Левитология. Концепция социальной свободы

Анар Вайарли

Все мы хотим быть счастливыми. Но, мечтая о счастье, мы в какой-то момент понимаем, что годы идут, а жизнь будто бы стоит на месте. Вы хотите изменить свою жизнь, но не знаете, с чего начать и в каком направлении Вам двигаться. Знакомое чувство? Если да, то сейчас перед Вами именно та книга, которая Вам нужна. В ней Вы не только получите ответы на все свои вопросы, но и узнаете об эффективных приёмах, которые позволят Вам разобраться в себе и стать по-настоящему счастливым и свободным человеком!

Оглавление

  • Введение
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЛЕВИТОЛОГИИ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Левитология. Концепция социальной свободы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЛЕВИТОЛОГИИ

1. Реальный и идеальный миры

Каждый человек живёт одновременно в двух мирах — реальном и идеальном. Реальный мир — этот весь тот внешний мир, что нас окружает. Это предметы и объекты вокруг нас, физические параметры окружающей среды (например, температура воздуха), люди и прочие живые организмы, а также идеологическая составляющая, то есть те установленные в обществе правила и нормы, по которым это общество живёт. И ты, как часть этого общества, тоже в той или иной степени вынужден придерживаться этих норм и правил. Но есть и другой мир — идеальный. Это тот мир, который существует внутри каждого из нас — в нашем воображении. В нём созданы идеальные условия для того, чтобы мы были счастливы. Все условия этого мира направлены на удовлетворение наших желаний. Мы — центральная фигура этого мира, и именно нами обусловлены все его параметры и характеристики. Не он диктует нам свои правила, а мы диктуем ему свои, и он целиком и полностью соответствует всем нашим желаниям. Однако, здесь возникает две проблемы. Первая: как бы прекрасен ни был этот мир, он иллюзорен. Вторая проблема заключается в том, что значительная часть идеального мира от нас скрыта и не доступна нашему осознанию. Последняя проблема тесно связана с нашей с вами боязнью осознать и признать наши истинные желания. И мешает нам это сделать мир реальный — тот мир, в котором мы с вами живём, поскольку его правила во многом противоречат нашим истинным желаниям.

Давайте разберём, какое положение человек может занимать относительно двух миров, и из каких составляющих состоит наша жизнь в этих мирах.

Каждый человек, как субъект, способный к осознанию себя и взаимодействию с окружающим миром — то есть как личность, — имеет ряд характеристик и пребывает в определённом состоянии. Дать характеристику человеку и выявить, в каком состоянии он находится, можно путём изучения трёх составляющих человеческого существования: физического состояния, духовного состояния и социальной позиции. Рассмотрим каждую из составляющих более подробно.

Каждый из нас имеет определённое физическое состояние, то есть определённый рост, массу, телосложение и т. д. Наши клетки, ткани и органы также характеризуются определённым набором качеств и свойств. У кого-то все органы здоровы, имеют нормальную структуру и правильно функционируют, а кто-то страдает от тех или иных заболеваний, обусловленных нарушением строения и работы различных органов. Всё это — физическое состояние человека.

Наше восприятие мира, наше мировоззрение, наша вера, наши желания, страхи и предрассудки, наше настроение — всё это в целом является нашим духовным состоянием. Наши представления о жизни, о смысле жизни, наши стремления, наш характер — это всё элементы духовного мира, который, естественно, у каждого из нас имеет свои особенности. Как и физическое состояние, духовное состояние одного человека во многом совершенно не похоже на духовное состояние другого человека.

Есть ещё одна составляющая человеческого существования — социальная позиция. Это то место, которое мы занимаем в обществе по отношению к установкам и ценностям данного общества и то, как нас воспринимают окружающие люди с точки зрения общественных норм и правил. Социальный статус, уровень востребованности человека, наличие деловых связей, степень влияния на окружающих и так далее — все эти параметры определяют социальную позицию человека.

Рисунок 1 — Обобщённая модель мира и существования человека

Итак, мы выяснили, что каждый человек существует (пребывает) в двух мирах: реальном и идеальном. Соответственно, каждая из трёх составляющих человеческого существования имеет две вариации — реальную и идеальную. Для наглядности приведём несколько примеров. Допустим, речь идёт о физическом состоянии человека. В реальном мире человек может иметь избыточный вес, слабые руки, больное сердце. В то же время, в идеальном мире этого человека он является стройным, подтянутым, сильным и здоровым. Другой пример: в реальном мире человек подавлен, находится в постоянной депрессии, его переполняют страхи и сомнения, тогда как в идеальном мире он полон оптимизма, уверен в себе и всегда пребывает в хорошем настроении. А вот пример, касающийся вариаций социальной позиции: в реальном мире человек не реализовал себя как специалист, он беден, его не уважают, он работает на низкооплачиваемой работе, при этом в идеальном мире он успешен, востребован как специалист, он делает карьерные успехи, занимает высокое положение в обществе, он состоятелен и уважаем.

Подведём небольшой итог. Мы узнали о существовании реального и идеального миров, в которых одновременно пребывает каждый человек; выявили и описали три составляющие человеческого существования и рассмотрели примеры их проявления в реальном и идеальном мирах (обобщённая модель мира и существования человека, схематично отражающая сказанное выше, изображена на рисунке 1). Но какое же место занимает личность человека по отношению к реальному и идеальному мирам? Как эти миры соотносятся друг с другом? Можно ли говорить о том, что человек может в большей степени пребывать в одном или другом мире? Нужно ли стремиться к тому, чтобы сделать свой идеальный мир реальным? Как воплотить свои мечты и идеи в жизнь? Как стать счастливым? Что такое свобода, возможна ли она, и если возможна, то как же стать по-настоящему свободным? Поиском ответа на эти и другие важные вопросы мы с вами и займёмся далее.

2. Шкала состояния и приоритеты личности

Физическое, духовное состояния и социальная позиция — это составляющие человеческого существования. Не самого человека как личности, а именно существования человека. Иными словами, данные составляющие имеют место быть и могут быть рассмотрены только лишь в контексте взаимодействия человека с окружающим миром, и никак иначе. Но это не значит, что человек и окружающий его мир — есть неделимое целое. Это не совсем так.

Человека как такового, то есть вне контекста его взаимодействия с окружающим миром, мы будем называть личностью. Далее возникает вопрос о том, какое же положение занимает личность по отношению к реальному и идеальному мирам? На представленной выше схеме мы видим, что человек одновременно проживает свою жизнь в двух мирах. Он как бы находится на границе, разделяющей реальный и идеальный миры. Если человек находится ровно посередине, то реальный и идеальный миры занимают в его существовании одинаковую долю и значимость. Но так бывает лишь в очень редких случаях. Обычно в жизни каждого человека один из миров занимает большую часть, а другой — меньшую. В разные периоды жизни личность смещается в ту или иную сторону. Существуют определённые границы, которые ограничивают личность в перемещении между мирами. Однако, эти границы могут расширяться или сужаться. Пространство, в пределах которого личность может смещаться в ту или иную сторону, называется сегментом состояния. В свою очередь, сегмент состояния располагается на шкале состояния. Шкала состояния — это условный диапазон, ограничивающий пределы реального и идеального миров и отражающий возможный потенциал смещения или расширения сегмента состояния (см. рисунок 1).

Итак, в зависимости от установленных границ, сегмент состояния может быть уже или шире. При этом большая часть сегмента, как правило, располагается в одном из миров. В этом случае говорят о приоритете сегмента состояния и о смещении приоритета. Например, если большая часть сегмента расположена в реальном мире, то мы говорим о том, что приоритет сегмента смещён в сторону реального мира. Такой сегмент состояния называется сегментом с реальным приоритетом. В противном случае речь будет идти о сегменте с идеальным приоритетом (см. рисунок 2).

Рисунок 2 — Приоритеты сегмента состояния: слева — сегмент состояния с реальным приоритетом; справа — сегмент состояния с идеальным приоритетом

Введём ещё одно понятие — приоритет личности. Это состояние, при котором личность находится в том или другом мире. Соответственно, различают личность с реальным приоритетом и личность с идеальным приоритетом. Приоритет личности является гораздо более динамичной категорией, нежели приоритет сегмента состояния. Кроме того, приоритет личности не всегда совпадает с приоритетом сегмента состояния. Например, приоритет сегмента может быть смещён в сторону реального мира, но личность в данный конкретный момент и по отношению к конкретной ситуации может существовать в идеальном мире. При этом приоритет личности может существенно смещаться в ту или иную сторону за довольно короткое время (буквально в течение нескольких минут), тогда как для смещения (либо расширения/сужения — см. далее) границ сегмента состояния требуется гораздо больше времени (вплоть до нескольких месяцев и лет).

Рассмотрим пример. Предположим, человек преимущественно существует в идеальном мире. Он живёт мечтами, он отстранён от решения реальных проблем, он искренне верит в добро и справедливость, не замечая при этом, что реальный мир совершенно не соответствует его представлениям. Он погружён в свой идеальный мир, а в реальном мире пребывает просто по мере необходимости. Будь его воля, он целиком и полностью ушёл бы в идеальный мир. Но это не возможно. Тем не менее, можно говорить о том, что приоритет сегмента состояния человека в данном случае является идеальным. И приоритет личности в большинстве жизненных ситуаций, скорее всего, так же будет смещён в сторону идеального мира, то есть личность будет существовать (находиться) в идеальном мире (см. рисунок 3А). Но в какой-то момент реальный мир вдруг даёт о себе знать с особенной силой — в жизни человека происходит некое чрезвычайное происшествие, последствия которого требуют от него незамедлительных конкретных действий в реальном мире. Причём решить проблему путём иллюзий (например, заставив себя поверить в то, что всё хорошо) не представляется возможным. Например, родитель игнорировал болезнь своего ребёнка, верил в то, что ребёнок на самом деле здоров — в его идеальном мире всё было именно так. Постепенное ухудшение состояния здоровья ребёнка родитель мог не замечать (а точнее, делать вид, что не замечает), либо находить этому какие-то «безобидные» объяснения и оправдания. И вот, в какой-то момент у ребёнка возникает острый приступ, и он оказывается при смерти. Проигнорировать это человек уже не может. В этот момент он будто бы забывает обо всех предыдущих отговорках и оправданиях, благодаря которым он избегал решения проблемы. Его личность смещается в сторону реального мира, и человек начинает действовать, исходя из реальной обстановки. Он перестаёт игнорировать болезнь своего ребёнка и начинает прилагать реальные усилия для того, чтобы спасти ему жизнь (см. рисунок 3Б). Однако, как только ребёнку будет оказана экстренная помощь, родитель может вновь вернуться к иллюзиям, при том что ребёнок всё ещё болен и проблема не решена окончательно. Несмотря на то, что в экстренной ситуации личность сместилась в сторону реального мира, сегмент состояния всё ещё имеет идеальный приоритет — большая его часть расположена в идеальном мире, а потому восприятие мира в целом, характер душевной организации и тяга к идеальному миру у человека всё равно сохраняются. Поэтому, когда экстренно возникшая проблема решена, и у человека вновь появляется возможность игнорировать реальность, личность снова сместит приоритет в сторону идеального мира (см. рисунок 3В).

Рисунок 3 — Параметры и динамика личности и сегмента состояния: А — сегмент состояния и личность имеют идеальный приоритет; Б — личность сместилась в сторону реального мира и теперь находится в реальном мире; В — приоритет личности вновь сместился в сторону идеального мира; Г — сегмент состояния сместился в сторону реального мира

Для того, чтобы в существовании человека произошли более серьёзные и глубокие изменения, необходимо длительное воздействие на него разного рода факторов и событий, которые в итоге приведут к изменению границ сегмента. Либо это может быть одно единственное событие, которое не просто заставит человека обратить внимание на реальность, но и станет настолько обескураживающим, что заставит его взглянуть, наконец, на своё поведение со стороны и не просто начать действовать исходя из сложившихся реалий, но и действовать более осознанно. Например, если болезнь ребёнка в описанном выше примере приведёт в итоге к его смерти, то велика вероятность того, что родитель не только не сможет это игнорировать и будет вынужден предпринять конкретные действия в реальном мире (например, вызовет врача, займётся организацией похорон и т.д.), но и осознает всю иррациональность и ошибочность той модели поведения, которая была ему присуща до сих пор, то есть до смерти ребёнка. Приоритет сегмента состояния сместится в сторону реального мира, и человек как бы прозреет (см. рисунок 3Г). Он будет поражён тем, как он мог всё это время игнорировать болезнь своего ребёнка, когда все симптомы и прогрессирование заболевания были налицо.

Итак, мы определились с тем, что такое сегмент и шкала состояния; выяснили, что сегмент состояния имеет определённые границы, он может быть уже или шире; также мы выяснили, что существует приоритет сегмента состояния, который может быть смещён в сторону реального, либо в сторону идеального мира. Мы рассмотрели место личности на сегменте состояния и выяснили, что приоритет личности также может меняться (смещаться) в ту или иную сторону в пределах границ сегмента.

3. Расширение и смещение границ сегмента состояния

Сегмент состояния имеет определённые границы, то есть он ограничен с двух сторон и занимает определённый участок на шкале состояния. Для обозначения того, что сегмент ограничен, введём понятие рамки. Рамкой мы будем называть ширину (размер) сегмента состояния на шкале состояния.

Как мы выяснили, личность и сегмент состояния могут смещаться в ту или иную сторону, то есть в сторону реального, либо в сторону идеального мира. Помимо этого, может меняться и рамка — то есть ширина (размер) сегмента состояния. Понятие рамки применимо к сегменту, но не применимо к личности. Дело в том, что сегмент состояния — это категория, которая имеет некий диапазон, отражающий психологические особенности, мировоззрение и мировосприятие человека в целом, и по которому мы можем судить о потенциале личности. В свою очередь, личность на сегменте состояния отражает характер взаимодействия человека с миром в тот или иной конкретный и относительно короткий промежуток времени и в условиях конкретной ситуации или события, то есть имеет не столько общий, сколько более частный, ситуативный характер. Таким образом, термин «рамка» («размер») по отношению к категории личности некорректен. Следовательно, личность подвержена только смещению (без изменения размеров), тогда как для сегмента состояния характерно как смещение, так и изменение рамки в большую или меньшую сторону (увеличение или уменьшение).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЛЕВИТОЛОГИИ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Левитология. Концепция социальной свободы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я