Свидание с Веной

Анатолий Арамисов

Вена. Этот город навсегда остается в памяти туристов, его посетивших. Великолепная архитектура, которая буквально дышит историей, музеи, парки, церкви – все это бережно сохраняется венцами, которые любят свой город, заботятся о нем и гордятся им.

Оглавление

Альбертина

Роскошная резиденция в южном крыле Императорского дворца. Вся посвящена живописи, скульптурному искусству. Тут собрана коллекция графиков и рисунков Альберта Савойского, который был зятем императрицы Марии-Терезии. Во время нашей поездки в Австрию в Альбертине проходила выставка художников-импрессионистов. В общем, называйте любое известное имя — картины этого художника висят в залах этого музея.

Эдгар Дега «Женщина в ванне» (1883 г.)

Фотографировать строго воспрещается. Но я заметил, что некоторые посетители украдкой нарушают данное правило. И я решил тоже присоединиться к их числу. Меня всегда разбирает небольшая досада, если я побывал в музее и ничего не смог сфотографировать. Одно дело — фото картин в разных альбомах и путеводителях, другое — когда они находятся в твоей домашней фотоколлекции. В общем, привожу контрабандные фотографии мастеров изобразительного искусства. Немного снимков, правда, меня быстро «вычислила» одна худенькая мэдхен с личиком улыбчивой кобры, и ходила за мной буквально по пятам.

Казимир Малевич «Фигура»

Henri Lebasque «На зеленой скамье».

Вот эта картина мне очень понравилась. Алексей Явленский «Поле возле Карантека».

Вход в музей стоит 7 евро. Альбертина красива и снаружи. Вот эта композиция особенно.

Мы еще побродили по этой улочке. Вот вид на площадь императора Франца Иосифа.

Йозефсплац — одна из красивых площадей Вены, достаточно однородная и гармоничная, опоясанная зданиями XVIII века. Наиболее интересное из них находится вглубине площади — это Национальная библиотека (бывшая Дворцовая библиотека) в стиле барокко. Для стоящего напротив дворца Паллавичини скульптор Франц Цаунер создал импозантный классический портал (1784 г.). Дворец Пальфи с восточной стороны относится к XVI веку.

В центре площади находится конная статуя императора Иосифа II по заказу Франциска. Он создан по образцу статуи Марка Аврелия на Капитолии и выполнен Францем Антонио Заунэром с 1795 по 1807 год в Академии художеств. Модель была завершена в 1797 году и впервые выставлена в Лаксенбурге до ее постройки в 1808 году в парке Шенбрунн.

Иосиф II, как и Марк Аврелий, изображен сидящим верхом на коне с поднятой правой рукой во время поклона. Отливка из бронзы была отлита в литейном цехе в Видене, тогдашнем пригороде Вены, и в то время он считался крупнейшим литейным заводом за пределами Франции. Статуя, открытая 3 ноября 1807 г.в присутствии Франсуа, племянника почетных гостей, стоит на постаменте из гранита Маутхаузена, украшенном рельефами и медальонами. Здесь представлены сцены торговли и сельского хозяйства. Вокруг памятника всю статую опоясана бронзовой цепью.

Рядом с площадью — забавный магазинчик, где главным товаром являются разные вариации Буратино.

Недалеко, в парке — памятник Гёте.

Дворцы Бельведер

Недалеко от Южного вокзала Вены находятся дворцы Бельведер. Ехать к ним лучше трамваем «D» и сходить на остановке с таким названием. Дворцы находятся на возвышенности, и оттуда открывается прекрасный вид на центр Вены. Построены в качестве летней резиденции принца Савойского примерно в 1700—1725 годах. Потом они перешли к Марии-Терезии, а уж Франц Иосиф организовал там один из лучших музеев живописи и скульптур. Представлены, в основном, австрийские художники. Например, Густав Климт, вот его очень любят местные ценители искусства. В разных музеях видел его работы. Меня лично почему-то не впечатляют. Наверное, не понимаю что-то, не дорос еще. Входной билет стоит 11,5 евро. Бельведер разделяется на Верхний дворец и Нижний. В Верхнем намного интереснее. Выдают аудио гид на русском языке. За 4 евро, правда. Полезная информация для тех, кто собирается поехать в Вену и ходить по музеям. Скачайте в инете информацию по ауди гидам, потом загрузите их в свой плеер и будете с комфортом ходить по залам и слушать объяснения на русском языке. Ну, вот допустим, здесь: edemsami.com/index.php? option=com_docman&task.. Там не только Вена, но и другие города мира. Очень удобно.

Теперь мы пройдемся по Бельведеру. Вот вид на Нижний дворец.

А это — на Верхний.

Что внутри?

В Верхнем мне очень понравились три картины. Как-то запомнил их надолго. А вовсе не Густав Климт. Вот первые две.

Их автор — Иоганн Петер Краффт, австрийский художник. Написал эти работы в 1820 году. На картине слева изображена семья, провожающая главного мужчину в доме на войну. А справа — бравый воин возвращается с полей сражений домой. Дети его подросли, родители и жена — состарились. Я долго стоял возле этих картин. Художнику очень точно удалось передать атмосферу этих событий.

Другая запавшая в душу картина.

Йозеф Данхаузер «Шахматная партия», 1839 год. Стоящая справа от доски дама в белом платье заматовала опытного игрока, сидящего в состоянии сильного недоумения. Все окружающие потрясены случившимся, но дамы — приятно удивлены. Жаль, что нельзя рассмотреть на картине точную позицию, но, надеюсь, художник и там не подкачал, не выдал на гора какой-нибудь шахматный маразм, которым так часто страдают деятели искусства, далекие от этой трудной игры, но включающие ее элементы и составляющие в свои произведения. Похоже, что свой последний ход дама сделала конем, именно эта фигура заматовала короля противника.

Игра казалась напряжённой, за ней следило множество народу. Однако восторг юноши, сидящего на подушке на полу, относится явно не к шахматному дарованию шахматистки.

А вот знаменитая картина Густава Климта «Поцелуй». По разным сведениям ее цена может доходить до 100 миллионов евро. Я бы не купил, будь у меня миллиард.

Читаем описание: Картина «Поцелуй» (Der Kuß) (1907—1908), которая относится к «Золотому периоду» творчества художника. В это время он увлекался декоративным искусством, поэтому использовал в своих работах позолоту. На краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят, полностью погруженные друг в друга и отгороженные от всего мира, влюбленные. Из-за неопределенности места происходящего кажется, что изображенная на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов.

История написания «Поцелуя» такова: однажды некий граф заказал Густаву Климту картину для своей возлюбленной. Для написания женского образа художник получил медальон, на котором во всем великолепии была представлена невеста графа. Заказчик поставил условие: он и девушка должны быть изображены на картине в страстном поцелуе. Климт выполнил его пожелание, граф остался доволен. Но его мучил один вопрос: почему на картине их уста не сомкнулись в страстном поцелуе? Густав объяснил это тем, что попробовал изобразить желание, настроение и атмосферу — те мотивы, которые в миг самого поцелуя бросают в бездну любовного наслаждения. Граф принял ответ… Картина так понравилась девушке, что через некоторое время заказчик уже уезжал со своей молодой женой в свадебное путешествие: увидев картину, она сразу согласилась выйти за него замуж. Позже Климт раскрыл тайну «Поцелуя». Оказывается, что когда художник писал картину, то сам влюбился в девушку с медальона. Поэтому он изобразил томительное ожидание поцелуя вместо самого поцелуя. Это была маленькая месть из чувства ревности к графу.

Еще немногим ранее в этом зале Бельведера висело полотно Климта, стоимость которого тоже 100 миллионов. «Портрет Адели Блох-Бауэр», (1907 г.) Но картину отобрали у австрийцев. Кто? Да наследники этой самой блох-бауэр. Долго судились. Десятилетиями. Но последняя наследница блохов Мария Альтман оказалась самой зубастой акулой в этом еврейском семействе. Она таки вырвала, забрала эту картину из Бельведера в 2006 году. Будь у меня миллиард — никогда бы не отдал…

Интересна история создания этой знаменитой картины. Муж Адели Фердинанд Блох-Бауэр пригласил в гости художника Климта, которого подозревал в любовной связи со своей женой. У индейцев есть поверье: если любовников сковать вместе одной цепью, то спустя некоторое время они станут так же сильно ненавидеть друг друга, как раньше любили. Фердинанд подготовил контракт с Климтом, согласно которому художник не мог бросить работу над картиной, пока ее не закончит. Когда Климт увидел сумму контракта, то подписал его, даже не читая. В ходе работы он сделал сотни экскизов, набросков, прежде чем приступить к основной цели. Еще Фердинанд просил так нарисовать портрет жены, чтобы картина осталась в веках. Типа как Мона Зиза Джоконда.

Климт постарался. Но за 4 года трудов над картиной его чувства к Адели угасли. Тем более, что женщина часто болела, и работу приходилось прерывать.

Наконец, «Золотая Адель» заняла почетное место в доме Фердинанда, а он так и не выдал тех чувств, что мучали его все это время. Адель осталась в неведении, что муж знает о ее романе с художником.

После того, как немцы оккупировали Австрию, Фердинанду удалось бежать в Швейцарию, бросив все свое имущество. Картина перекочевала в дом его брата Густава Блох-Бауэра. У него было пятеро детей, и самая младшая Мария часто навещала Адель во время ее болезней. У нее был школьный друг Алоис Кунст, с которым она часто рассматривала «Золотую Адель».

Во время войны картина исчезла. Мария думала, что ее заберут немцы и уничтожат. Однако ее не тронули, хотя на полотне была изображена еврейка. Дело в том, что однажды в Вене, в начале 20 века, Гитлер встречался с Климтом, показал ему свои картины. Густав Климт похвалил творчество будущего фюрера, чем вызвал его расположение в дальнейшем.

Но повесить ее у себя Гитлер не мог по идейным соображениям. Так внешность Адель спасла произведение искусства. Позже выяснилось, что картина оказалась в тайнике школьного друга Марии. Алоис Кунст вскоре стал директором Бельведера, и картина переехала туда. В Бельведере она радовала глаз посетителей до 2006 года. Но случилось невероятное! Один журналист откопал последнее завещание Фердинанда, которое отменяло все предыдущие! По нему картина должна была принадлежать наследникам его фамилии. А так как к этому времени из наследников в живых осталась только Мария (по мужу Альтман), гражданка США, то она начала хлопотать о возвращении «Адели» из Бельведера.

И Австрия оказалась не причем. И по решению Высшего Суда США Австрия была обязана вернуть пять картин Густава Климта, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр» законной наследнице — Марии Альтман.

Нижний дворец, немного истории:

Дворцовый комплекс построил австрийский инженер и архитектор Лука фон Хильдебрандт. У известного на тот момент творца проект заказал не менее известный полководец Евгений Савойский. До постройки Бельведера Хильдебрандт проектировал только церкви, и в облике дворца применил любимый прием: прямые фасадные линии с богатым орнаментом.

Нижний Бельведер Евгений Савойский выбрал для жизни после окончания воинской службы. Проект закончили в 1716 году, строительство заняло всего два года. Здесь же с принцем жили и французские монархи, бежавшие от революции в 1789 году. Кроме жилых покоев в Нижний дворец входили конюшни для лошадей принца и его гостей, а также оранжерея. В 1903 году в ней открыли первую картинную галерею.

В Нижнем дворце коллекция картин носит такой, я бы сказал, более игривый характер, нежели в Верхнем. Вот характерный пример.

Много вот таких экстравагантных вещей, порой переходящих в полупорнографию, в сочетании с церковной тематикой. Мне это сочетание, если честно, совсем не понравилось. Уж лучше что-нибудь одно. А то в большом зале — велосипед с членом на руле, а в соседнем — сцены из Ветхого и Нового завета. Навевает на странные размышления типа: «Вот если бы у Иуды был велосипед, то он бы не повесился. Лучше бы разогнался и убил себя апстену. Вдребезги. Понимаете, к чему я клоню? Так что лучше идти в Верхний, чем в Нижний.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я