Познай себя

Анастасия Трещилова

Книга для женщин любого возраста, семейного и социального положения о том, как измениться самой, не изменяя себе. Все, что вы хотели узнать о женской природе, но не знали, с чего начать. Собраны базовые знания по женскому самопознанию, даны рабочие практики и схемы, которые помогут сориентироваться на старте. Книга поможет осознать собственное «я» и выстроить жизнь по своему уникальному сценарию, опираясь на тысячелетний опыт женских техник. Написана простым языком в формате задушевной беседы.

Оглавление

Глава 1. Знакомство

Скажи, моя дорогая, ты давно была в отпуске? Я сейчас не о том, когда 5 дней/6 ночей, а о настоящем, роскошном, где все по твоим правилам и на твой вкус.

Я хочу пригласить тебя в путешествие, где мы вместе проведем отпуск твоей мечты. Наша жизнь слишком коротка, чтобы размениваться по мелочам и отдавать свое время случайным людям, занятиям и местам. Ты достойна лучшего, и я расскажу тебе, как это можно реально получить. Ты, возможно, скажешь, что нет денег, времени, ресурсов, что по рукам и ногам связана семьей, детьми и обязательствами. Но я не соглашусь: устроить жизнь по своему сценарию можно даже в тех условиях, в которых ты находишься прямо сейчас.

Нет цели? Я научу тебя ее ставить. Нет денег? Мы разберемся, почему, и у тебя найдется для себя резерв. Нет сил и времени? Я готова поделиться опытом, как быть в ресурсе и с чего можно начать уже прямо сейчас.

Пойми, возможно все, если знать, как это делать. На протяжении всей книги я буду твоим наставником, возьму тебя за руку и стану гидом в путешествии к твоему собственному счастью. Знания, собранные в этой книге лично мне не принадлежат, я объединила их через свой опыт и долгую работу с женщинами, которые в итоге получали желаемый результат. Конечно, некоторые из них покажутся тебе знакомыми, особенно если ты уделяешь достаточно времени саморазвитию. Я же хочу, чтобы ты могла в одном месте найти ответы на свои вопросы.

Пора собирать чемоданы, моя дорогая. Не забудь положить туда блокнот, ручку и настроиться на результат, а он, я обещаю тебе, будет. Ты познакомишься с самой собой, и это будет лучшим путешествием в твоей жизни!

Давай прямо сейчас примем решение: наша цель — это СЧАСТЬЕ! Отложи в сторону книгу, и запиши в своем блокноте два момента: что бы ты хотела получить, когда перевернешь последнюю страницу, и что ты чувствуешь, когда понимаешь, что это возможно. В конце книги тебя неизбежно настигнут изменения на внешнем плане (то, что ты получишь) и на внутреннем (что ты при этом почувствуешь).

А теперь закрой ту часть страницы, где ты описала свои чувства. Представь, что все уже произошло, но внутри пустота — ты ничего не чувствуешь. А теперь наоборот — еще ничего не случилось, а ты чувствуешь все так, будто уже произошло. Сравни оба варианта. Что для тебя важнее? Обязательно запиши свои выводы, они потом пригодятся.

Твоим ориентиром на пути к цели будут твои чувства. У каждого они свои, поэтому не стоит сравнивать себя с кем-то. Только с собой — вчерашней и нынешней. И чем больше у тебя будет возникать чувств, тем больше результатов ты будешь получать.

Главное, пойми — сейчас ты находишься в определенной точке, и движение из нее в итоге приведет к твоей цели. Твоя задача — понять, где именно ты сейчас и какой курс предстоит проложить. Давай нарисуем путь, где ты найдешь свое счастье и… Что ты уже записала в свою тетрадь? Путешествие будет увлекательным, тебя ждет много открытий и приключений. Иногда ты будешь спокойно покачиваться на волнах или стоять в полный штиль. Иногда будешь опаздывать на свой рейс или мчаться на вокзал, чтобы не опоздать…

Но так или иначе, с каждым твоим усилием ты будешь все и ближе к цели.

Итак, решение принято, заветные билеты в кармане. Осталось продумать, что же нам на самом деле надо положить в чемоданы, и можно отправляться в путь.

Давай еще раз пробежимся по списку. Что нужно, чтобы тебе путешествовалось спокойно? Самолет, поезд, автомобиль — какое-то из средств передвижения. Впрочем, ноги тоже подойдут. Карта или навигатор. А еще знание законов страны, в которую мы собираемся и, скорее всего, язык… Хотя, сегодня часто хватает гаджета со встроенным переводчиком. Но и этим нужно уметь пользоваться. Значит, прежде чем отправляться в путь, необходимо все подробно изучить. Стоп! Давай подробнее остановимся на этом пункте.

Нам точно понадобятся знания самого пути достижения цели, знание законов этого мира, знание того, кем я являюсь и какова структура моей личности. Если проще: кто я, где я и что делать. Вопросы простые, но важные, поэтому давай разберемся в них подробнее.

Любое знание начинается с получения информации. Нам важно не путать эти понятия — знания и информация.

Информация на нас сваливается тоннами, начиная с первых секунд нахождения в этом мире. Ее мы как получаем, так и можем передавать. Есть такое понятие — генетическая информация, она кочует от человека к человеку, независимо от того, хочет он этого или нет. Скажу больше, обмен информацией доступен не только людям — животные и птицы общаются с помощью сигналов, понятных только им, например, сообщая об опасности или приглашая на обед.

Знание — это уже отфильтрованная, систематизированная и осознанная нами информация. Информацию мы впитываем и гордимся тем, какие мы умные. А вот знания применяются нами для организации своей жизни и решения возникающих проблем и задач.

Как отличить информацию от знания? Довольно просто: информация независима и не всегда может перейти в стадию знания, лишь при условии, если мы осознаем, что из приходящего извне нам нужно, а что нет.

Сначала мы принимаем информацию от источника: книги, интернета, наставника, учителя. Потом осмысливаем и сами становимся источником как обладатели определенного знания. Мы принимаем и отдаем информацию, но со знаниями этот фокус не пройдет.

Например, я обладаю определенными знаниями. Написав эту книгу, я для тебя — источник информации на интересную тебе тему. Если ты не просто прочитаешь ее, но и осознаешь все, что я стараюсь тебе донести, ты получишь ценные знания.

Но даже если ты прочитаешь все книги в мире, ты осознаешь ровно столько, сколько тебе необходимо и на самом деле важно. К счастью, в знания трансформируется немного, поэтому сделай себе приятное — фильтруй источники поступающей информации, чтобы обладать действительно ценными знаниями.

Самое, пожалуй, сложное и долгое — это познавать мир и самого себя. Я расскажу тебе о трех путях познания мира: эмпирическом (чувственном), авторитетном (принятие на веру) и рациональном (логическом). Мы обычно сочетаем все три пути. А вот сколько шагов ты будешь делать по каждому из путей — дело твое, и от этого зависит, как быстро ты придешь к своей цели и станешь счастливой.

Мы начинаем свою жизнь с авторитетного пути. Сначала мы принимаем на веру то, что говорят нам родители и близкие родственники — их гигантский авторитет влияет на нас всю жизнь. Но важно вовремя осознать, какую информацию стоит принимать и трансформировать в знание, которое ты оставишь при себе, а какую — пропустить мимо ушей. Потом к авторитету родителей присоединяется авторитет школьных учителей. И с этого момента мы начинаем накапливать часто ложную информацию, которую осознаем во взрослом возрасте. Из количества и качества знаний складывается уровень нашей образованности, которая в жизни влияет на… все. И я сейчас говорю не о пяти дипломах о высшем образовании и пачке сертификатов с курсов. Все это — лишь свидетельство того, что ты получила информацию на интересную (или необходимую) тебе тему. Но осознаешь ли ты ее? Приведут ли тебя эти знания к цели?

Обладая определенными знаниями, мы понимаем, что нашу жизнь регулируют 4 типа законов:

— духовные законы;

— законы морали и социального развития;

— законы органического мира;

— законы неорганического мира (их изучает химия и физика).

Есть еще два пути получения знаний:

— обычный мирской (через органы чувств своего тела)

— знания, полученные свыше (Священные писания, духовные учителя и т.д.)

Так какой путь нам стоит выбрать?

Я предлагаю на пути постижения смотреть на все через общую картину мира, опираясь на духовные знания и ценностно ориентированную психологию.

Есть четыре стадии освоения знаний — осознания. Чтобы тебе было проще, я объясню на примере вождения автомобиля. Кстати, это пример еще подойдет и в том плане, что нет чисто «женских» или чисто «мужских» знаний — ты вбираешь в себя то, что нужно тебе для достижения цели.

Стадия 1. Неосознанная некомпетентность. Еще нет опыта, но мотивация высокая. Нет знаний, но хочу. Как я поняла, что у меня нет знаний на эту тему? Да просто захотела сесть за руль, а выяснилось, что там еще какие-то педали, и почему-то надо еще смотреть на дорожные знаки, на которых непонятно что нарисовано. Вывод: надо учиться.

Стадия 2. Осознанная некомпетентность. Знание нарастает, но навыков нет — немного падает мотивация. Попутно мы учимся мириться с ошибками и делать работу над ними, анализировать выводы. Понимаю, что я не знаю, даже если села за руль и начала практиковаться: путаю поворотники и «дворники», педали и скорости. Но честно учу.

Стадия 3. Осознанная компетентность. Уже есть объем знаний, но мотивация падает, попутно нарабатывается объем навыков. Знаю, что я знаю и продолжаю учиться. Сажусь за руль и езжу каждый день снова и снова, даже если по-прежнему есть ошибки.

Стадия 4. Неосознанная компетентность. Достижение цели, мастерство, интуитивное творчество. Я могу за рулем замечать, что творится справа и слева, как ведут себя пешеходы, могу разговаривать по телефону или с пассажирами.

В процессе перевода информации в знание нам нужна хорошая память. Есть интересная теория, которая многое в нашей жизни объясняет и дает ключ к усвоению бо́льшего количества нужного материала.

Я говорю о кривой забывания Германа Эббингауза. Немецкий ученый сформулировал ее еще в конце позапрошлого века, проводя опыты на себе и своих студентах.

Он обнаружил, что через 20 минут после заучивания как стихов, так и бессмысленных фраз, люди помнят лишь 60% слогов, спустя девять часов — 40%, а через месяц — чуть больше 20%. Эта зависимость и получила название кривой Эббингауза. Самую бо́льшую часть информации мы забываем практически сразу. Если не повторять, то вряд ли потом и вовсе вспомним. Но остаются так называемые «воспоминания-вспышки» — это воспоминания о том моменте, когда ты узнаешь впервые о чем-то неожиданном. Как правило, это происходит в стрессовых ситуациях. Со временем могут стереться детали, но общая картина помнится долго. Но на самом деле забывать иногда полезно, иначе бы мы с ума сошли от перегрузки памяти. Иногда мы не можем вспомнить действительно важную информацию. Что делать? Тренировать память, как любую из мышц нашего организма.

Есть простая, но рабочая схема запоминания:

— Слушаем.

— Переспрашиваем (повторяем).

— Думаем (обдумываем, осознаем).

— Пересказываем.

Когда мы просто слушаем или читаем, то усваиваем всего лишь четверть передаваемого знания. Причем четверть — если мы предельно внимательны и делаем для себя необходимые пометки. Еще четверть знания мы усваиваем, когда задаем вопросы, проясняя, правильно ли мы поняли написанное или услышанное, ведь мы по-разному понимаем значение многих слов, которые используем. И даже если словарные определения сойдутся, то эмоции, которые стоят за этими словами, у нас скорее всего разные. А ведь эмоции — это среда, в которой передается информация.

Еще примерно четверть знания мы можем получить, когда начнем размышлять о прочитанном и проверять информацию на себе, делая ее более личной, практичной, применимой.

И у нас осталась еще четверть знания, и для того, чтобы ее усвоить, надо объяснить кому-то.

Обратите внимание, что в реальной жизни процесс познания часто идет наоборот — мы начинаем слушать и, еще не усвоив информацию, торопимся ее кому-то рассказать. Иногда в процессе передачи информации мы задумываемся и начинаем задавать вопросы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я