В книге рассмотрены вопросы: Как в письме Татьяны к Онегину отразился характер пушкинской героини?Темы лирических отступлений в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Сны и письма в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Ольга и Татьяна – какова их роль в романе? Тема одиночества в романе в стихах «Евгений Онегин», Авторская ирония в романе в стихах «Евгений Онегин», Личное и историческое в творчестве А. С. Пушкина (на примере драмы «Борис Годунов»), Историческая основа «Капитанской дочки», «Дубровский»: оригинальность и заимствование, Изображение страстей в «маленьких трагедиях», «Повести Белкина», Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А. C. Пушкина, Историческая мысль в поэме «Медный всадник», Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина, Тема любви в лирике А. С. Пушкина, Тема «дружества» в лирике А. С. Пушкина.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги А. С. Пушкин. Анализ творчества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» — это роман, но в то же время это лирическое произведение, в котором автор постоянно проявляет себя. Наиболее ярко присутствует автор в лирических отступлениях, которые разбросаны по тексту романа. Они могут быть не связаны с ходом действия, но чаще всего возникают по ходу повествования, по тому или иному поводу.
Одно из наиболее любимых моих лирических отступлений — это отступление о театре. Онегин, разочарованный во всем, приезжает на балет уже к его концу, потому что его не интересует искусство, он глубоко равнодушен и к неподражаемой, «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло:
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул.
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».
Для Пушкина же театр — «волшебный край». В лирическом отступлении, исполненном огромного воодушевления и высокого вдохновения, автор вспоминает о театральных увлечениях своей молодости, дает краткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам. Тут и Фонвизин — «сатиры смелый властелин», «друг свободы», и «переимчивый Княжнин», и «снискавший слезы, рукоплесканья» В. А. Озеров, и П. А. Катенин, «воскресивший» на русской сцене «Корнеля гений величавый», и «колкий Шаховской», и замечательная русская актриса Е. С. Семенова, делившая с Озеровым успех его трагедий, и увенчанный славой балетмейстер Карл Дидло.
Авторское неприятие равнодушия Онегина к искусству очевидно. Лирическое отступление во многом усугубляет и наше понимание недопустимой «глухоты» героя к прекрасному. Здесь нет прямой оценки этого явления, но зато есть необычайный по богатству мир театра. Показ его таинственного могущества позволяет читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина и одновременно величие русской театральной культуры, ее подлинных ценителей, каким был сам Пушкин.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги А. С. Пушкин. Анализ творчества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других