Использование механического метронома в работе логопеда

Анастасия Сергеевна Дуброва, 2021

Данное пособие представляет собой систематизированный набор упражнений и игр с применением механического метронома. Они направлены на развитие чувства ритма, а также: артикуляции, мелкой моторики, точности и ориентированности движений крупной моторики, дыхания и голоса, и многих других нейрокогнитивных и нейромоторных функций. Упражнения, представленные здесь, могут быть применены на занятиях логопеда, а также в работе музыкального и физкультурного руководителя, психолога, дефектолога, ими могут воспользоваться родители и няни. Цель данной методики состоит в обучении ребенка максимально контролируемым способом выполнять движения на различных уровнях – от мельчайших движений языка до ориентировки в собственном теле и пространстве. Кроме того, необходимость действовать в заданном ритме является отличным тренажером для формирования произвольности и самоконтроля. Данное пособие может быть использовано в работе с детьми от раннего до школьного возраста включительно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Использование механического метронома в работе логопеда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Методические рекомендации

Упражнение никогда не начинается с движения. Необходимо дать ребенку услышать ритм, привыкнуть к нему, уловить его закономерность. Поэтому инструкция перед выполнением любого задания такая: «сначала ты будешь слушать звук. Как только я прикоснусь к тебе — начинай выполнять задание. Слушай внимательно и старайся действовать одновременно со звуком». После этого педагог запускает метроном. Ребенок смотрит на него и слушает удары. Достаточно отсчитать примерно 6-8 ударов, чтобы ребенок успел включиться в ритм, но не успел отвлечься. После этого педагог слегка прикасается, обычно к плечам (или одному плечу, в зависимости от того, где он стоит), и ребенок начинает выполнять ритмическое задание. Если нужно остановить выполнение, педагог, либо снова прикасается к плечу, либо показывает ребенку открытую ладонь, говорит «стоп», после чего останавливает метроном.

Следует отметить, что сначала мы останавливаем ребенка, а уже после этого — метроном. Это необходимо, чтобы ребенок не испытывал растерянности, четко ощутил окончание задания, чтобы ребенок смог завершить задание без «скомканности», торопливости, чувства незавершенности.

Положение педагога во время выполнения упражнения тоже очень важно — от этого будет зависеть, насколько самостоятелен будет ребенок в процессе работы. Здесь может быть несколько вариантов:

1) Педагог стоит лицом к ребенку, рядом с метрономом. Ребенок видит и метроном, и движения педагога.

2) Педагог стоит лицом к ребенку, метроном скрыт (например, за ширмой). Ребенок слышит звук и видит движения педагога.

3) Педагог стоит сбоку от ребенка так, чтобы видеть выполнение задания. И, при необходимости, может показать какое-то движение, либо взять ребенка за руку и помочь ему войти в ритм, поправить осанку и т.д.

4) Педагог стоит за спиной ребенка, работе идет в «обхватывающем контроле»: педагог берет ребенка за руки и выполняет движения, как бы руками ребенка. Например, хлопает в ладоши или стучит по столу или переставляет руки так, чтобы пальцы попадали по картинкам. Ребенок при этом стоит или сидит лицом к метроному. Обхватывающий контроль необходим в том случае, когда ребенок совершенно не слышит ритм или не способен достаточно точно управлять своими руками. Также этот вид контроля обязательно должен использоваться в самом начале работы с метрономом, чтобы ребенок видел и слышал метроном и ощущал правильный ритм движений.

5) Педагог стоит лицом к лицу с ребенком и держит его за руки. Метроном закрыт. Этот вид контроля используется, когда ребенок ситуативно не справляется с ритмом. Педагог как бы снова вводит ребенка в колею, в точный ритмический рисунок и после этого отпускает ребенка, позволяя ему действовать самостоятельно. При этом, в любой момент, педагог снова может взять ребенка и подкорректировать его движения.

6) Педагог стоит в отдалении, позволяя ребенку самостоятельно выполнять задание.

Любое задание с метрономом можно развивать и усложнять, практически до бесконечности, достаточно лишь включить воображение и педагогическую интуицию. Однако и здесь можно выделить некие общие приемы:

1) Отдаление педагога и предоставление ребенку все большей самостоятельности. Сначала педагог стоит рядом с ребенком и действует его руками, хлопает по правой или левой ноге, не позволяя сбиться с ритма, прикасается к той части тела, которая участвует в движении. Затем педагог стоит рядом, но контактно помогает лишь, если ребенок сбился с ритма или испытывает затруднения. Следующий этап — педагог стоит лицом к ребенку, и какое-то время показывает движения, затем прекращает, а ребенок должен продолжать выполнять их. Если ребенок начинает ошибаться — педагог снова показывает эти движения. Затем педагог отходит на несколько шагов в сторону, лишь наблюдая за выполнением упражнения. При необходимости, он может сделать замечание голосом. И, наконец, педагог стоит достаточно далеко, так, чтобы ребенок его не видел. После окончания упражнения педагог оценивает качество работы ребенка.

2) Смена направления. Например, ребенок шагал сначала только вперед, затем он делает шаги вперед-назад, после этого — вперед — в сторону — назад и так далее. Также можно действовать слева направо и справа налево, чередуя эти направления.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Использование механического метронома в работе логопеда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я