Как не заблудиться в лабиринте психосоматики, а просто выйти из него

Анастасия Колендо-Смирнова, 2016

В книге «Как не заблудиться в лабиринте психосоматики, а просто выйти из него!» автор специализирующийся на работе с психосоматикой, делиться своим личным опытом борьбы и преодоления симптоматики, и также, на примерах из своей профессиональной практики, показывает возможные пути выхода из «лабиринта». Книга поможет сориентироваться как специалисту так и обывателю в сложных хитросплетениях и теориях психосоматического направления. Читатель найдет в книге как легко и доступно поданную теорию, так и практические техники, которые можно применять как самостоятельно, так и использовать в профессиональной деятельности.

Оглавление

Отчаяние или мистическое мышление

“Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье — совершенно бессмысленно, вы сами понимаете”.

Эта фраза из романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” была сказана по другому поводу, но она как нельзя лучше иллюстрирует этапы хождения психосоматического больного по лабиринту. Действительно, после обращения к представителям официальной, а затем и неофициальной медицины, как правило, наступает следующий этап. Типичная “дверь-обманка” — знакомство и увлечение духовными практиками.

Термин “магическое мышление” вошел в обиход благодаря Зигмунду Фрейду. В своей работе “Тотем и табу” известнейший ученый высказал гипотезу о том, что именно оно лежит в основе религий, суеверий и даже некоторых видов искусства. Он описывал суть этого вида мышления, как убеждения о возможности влияния на реальность путем некоторых символических действий, слов либо мыслей. В некоторых источниках указывается, что магическое мышление — это изменение себя изнутри. То есть, перемены в понимании, самосознании, настроении, ведущие к изменению и внешней ситуации. Другими словами, человек опирается на себя и свои действия, и так обретает желаемое.

Мистическое мышление — это несколько другое. Оно основано на вере в помощь Высших Сил.

Почему же человека привлекают такие методы? На мой взгляд, здесь вступает в силу такой фактор, как детская вера в волшебство, в мудрого чародея, который одним взмахом или парой заклинаний сведет на нет все проблемы. Ведь мистическое (да и магическое!) мышление — это форма психологической защиты, причем одна из самых первых, заложенных с детских лет. Она действенна и эффективна в тех случаях, когда психика еще не в полной мере умеет справляться с трудными ситуациями, не имеет разумных, обоснованных и продуманных вариантов реагирования. И присуща такая форма защиты, в первую очередь, детям.

В ситуациях стресса ребенку начинает казаться, что к проблемам привели его собственные мысли и поступки. Именно они изменили к худшему уютный и благополучный мир, окружавший его до этого. Взрослый тоже бывает подвержен такого рода убеждениям, если его ориентиры сбиты, он не может трезво оценить и объяснить ситуацию самому себе, и тем более, найти адекватный выход.

Духовное развитие — не есть что-то плохое. Недостатка в духовных практиках современный мир не испытывает. Кажется, может ли здесь быть что-то опасное, если речь идет о психосоматическом заболевании? Оказывается, может. Эта “дверь” лабиринта является одной из наиболее коварных. Очень часто она дает только ощущение “выхода” из лабиринта, но на деле представляет собой всего лишь иллюзию. Даже уверовав в то, что он уже на свободе, человек все равно зачастую остается в самом центре запутанных ходов лабиринта, не осознавая этого. Очень хорошо это состояние поясняет следующая метафора:

Человек открывает дверь, которая, как ему кажется, ведет на волю. Он находится в полной уверенности, что вокруг — долгожданный простор, а ходы лабиринта остались позади. Но это… всего лишь ощущение! На самом деле он стоит в огромном зале лабиринта, на стены которого проецируются картинки реальности. Иллюзия. Обманка. Фантазия. Все, что угодно, но не объективная реальность. Хотя прожить в этих иллюзорных стенах можно всю жизнь, так и не поняв сути происходящего.

Алена, 52 года

«Болезнь тети стала полной неожиданностью для нашей семьи. Она всегда была активной, веселой, любящей жизнь оптимисткой. На покалывания в области сердца тетя сначала не обращала внимания, даже шутила на эту тему. Но потом забеспокоилась. Врачи только руками развели — “у вас все в порядке!”. А ей становилось хуже, она слабела, становилась все более нервной и тревожной. Как-то раз, поделившись своими проблемами со случайной знакомой в поликлинике, тетя услышала, что с таким легко справляется ее подруга и наставница, человек “ищущий” и “духовный”.

Тетя, всегда открытая всему новому, неизвестному, ухватилась за эту возможность. Она стала ходить на собрания “наставницы”, практиковать чтение каких-то не то молитв, не то мантр. Мы уже не узнавали близкого нам человека. Родственница говорила лишь о новых друзьях, духовных практиках, познании каких-то неизведанных глубин. То, что волновало и радовало ее раньше, кажется, ушло безвозвратно…».

Из личного опыта:

«Мне было больно и плохо. То самое состояние, когда сложными становятся совершенно обыденные и привычные действия — ходить, работать, общаться. Первым шагом, конечно стало обращение к медикам. Но ни врачи, ни впоследствии знахари и целители помочь мне не могли. Оставалось возложить надежду на Бога. Так я и поступила: стала ходить в церковь, молиться, поститься. Просила других молиться за меня, и они охотно шли мне навстречу. Молились много, настойчиво, долго. Но лучше мне не становилось. Иногда мне казалось, что это испытание, иногда, что наказание. Но что бы я не думала, самочувствие ухудшалось. Из-за приступов боли со съемок меня нередко увозила скорая помощь, поэтому я все чаще работала из дома. Все друзья куда-то исчезли: ведь я уже не могла проводить с ними время, как бывало раньше, и большую часть времени просто лежала».

Можно ли назвать жизнь, полную самообмана, полноценной и счастливой? Или это все же выход? Я не стану отвечать на этот вопрос, просто продолжу.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я