Уникальные методы воспитания в средней школе

Анастасия Прановна Янч

Книга для учителей-предметников, для классных руководителей, для родителей. Автор делится своим богатым опытом учителя и воспитателя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уникальные методы воспитания в средней школе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть первая. На уроках

Можно ли воспитывать во время урока? Да, не только можно, но и нужно. 45 минут — это много. При грамотном раскладе времени и умелом использовании «уникальных методов обучения» успеем и научить и воспитать. Мой секрет вот в чём, я не делю урок на обучающую часть и часть посвящённую воспитанию. Многолетний опыт выявил такой факт: чтобы ученик развивался гармонично, необходимо обучать воспитывая и воспитывать обучая. Во время урока я занимаюсь именно воспитанием в процессе обучения. Как мне это удаётся? На этот вопрос я и собираюсь сейчас ответить. Я заочно проведу тебя, дорогой читатель, по своим урокам и ты сам увидишь кого, кто и как воспитывает на этих уроках. Можно было бы привести ещё примеры уроков моих коллег, но это отяжелило бы книгу. Лучше я в конце каждой главы оставлю одну страницу свободной от текста и, ты запишешь туда свои «За!» и «Против!». Таким образом книга поможет сделать тебе анализ своей работы, заметь не моей, а своей. Почему? Потому что на мои уроки ты будешь смотреть с высоты «своей колокольни» и как знать, может после прочтения этой главы, а потом и книги в целом, эта «колокольня» станет выше, и малиновый звон твоих колоколов разнесётся далеко за пределы класса и даже школы.

Итак, приступим.

Урок 1. Скорость мышления

Мой обычный урок построен так: Фронтальный опрос — Новая тема — Закрепление. Ничего, как видно, супернового. Можно ли используя эту структуру урока, чтобы развивать у школьников скорость мышления? Даже не углубляясь в подробности каждой части урока, любой учитель скажет: «Да, можно.» Приложив некоторые старания, вы добьётесь очень хороших результатов, ваши воспитанники с каждым разом будут соображать всё быстрее.

Вот как это происходит у меня на уроках «Человек и природа» в пятом и шестом классах. Мы с ребятами работаем по учебникам одного и того же автора эти два года. На первых уроках ученики знакомятся с моей системой работы и с этим учебным пособием. Система простая. В начале урока мы отвечаем на вопросы после параграфа, который изучили в прошлый раз. Далее мы читаем название новой темы и списываем название в тетрадь (это можно сделать с доски или из учебника). Потом закрываем учебник и начинаем рассуждать на тему урока. Я задаю вопросы типа: «Что вы слышали об… (далее по теме)?», «Что вы читали о…?», Что вам известно о…?», Кто вам рассказывал о…?». Таким образом я настраиваю учеников на разговор в определённом направлении, а для себя выясняю, что уже известно моим воспитанникам, на чём не стоит задерживаться. Далее я предлагаю открыть учебник и прочитать текст, что бы узнать кое что новое на эту тему. Читают вслух поочереди, по абзацу или несколько предложений, в зависимости от величины текста и количества учеников в классе. На чтение обычно уходит 5—7 минут. Ребята читают с удовольствием и очень внимательно. Почему внимательно? Потому что знают, по прочтении они должны будут ответить на вопрос: «Что нового вы узнали?» А новое почти всё. Но разве всё сразу расскажешь? Вот каждый, читая и выхватывает для себя тот кусочек информации, который потом расскажет в двух словах. Обсуждение проходит живо и довольно быстро. Я в итоге даже не резюмирую, просто ребята выписывают в тетрадь новые слова и понятия из Банка слов после параграфа. Потом ученики находят объяснение этих слов в словаре в конце книги, читают их (тоже кстати с удовольствием). И в конце закрепляют новый материал ответами на вопросы после параграфа. Если какой-либо из вопросо вызывает у ребят затруднение, я предлагаю посмотреть блиц-видео, проделать эксперимент, сыграть в игру или на худой конец ещё раз обратиться к той части текста, в которой «чёрным по белому» дан ответ на трудный вопрос. В качестве домашнего задания — ещё раз читать текст и отвечать на вопросы.

А теперь давайте подумаем, насколько эффективным получится это занятие, если дети медленно соображают. «Не эффективно!» Совершенно верно, первые уроки в пятом классе по такой схеме проходят несколько напряжённо. Ребята изучают меня, знакомятся с учебником, разглядывают кабинет, но самое главное они стесняются ошибиться. Перед тем, как ответить на мой вопрос пятиклассник краснеет, опускает глаза, ёрзает по стулу — не радостная картина. Однако уже через неделю учеников трудно узнать, они смело отвечают на вопросы, помогают друг другу решить ту или иную проблемму, просятся выполнить любое задание, а после осенних каникул уже сами проводят уроки, в качестве учителей (но об этом чуть позже). Почему происходит такая метаморфоза? Дети освоились, привыкли ко мне, к новому кабинету, а самое важное они заучили структуру урока и чётко знают, что за чем следует. Они знают, что вопросы будут сыпаться как горох, отвечать надо быстро, пусть даже и не совсем «в тему».

Читать надо бегло и быстро улавливать смысл, отмечать в памяти «новое» «ранее не известное», задания выполнять нужно чётко и тоже быстро, иначе не хватит времени для бонуса, весёлого мультика или занимательного эксперимента.

Надеюсь дорогой читатель, ты убедился. Что на уроке можно воспитать скорость мышления. Надо лишь не забывать, что современному человеку быстро соображать просто необходимо, темпы нынче — «…Ого-го!» Разумеется, заниматься развитием быстроты мышления нужно всё время, даже взрослому человеку, но в нежном возрасте все качества воспитываются быстро и безболезненно. Поэтому научившись в пятом классе отвечать на вопросы и также быстро работать с текстом, школьник в дальнейшем уже будет только развивать этот навык и, у него останется время для выработки других жизненно важных качеств, например, умение действовать.

Урок 2. Умение действовать

Что это значит — «уметь действовать»? Может это набор каких-то техник, может это своеобразные инструменты, облегчающие деятельность, может это…? Каждый может ответить на этот вопрос по своему и, думаю, все будут правы. Я же считаю, что умение действовать это способность рисковать. «Риск» не такое уж страшное слово, рисковать — значит не бояться пробовать. Этим замечательным качеством обладают все люди, добившихся больших побед в жизни. Воспитать в человеке такое свойство можно и нужно, и школа здесь обязана внести свою лепту. Но у всех-ли учителей получается воспитать в своих воспитанниках умение действовать? Не у всех! И не потому, что учитель не желает или не умеет этого делать. Просто, как не странно, большинство наших коллег даже не ставят перед собой такой задачи. Если ты. мой друг, тоже не задумывался над этим важным вопросом, и твои ученики стеснительные, нерешительные, вялые, пугающиеся всего нового, то смею надеяться, после прочтения этой главы многое в тебе и в жизни твоих воспитанников изменится. Приглашаю тебя на один из уроков посвящённых решению задач. Для тех, кто не читал моей первой книги «Уникальные методы обучения» сообщаю, что я учительница физики. Решение задач важный навык, которым должны обладать ученики, чтобы изучить мой предмет. Должны-то должны, но хотят-ли? Мои коллеги, преподаватели гуманитарных наук вспоминают школьную физику с содроганием, особенно решение задач. Им было трудно и непонятно работать над письменными заданиями дома, а в школе, когда их вызывали к доске решить задачу по механике или электричеству — это был стресс. А, если так, то о каком бесстрашии тут можно говорить? Оказывается можно! Мои ученики выходят к доске спокойно, а часто даже сами просятся решать. Как так? Уж не стараюсь ли я «навесить лапшу на уши» моим слушателям и «надеть розовые очки» на глаза моим читателям? Отнюдь! Убедитесь сами.

В начале урока «Решение задач» Я в качестве повторения записываю на половине доски формулы по данной теме, ребята их мне диктуют по памяти. Под каждой из формул записываю символы и единицы входящих в уравнение величин. Рядом с основной формулой записываю варианты нахождения всех величин (рис.1).

Рис. 1.

Таким образом весь инструментарий у учеников перед глазами. Теперь решить несложную задачу сможет и двоечник. Вызываю к доске решать задачи слабеньких учеников. Во-первых они больше всего нуждаются в практике, во-вторых работают они неторопясь, с помощью класса, значит весь класс упражняется и, наконец, в-третьих, такому ребёнку больше других нужна поддержка и толчок к пробованию. В итоге после нескольких таких занятий ребята не боятся рисковать даже на уроках математики. Они начинают верить в себя — это ценно.

Урок 3. Сила воли

В том же блоге Ольги Юрской читаю: «…Сила воли?… Система приложит все усилия, чтобы сделать ребёнка послушным. «Будь как все. Не высовывайся.…» Но, позвольте, уважаемая Ольга, даже быть «как все» и то требуется сила воли, и не малая, правда она направлена в данном случае не во благо. А как насчёт благих проявлений воли? Неужто мы согласимся с автором блога в том, что школа больше губит, чем воспитывает? Может кто-то и поддержит Ольгу, но не я! И не только потому, что сплошь и рядом вижу в школах довольно волевых юношей и девушек, а скорее потому, что сама применяю методы воспитания силы воли в своих учениках. Расскажу о некоторых своих находках и это будут методы, которые я использую на уроках.

Вспомним, что сила воли проявляется в тех случаях, когда человек знает: «Надо!», но ему лень или противно это делать. Заставил себя — «Молодец! Сильный!» Не смог преодолеть лень или неприязнь — «Слабак! Безвольный!» Что главное в моей предыдущей характеристике «силы воли»? На что обращаю внимание я как учитель? На слово «Надо!» И это не банальность. Ребёнок должен всем своим существом понимать, что нечто (не будем сейчас углубляться) сделать или делать всё время — Надо! Тогда он приложит усилия и выполнит то, что требуется. Так вот учитель обязан помочь школьникам увидать что «Надо», а на что не стоит растрачивать силу, энергию и время.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уникальные методы воспитания в средней школе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я