Личность вашего ребенка: диагностика, способности, отношения

Анатолий Александрович Овчаров, 2018

Эта книга – для родителей, педагогов и детских психологов. Вы узнаете как правильно воспитывать детей разных типов личности и своевременно выявлять их способности для успешной профориентации в будущем. Даны рекомендации для индивидуального подхода к ребенку с учетом особенностей личностей родителей и видов их взаимоотношений с детьми. Описаны детские характеры и методы их определения, особенности мышления детей, стадии их развития, возрастные психологические кризисы, темпераменты и психоформы поведения детей, и многое другое для понимания сильных и слабых сторон личности ребенка. Уникальная методика обучения и воспитания детей в разные периоды их жизни, а также методика для создания профильных классов и профориентации школьников с применением соционических подходов будет полезна педагогам-новаторам и школьным психологам. Описанные в книге характеристики типов школ на разных этапах эволюции общества могут заинтересовать также социальных психологов и исследователей в области педагогики.

Оглавление

7. Детские темпераменты

Темперамент, наряду с другими дополнительными признаками типа, оказывает значительное влияние на характер и поведение человека, а также на его отношения с другими. Он является еще одной из причин поведенческих различий у людей одного типа личности. Классификация темпераментов органично дополнит картину психологических особенностей наших детей и позволит вам расширить представление об их поведении. Кроме того, знание темпераментов поможет вам избежать многих ошибок в определении типа личности ребёнка.

Первой попыткой создания типологии личности стало разделение людей на четыре темперамента, которое относят еще ко времени античности и связывают с именами знаменитых врачей той эпохи Гиппократа и Галена. В соответствии с этой типологией люди делятся на четыре типа: холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов.

Каждый темперамент указывает на способ мышления и поведения человека в эмоциональном плане. Известный русский физиолог И. П. Павлов связал тип темперамента с определенными парами признаков, характеризующих нервную систему человека. Это:

• устойчивость — неустойчивость;

• динамичность — инертность;

• сила — слабость.

Сравнение показало, что сангвиники и флегматики относятся к людям с устойчивой нервной системой, а холерики и меланхолики — с неустойчивой. Принадлежность человека к тому или иному темпераменту отражается на стиле его поведения и отношениях с окружающими.

Английский психолог Ганс Юрген Айзенк, используя предложенную Юнгом шкалу экстравертности-интровертности, построил следующую классификацию характеров с различной устойчивостью нервной системы:

холерик: экстраверт, эмоционально неустойчивый;

флегматик: интроверт, эмоционально устойчивый;

сангвиник: экстраверт, эмоционально устойчивый;

меланхолик: интроверт, эмоционально неустойчивый.

Айзенк создал таблицу с набором основных качеств, присущих каждому темпераменту:

Охарактеризуем фрагментарно каждый из темпераментов, проявляющихся в особенностях детского восприятия и поведения.

1. САНГВИНИКИ — довольно эмоциональные, подвижные и общительные дети. Отличаются склонностью к смене впечатлений, переключением внимания от одного объекта или занятия на другие. Они довольно быстро ориентируются в незнакомой обстановке, инициативны и оптимистичны. За короткое время налаживают отношения со сверстниками, создают вокруг себя положительный микроклимат. Часто претендуют на роль неформальных лидеров, могут выступать в роли заводил в ситуациях как позитивного, так и негативного характера. В конфликтах быстро ищут способы примирения. Сравнительно легко переживают неудачи и наказания со стороны взрослых. Скучают в одиночестве, при однообразии в занятиях и отсутствии внимания к себе со стороны окружающих.

2. ФЛЕГМАТИКИ — спокойные, рассудительные даже в сложных ситуациях, невозмутимые. Проявляют стабильность и последовательность в своих занятиях, увлечениях и отношениях. Довольно усидчивые, дисциплинированные и ответственные — в быту и в школе. Самодостаточны, не нуждаются в дополнительных внешних стимулах и контроле. Вместе с тем инертны, медленно переключаются с одного занятия на другое. Отличаются слабой эмпатией в отношениях со сверстниками и взрослыми.

3. ХОЛЕРИКИ — отличаются высокой динамичностью в мыслях и поступках. Очень нетерпеливы, не любят долго ждать. Для них характерна частая смена настроения, повышенная возбудимость. Во взаимоотношениях с окружающими могут проявлять излишнюю резкость и прямолинейность в оценках сверстников и взрослых. Часто неуживчивы, не умеют себя сдерживать, могут проявлять неадекватную ситуации агрессию. Склонны командовать другими детьми в играх и в быту. Быстро переключаются с одного дела на другое. Хорошо обучаются новому, быстро схватывают информацию. Часто стремятся овладевать различными навыками как физического, так и интеллектуального характера. Любят быть в центре внимания.

4. МЕЛАНХОЛИКИ — таким детям присуща быстрая утомляемость в играх и школьных занятиях. В общении они обычно робки, застенчивы, не уверены в себе. Тревожны, даже в мелочах, часто могут плакать по незначительному поводу: давлении со стороны окружающих, плохих отметках, замечаниях в свой адрес. Хорошо разбираются в оттенках эмоций, как позитивных, так и негативных, осторожны и осмотрительны в отношениях. Ощущают дискомфорт, оказавшись в новой компании или в центре внимания. Трудно приспосабливаются к новым людям. Очень чувствительны и сентиментальны, склонны проявлять эмпатию в отношении животных и людей, демонстрировать бескорыстие и заботу — на словах и на деле.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я