говорят все. С этой точки зрения любопытно изучить список самых востребованных писателей в Томской библиотеке в 1912-м году22.

Васьков, К. Н. Отчет о деятельности библиотек [Сибирской железной дороги] за 1912 год. — Томск, 1913

Кстати, печатная книга надёжней, чем СD-диск или жёсткий диск, которые с течением времени размагничиваются. На фото в моём аккаунте книга, которая была напечатана более пятисот лет назад, в 1519 году. Сейчас она хранится в Российской государственной библиотеке искусств. Всего сохранилось семьдесят таких книг-палеотипов (европейских печатных книг, изданных с 1 января 1501 года до 1 января 1551 года).

Если с целью вы определились, то осталось два вопроса. Достаточно ли у вас мотивации? Достаточно ли у вас ресурсов? А таланта? Может, лучше ничего не издать и считать себя непризнанным гением, чем издаться и оказаться признанным бездарем?

Моя история как автора

Все радости жизни в творчестве.

Р. Роллан

Впервые в издательства я начал обращаться в 2000 году, после того, как у меня появился свой компьютер с интернетом и я набрал текст своей первой книги (это был самоучитель по английскому языку). Отправлял письма (бумажные, в конвертах) вроде этого.

«Добрый день, уважаемое издательство АСТ!

Позвольте мне как автору представить вам свой труд — русско-английский словарь для начинающих изучать английский язык. Его название — «Русско-английский словарь для умных и находчивых (более 2000 слов)».

Далее шла аннотация к книге и отрывок из нее.

«К этому письму приложена одна из страниц словаря (буква Л). Первый столбец — русское слово, второй — его перевод на английский язык (с русифицированной транскрипцией), третий столбец — слово из русского языка, помогающее запомнить перевод.

При необходимости объем словаря может быть увеличен. Также уже готов «Англо-русский словарь для умных и находчивых» (более 1500 слов), построенный по тому же принципу».

Ответа я на свои письма не получал, однако через несколько лет мне позвонил друг, которому встретилась книга, аналогичная моей, изданная приличным автором во вполне приличном издательстве. Я не считаю, что произошло воровство идеи, наверное, она уже давно витала в воздухе. И первым, кто ее выпустил в свет в виде книги, оказался не я… Но у меня были еще десятки, сотни идей, ждущих своей реализации. Поэтому я бросил все свои силы на их осуществление.

В частности, несколько проектов был реализованы в виде вебинаров, аудиозаписи которых я перевел в текстовый вид — это и было тем материалом, из которого я потом создал полноценные книги.

Кроме онлайн-обучения я проводил и оффлайн-мероприятия в нескольких тренинговых центрах, в том числе в «Сити-классе». Именно там в 2007 году решили издать серию книг по материалам проводимых мастер-классов. После более подробного изучения моей тематики издательство, которое выступало партнёром в этом проекте, засомневалось в коммерческой успешности издания моих книг, и сотрудничество со мной не состоялось.

Еще вспомнил, что в 2011-м году получил письмо от издательства «Феникс».

«Здравствуйте, Анатолий!

Предлагаю издать книгу по Вашему тренингу. Условия сотрудничества можно обсудить.

Я бы хотела обсудить тренинг «Как общаться с сотрудниками милиции».

Есть ли возможность издать его в бумажной версии?

Наше издательство «Феникс» специализируется на выпуске книг самого разного содержания, всё, кроме художественной литературы.

Меня интересует объем предполагаемой книги (страницы), содержание, актуальность, размер гонорара и информация об авторе.

Анатолий, я нашла Вас случайно в Интернете — я постоянно ищу новых авторов для наших книжных проектов. В нашем издательстве в 2008 году выходила книга «40 советов автолюбителю. Как избежать штрафов». Но с 2009 года до сих пор лежит на складе 1500 экз. Я предполагаю тираж 3 000, формат 84*108/32, стоимость до 300 руб. без диска (диск удорожит книгу намного). Сроков по предоставлению рукописи нет. Но проект книги должен пройти редсовет — примут или нет, если решат, что книга интересна и нужна читателям, то в этом случае мы можем обсудить с Вами остальные детали. А в данный момент я собираю максимум информации, чтобы представить книгу совету».

С уважением, Михайлова Наталья, редактор проектов издательства «Феникс»

Она вышла на мой сайт по запросу «персональный сайт» и посмотрела раздел «Мои проекты». Скорее всего, по этому запросу издательства ищут тех, кто чем-то интересен другим людям и может написать книгу. Я ознакомился с уже выпущенными книгами этого издательства, нашёл там похожую на мою тематику и спросил, зачем им ещё одна книга на эту же тему. Никакого ответа я не получил.

Летом 2015 года решил проверить такой способ получения финансирования для издания своих книг, как краудфандинг. Прошел Школу краудфандинга Planeta.ru, ездил на лекции «Бумстартера». В результате осенью запустил свой проект сбора средств на книгу «Не бойся спорить с милиционерами!», но он оказался неуспешным.

Так как материал для книги уже был подготовлен, стал искать способы выпустить книгу минимальным тиражом.

Ещё в июле 2015-го года посетил фестиваль для начинающих авторов «Сам издам» в Москве, в том числе мастер-класс от представителя крупного издательства «РИПОЛ Классик». Потом позвонил им, чтобы узнать стоимость подготовки книг к изданию и печати. Вместо ответа попросили отправить им e-mail с вопросами. Отправил. Получил письмо, в котором не содержалось конкретного ответа. Задал еще раз конкретный вопрос о стоимости и формате выходных файлов. Ответа не получил.

Позже я наткнулся на сбор одного автора денег на издание книги с помощью краудфандинга, где было написано, как он планирует потратить собранные деньги в соответствии с полученным от «РИПОЛ Классик» бюджетом на печать издания объемом 162 страницы:

«Стоимость допечатной подготовки Вашей книги (или подготовки электронной).

Мы получили рукопись в файле Word:

• редактура — 26 000 руб.;

• корректура — 15 000 руб.,

• выходные данные (УДК, ББК, АСБН, БИК, БИСАК и другие международные коды, необходимые для распространения книги в РФ и за рубежом) — 10 000 руб.;

аннотация, отзывы для обложки — 5 000 руб.;

• подготовка финального блока — 1 500 руб.;

• титульный лист, макет верстки, верстка — 15 500 руб.;

• обложка — 10 000 руб.;

• pre-press — 10 000 руб.

Итого за подготовку книги к печати: 93 000 рублей.

Пакет «ЭКСКЛЮЗИВ в РФ».

Полный пакет распространения в РФ печатной и электронной книги через книжные и интернет-магазины (7 500 точек книжных магазинов в РФ + более трехсот Интернет-магазинов в РФ электронных книг и книг печати по требованию + мобильные приложения сроком на один год)

+ Распространение тиража в книжных магазинах по РФ

+ Распространение в Интернет-магазинах в РФ по печати по требованию

+ Распространение электронной книги через Интернет-магазины и мобильные приложения

Итог: 155 000 рублей.

Мягкая обложка тиражом 1 000 экземпляров — 185 000 рублей.

Итого за подготовку книги в печать, издание и распространение выходит 433 000 рублей».

Также на этом фестивале впервые услышал об издательской платформе Ridero, которую мимоходом упомянул один из спикеров, — она была представлена как издательство в Екатеринбурге, работающее по технологии Print-on-Demend.

Нашел в Москве аналогичное, но ценник там начинался от пяти тысяч рублей (за размещение в интернет-магазинах, создание персональной страницы и т. п.), для получения издательского пакета23 нужно было напечатать минимум шестнадцать экземпляров, отчетность о проданных книгах ежеквартальная, а не ежемесячная, как в Ridero.

В другом московском издательстве стоимость издательского пакета (УДК, ББК, авторский знак и номер ISBN) составляла три с половиной тысячи рублей.

В третьем стоимость базового пакета составляла пять тысяч рублей, в базовый пакет входило присвоение ISBN, обработка макета под требования печати, создание простой обложки (на основе генератора стилей), распространение книги в интернет-магазинах и «книжных терминалах РФ».

Поэтому я решил все-таки попробовать работать с системой Ridero, на страницах своего сайта обещающей бесплатно издать книгу и разместить ее в крупнейших интернет-магазинах (тоже бесплатно).

Забегая вперед, расскажу, что в июне 2019 года мне написал другой редактор издательства «Феникс» с предложением сотрудничества в жанре «юридический нонфикшн», она нашла на Ridero мою книгу «Практическая юриспруденция и психология. Просто о сложном с примерами из жизни».

В телефонном разговоре она проявила интерес к трём вещам:

• количеству цитат в моём произведении из законодательных актов (в процентах),

• объёму книги и возможности сделать из неё серию,

• моему образованию.

Услышав, что юридического образование у меня нет, редактор сразу заявила, что это ставит под сомнение целесообразность нашего сотрудничества: не потому, что тексты некачественные, а потому что у издательства возникнут трудности в доказательстве экспертности автора, и как следствие, низкие продажи книг неизвестного широкой публики автора.

Тем не менее, мне было предложено заполнить план-проспект книги и обещано уведомление о результатах его рассмотрения на заседании редакционного совета. Обещание выполнено не было.

Читатели

Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду.

Джозеф Аддисон

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Бэкон Фрэнсис

Не забывайте, что издатели и авторы работают для читателей. Очень желательно, чтобы вы понимали, для кого написана книга и с какой целью ее будут читать. О причинах чтения известный писатель Генри Миллер высказался так:

«На мой взгляд, мы читаем в основном по следующим причинам: во-первых, чтобы уйти от самих себя; во-вторых, чтобы чувствовать себя во всеоружии в борьбе с реальными и мнимыми опасностями; в-третьих, чтобы „утереть нос“ соседям или произвести на них впечатление, что, в сущности, одно и то же; в-четвертых, чтобы знать, как обстоят дела в мире; в-пятых, чтобы доставить себе удовольствие, что означает стимулировать себя к деятельности более интенсивной, более высокого порядка и к более богатому существованию. (…) Не требуется долгих размышлений, чтобы прийти к выводу, что, если быть честным с самим собой и пребывать в согласии с миром, лишь последняя причина — сейчас наименее значимая — имеет право на существование. Остальные должны исчезнуть, поскольку никакой ценности не представляют».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как издать книгу бесплатно. И продавать её по всему миру предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

www.m24.ru/m/videos/138757

9

www.webpublishers.ru/?p=385

10

http://schegloff.livejournal.com/200776.html

11

limonov-eduard.livejournal.com/1047383.html

12

ISBN (англ. International Standard Book Number) — международный стандартный книжный номер, состоящий из идентификатора страны, идентификатора издательства, порядкового номера книги, контрольной цифры. Применяется в нашей стране на книжных изданиях с 1987 года.

13

https://red-atomic-tank.livejournal.com/1568223.html?thread=27997663#t27997663

14

https://rg.ru/2015/04/21/knigi.html

15

http://www.arbitr.ru/as/pract/post_plenum/23485.html

16

pravo.ru/news/view/126766/

17

Краткий педагогический словарь пропагандиста. — М.: Политиздат, 1988.

18

Книгоиздание СССР. Цифры и факты. 1917—1987 / Е. Л. Немировский, М. Л. Платова. — М.: Книга, 1987. — С. 292, 308.

19

Так считают, например, Вл. Харитонов и И. Засурский.

20

Шифрин А. Слова и деньги. М., Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2012. С. 27

21

http://tv-games.ru/forum/showthread.php?t=2013&page=2

22

https://www.elib.tomsk.ru/purl/1-6251/

23

В том издательстве в издательский пакет входили ISBN, номера УДК, ББК, авторский знак, 16 обязательных экземпляров книги в Российскую книжную палату.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я