О методике постановки голоса «Техника пения „по-русски“». Фонемы русского языка – враги или помощники вокалиста?

Анастасия Девятых

В данной работе раскрывается проблематика постановки голоса в современной русскоязычной среде 21-го века. Исследование причин этих трудностей, анализ западных методик применительно к особенностям фонетики русского языка и их эффективность. А также предлагается способ решения обучения взрослых и подростков вокалу через уникальный подход и через строгую систему упражнений, представленную в современной методике постановки голоса «Техника Пения „по-русски“».

Оглавление

  • Вокальный базис 21 века

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О методике постановки голоса «Техника пения „по-русски“». Фонемы русского языка – враги или помощники вокалиста? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Анастасия Девятых, 2023

ISBN 978-5-0059-9126-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вокальный базис 21 века

Русская школа сильна в балете и театральном искусстве. Русские методики воспитания первоклассных артистов балета признаны во всем мире. Система Станиславского входит в учебные планы простых театральных студий и самых именитых актерских школ на Западе. Сфера классического музыкального образования в нашей стране сохраняет свои многолетние традиции поступенного и гармоничного музыкального развития детей с раннего возраста до профессионального исполнительского уровня. Система музыкального образования готовит исполнителей классической инструментальной музыки высочайшего уровня. Для их профессиональной деятельности, как правило, не существует географических границ.

Школа Академического вокала у нас тоже есть, базируется она, в основном, на принципах старой итальянской школы Bell Canto и придерживается концепции «не навреди работай с тем, что есть и не сделай хуже». И люди поют на той основе, которая у них есть от природы, не осознавая тонких механизмов работы голосового аппарата, практически не меняя техники звукоизвлечения.

Существующие и широко известные в академической среде вокальные методики и Емельянова В. и Дмитриева Л. в современных реалиях времени не могут ответить на все встающие вопросы и проблемы.

В области эстрадного вокала, эстрадных вокалистов в общей картине мира, мы, к сожалению, далеко не на первых позициях.

В эстрадной среде профессиональные педагоги и интересующиеся вокалом выискивают западные техники и методики, например EVL (estill voice training) и CVT (Complete Vocal Technique), которые продаются за высокую цену, а по итогу, не решают всех вопросов вокалиста и педагога, не дают понимания целостной картины по постановке голоса, не дают системы, а лишь предлагают множество английских названий и терминов того или иного звука, приёма, тембра, разбирают анатомию. Всё это в определённой степени тоже полезно, но в них нет именно методики — последовательного научения ученика, человека, — как овладеть собой и своим голосом, и уметь держать его и управлять им, как ловкий возничий тройкой лошадей.

Ведь если копнуть поглубже, то окажется, что лучшие вокалисты пришли в музыкальные заведения уже со своим сложившимся аппаратом, который сформировался, начиная с младенчества, под воздействием социально-культурной среды, речевых особенностей и привычек семьи, певческой традиции в окружении, а не от регулярно выполняемых упражнений по выработке навыков и формированию приемов необходимых в вокале.

Именно особенности фонетического строя родного языка, интонации и мелодика речи родителей оказывают существенное влияние на формирование привычной работы вокального аппарата. (Особые музыкальные способности, развитие в области чисто музыкальных навыков, расширение музыкального кругозора здесь рассматриваться не будут). Сама речь, ежедневно и создаёт «упражнения» для всех частей вокального аппарата.

• Например, такой речевой дефект, как картавость создаёт привычку более низкого положения языка, что необходимо при вокале, а, как известно, картавость часто передается по наследству из речи родителей.

• Если мама говорила тихо, слабо, мало открывая челюсть, то ребёнок подхватит это слухом и перенесет в свою речь.

• Если у папы, например, яркая, громкая речь, то и ребёнок будет подражать этому звуку и самому посылу звука, он будет знать о таком звуке, его ухо будет настроено на такую возможность воспроизведения.

Ребёнок слышит вокруг себя речь, и все мышцы его вокального аппарата настраиваются на то, чтобы воспроизвести именно эти звуки. В мозгу ребенка происходит детальная обработка звуковой информации и подстройка всех функций голосообразования и звукоизвлечения: работа голосовых связок, положения гортани, движения языка, мягкого нёба, губ, нижней челюсти — всех составляющих голоса.

Таким образом, если в речи и языке ребёнка есть много звуков и фонем, которые требует вокальная постановка, то сама речь будет «тренировать» мышцы вокального аппарата, выстраивая вокальную позицию в течение жизни.

Соответственно и петь этот ребёнок в последствии будет легче и лучше, поскольку у него будут наработаны правильные автоматизмы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Вокальный базис 21 века

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О методике постановки голоса «Техника пения „по-русски“». Фонемы русского языка – враги или помощники вокалиста? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я