Йога души

Амардев Гири

Годы пролетают быстро, и вот человек уже в конце жизненного пути. Используйте своё время с пользой, мыслите в долгосрочной перспективе. Поймите, что для вас важно, а что второстепенно. Уделяйте ежедневно некоторое время для занятий. Будьте упорны и последовательны. Йога не лёгкий путь и не даёт быстрых результатов, но время, потраченное на йогу, окупается тысячекратно. Занимайтесь йогой сейчас. Ощущение гармонии и непреходящего счастья, умиротворение – это мировосприятие следующего по пути йоги.

Оглавление

Восьмиступенчатая йога

В настоящее время восьмиступенчатая йога часто именуется классической системой йоги. Духовное развитие человека здесь проходит через восемь ступеней. При этом морально-этические принципы яма и нияма считаются фундаментом практики, пирамиды, а ее вершина — самадхи — окончательная реализация, растворение, слияние. Здесь чрезвычайно важны все ступени — нельзя пренебречь чем-то, что-то не делать или сократить. Правильные средства столь же важны, как и конечная цель. Патанджали перечисляет эти средства, называя их восемью членами или ступенями йоги на пути духовного поиска. Восемь ступеней йоги:

— Яма (общие нравственные требования)

— Нияма (самоочищение посредством дисциплины)

— Асана (поза)

— Пранаяма (управление дыханием)

— Пратьяхара (отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов)

— Дхарана (концентрация)

— Дхьяна (медитация)

— Самадхи (состояние сверхсознания, конечной стадией которой является слияние с Единым Бесконечным Сознанием)

Без крепкого устойчивого фундамента (яма и нияма) пирамида вашей духовной практики рано или поздно рухнет. Асаны укрепляют тело, избавляют от болезней, успокаивают ум и дают начальные навыки над его контролем. Пранаяма очищает, оживляет и активирует энергетическую структуру. Пратьяхара направляет ум внутрь от желаний и соблазнов внешнего мира, успокаивает чувства. Дхарана учит концентрации, сосредоточению на выбранном объекте. Дхьяна — медитация становится возможна, когда успокаивается ум. На стадии самадхи йог выходит за рамки обусловленности первоэлементов и качеств материальной природы.

В процессе практики йог освобождается от телесного сознания. Он подчиняет себе тело, превращая его в подобающее вместилище для души.

Здесь первые три ступени — яма, нияма и асана являются внешним поиском (бахиранга садхана).

Пранаяма и пратьяхара, учат адепта регулировать дыхание и тем самым контролировать ум. Это помогает освободить чувства от порабощения объектами желаний. Эти две ступени йоги считаются внутренним поиском (антаранга садхана).

Дхарана, Дхьяна и Самадхи вводят йога в глубины его души. Йог не ищет Бога в небесах, зная, что Он внутри, что Он — Антаратма (Внутреннее Я). Три последние ступени помогают ему поддерживать гармонию с самим собой и своим Творцом. Эти ступени называются духовным поиском (антаратма садхана).

Глубокая медитация приводит к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцающий, созерцание и созерцаемое не существуют отдельно друг от друга. Так великий музыкант сливается со своим инструментом и с музыкой, льющейся из него. Тогда йог пребывает в своем естестве и осознает свое Я (Атман) — часть Верховной Души внутри себя.

Занятия йогой обостряют способность к различению и ведут к познанию истинной природы души, которую нельзя понять полностью одними лишь функциями интеллекта. Изучение йоги даёт возможность достичь состояния чистого сознания и реализовать внутреннюю сущность.

Можно выделить три основные силы, помогающие человеку на духовном пути:

— Иччха Шакти — энергия желания или воли

— Джняна Шакти — энергия мудрости или знания

— Крия Шакти — энергия действия

Объединив вместе эти три энергии, человек способен достичь любой цели.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я